На главную страницу кампании
в защиту Дунайского заповедника
Последние события
Начата общественная экспертиза проекта канала Дунай - Черное море
30 июля межрегиональная общественная организация “Печенеги” (г. Харьков, Украина) объявила о начале
общественной экологической экспертизы проекта глубоководного судоходного канала Дунай - Черное море по гирлу
Быстрое, которое находится в заповедной части дельты Дуная. Председатель Совета “Печенегов” С. Шапаренко
направил письмо разработчику проекта - фирме “Дельта-Лоцман” - с запросом о предоставлении проектной
документации.
Наконец-то появилось технико-экономическое обоснование проекта - это следует из письма Минтранса
Президенту Украины Леониду Кучме от 11 июля 2002 года. Напомним, что до этого полтора года Минтранс пытался
приступить к реализации проекта канала без всякого обоснования. Кроме того, процедура оценки воздействия на
окружающую среду (ОВОС) проекта была выполнена с нарушением законодательства Украины, так как рассматривался
только один вариант проекта - по гирлу Быстрое, и альтернативы даже не упоминались.
Между тем, альтернативные варианты есть. Причем часть из них достаточно хорошо проработана и просчитана.
Во-первых, это поддержание еще некоторое время в порядке существующего соединительного канала порта
Усть-Дунайск. Поток судов сейчас невелик, и данный канал с глубинами 3,5 метра может пропустить до 60
процентов всех украинских судов, а после реконструкции и углубления до 5 метров - до 90 процентов. Непонятно,
зачем ради оставшихся 10 процентов судов строить новый канал. Правда, минтрансовцы почему-то утверждают, что в
случае появления нового канала иностранные, по большей части российские, суда пойдут туда просто косяками.
Непонятно, откуда берется эта уверенность - насколько нам известно, рационально обоснуемых перспектив этому
нет.
Во-вторых, в случае значительного увеличения потока судов есть вариант создания канала Соломонов рукав -
Жебрияновская бухта. Это самая северная, наиболее измененная человеком часть дунайской дельты. На снимках из
космоса хорошо видно, что именно Жебрияновская часть практически полностью свободна от процессов
дельтообразования - все выносы песка и ила находятся южнее (течения здесь идут на юг). В то же время гирло
Быстрое фактически находится в самом центре этих процессов.
Прожектеры из Минтранса очень любят приводить в пример Румынский порт Сулина через который сейчас
проходит большая часть судов. Однако скромно умалчивают о том, что румыны как раз решили избежать
бессмысленной борьбы с природой и построили канал выше по течению, в той части Дуная, где
дельтообразовательные процессы еще не начинаются.
Да уж если и говорить о Румынии, то румынская часть биосферного дунайского резервата больше чем в 10 раз
превышает украинскую часть (площадь румынского резервата 580 тыс. га, а Дунайского биосферного - 46 тысяч).
Конечно, на начальном этапе альтернативный вариант более трудозатратен, но он и гораздо более
долговечен, не говоря уж о том, какого экологического и социального ущерба можно будет избежать.
Глядя на то, что делается в Дельте около Прорвы и Усть-Дунайска, нетрудно представить, что будет с ныне
заповедной дельтой через несколько лет. Ржавые обломки техники, горы выбранного песка и ила, засыпавшие
плавни...
По проекту, от территории заповедника планируется отторгнуть 319 га. Кроме значительных (и постоянных)
дноуглубительных работ планируется и значительное расширение самого гирла (ширина по дну должна составить 70
метров), что также уничтожит значительную часть ценнейшей территории, не говоря уж о постоянном беспокойстве,
которое будут испытывать охраняемые обитатели дельты. Невозможно посчитать, сколько стоит кудрявый пеликан,
ибис (каравайка), колпица... Вряд ли возможно возместить ущерб и местным жителям - часть их огородов (а,
скорее, садов на воде) будет неизбежна засыпана...
Вилково, жизнь которого проходит на воде и целиком зависит от нее, место уникальное - уникальны здесь и
“дачи”, расположенные на намытых Дунаем, а затем буквально построенных поколениями людей островах. Эти
участки, на которых растет все - и помидоры, и баклажаны, и яблони, и уникальный вилковский виноград -
передаются по наследству.
Кстати, никто не исследовал влияния углубления гирла Быстрое на водный режим местности. В Вилкове уже
есть прецедент - когда был создан небольшой искусственный канал на песчаный карьер, который перерезал
естественное Белгородское гирло (главная улица города), от которого берут начало почти все ерики. Водный режим
во всем Вилкове изменился, и улицы-ерики стали мелеть. Во всем мире, пожалуй, не найдётся города, похожего на
Вилково, где транспортными путями, улицами и переулками служат каналы, а основным видом транспорта является
лодка. Почти треть жителей пьют воду из тех самых ериков. В случае сброса воды по глубоководному и быстрому
(название своё гирло получило как раз за скорость течения) каналу, многочисленные ерики могут просто
затянуться тростником и прочей водной растительностью. Исчезнут транспортные пути, исчезнет неповторимый
колорит, привлекающий сюда туристов со всего мира, возникнут проблемы со снабжением водой жителей старой части
города.
Мифические выгоды скорее всего обернутся обогащением лишь ограниченного числа чиновников и отдельных
структур, как это ни раз бывало с различными “стройками века” вроде переброски вод северных рек в Среднюю
Азию, строительства канала Волга-Чограй или высокоскоростной магистрали Москва-Санкт-Петербург.
31 июля 2002 года
Дополнительная информация:
Дунайский биосферный заповедник, Килия
+ 38 (04843) 2-15-77
e-mail: reserve@odtel.net
|
Специальные проекты
Информационные партнёры:
|