Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

На главную страницу кампании
в защиту Дунайского заповедника

Последние события

\\|// БАЙБАК \\|// Украинская коалиция "За дикую природу" (# 112 от 25.04.05)

1_ Новая украинская власть впервые определенно высказалась о канале на Быстром.
2_ Ющенко хочет "разрулить" проблему Дунайского канала.


После визита Президента Украины В. Ющенко в Румынию 21 апреля новая украинская власть, фактически, впервые определила свое отношение к проблеме сооружения канала Дунай - Черное море через гирло Быстрое Дунайского биосферного заповедника. Информацию об этом с сайта ProEUROPA (http://www.proeuropa.info/news/?id=3064) мы приводим в конце данного сообщения.

Нельзя не отметить положительные изменения в отношении к данной проблеме: в отличие от Администрации Л. Кучмы, которая пыталась игнорировать международные соглашения Украины, В. Ющенко стремится к диалогу с соседями.

Но было бы неверно представлять данную проблему исключительно как украино-румынский конфликт. Сооружение канала на гирле Быстрое негативно оценила далеко не одна Румыния. Против него в той или иной форме неоднократно выступали официальные лица ЕС и США, Канцлер Германии Г. Шредер, Международная комиссия по защите реки Дунай, Комитет по соблюдению Орхусской конвенции, Секретариат Рамсарской конвенции, эксперты ЮНЕСКО, Международное бюро Водно-болотных угодий, Всемирный фонд дикой природы, Международное общество охраны птиц и др. С мая 2004 года, с начала сооружения канала, против него выступило более 55 тысяч организаций и отдельных граждан из 90 стран мира.

Можно, конечно, в этих протестах, как это делалось во времена Кучмы, искать следы международного заговора против Украины и продолжить начатую Кирпой "охоту на ведьм". Но честнее было бы признать, что причиной такой негативной оценки действий Украины явилось разрушение данным проектом биосферного резервата - Дунайского биосферного заповедника - и, как следствие, нарушение Украиной Боннской конвенции, Соглашения об охране афро-евразийских мигрирующих водно-болотных видов птиц, Дунайской конвенции, Конвенции Эспо, Рамсарской и Орхусской конвенций. И урегулировать этот конфликт только в украино-румынской плоскости не удастся - Украине, чтобы выйти из международного политического тупика (куда ее загнало прежнее руководство Минтранса), следует готовиться к многосторонним переговорам и соблюдению нарушенных международных соглашений.

Поэтому пугает позиция министра транспорта Е. Червоненко, в частности, намерения "отстаивать свои интересы в вопросе достройки канала".

НИКТО не выступал и не выступает против возобновления судоходства в украинской части дельты Дуная - поэтому и отстаивать интересы Украины в этом вопросе - лишнее: никто на них не покушался. Протесты связаны исключительно с прохождением канала через гирло Быстрое - наиболее губительного в экологическом отношении и необоснованного экономически варианта.

По до конца непонятным причинам Минтранс Кирпы преподносил данный вариант как единственно возможный. При этом саботировались его экономически выгодные и экологические приемлемые альтернативы: например, через Стенцовско-Жебриянские плавни или существующий канал Дунай - Сасык. По мнению ряда экспертов, именно лоббирование Минтрансом канала через гирло Быстрое оттянуло (и оттягивает!) возобновление судоходства в Украинском Придунавье, ввергло Украины в продолжительный международный скандал, а, возможно, и повлекло необоснованные траты бюджетных средств. Интересно было бы точно выяснить целевое использование средств при дноуглублении Быстрого, которое проводилось в преддверии президентских выборов - ведь известно, что легче всего "зарывать" деньги именно на дноуглубительных работах.

И насчет экономичности канала на Быстром: сообщая о количестве судов, прошедших по нему, транспортники не упоминают, что до открытия Быстрого корабли через украинскую часть дельты проходили по Соединительному каналу порта Усть-Дунайск, причем их поток был приблизительно равен потоку кораблей на Быстром. После открытия Быстрого Кирпа запретил пускать суда через Соединительный канал...

Кого мы стараемся обмануть? Уж румын-то фиктивная экономичность канала на Быстром точно не интересует!

