На главную страницу кампании
в защиту Дунайского заповедника
Последние события
Международный имидж и бюджетные деньги Украины ушли в канализацию Дуная.
Вернет ли их новый президент и правительство?
Последние заявления и действия Президента и правительства Украины
внушали надежду на улучшение ситуации как с соблюдением и
восстановление законности вообще, так и в отношении охраны природы в
частности.
Однако пока позитивных изменений в судьбе Дунайского заповедника не
наблюдается, хотя история противоправного передела заповедной
территории международного значения в угоду интересам Министерства
транспорта известна на весь мир. Внимание международного сообщества
также приковано к судьбе коллектива Дунайского заповедника - все то же
министерство транспорта и их "подельники" из Дельта-Лоцман
организовали травлю и уголовное преследование ученых и защитников
природы.
Напомним, что нескольо месяцев назад дунайская транспортная(!)
прокуратура произвела налет на офис Администрации заповедника, с
изъятием компъютеров и всей документации. Прошло уже 5 месяцев после
возбуждения дела и возбужденное по факту, а не против конкретной
фамилии, оно фактически не имеет срока и может длиться годами,
используясь как средство давления. Сейчас сотрудники ожидают заседания
апелляционного суда по этому вопросу. Главный компьютер канцелярии и
все документы заповеднику до сих пор не вернули, что создает
большиесложности в работе - например, не позволило сдать целый ряд
годовых отчетов в разные инстанции.
"Когда в стране была революция, я понимал, что Генпрокуратуре не до
наших проблем. Сейчас, когда решаются глобальные вопросы типа
«Криворожстали» вроде бы тоже не до нас. По крайней мере наши письма в
генпрокуратуру попадают назад в Одесскую прокуратуру к Л.Г. Шпаку,
который возбудил против нас уголовной дело или к Тодорову А.И.,
который защищал в суде «Дельта-лоцман» в деле о протоках и внутренних
водоемах," - рассказывает Александр Волошкевич, директор заповедника.
Однако, добавим от себя, вопрос с каналом черезх ДБЗ ведь тоже не
чисто природоохранный, экономическая и коррупционная составляющая в
этой истории также общеизвестна, для международной общественности она
стала символом беззакония и коррупции. Проект канал, пролоббированный
Минтрансом, требует постоянной бюджетной подпитки, при этом расход
средств фактически невозможно проконтролировать - они зарываются в
песок. "Дельта-Лоцман" уже не смог расплатиться с подрядчиком -
немецкой фирмой Мебиус, задолжав ему круглую сумму приблизительно 3,5
млн. евро. Неужели эти долги будет вновь отдавать государство, а
значит - налогоплательщики? Или господин Мебиус удовлетворится орденом
"За заслуги" II степени, выданным ему Кучмой за разрушение
национального достояния?
В последние несколько недель сторонники канализация Дуная начали
мощную кампанию восхваляя себя, свой канал и другие деяния. Вероятно,
это связано с несколькими причинами – попыткой выбить бюджетное
финансирование на строительство второй очереди, обелить себя перед
новым министром, правительством, Президентом, международной
общественностью.
Очередная "потемкинская деревня" будет организвана в марте. Именно на
это время готовится международная конференция "Сохранение и устойчивое
развитие дельты Дуная". 25 января у зам. министра транспорта Украины
В.Касапчука проходило совещание организационного комитета, на котором
была роздана предварительная программа конференции. Фамилии главных
действующих лиц конфернции - Берлинского, Шуйского, Комарчука,
Васенко, Некоса и др. печально известны своей ролью в канализации
Дунайского заповедника. Очевидно, что таким образом Минтранс хочет
провести конференцию, которую Украина пообещала миссии ЕС, а потом
показать, что это международное мнение и их поддерживает
общественнность.
Сейчас только от воли нового руководства Украины зависит, какой путь
выбрать - европейский, демократический - и тогда законность в
отношении Дунайского заповедника и его мужественного коллектива должна
быть восстановлена в ближайщее время, или - беззаконние и коррупция
продожат процветать за грубо намалеванным прежним режимом фасадом
"евро-потемкинской" деревни.
И еще раз к вопросу о технической стороне каналостроения и судоходства
на гирле Быстрое. 9 февраля Дунаю пошел лед и сорвал большинство буев
на заповедном участке судоходного канала. Специалисты говорят, что эти
буи должны были быть специальные ледовые, с очень мощным якорем. А
выброшенные зимним штормом на отмель дноуглубительные агрегаты так там
и лежат...
Ольга Захарова,
Информационная служба
Международного Социально-экологического союза
16. 02. 2005