На главную страницу кампании
в защиту Байкала
Публикации
Дело - труба
29 июля 2002 года завершились общественные слушания по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) и обоснованию инвестиций по проекту строительства нового нефтепровода из Ангарска (Россия) в Дацин (Китай), проводившиеся по инициативе нефтяной компании "ЮКОС", ОАО "Транснефть", ОАО "Гипротрубопровод" и др.
Местное население, в целом, против проекта. Так, при слушаниях в Кырене все жители двух поселков, расположенных по трассе нефтепровода, высказались за "нулевой" вариант, то есть за полный отказ от строительства; выступили против проекта и многие жители Тункинского и Закаменского районов. Специалисты высказывали обоснованные опасения в связи с низким качеством проработки ОВОС. По оценке Байкальского центра Российского центра мониторинга Земли, неучтенный в ОВОСе ущерб природе от реализации проекта может составить до 8 млрд. долларов.
Тем не менее, как сообщается на сайте самой нефтяной компании, "проект строительства нефтепровода Россия-Китай … перешел в стадию реализации. НК "ЮКОС" и Китайская национальная нефтегазовая корпорация (КННК) договорились о кредитовании этого масштабного проекта. Его оценочная стоимость составляет примерно 1,7 миллиарда долларов".
Впервые в российском бизнесе последних лет открыто говорят о незаконном проекте, как об окончательно решенном деле,. Его незаконность столь же открыто и письменно подтверждает сама компания-заказчик — НК "ЮКОС" — в представленных на общественные слушания материалах ОВОСа (оценки воздействия на окружающую среду).
Все предлагаемые в ОВОС варианты прохождения трассы нефтепровода неприемлемы не только с экологической, но и с юридической точки зрения. Из трех планируемых вариантов трассы трубопровода – два ("центральный" и "западный") проходят по территории Тункинского национального парка, что прямо запрещено действующим законодательством. Более того, за прокладку трассы нефтепровода по данному маршруту предусмотрена уголовная ответственность по статье 262 УК РФ "Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов". В терминах Уголовного Кодекса речь идет о "приготовлении к преступлению, осуществляемому группой лиц по предварительному сговору или организованной группой".
Третий вариант трассы - "восточный" - планируется провести по территории объекта всемирного природного наследия "Озеро Байкал", что ничем не лучше предыдущих двух.
Кроме того, все предлагаемые варианты пересекают не только региональные заказники (или проходят в непосредственной близости от них), что ставит под угрозу популяции редких и охраняемых видов, но и по объектам культурного и исторического наследия (или вблизи от них).
При этом, например, в самом ОВОСе о "центральном" варианте трассы, который "ЮКОС" считает основным, написано: "Данный вариант трассы не может быть реализован…до устранения существующих противоречий с федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях". То же самое, по сути, относится и к двум другим вариантам трассы. А в выводах того же ОВОСа сказано уже, что "…планируемая деятельность в целом и выполняемые работы по подготовке Обоснований инвестиций в частности соответствуют действующему законодательству и нормативной базе, регламентирующих эту деятельность". Налицо "прямой умысел" на совершение преступления.
Нефтепровод должен проходить по сейсмоопасным районам, где землетрясения силой 6 баллов обычны. Случаются и более серьезные катаклизмы. Нефтепроводы в таких сложных условиях еще не строили. При любом из предлагаемых вариантов трассы нефтепровод пересечет множество рек, впадающих в озеро Байкал. В случае аварии на трассе пролившаяся нефть попадет в озеро, до сих пор являющееся эталоном чистоты и национальным достоянием страны. При прорыве трубопровода авария будет обнаружена только после того, как уже вытечет 30 тонн нефти.
Озеро Байкал входит в Список объектов всемирного природного наследия ЮНЕСКО и находится под охраной международной конвенции, что не помешало "ЮКОСу" запланировать крайне опасные, но дешевые трассы нефтепровода.
В случае реализации проекта НК "ЮКОС" получит дополнительную прибыль, а местное население – разрушенную природу, дополнительные экологические риски и проблемы. Незначительные финансовые компенсации пойдут разным (далеким от местных жителей) бюджетам.
Такая политика НК "ЮКОС" несовместима ни с заявленной экологической политикой, ни даже с элементарной этикой в области бизнеса.
Дополнительная информация.
Общая длина нефтепровода Ангарск-Дацин должна составить 2400-2500км, в том числе по территории России 1429 – 1518км в зависимости от выбранного варианта. Нефтепровод должен пройти по территориям Иркутской и Читинской областей, а также Республики Бурятия.
Сроки строительства нефтепровода определены 2002-2005гг.
Объемы перекачки нефти должны составить 20 млн.т./год с 2005 года, с увеличением до 30 млн.т./год – с 2010 года.
Общественные слушания по оценке воздействия на окружающую среду и обоснованию инвестиций по проекту строительства нового нефтепровода из Ангарска (Россия) в Дацин (Китай) проходили в несколько этапов: 12, 16, 25 и 29 июля на ст.Джида, в городах Чите и Ангарск, в с. Кырен (куда слушания были перенесены из пос. Аршан).
Россия, подписав и ратифицировав Конвенцию ООН "Об охране природного и культурного наследия", взяла на себя обязательства "о ненанесении вреда" территориям списка. "Озеро Байкал" - номинация, включенная в Список всемирного наследия в 1996 году.
В апреле 2002 года Бюро Комитета всемирного наследия рекомендовало перевести "Озеро Байкал" в "Список всемирного наследия под угрозой". Одним из оснований такого предложения послужили проекты правительства Республики Бурятия и НК "ЮКОС" по добыче газа и транспортировке нефти в водосборном бассейне озера Байкал.
По результатам 2001 года, чистая прибыль НК "ЮКОС" составила 3,47 млрд долларов.
У компании существует экологическая политика, не мешающая, тем не менее, планировать прямое нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В самом ОВОСе сказано следующее: "Природно–ресурсный потенциал этих территорий позволяет удовлетворить потребности в ресурсах строительства и эксплуатации нефтепроводной системы". Видимо, эта фраза и является квинтэссенцией реального отношения компании к природе.
Краткая юридическая справка по невозможности строительства нефтепровода на особо охраняемых природных территориях
Западный и Центральный варианты нефтепровода пройдут по территории национального парка "Тункинский".
В соответствии с Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях" (ст. 15), на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе:
· деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений;
· деятельность, влекущая за собой изменения гидрологического режима;
· строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием национальных парков;
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (ст. 95), на землях национальных парков, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изъятие земельных участков или иное прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.
На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещается строительство федеральных автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием особо охраняемых природных территорий;
Таким образом, строительство нефтепровода будет являться нарушением Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" и Земельного кодекса Российской Федерации. Естественно, что при этом будет нанесен значительный ущерб природным комплексам национального парка. Такие действия содержат признаки состава преступления, предусмотренные статьей 262 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Восточный вариант проходит по территории участка Всемирного природного наследия.
В соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" (ст. 4), особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.
В соответствии со статьей 59 указанного Федерального закона, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.
Таким образом, и Восточный вариант разрабатывается с заложенными в проект нарушениями действующего законодательства.
За дополнительной информацией просьба обращаться по телефону 257-41-16/18/22 (Роман Пукалов, Иван Блоков, Алексей Морозов).
|
Специальные проекты
Информационные партнёры:
|