Говоря об эффективности канала на Быстром, следует также помнить, что осенью оно было углублено до отметки в 5 м, а сейчас его глубины составляют около 3-х! Может ли быть экономичным канал, который, фактически, два раза в год следует перерывать заново?

В своем интервью Е. Червоненко подчеркнул, "что место строительства канала является исторически украинской территорией", - патриотические лозунги обычно используют при нехватке содержательных аргументов. При лоббировании канализации Быстрого их широко использовали Администрация Л. Кучмы и Г. Кирпа.

Мы надеемся, что новая власть не станет идти "след в след" за своими предшественниками.

С. Шапаренко,
Экологическая группа "Печенеги".

* * *

Бухарест. Эксперты на протяжении нескольких недель должны предложить механизм решения проблемы канала Дунай - Черное море.

Как передает УНИАН, об этом сообщил Президент Украины Виктор Ющенко во время общей пресс-конференции после завершения двусторонней встречи в формате с глазу на глаз, а также двусторонних украинско-румынских переговоров в расширенном круге, прошедших под председательством президентов.

"Я не думаю, что роль президентов показывать сегодня те или другие механизмы. Сегодня профессионалы должны сесть за стол переговоров, выработать механизмы урегулирования и предложить на протяжении нескольких недель румынской и украинской стороне механизмы решения этих проблем", - в частности сказал В. Ющенко, отвечая на вопрос, с каких позиций Украина сегодня подходит к решению проблемы, возникшей в двусторонних отношениях после того, как Украина начала строительство канала в гирле Дуная.

В то же время президент подчеркнул, что очень хотел бы, чтобы сегодня румынская и украинская власти решили эту проблему. "Есть дунайская комиссия, есть международные принципы. Мы готовы идти вплоть до общей администрации. Речь идет о широком диапазоне", - сказал В. Ющенко. По его словам, сегодня президенты двух стран исходят из того, что сейчас на уровне министров транспорта, заместителей министров иностранных дел, других компетентных сторон необходимо как можно скорее сделать соответствующий комитет, который бы дал ответы на все вопросы, присутствующие в этой проблеме.

"Я хочу, чтобы этот вопрос был решен, чтобы мы его не брали в завтрашний день", - сказал В. Ющенко.

Как сообщал УНИАН, сегодня в самолете по дороге из Киева в Бухарест министр транспорта и связи Украины Евгений Червоненко сказал, что украинская сторона намеревается отстаивать свои интересы в вопросе достройки канала "Дунай - Черное море".

"Наша позиция относительно канала - это прямые интересы Украины", - заявил Е. Червоненко, подчеркнув, что место строительства канала является исторически украинской территорией.

Подчеркнув, что представители румынской стороны являются, бесспорно, "сильными и нелегкими дипломатами", Е. Червоненко заявил: "но не отстоять свои интересы в дунайской дельте - преступление".

Министр транспорта сообщил, что только за период с сентября минувшего года по конец марта в этом году при плане в 311 кораблей, по каналу прошло 400 кораблей в частности 172 под украинским флагом и 228 под иностранными (65 российских, 26 турецких, 24 грузинских и т.д.). По словам министра, основным перевозчиком сегодня является Украинское дунайское пароходство, работающее с прибылью и за указанный период перевезшее 0,5 млн. тонн грузов. При этом Е. Червоненко прибавил, что такие дунайские порты как Измаил, Рени, Усть-Дунайск потенциально способны перерабатывать около 20 млн. тонн грузов за год.

При успешной работе канала, по словам Е. Червоненко, украинские судоходные компании смогут доставлять грузы на Кавказ, Близкий и Средний Восток, северную Африку, а также по Дунаю выходить на Рейн - главную внутреннюю судоходную магистраль в Европе.

21 Апреля 2005 года 18:00


КОНТАКТЫ:
Экологическая группа "Печенеги" (Харьков): Сергей Шапаренко;
тел. (0572) 52-27-71, pecheneg@ic.kharkov.ua

Подготовлено
ЭкГ "Печенеги"
Украинская коалиция "За дикую природу"

Мы признательны О. Мелень (Экоправо-Львов) за помощь в поиске информации для данного выпуска.

25. 04. 2005

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность