Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

На главную страницу кампании
в защиту Дунайского заповедника

Последние события

Операция "Дельта"

  Заповедная дельта Дуная, реки, на которой стоят четыре европейские столицы, находится под угрозой. Через украинскую часть непосредственно в абсолютно заповедной зоне власти намерены провести судоходный канал. При том, что неоднократно предлагались абсолютно реальные, менее затратные и гораздо более приемлемые с экологической точки зрения варианты.
  Комментарий Тимура Беркелиева, эксперта МСоЭС, консультанта по экологии и экономической геологии различных международных экологических программ:
  "Проект строительства судоходного канала развивается, несмотря на отрицательное заключение экологической экспертизы. Заповедник защищен Рамсарской конвенцией, внесен в список мировой сети резерватов ЮНЕСКО, входит в состав украино-румынского трансграничного биосферного резервата. Несмотря на то, что проект нарушает украинское и международное законодательство, в бюджете Украины уже заложено около 5 млн.долл США на строительство канала.
  Продолжение работ по проекту строительства судоходного канала через Дунайский биосферный заповедник через абсолютно заповедную зону Дунайского биосферного заповедника ЮНЕСКО ничего, кроме удивления, вызвать не может. Здесь, по-видимому, в один узел завязаны и неучет уроков прошлого, и несовершенство системы государственной "комплексной экспертизы" в Украине, и отсутствие ответственности должностных лиц за принимаемое решение, и чьи-то коммерческие интересы, и многое другое.
  Трудно сомневаться в том, что прокладка канала в центральной, наиболее активной части бухты, приведет к быстрому накоплению осадков на баровой косе и в самом русле, к необходимости постоянной чистки канала. Вопреки навязываемому мнению, нарушение заповедного режима при строительстве данного канала будет не единовременным, а постоянным. Неизбежна фрагментация ареалов многих видов растений и животных, нарушение миграции полупроходных рыб.
  Планируемые "защитные" меры против активизации процессов в гирле означают управление водными потоками и нарушение естественной гидро- и седиментодинамики (процессов образования речных наносов - Ред.) в центральной части дельты Дуная. Как показывает опыт прокладки каналов в дельте, подобные меры не только экологически опасны, но оказываются не в состоянии решить проблему накопления осадков.
  С юридической точки зрения, строительство канала возможно только после принятия решения о ликвидации биосферного заповедника. Кроме того, строительство канала по этому проекту влечет за собой нарушение целого ряда подписанных Украиной международных соглашений (в частности, относительно Европейской сети биосферных резерватов) и создаст затруднения для ожидаемого вступления Украины в структуры Европейского Сообщества.
  С экономической точки зрения канал также яляется нонсенсом, т.к. судоходство по нему может быть в любой момент закрыто или ограничено решением парламента, путем референдума, конституционным судом, по требованию соседних государств (конкурентов), международным бойкотом и т.п. Представляется, что гораздо более целесообразным было бы рассмотрение альтернативных вариантов канала вне Дунайской дельты".

***

  Элементарный анализ документов показывает, что единственная причина упорства Минтранса Украины относительно варианта строительства через гирло Быстрое, входящее в Дунайский биосферный заповедник - возможность распоряжаться немаленькими денежными потоками, так как этот вариант потребует ведения постоянных работ по поддержанию канала в пригодном для транспортировок состоянии.
  Между тем, альтернативные варианты есть. Причем часть из них достаточно хорошо проработана и просчитана.
  Во-первых, это поддержание еще некоторое время в порядке существующего соединительного канала порта Усть-Дунайск. Поток судов сейчас невелик, и данный канал с глубинами 3,5 метра может пропустить до 60 процентов всех украинских судов, а после реконструкции и углубления до 5 метров - до 90 процентов. Непонятно, зачем ради оставшихся 10 процентов судов строить новый канал. Правда, минтрансовцы почему-то утверждают, что в случае появления нового канала иностранные, по большей части российские, суда пойдут туда просто косяками. Непонятно, откуда берется эта уверенность - насколько нам известно, рационально обоснуемых перспектив этому нет.
  Во-вторых, в случае значительного увеличения потока судов есть вариант создания канала Соломонов рукав - Жебрияновская бухта. Это самая северная, наиболее измененная человеком часть дунайской дельты. На снимках из космоса хорошо видно, что именно Жебрияновская часть практически полностью свободна от процессов дельтообразования - все выносы песка и ила находятся южнее (течения здесь идут на юг). В то же время гирло Быстрое фактически находится в самом центре этих процессов.
  Между тем технико-экономическое обоснование проекта появилось лишь 11 июля 2002 года - до этого полтора года Минтранс пытался приступить к реализации проекта канала без всякого обоснования. Кроме того, процедура оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) проекта была выполнена с нарушением законодательства Украины, так как рассматривался только один вариант проекта - по гирлу Быстрое, и альтернативы даже не упоминались.

  26 августа 2002 года

  Дополнительная информация:
"Печенег" Харьков, Украина
e-mail: pecheneg@ic.kharkov.ua
URL: http://www.seu.ru/projects/dunay

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность