На главную страницу кампании
в защиту Дунайского заповедника
Последние события
Минтранс ведет Украину к национальному позору.
Экологи вынуждены обратиться к европейским министрам, чтобы защитить
Дунайский биосферный заповедник
В преддверии Европейского Экофорума в Киеве украинская "Коалиция за дикую
природу" обратилась с письмом к министрам окружающей среды европейских
стран. В этом письме они просят помочь защитить Дунайский биосферный
заповедник от продолжающихся посягательств Минтранса.
В декабре 2002 года уже чуть было не разразился международный скандал, когда
министр транспорта Георгий Кирпа попытался пойти ва-банк и убедить
Президента Кучму подписать указ о фактическом расчленении заповедника.
Однако тогда факсы из 64 стран мира помогли Леониду Даниловичу проявить
политическую волю и отправить разные варианты канала на дальнейшее
рассмотрение экспертов.
При этом, по источникам, близким к происходившим событиям, нам стало
известно о серьезном недовольстве Президента Украины поведением Минтранса,
который чуть не втянул страну в очередной скандал.
Однако, видимо, миллионы гривен, которые Минтранс планирует получать
ежегодно на рытье и постоянное углубление канала, заставляют господина Кирпу
вновь забыть о национальном достоинстве и достоянии.
10 апреля 2003 года на выездном заседании Совета Безопасности Украины в
Одессе он планирует вынести на повестку дня вопрос об изъятии проток, в том
числе, и гирла Быстрое, из охраняемой территории для строительства
глубоководного судоходного канала Дунай-Черное море. В этот раз Минтранс
утверждает, что протоки попали в заповедную зону "обманным путем". Глупая
ложь в данном случае очевидна - ведь указ о создании биосферного заповедника
готовился два года и прошел множество инстанций. Сейчас он имеется в
открытом доступе на странице кампании в защиту заповедника
http://www.seu.ru/projects/dunay. И снова загадочным образом из повестки дня
заседания исчез альтернативный, минующий заповедное ядро, проект канала,
который к тому же уже имеет инвестора.
"На сайте Президента Украины есть целый раздел - "Европейский выбор". Однако
о каком европейском выборе может идти речь, если несмотря на ясно выраженное
мнение всего мирового сообщества наши власти никак не могут охладить пыл
распоясавшегося Минтранса, которому не терпится прорыть канал в не слишком
богатый госбюджет Украины," - считает Владимир Борейко, директор Киевского
Эколого-Культурного Центра, член Международной комиссии по заповедным
территориям Международного союза охраны природы
По его данным, под незаконное строительство в госбюджете на 2002 год уже
каким-то чудом заложен 27,9 миллионов гривен! По информации, добытой
украинским телеканалом ТСН , строительство канала через гирло Быстрое лишит
бюджет 38 миллионов долларов. Отсутствие результатов экологической
экспертизы едва ли станет причиной для откладывания строительства. Ожидая
открытия канала уже на следующую весну, из Киева в Измаил планируют открыть
регулярное авиасообщение. Сохранение заповедника, который в Измаиле называют
государственной ошибкой, оказывается под большим вопросом.
"В преддверии будущего Экофорума, который состоится в мае, все это выглядит
как большая провокация, которая может серьезно сказаться на международной
репутации нашей страны. Уничтожение ценнейшей мировой природной территории -
это национальный позор," - считает Сергей Шапаренко, "Печенеги".
Справка
Почти полтора года мировая научная и экологическая общественность доказывает
правительственным структурам Украины ценность Дунайского биосферного
заповедника и недопустимость предлагаемого Минтрансом варианта сооружения
судоходного хода. Последний раз против сооружения судоходного хода через
гирло Быстрое выступили (направили факсы и письма Администрации Президента
Украины) более 300 организаций из 64 стран мира.
Сооружение судоходного хода Дунай-Черное море в гирле Быстрое приведет к
изменению гидрологического режима дельты, нарушению природных процессов
дельтообразования, неизбежному загрязнению заповедных экосистем
нефтепродуктами, нарушит условия существования большинства обитателей данной
территории, приведет к сокращению уловов рыбы местными предприятиями, а
также поставит под угрозу существование целого ряда редких и исчезающих
видов, в том числе и занесенных в Европейский Красный список и Красную книгу
Украины. А изъятие всей акватории у заповедника с новообразованиями
переднего края дельты существенно ухудшит или даже сделает невозможным
гнездование десятков тысяч птиц. При этом заповедник потеряет практически
все места массовых сезонных концентраций водоплавающих и околоводных птиц,
условия их обитания на этих территориях коренным образом ухудшатся.
В настоящее время только в зоне проектируемого судового хода встречается 223
вида птиц, в том числе 5 из Европейского Красного списка, 31 - из Красной
книги Украины. На данной территории постоянно или временно обитают редкие и
исчезающие виды млекопитающих, насекомых, в том числе и занесенных в
Европейский красный список и в Красную книгу Украины. Нормальное обитание
большинства из них несовместимо с деятельностью, подобной той, что
планируется. Фактически, в случае реализации планов Министерства транспорта,
Дунайский биосферный заповедник потеряет свое значение как на международном,
так и на национальном уровне. Украина может потерять одну из своих ценнейших
природных территорий.
"В Дунайском биосферном заповеднике охраняются действительно уникальные
экосистемы дельты второй по величине европейской реки, из-за строительства
канала она может быть полностью уничтожена. Мы просим вас обратиться к
Президенту Кучме и потребовать от него гарантий сохранения заповедника", -
говорится в письме экологических организаций европейским министрам охраны
окружающей среды, которые в мае этого года соберутся на форум в Киеве
Дополнительная информация:
Кампания в защиту Дунайского биосферного заповедника на сайте МСоЭС:
http://www.seu.ru/projects/dunay
Шапаренко Сергей, Экологическая группа "Печенеги", г.Харьков, e-mail:
pecheneg@ic.kharkov.ua, Владимир Борейко, Киевский эколого-культурный центр,
тел. (044) 443-52-62, e-mail: kekz@carrier.kiev.ua
|
Специальные проекты
Информационные партнёры:
|