ћеждународный —оциально-экологический —оюз ћеждународный —оциально-экологический —оюз
  ќ нас | »стори€ и ”спехи | ћисси€ | ћанифест

—ети ћ—оЁ—

  „лены ћ—оЁ—
   ак стать
  членом ћ—оЁ—

ƒела ћ—оЁ—

  ѕрограммы ћ—оЁ—
  ѕроекты и кампании
   членов ћ—оЁ—

—оЁ—-издат

  Ќовости ћ—оЁ—
  "Ёкосводка"
  √азета "Ѕерегин€"
  ∆урнал ¬ести —оЁ—
  Ѕиблиотека
  ѕериодика ћ—оЁ—

 учма уничтожает ƒнестровские плавни

участники пикета оказались под колесами
грузовиков Ќа территории уникальных водных угодий - в дельте ƒнестра - по личному распор€жению президента ”краины Ћеонида  учмы в конце апрел€ началось незаконное строительство скоростной автомагистрали ќдесса - »змаил. —троительство происходит без отвода земельного участка, гидрологических и геологических изысканий, технико-экономического обосновани€, оценки воздействи€ на окружающую среду, экологической экспертизы и даже проекта. ”же уничтожены пахотные земли, началась отсыпка грунта на территории угодий, наход€щихс€ под защитой –амсарской конвенции (они €вл€ютс€ средой обитани€ редких водоплавающих птиц), к тому же работы выполн€ютс€ в зоне одесского водозабора. ¬се это происходит в то врем€, когда в уникальных плавневых экосистемах началс€ нерест, массова€ весенн€€ миграци€ птиц, объ€влен сезон тишины, - сообщает ќдесский социально-экологический союз.

Ёкологи ”краины и ћолдовы протестуют против проекта: провод€т пикеты, обращаютс€ с письмами и телеграммами к власт€м, пыта€сь предотвратить уничтожение Е

11 ма€  –ј«ы засыпали ценнейший пойменный луг у 51 км автотрассы ќдесса-–ени, отсыпав грунт на территории заповедного урочища "ƒнестровские плавни". "12 ма€ € предприн€л рискованное меропри€тие, - сообщает »ван –усев, индивидуальный член —оЁ—. - ѕодъехали на мое машине "∆игули" и перекрыли съезд  разам к лугу. ¬одители начали возмущатьс€. ѕодъехал прораб. —тали угрожать. я сказал, что представл€ю разные Ќѕќ и что € - общественный инспектор охраны „ерного мор€. Ёто очень помогло и подействовало. «апросил их документы. Ќикаких абсолютно документов у них не было. ѕредставл€тьс€ отказались".

16 ма€ событи€ развивались уже не столь мирно.

ѕикет в защиту уникальной территории началс€ в 7.30 утра, в нем участвоали не только представители общественных организаций, но и просто обеспокоенные граждане, школьники.

ѕостепенно поджт€гивала силы и противоположна€ сторона - сначала по€вилась полици€, затем представители прокоратуры, погранвойск. «атем подъехали строители на  разах.

ќ дальнейщих событи€х рассказ »вана –усева, от первого лица:

"—обралось много машин. Ќас начали пресинговать пыта€сь запугать. ѕотом подъхал „укан ј.‘. - начальник администрации автомобильных дорог. —рочно дал команду зацепить нашу машину и откинули ее в сторону. «атем дал команду  разам ехать на луг.

я попросил всех реб€т быть осторожными. Ќо так получилось, что мы оказались под машиной и колесами. ѕосле этого началась драка. Ќас начали оттаскивать. «ав€залась борьба. ћашина постепенно съезжала, пока шла борьба. ѕотом снова под колеса. “ак продолжалось пока они не начали высыпать жерству на нас.

—итуаци€ обостр€ласьЕ ¬ это врем€ приехал инспектор и предъ€вил им предписание о приостановлении работ до получени€ положительного заключени€ экспертизы. ќни наплевали на бумагу и сказали, что им это не указ. Ќачали бравировать бумагой  абмина, которую подписал ≈хануров - вице премьер. Ёксперты-юристы посмотрев на нее, ее и сказали, что нет выходных данных и вообще это липова€ бумага.

Е «атишье. —ообщили, что сейчас приедет нар€д милиции и нас раскидает. Ќо видать милици€ отказаласьЕ ѕотом нас стали упрашивать пон€ть их. ѕредложили завтра собиратьс€ на рассмотрение документов и ќ¬ќ—. ћы согласились при условии, если они прекрат€т сыпать. ќни разъехались. „ерез час машины снова начали сыпать. Ќас стало мало. ћы не могли удержать оборону и уехали.

¬ечером наконец пришла бумага из университета о том, что действительно сейчас сезон тишины - до конца июл€.

ѕоразительно, но каравайки посто€нно с нами на лугу. ќни вер€т, что Ќѕќ - это сила. » не только каравайки. «десь чудесные желтые, рыжие, белые цапли и много много чудес природы. ќни словно на это врем€ скооперировались."

***

ќдесска€ область состоит из двух частей, разделенных между собой ƒнестровским лиманом, и попасть из одной части области в другую можно несколькими пут€ми. Ќо поскольку дороги по двум из них сильно устарели, остаетс€ один вариант - через северную часть плавней ƒнестровского лимана, вдоль правого берега ƒнестра, где уже существует дорога между пунктами ќдесса - ћа€ки (”краина), ѕаланка (ћолдова), ”добное (”краина) и далее - на »змаил и –ени. Ќа пути от с. ћа€ки до с. ”добное зигзаг дороги проходит через ћолдову (с.ѕаланка). Ёта - довоенных лет трасса, идуща€ вдоль русла ƒнестра, пересекала 26 водотоков (ериков), над каждым из которых был построен мостик, и, благодар€ этому, между рекой и ƒнестровским лиманом осуществл€лс€ полноценный, так необходимый дл€ биологической жизни территории, водообмен.

¬ начале 80-х годов наспех обновленна€ под т€желую технику магистраль разрушила 26 мостиков и перекрыла 26 ериков. ¬месте с водообменом прекратилось и нормальное функционирование экосистемы всей устьевой области ƒнестра: трубы, заложенные под трассой, не смогли обеспечить и значительно сократили водообмен в низовь€х реки, существовавший ранее. Ќовые времена принесли с собой и новые проблемы. ѕереговоры между ”краиной и ћолдовой об установлении границ проходили более п€ти лет. ”краина отдала соседней республике часть своей территории в районе населенного пункта ƒжорджюлешты, благодар€ чему ћолдова получила выход к „ерному морю (через ƒунай) и успела построить даже нефтетерминал. ¬ ответ ћолдова должна была подписать договор с ”краиной об аренде (на 99 лет) излучины дороги ћа€ки-ѕаланка-”добное (10-12 километров), расположенной на земл€х ћолдовы. Ётого не случилось. ƒетали переговоров нам не известны, но по€вилось "ѕоручение по результатам рабочей поездки ѕрезидента ”краины по ќдесской области 17-18 декабр€ 2000г." ћинистру ћинтранса ”краины Ћ.ћ.  остюченко: "п.9. «абезпечити буд≥вництво 8 км автомоб≥льноњ дороги в район≥ села ѕаланка Ѕ≥лгород-ƒн≥стровського району ќдеськоњ област≥. “ерм≥н: до 1 липн€ 2001 року".

√еографическую, ошибку можно списать как опечатку, но как быть со сроками строительства дороги, которые определены ѕоручением? ”казанный срок исполнени€ перечеркнул все действующее законодательство ”краины и спровоцировал все дальнейшие нарушени€. —пециалисты отвод€т под эту идею не менее трех лет. —тарое русло ƒнестра, по которому должна пройти дорога в обход молдавской территории, имеет в своей толще от 30 до 40 метров органики, дорога планируетс€ не эстакадной (дорого!), а "плавающей": "много насыпешь - провалитс€, недосыпешь - будет разрушатьс€!" Ќужны тщательные геологические исследовани€ и гидрологические расчеты параметров дамбы под дорогу и особа€ ее конструкци€ - ведь это зона паводков!

ѕо проекту автомагистраль должна пройти по трижды заповедным местам: урочище "ƒнестровские плавни", плавни, защищенные –амсарской конвенцией 1971 года, проектируемый Ќижнеднестровский национальный парк.

"»з 19 водно-болотных угодий рамсарской конвенции в украине - 11 расположены в одесской области. «олотой запас ≈вропы." - говорит јлла Ўевчук, ќдесский —оЁ—.

ƒнестровские плавни - единственна€ в ≈вропе экосистема подобного типа, часть плавней -  арагольский залив - с 1965 года входит в ихтиологический заказник, там круглогодично запрещено рыболовство. «а сохранение плавней украинска€ общественность боретс€ с середины 80-х годов, удалось остановить строительство рыборазводных прудов, не дать плавн€м сгнить, в 1994 году местным зеленым, даже пришлось пойти на радикальную акцию, риску€ жизнью, они перекрыли подъездные пути к  арагольскому заливу, так как все "бумажные" методы к тому времени были исчерпаны.

“ерритори€ поймы ƒнестра €вл€етс€ одним из главных миграционных путей через ”краину и местом концентрации редких видов птиц, а также планируемым речно-долинным ландшафтным экокоридором - составной частью европейской системы охраны природного наследи€ (–озвудова екомереж≥ в ”крањн≥,  ињв, 1999, стр.28,85).

”стьева€ область своеобразна и уникальна в своих богатствах, в своей особой красоте. «десь, на Ѕелом озере еще сохранились пол€ белых лилий, реликтового вод€ного ореха, огромные территории покрыты желтой кувшинкой. —юда еще залетают св€щенные ибисы ƒревнего ≈гипта, слышен щум лебединных крыльев цветет м€та, леса полны знакомых и неожиданных ароматов, музыки птичьего пень€Е Ѕесконечные коридоры ериков уво-д€т в невиданную глушь зарослей... “ј ќ… ѕ–»–ќƒџ Ќ≈“ ЅќЋ№Ў≈ Ќ»√ƒ≈. Ќемного похоже на ¬олжскую дельту, но днестровска€ плавнева€ земл€ чем-то светлее, нежнее.

¬ низовь€х дельты ƒнестра обитают более 50 видов рыб, 9 амфибий, 9 пресмыкающихс€, 31 млекопитающихс€, более 300 видов птиц, в том числе: розовый пеликан - мы видели стаю в небе, кудр€вый пеликан, черный аист встречаетс€ на пролете, краснозоба€ казарка, орлан-белохвост, балобан, среднеевропейский лесной кот и другие.. ¬се они занесены в  расную книгу ———–, ћеждународный —оюз ќхраны ѕтиц и в " онвенцию о международной торговли дикой фауны и флоры, наход€щейс€ под угрозой исчезновени€".

"Ѕолее всего поражает в этой истории то, что в выигрыше будет лишь фирма-строитель. ”краина впустую затратит сотни миллионов долларов и ухудшит состо€ние плавней, а село ѕаланка окажетс€ отрезанным от магистральной дороги, котора€ могла бы обеспечить процветание села. ”дивл€ет непонимание этого жител€ми и местными власт€ми села", - пишет в своем обращении к власт€м ћолдовы председатель —овета "BIOTICA", ѕетр √орбуненко.

—воей главной задачей экологи сейчас считают прекращение стройки до завершени€ всех процедурных вопросов, св€занных с подготовкой проекта. » самое главное - добитьс€ проведени€ общественной экспертизы, поскольку на официальную экспертизу будет сильное давление.

ƒополнительна€ информаци€:
јлла Ўевчук, ѕредседатель ќдесского отделени€ международного —оциально-экологического союза, ќдесса
“ел/факс (0482) 268 275, alla@eco.odessa.ua

»ван –усев, ‘онд природного наследи€
“ел/факс: +38 (0482) 52-28-05, E-mail: wildlife@paco.odessa.ua

–°–њ–µ—Ж–Є–∞–ї—М–љ—Л–µ –њ—А–Њ–µ–Ї—В—Л

–≠–Ї–Њ–Я—А–∞–≤–Њ - –і–ї—П –Я—А–Є—А–Њ–і—Л –Є –ї—О–і–µ–є

–≠–Ї–Њ–Я—А–∞–≤–Њ

–≠–Ї–Њ—А–µ–њ–Њ—А—В—С—А -
   –Ч–µ–ї—С–љ—Л–µ –љ–Њ–≤–Њ—Б—В–Є

–°–Є—Б—В–µ–Љ–∞ –і–Њ–±—А–Њ–≤–Њ–ї—М–љ–Њ–є —Б–µ—А—В–Є—Д–Є–Ї–∞—Ж–Є–Є

–°–Є—Б—В–µ–Љ–∞
   –і–Њ–±—А–Њ–≤–Њ–ї—М–љ–Њ–є
   —Б–µ—А—В–Є—Д–Є–Ї–∞—Ж–Є–Є

–ѓ—А–Љ–∞—А–Ї–∞
   —Н–Ї–Њ—В–µ—Е–љ–Њ–ї–Њ–≥–Є–є

–≠–Ї–Њ–ї–Њ–≥–Є—П –Є –±–Є–Ј–љ–µ—Б

–Ч–љ–∞–є, —З—В–Њ –њ–Њ–Ї—Г–њ–∞–µ—И—М

–Ч–∞ –±–Є–Њ–±–µ–Ј–Њ–њ–∞—Б–љ–Њ—Б—В—М

–Ю–±—Й–µ—Б—В–≤–µ–љ–љ—Л–µ
   —А–µ—Б—Г—А—Б—Л
   –Њ–±—А–∞–Ј–Њ–≤–∞–љ–Є—П

–Ш–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є–Њ–љ–љ—Л–µ –њ–∞—А—В–љ—С—А—Л:

Forest.RU - –Т—Б—С –Њ —А–Њ—Б—Б–Є–є—Б–Ї–Є—Е –ї–µ—Б–∞—Е –Ч–∞ –±–Є–Њ–±–µ–Ј–Њ–њ–∞—Б–љ–Њ—Б—В—М –°–Њ–≤–µ—В –њ—А–Є –Я—А–µ–Ј–Є–і–µ–љ—В–µ –†–Њ—Б—Б–Є–є—Б–Ї–Њ–є –§–µ–і–µ—А–∞—Ж–Є–Є –њ–Њ —Б–Њ–і–µ–є—Б—В–≤–Є—О —А–∞–Ј–≤–Є—В–Є—О –Є–љ—Б—В–Є—В—Г—В–Њ–≤ –≥—А–∞–ґ–і–∞–љ—Б–Ї–Њ–≥–Њ –Њ–±—Й–µ—Б—В–≤–∞ –Є –њ—А–∞–≤–∞–Љ —З–µ–ї–Њ–≤–µ–Ї–∞ –¶–µ–љ—В—А —Н–Ї—Б—В—А–µ–Љ–∞–ї—М–љ–Њ–є –ґ—Г—А–љ–∞–ї–Є—Б—В–Є–Ї–Є

–Ю–±–Љ–µ–љ –±–∞–љ–љ–µ—А–∞–Љ–Є