На главную страницу кампании
в защиту Дунайского заповедника
Последние события
\\|// БАЙБАК \\|// Украинская коалиция "За дикую природу" (# 111 от 24.04.05)
Президенту Украины, г. В. А. Ющенко
Премьер-министру Украины, г. Ю. В. Тимошенко
Средствам массовой информации Украины
Открытое обращение
Канал через гирло Быстрое:
УКРАИНА ПРОДОЛЖИТ НАРУШАТЬ ТРЕБОВАНИЯ ОРХУССКОЙ КОНВЕНЦИИ?
При проектировании и сооружении канала Дунай - Черное море через гирло Быстрое
Дунайского биосферного заповедника был нарушен ряд международных соглашений, - из-за
чего данный проект был негативно оценен мировым сообществом. Для смягчения
международной реакции власти Украины предложили Еврокомиссии непосредственно
ознакомиться с ситуацией на Быстром.
Визит официальной делегации Еврокомиссии по данному вопросу состоялся в октябре
2004 года. В ходе переговоров украинские власти пообещали ей, в том числе, провести
международную конференцию для всесторонней оценки данного проекта. А также - не
начинать вторую фазу сооружения канала до начала полноценного экологического
мониторинга и обеспечения участия общественности в этом процессе.
Оба этих обещания так или иначе связаны с соблюдением Украиной положений
Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений
и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусской
конвенции). Иными словами, власти Украины пообещали Еврокомиссии не только
всесторонне и объективно информировать украинскую и мировую общественность
относительно сооружения канала Дунай - Черное море, но и учесть ее мнение
относительно будущего этого проекта.
Вопреки этим обещаниям, подготовка международной научной конференции и
экологический мониторинг на Быстром ведутся без участия общественности.
Весной этого года на сайте Министерства транспорта и связи Украины появилась
Программа Международной научно-практической конференции "Сохранение и устойчивое
развитие дельты Дуная"
(http://www.mintrans.gov.ua/international/danube/index.html#conf).
Организатором конференции фактически является Минтранс Украины - в то время как
решением проблем, которым она посвящена, занимаются Министерство охраны окружающей
природной среды и Национальная академия наук. Не странно ли, что подготовка данной
конференции была поручена не профильным ведомствам, а министерству, не имеющему к
сохранению и устойчивому развитию регионов никакого отношения, зато на протяжении
нескольких лет лоббировавшему канализацию Быстрого?
Выступлений общественности данная программа не предусматривает - каким, интересно,
образом, украинские власти собираются учесть ее мнение относительно данного проекта?
Программой ограничено количество выступлений представителей НАН Украины, зато
предоставлены большие возможности лицам, тем или иным образом участвовавшим в
лоббировании канала на Быстром. Среди них:
1) фактический идеолог данного проекта, участник государственной экологической
экспертизы, "обосновавшей" допустимость сооружения канала на Быстром, профессор
Одесского государственного университета, Ю. Шуйский;
2) директор заказчика и фактического главного исполнителя данного проекта,
госпредприятия "Дельта-Лоцман", В. Бездольный;
3) один из главных лоббистов канала из бывшего руководства Минприроды, бывший
заместитель начальника Госслужбы заповедного дела, С. Комарчук (два доклада);
4) директор генпроектировщика данного проекта, института "Речтранспроект", В.
Керусенко;
5) руководитель государственных экологических экспертиз, "обосновавших"
допустимость сооружения канала на Быстром, профессор Харьковского национального
университета, В. Некос;
6) руководитель "Проекта организации территории и охраны природных комплексов
Дунайского биосферного заповедника", закрепившего раззаповедание Быстрого и т. п.,
заместитель директора Украинского НИИ экологических проблем (УкрНИИЭП), А. Васенко;
7) руководитель разработки Оценки воздействия на окружающую среду ТЭО канала
через Быстрое, заведующая лабораторией УкрНИИЭП, Л. Анищенко;
8) руководитель мониторинговой группы, занизившей размер ущерба, нанесенного
каналом природным комплексам Быстрого, директор ИЦ "Ноосфера", Н. Берлинский
(фигурирующий в программе как представитель Одесского филиала Института биологии
южных морей);
9) иностранцы, регулярно привлекаемые Минтрансом для обоснования "экологичности"
канала на Быстром - О. Пустельниковас (Литва) и С. Муселяк (Польша) и др.
Необъективность и ангажированность многих из приведенных лиц заметна уже из названий
докладов.
На Быстром до 2004 года не ходили никакие суда, кроме рыбацких и военных, т. е.
здесь никогда не было транспортного судоходства. Минтранс же, чтобы как-то оправдать
свою деятельность, с начала 2004 года утверждал, что на Быстром не сооружается
судовой ход, а восстанавливается якобы существовавший в 50-е годы ХХ в. Эта
дезинформация была широко распространена и в средствах массовой информации, и в
официальных документах.
Подобные формулировки фигурируют и в докладах выступающих "от Минтранса":
В. Бездольный - доклад "Реализация проекта ВОССТАНОВЛЕНИЯ ГСХ "Дунай - Черное
море" в рамках Национальной программы развития Придунавья";
В. Керусенко - "Экономические аспекты реализации второго этапа проекта
ВОССТАНОВЛЕНИЯ ГСХ "Дунай - Черное море";
В. Некос - "Экологические аспекты реализации второго этапа проекта
ВОССТАНОВЛЕНИЯ ГСХ "Дунай - Черное море";
Л. Анищенко - "Оценка влияния второго этапа проекта ВОССТАНОВЛЕНИЯ ГСХ "Дунай -
Черное море" на окружающую среду";
а также - В. Хомицкий (Институт Гидромеханики) - "Физическое моделирование
реализации второго этапа проекта ВОССТАНОВЛЕНИЯ ГСХ "Дунай - Черное море" (выделения
по тексту наши).
Фактически, этими докладами в очередной раз будет утверждаться, что, поскольку
Украина обновляет судовой ход, существовавший ранее, а не сооружает новый, и
экологические нарушения на нем не так страшны, и нормативы должны быть не настолько
жесткие, и экологические конвенции при этом не нарушаются...
Разработанный УкрНИИЭП "Проект организации территории и охраны природных комплексов
Дунайского биосферного заповедника" за непрофессионализм, ангажированность и
искажение реальных фактов был подвергнут острой критике. Поэтому является
удивительным то, что с докладом "Разработка проекта организации территории Дунайского
биосферного заповедника в условиях восстановления судоходства", в соответствии с
программой, должен выступать некий "представитель НАН Украины" - организации, не
имеющей никакого отношения к разработке этого проекта.
При этом разработчик провального документа, А. Васенко, выступает с докладом
"Мониторинг Дунайского биосферного заповедника и дельты Дуная". Чиновники Минприроды,
несколько лет лоббировавшие интересы Минтранса Г. Кирпы, собираются переложить
ответственность за свои действия на Академию наук?
Компетентность и уровень "международных экспертов" О. Пустельниковаса и С. Муселяка
(именно так преподносит этих господ Минтранс) также можно оценить по названиям их
докладов: "Работа международных экологических организаций в экосистеме прибалтийских
стран" (О. Пустельниковас) и "Опыт международного сотрудничества для сохранения и
развития дельт основных рек Европы" (С. Муселяк).
Мы не будем приводить в этом заявлении научные определения "экосистемы", однако,
стоит отметить, что примерами экосистем являются озеро, лес, пустыня, суша, океан,
биосфера, - но никак не "прибалтийские страны", о чем господин Пустельниковас как
эксперт должен знать.
В названии доклада господина Муселяка вызывают недоумение "опыт...
сотрудничества для... развития дельт". Дельта - природный объект, как человек может
развивать то, что не он создавал? Странными является и понятие "основные реки
Европы". Как и кто определяет, какие реки - основные, а какие - второстепенные?
Стиль докладов этих "экспертов" навевает стиль советских передовиц времен
сталинского "покорения природы". Странно сталкиваться с подобным подходом в ХХI веке.
Украинской общественности фамилии гг. Пустельниковаса и Муселяка стали известны из
"Резолюции рабочего семинара международных экспертов "Восстановление транзитного
судоходства в украинской части дельты Дуная в условиях существования биосферного
заповедника на основе международного опыта", который прошел в Одессе 16 - 20 октября
2003 г. Судя по подписям в резолюции, в семинаре приняло участие 10 человек.
При этом "Планом мероприятий реализации положений, изложенных в Указе Президента
Украины "О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 06. 06. 2003
г. "О состоянии выполнения Указа Президента Украины от 10. 08. 1998 г. N 861 "О
создании Дунайского биосферного заповедника" и перспективы строительства судоходного
пути Дунай - Черное море" и поручении Кабинета Министров Украины от 19. 06. 2003 г. N
35057", утвержденном Приказом Минтранса Украины от 10. 07. 2003 N 514,
предусматривалось:
"Организовать проведение научно-практической конференции на тему "Особенности
возможного влияния судоходства через гирло Быстрое на экосистему Килийской дельты
Дуная" на базе Одесского национального университета им. Мечникова с привлечением
отечественных и заграничных экспертов; ответственный - В. Бездольный; стоимость
работ - 100 тыс. грн.".
Хотя названия запланированного и проведенного мероприятия не совпадают,
поскольку никаких других семинаров по данной проблеме в 2003 году Минтранс не
проводил, речь, вероятно, идет об одном и том же мероприятии. 100.000 грн. на
четырехдневный семинар из 10 человек: по 2.500 грн. на человека в день, - за
резолюцию, содержательная часть которой занимает половину страницы общих фраз в
поддержку канала через Быстрое - более чем достойная компенсация расходов!
27 - 28 апреля 2005 г. в Одессе пройдет международный семинар "Анализ результатов
мониторинга от реализации первой стадии канала Дунай - Черное море". Кроме некоторых
выступающих на нем, подробной информации об этом мероприятии у нас нет.
Общественность о нем никто не информировал.
А выступающие, по большому счету, все те же: А. Васенко, С. Комарчук, Н.
Берлинский, В. Бездольный, В. Некос, Ю. Шуйский...
Мы особо отмечаем, что из-за отсутствия информации у нас нет возможности детальнее
оценить данные мероприятия.
Учитывая изложенное выше, МЫ ЗАЯВЛЯЕМ,
что подготовка конференций, призванных оценить влияние канала Дунай - Черное
море через гирло Быстрое, и перспективы восстановления судоходства в украинской части
дельты Дуная,
- фактически ангажированы Министерством транспорта и связи Украины (или его
структурным подразделением - госпредприятием "Дельта-Лоцман");
- ход их подготовки направлен на необъективное освещение проблемы в пользу
реализации судового пути по гирлу Быстрое;
- общественность по-прежнему не имеет возможности принимать участие в принятии
решения по данному вопросу.
И ТРЕБУЕМ:
1. Передать организацию данных научных конференций структуре, компетентно
занимающейся проблемами устойчивого развития Придунавья - Национальной академии наук
Украины; или нейтральному в данном вопросе Министерству экономики и по вопросам
евроинтеграции.
2. Для объективного освещения сложившейся ситуации, предоставить на данных
научных конференциях возможность выступлений специалистам, занимающимся натурными
исследованиями в Придунавье, - по предложениям НАН Украины.
3. Обеспечить, в соответствии с требованиями Орхусской конвенции и обещаниями,
данными Украиной официальной делегации Еврокомиссии 6 - 8 октября 2004 г., участие
общественности в данных конференциях, а также - учесть ее мнение при принятии решения
по данному вопросу.
4. Проверить целевое использование средств при проведении рабочего семинара
международных экспертов "Восстановление транзитного судоходства в украинской части
дельты Дуная в условиях существования биосферного заповедника на основе
международного опыта", (Одесса, 16 - 20 октября 2003 г.).
18 февраля 2005 г. Комитет Орхусской конвенции пришел к заключению, что Украина
не выполнила свои обязательства по ней. Надеемся, что в 2005 году наша страна
перестанет нарушать международные конвенции.
С уважением,
Председатель Совета ЭкГ "Печенеги", С. Шапаренко
КОНТАКТЫ:
Экологическая группа "Печенеги" (Харьков): Сергей Шапаренко;
тел. (0572) 52-27-71, pecheneg@ic.kharkov.ua
Подготовлено
ЭкГ "Печенеги"
Украинская коалиция "За дикую природу"
25. 04. 2005