На главную страницу кампании
в защиту Дунайского заповедника
Последние события
ИНФОРМАЦИОННЫЙ УДАР ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ БЕСПРЕДЕЛУ
Министру транспорта Кирпе вручили диплом "Враг заповедников Украины"
25 февраля в Киеве состоялась очередная пресс-конференция,
организованная Украинской коалицией "За дикую природу" и Экологической
академией Украины, посвященная защите Дунайского заповедника. В ней
приняли участие - академик НАН Украины, народный депутат Украины
К.Сытник, академик НАН Украины Д.Гродзинский, член-корреспондент НАН
Украины Б.Данилишин, директор Дунайского заповедника А.Волошкевич,
представители Коалиции "За дикую природу" и члены МСоЭС С.Шапаренко,
О.Листопад, В.Борейко, а также около 40 журналистов.
Один из лидеров Коалиции С.Шапаренко в торжественной обстановке вручил министру транспорта Украины Г.Кирпе (из-за неявки последнего - его двойнику в виде полуметрового чучела) почетный диплом "Враг заповедников Украины". Так экологи отметили
выдающиеся заслуги Г.Кирпы в деле беспрецидентного лоббирования
строительства судоходного канала через сердце Дунайского заповедника.
Кроме этого на пресс-конференции было заявлено, что несколько народных
депутатов и экологических организаций будут подавать в Конституционный
суд Украины с требованием признать последний Указ Президента Украины
Л.Кучмы о Дунайском заповеднике противозаконным.
Для справки - около 3 лет по инциативе организаций - членов МСоЭС
продолжается кампания в зашиту Дунайскойго биосферного заповедника,
на территории которого Минтранс Украины пытатеся построить судоходный
канал.
Как сказал академик Национальной академии наук Украины К. Сытник, "Дунайский
заповедник - не только "украинский", он необходим всему миру. Наши же
чиновники просто не понимают, что они творят".
На пресс-конференции выступили академик Национальной академии наук
Украины (НАНУ), народный депутат Украины, К. Сытник, академик НАНУ Д.
Гродзинский, член-корреспондент НАНУ Б. Данилишин, директор Дунайского
заповедника А. Волошкевич, представитель Коалиции "За дикую природу" О.
Листопад. Выступавшие отметили, что ситуация, сложившаяся вокруг Дунайского
заповедника знаковая - в ней, как в зеркале, отразилось отношение властей
Украины к природно-заповедному фонду в целом.
Украина уже традиционно обещает достигнуть великих результатов в охране
природы. Однако насколько много обещается, настолько мало реализуется на
практике. О "европейском стремлении" принято лишь говорить - мы с легкостью
ратифицируем международные конвенции, и с той же легкостью игнорируем их
исполнение.
Министерство транспорта на протяжении нескольких лет лоббирует вариант
судоходного хода Дунай - Черное море через гирло Быстрое. Данный вариант
имеет единственное преимущество перед альтернативными: судоходный ход на
Быстром придется регулярно расчищать от речных наносов, на что ПОТРЕБУЮТСЯ
МИЛЛИОННЫЕ БЮДЖЕТНЫЕ ВЛИВАНИЯ, ПРОКОНТРОЛИРОВАТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОТОРЫХ БУДЕТ
ПРАКТИЧЕСКИ НЕВОЗМОЖНО.
Вначале Минтранс старался просто изъять часть территории заповедника, а
когда эти планы благодаря противодействию Национальной академии наук и
общественности не удались - г. Кирпа пошел другим путем. Транспортники
"подружились" с Вилковской мэрией (ее земли граничат с землями заповедника),
и та подала ничем не обоснованный судебный иск на то, что заповедник якобы
незаконно получил акт на землепользование. Всемогущий друг мэрии подключил
"админресурс", и в середине февраля Одесский хозяйственный суд удовлетворил
иск горсовета Вилково. Вскоре после этого на совещании в Одесской
администрации г. Кирпа поблагодарил суд "за правильное политическое решение"
(!!!). Благодарность характерная - суды у нас продолжают принимать решения
ПРАВИЛЬНЫЕ, а не объективные, - как и 70 лет назад...
Сейчас в Украине идет земельная реформа, часть земли уже распаевана, у
нее появились свои хозяева. А где гарантия, что, если эта земелька
понравится какому-нибудь олигарху, он не сможет забрать ее? Так же, как
Минтранс забирает землю у заповедника...
Минтранс наступает на заповедник с разных сторон. 2 февраля вышел Указ
Президента Украины "О расширении территории Дунайского биосферного
заповедника", которым в заповедник включаются остров Стамбульский - с 300-ми
огородами местных жителей, и верховья водохранилища Сасык -
многострадального водоема, экосистемы которого были нарушены, когда Сасык
отделили от моря дамбой. Оба этих участка не имеют природной ценности -
здесь нечего заповедать. Никакими специалистами они никогда не предлагались
для включения в заповедник.
В то же время, указ, формально не исключая Быстрое из заповедника,
переводит его из зоны наиболее строгой охраны в зону охраны наименьшей.
Известно, что к его проекту приложил руку г. Комарчук - нынешний
заместитель начальника Госслужбы заповедного дела. Достижениями в охране
природы г. Комарчук не известен, широкая общественность узнала о нем
благодаря представлению Генпрокуратуры Украины, в котором он фигурирует как
один из коррупционеров природоохранного ведомства. С его легкой руки,
например, "исчезло" более 400 тысяч гривен, выделенных на реконструкцию
крымских парков-памятников садово-паркового искусства; "старается" он решить
и проблему Дунайского заповедника.
Не скрывает ли указ под формальным расширением заповедника свои
истинные цели - дать зеленый свет планам Минтранса? Интересно и другое:
любое изменение деятельности заповедников требует научного обоснования.
Почему в заповедник должны быть включены остров Стамбульский и верховье
Сасыка? Чем они ценны? Почему природные комплексы Быстрого перестали
требовать строгой охраны? Они потеряли свою ценность? (Во-первых, не
перестали: гирло Быстрое - одна из ценнейших территорий заповедника;
во-вторых, утрата территорией своей ценности - единственная возможная
причина для ослабления или прекращения ее охраны.)
Научные организации такого обоснования не готовили. Интересно, кто его
сделал, кто обошел в болотниках территории, статус которых был изменен новым
указом? Комарчук? Чиновники Администрации Президента? Или сам Леонид
Данилович?
В конце октября прошлого года для оценки влияния альтернативных вариантов
канала на Дунайский заповедник его посетили эксперты ЮНЕСКО и Рамсарской
конвенции. Г. Комарчук сделал все, чтобы эксперты, во-первых, не увидели
заповедника, во-вторых, поддержали минтрансовский вариант канала. Несмотря
на его усилия, эксперты указали, что вариант через Быстрое - худший из всех
возможных.
Перед их приездом, 16 - 20 октября Минтранс собирает на свой семинар 10
никому не известных научных сотрудников из разных стран - от Вьетнама до
Грузии, и тратит на этот семинар порядка 100 тысяч гривен. "Правильные
эксперты" выступают "за" канал по Быстрому.
Дальше события развивались по известному сценарию: заключение экспертов
ЮНЕСКО и Рамсара "теряется" под сукном у г. Комарчука, а Минтранс во всех
СМИ трубит, что международные эксперты поддерживают его планы. Если бы не
усилия Национальной академии наук, заключение экспертов ЮНЕСКО и Рамсара,
наверное, и до сих пор в Украине было бы известно только г. Комарчуку и его
друзьям...
Третье направление наступления Минтранса - экологическая экспертиза его
планов. Вся его нынешняя деятельность вокруг Дунайского заповедника
базируется на выводе N 105 государственной экологической экспертизы,
утвержденном Минэкоресурсов 10 июля 2003 г. Этот вывод очень интересный: его
можно трактовать по желанию - то ли можно строить канал в заповеднике, то ли
нельзя. Однако 10 февраля этого года Хозяйственный суд г. Киева удовлетворил
иск Благотворительного фонда "Экоправо-Львов" и признал этот вывод
недействительным. Тем не менее, Минтранс решение суда не останавливает.
В последнее время ценные природные и рекреационные территории испытывают
настоящее наступление со стороны "денежных мешков". Участники
пресс-конференции назвали целый ряд таких фактов: у Донецкого ботанического
сада из 200 га было изъято 100, сейчас планируется изъять еще 40 гектар... У
Никитского ботсада забрана прибрежная зона... Древние горные леса,
"пралесы", еще сохранились в Карпатах (а, например, в Альпах они уже
исчезли) - сейчас их рубят 246 фирм!.. Из 40 крымских противотуберкулезных
санаториев приватизировано 36!.. Территории и организации, до последнего
времени находившиеся в общенациональной собственности, постепенно
приватизируются.
Подавляющее большинство подобных проектов, как и дунайская
экоэкспертиза, так или иначе, проходят через Минэкоресурсов Украины. По
мнению большинства выступивших на пресс-конференции, нынешний его состав
вообще не отвечает интересам сохранения окружающей среды, а лишь лоббирует
интересы определенных финансовых и властных кругов.
По выступлениям на пресс-конференции подготовил С. Шапаренко,
Украинская Коалиция "За дикую природу"
Дополнительнай информация:
Вл.Борейко, Киевский эколого-культурный центр (МСоЭС), Украинская
коалиция "За дикую природу" - kekz@carrier.kiev.ua.
25.02.2004