Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

На главную страницу кампании
в защиту Дунайского заповедника

Последние события

Судоходный канал: проблему рассматривает очередной Комитет Верховной Рады.

  В городе Вилково 25 апреля 2003 года состоялось выездное заседание Комитета Верховной Рады Украины по вопросам строительства, транспорта, жилищно-комунального хозяйства и связи. Как и во время предыдущего заседания 11 апреля Комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны, главной темой было рассмотрение вопроса о строительстве судоходного пути Дунай-Чёрное море. Вёл заседание председатель Комитета В. Пустовойтенко, и в его работе принимали участие Министр экологии и природных ресурсов В. Шевчук, председатель Комитета Верховной Рады по экологической политике Г. Руденко, руководители целого ряда организаций, главы райгосадминистраций. Хотя официально заседание должно было начаться в г. Вилково, фактически обсуждение этого и других вопросов началось на борту судна которым члены Комитетов и другие прилетевшие из Киева участники заседания отправились из Измаила в Вилково.
  К сожалению, в справке по этому вопросу, которая была роздана депутатам, было не просто много неточностей, а явная дезинформация, касающаяся деятельности заповедника. И это не удивительно, потому что справка подготавливалась "Дельта-Лоцман", а подача дезинформации и явной клеветы, как известно, является обычным стилем работы этой организации в условиях отсутствия аргументов. Поэтому директор заповедника был вынужден взять слово, чтобы выступить с опровержениями и сообщить реальную информацию по многим вопросам. Все домыслы от якобы захваченных огородов и заканчивая пожаром вдоль гирла Быстрое, во время которого сгорели деревья, мы уже излагали на страницах нашей газеты и останавливаться на этом не будем.
  От Министерства транспорта выступил заместитель госсекретаря С. Симоненко. Говоря об истории развития судоходства, он ещё раз подтвердил печально известный факт, когда в 1997 году на дночерпание Прорвы было потрачено 3 миллиона гривен, однако уже через три месяца глубина там составила всего 1,5 метра. После выступления С. Симоненко директор "Дельта-Лоцман" В. Бездольный для того, чтобы усилить аргументацию, в его понимании логики, за строительство канала по гирлу Быстрое, показал фильм, где были сняты пожары в плавнях и деревья, сгоревшие на гирле Быстрое в 2002 году.
  Мы уже детально в № 9 нашей газеты от 31 марта 2003 года говорили о логике этих доводов Минтранса, а ранее описывали этот пожар, пришедший в заповедную зону с гирла Старостамбульское. Огонь 03.03.2002 года пошёл от стоянки рыбаков, прошёл в общей сложности 12,5 километров и перекинулся в заповедную зону. Конкретных виновников тогда найти так и не удалось.
  Однако совершенно неожиданно для "Дельта-Лоцман" фильм возымел совершенно обратное действие. В. Пустовойтенко назвал его некорректным, и он сам, а также С. Симоненко извинились перед присутствующими за демонстрацию такого фильма, объяснив, что предварительно они его не видели. Для многих просто стало очевидным, какими методами эта организация ведёт дискуссию. Примечательно также то, что несмотря на обилие развешенных плакатов директор "Дельта-Лоцман" В. Бездольный так и не сделал свой доклад.
  После этого достаточно бурная дискуссия с В. Бездольным произошла у нас на верху парохода во время осмотра устья Быстрого. Он пытался убедить присутствующих, что сооружение судоходного канала благотворно повлияет на рыбные запасы. Пришлось объяснить ему, что судоходный канал- это ещё и проведение огромного объёма дноуглубительных работ, и сброс миллионов кубов вынутого грунта в Чёрное море. Во время этого погибает донная фауна, тем самым уничтожается кормовая база рыб, гибнет масса молоди, загрязняется сам водоём. Вот почему ещё во времена Советского Союза бывшее Советское Дунайское пароходство платило миллионы рублей за ущерб рыбному хозяйству. Кроме того, в случае сооружения глубоководного судоходного канала по Быстрому лов рыбы по существующим правилам здесь станет невозможным (как например он запрещён в Сулинском), а ведь Быстрое - основное гирло, где происходит вылов сельди. Начальник Одессарыбвода Турятко А. и директор Одесского отделения Института рыбного хозяйства ЮгНИРО Толоконников Г. выступили против канала по Быстрому с официальным письмом, подтвердив, что это строительство недопустимо с рыбохозяйственной точки зрения.
  Затем выступили заместитель председателя Совета по изучению продуктивных сил Украины доктор экономических наук Б. Данилишин, а также доктор экономических наук, директор Института проблем рынка и экономико-экологических исследований Б. Буркинский. Поэтому на данном заседании разговор более детально шёл именно об экономических аспектах планируемого строительства. Б. Буркинский проинформировал, что есть
  Постановление Кабинета Министров Украины № 878 от 01.07.2002 года, в соответствии с которым для строительства канала Дунай-Чёрное море запланировано 138 миллионов гривен. Хотя в постановлении конкретно не идёт речь именно о гирле Быстрое но протяжённость судоходного пути, которая там указывается -12,9 км, указывают, что именно оно имеется ввиду.
  Вопросы Б. Буркинского и Б. Данилишина были в том, как будет окупаться эта сумма, какие экономические расчёты стоят за этим строительством. Ведь в расчётах Минтранса, чтобы окупить такой большой канал, необходимо, чтобы 65 % зарубежных судов из разных стран перестали ходить через румынские каналы и начали проходить через гирло Быстрое, а только отечественных грузоперевозок недостаточно. Вместе с тем, как аргументировали экономисты, простой взгляд на географическую карту показывает, что суда, идущие из Босфора, проходят мимо порта Констанца (которая, кстати, недавно объявлена свободным портом с минимальными налогами). Там существует канал Констанца-Черноводы, позволяющий сразу выйти на 300-ый километр Дуная. Какие иностранные капитаны и почему должны плыть до Украины, а потом ещё делать такой огромный крюк?
  Еще на заседании Комитета 11 апреля представитель Министерства экономики А. Кушниренко назвал эти грандиозные планы по перехвату зарубежных судов нереальными и бонапартистскими. Он тогда отметил, что должна быть постепенность в принятии решений. Об этом же тогда говорили представители Национальной академии наук Украины, что надо срочно модернизировать соединительный канал и посмотреть, будет ли идти планируемое нарастание потоков грузов. А. Кушниренко также подчеркнул, что Министерство экономики никаких согласований проекта по гирлу Быстрое не подписывало вопреки утверждениям В. Бездольного о том, что с ними этот вопрос давно решен.
  Когда представители Минтранса начали заявлять, что они будут сбрасывать цены и демпинговать до тех пор, пока зарубежные суда не хлынут в Быстрое, им популярно объяснили, что это будет сделать невозможно, так как на этот счёт существует суровое европейское законодательство.
  Очень внимательно было выслушано аргументированное, эмоциональное выступление народного депутата Украины Н. Круглова. Он заявил, что окончательное решение можно будет принимать, когда будет до конца чётко понятна экономическая целесообразность траты бюджетных денег на такое строительство, и что ситуация с Быстрым напоминает ему нефтепровод Одесса - Броды.
  Напомним, что после траты колоссального количества средств на нефтепровод, он оказался невостребованным, и теперь никто не знает, зачем его построили, и что с ним делать. Пустой нефтепровод длиной 600 километров ржавеет, а чтобы его заполнить, необходимо многие тысячи тонн нефти. Николай Петрович образно выразился, что мы можем стать как Чебурашка в известном мультфильме - мы можем строить, строить, наконец, построить, и неизвестно, для чего. Второе, что он подчеркнул, это то, что его волнует международный аспект проблемы и все обязательства, которые взяла на себя Украина по охране этого уникального природного уголка.
  Б. Данилишин также поставил вопрос о том, кто будет собственником канала. Он сказал также, что по заключению ряда специалистов прогнозируемый срок эксплуатации канала будет около семи лет, а дальше его ждёт судьба Прорвы. Это то, чего мы боимся больше всего - после того как будут истрачены наши с Вами огромные бюджетные деньги, уничтожена самая середина ядра заповедника, просто останутся горы песка и кучи ржавого металлолома как памятник амбициям Минтранса. Экономисты ещё раз подчеркнули, что считают крайне важной реконструкцию соединительного канала и срочный запуск судоходства, тем более, что для этого есть частные инвестиции, и никаких денег из бюджета брать не надо.
  Министр Минэкоресурсов В. Шевчук сказал, что проблема чрезвычайно сложная, любые варианты такого масштабного строительства нанесут тот или иной ущерб природе и Дунайскому биосферному заповеднику, и надо выбрать вариант с наименьшим ущербом. Он обратил внимание на то, что согласно 150 статье Земельного Кодекса решение об изъятии какой-либо части территории заповедника должно пройти только через Верховную Раду Украины.
  В заключительном слове В. Пустовойтенко подчеркнул, что проблему необходимо решать, время не терпит, и лично он считает, что канал должен строиться через гирло Быстрое. Вместе с тем он сказал, что необходимо всё делать цивилизованным путём с соблюдением необходимых процедур, и если это будет не так, он лично станет на сторону Президента академии наук Украины Б. Патона.
  Сейчас масса различной информации поступает в Совет Национальной безопасности и обороны Украины, где в мае ожидается заседание Совета по этому вопросу. В Киеве 21-23 мая 2003 года на пятой конференции Министров охраны природы всех стран Европы вопрос о строительстве канала по гирлу Быстрое тоже будет рассмотрен. Чем всё это закончится, покажет время. Последнее совещание, где более детально был затронут экономический вопрос, показало всю огромную сложность проблемы сооружения судоходного хода. Стало совершенно очевидно, надеемся, уже для многих, что вопросы такой важности должны решать специалисты: экономисты, юристы, экологи, судоходчики, гидрологи, гидротехники, дипломаты, и т. д., но никак не наспех организованные собрания на разных предприятиях придунайских городов, где подавляющее большинство голосующих вообще не знают, где находится Быстрое и почему оно самое лучшее.
  В конечном счёте, это даже политическое решение, где должен быть учтён баланс всех многочисленных составляющих этой проблемы. Об этом хорошо сказал председатель Килийского районного совета В. Боделан как 11 апреля во время заседания Комитета по национальной безопасности и обороны, так и 22 апреля на заседании сессии Килийского районного совета. Мы же с нашими сторонниками делаем всё, чтобы предотвратить непоправимую ошибку.

  Александр Волошкевич.

  24 апреля 2003 года

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность