На главную страницу кампании
в защиту Байкала
Публикации
Транс по нефти у "Транснефти"
Транс - вид сумеречного помрачнения сознания, состояние отрешенности, ясновидения и др. Длится от нескольких минут до многих часов, характеризуется внезапным началом и окончанием, нарушением ориентировки в окружающем, отрешенностью больного, поведением, обусловленным аффектом страха, злобы, галлюцинациями, бредом, в последующем - амнезия.
(Сов. энцикл. словарь).
Сам проект строительства северного нефтепровода и способы его обсуждения с общественностью Бурятии привели последнюю в полное негодование.
Представители "Транснефти" нашли своих "врагов". Скандал в конференц-зале.
БЫСТРО ТОЛЬКО ТРУБЫ РОДЯТСЯ?
Казалось бы, кому они нужны, эти слушания? У нас не Запад: если государству надо, оно никого слушать не будет и построит. В том-то и дело, что закон может не позволить, если результат будет отрицательный. Цели этих слушаний, раз уж таковые должны проводиться по закону, - поставить компании условия по компенсации от возможного ущерба и извлечь для местного населения максимальную выгоду. Если на слушания никто приходить не будет, трубу проложат по историческим и заповедным местам - где угодно и как попало. Потом будет поздно. Приходят на обсуждение проекта общественные организации, экологи, священнослужители, просто граждане. Кто-то беспокоится о своем ближайшем будущем, а кто вместе с этим отрабатывает экологические зарубежные гранты.
7 августа в конференц-зале Государственного управления охраны природы проходили первые слушания по строительству нефтепровода от Ангарска до Находки. Трасса которого пройдет по северу Бурятии. Точнее, то была, скорее, попытка провести слушания. "Почему вы не проинформировали население, общественность о слушаниях, почему?!" - вот первый вопрос из зала. Информации на самом деле было настолько мало, что можно считать, что ее не было вовсе. Впечатление такое, что "Транснефть" намеревалась застать общественность врасплох. Тем не менее конференц-зал был полон. Большинство узнало о слушаниях по "сарафанному радио" "зеленых".
"Ничего подобного, мы давали в СМИ необходимую информацию", - отпирался руководитель проекта. Честно говоря, эту "открытую" информацию на показанной странице я нашел с трудом.
В разделе частных объявлений негосударственной газеты между "пропала собака" и "Ау, Арсалан ищет Яну" разместилось скромное приглашение обсудить строительство нефтепровода через территорию Бурятии. Словно речь шла не о проекте самого рискованного трубопровода в истории вообще (тем более, что трасса намечена через водосборный бассейн Байкала), а об информации для любителей плести макраме. Кроме того, в тексте не обозначалось время начала обсуждения (как объявление войны - когда услышал, тогда и пошел) и давалась дезинформация: неверно были указаны номер в гостинице "Бурятия", должный стать общественной приемной, и телефон. В государственных газетах объявления отсутствовали и вовсе. "Мы к этому отношения не имеем. По закону мы можем действовать только через пресс-службу правительства Бурятии. Мы дали туда информацию нормальную. Разбирайтесь с ними", - парировали из президиума представители "Транснефти". "Это происки врагов", - сообщали они же, но доверительно, уже после собрания. Чьи враги и где они находятся? - было непонятно. Но самое главное - слушания были обозначены как окончательные. Вот так, по-государственному, по-волевому. А ведь кроме презентации в апреле никаких встреч по поводу нефтепровода больше не проводилось. Не было возможности познакомиться с технической документацией, на что положен месяц, с обоснованием инвестиций, на что тоже дается месячный срок. Объявляются слушания за 30 дней, а не за неделю до их проведения. Ничего этого "Транснефть" не сделала. Что, собственно, и считается нарушением закона. А, значит, не то что заключительные - рано проводить начальные слушания.
"ТРАНСНЕФТЬ" ПИАРНУЛА В ТРУБУ. КТО ПОЙМАЛ ВЕТЕР ПЕРЕМЕН? Сидящие в президиуме "нефтяники" не скрывали своего раздражения к выступавшим. Некоторые вопросы, возражения аудитории отметались на корню. Судя по всему, держать в штате пиарщиков (специалистов по связям с общественностью) компания не считает нужным. Как знать, веди себя "Транснефть" грамотно, глядишь, и исход собрания был бы совсем иной. А так все старания, как говорится, улетели в трубу.
Попытка перевести стрелку на компанию ЮКОС - они, дескать, и вовсе рассматривают вариант южной трассы по территории национального парка - вызвала обратную реакцию. "Зеленые" отметили, что эта компания вызывает доверие уже тем, что на самом раннем этапе стремится не нарушать Закон "Об экологической экспертизе". Заместитель министра строительства Владимир Баранников выглядел раздосадованным и одновременно удивленным, что он и выразил вопросом-обращением к залу: как, мол, вы не можете понять - экономика северных районов в плачевном состоянии, нужны перемены; одна труба будет давать в бюджет 15 миллионов, а две - 30. Все же очень просто...
Но это была лишь внешняя сторона дела. В содержательной части так- же не наблюдалось гармонии. Столичные гости противоречили сами себе. Так, на вопрос, нужна ли нам эта "стройка века" стоимостью в 5 миллиардов рублей (компания ведь государственная, и деньги на нее пойдут из бюджета, а значит, из нашего кармана), руководитель проекта Дмитрий Суханов успокоил собравшихся: бюджетных средств компания не берет, а строит на свои деньги. Несуразицу удачно подметил эколог Владимир Белоголовов: "Только что нам показали фильм про балтийский трубопровод, там Путин сказал: "Эта труба обошлась нам в полтора миллиарда рублей". Вы там разберитесь что на самом деле - либо Путин работает в "Транснефти", либо все же деньги тратятся государственные".
У "Транснефти" своих ресурсов нет. Нет и какой-либо четкой договоренности с владельцем северных месторождений - компанией ЮКОС. Но "Транснефть", похоже, это не волнует, компании нужно само строительство. Дмитрий Суханов уверен, что поставщики найдутся, но свою уверенность не обосновывает. Словно ясновидец.
Несколько раз представителям компании задавался вопрос: являются ли проекты южного и северного нефтепровода альтернативными? Представители "Транснефти" отвечали, что о южном нефтепроводе они ничего не знают и никакого отношения к нему не имеют, это два независимых проекта, имеющих право на существование. Но, как считают многие эксперты, на две трубы у федерации просто не хватит ни нефти, ни денег. Стало быть, они все же получаются альтернативными?
СЕВЕРНЫЙ ПРОЕКТ - НЕРЕАЛЬНЫЙ Выступлениям подвел черту директор Байкальского института природопользования Арнольд Тулохонов: "По этому нефтепроводу каждую секунду 1,5 тонны российской нефти будет уходить за рубеж. Мировых запасов нефти осталось на 80-130 лет, и это никто не оспаривает. Мы еще больше превратимся в сырьевой придаток Запада и Востока и ничего не оставим своим детям. Многие из вас, сидящих, в 1980-м году проектировали БАМ и участвовали в прокладке трассы БАМа. Тогда нас твердо уверяли, что за пять лет мы построим. Прошло почти тридцать лет, но БАМ так и не завершен. И никакого опыта строительства в наших условиях (островная мерзлота, высокая сейсмичность Северомуйского хребта), как наши уважаемые гости говорят, у них нет. Но мы с вами живем не на Аляске, а здесь, и трубе проходить придется на протяжении 2000 километров, двухтысячеметровой отметке, в условиях мерзлоты.
Умных людей в России достаточно много, и нужно определиться что строить - либо южный, либо северный вариант. Потому что на северный вариант тратятся огромные деньги, которые могли бы пойти на школы, на спонсорскую помощь. А мы ведем себя как безучастные свидетели - пусть там строят, пусть здесь строят. Я думаю, что надо было изначально договориться в нашей маленькой республике путем экспертных оценок, путем моделирования и других каких-то вариантов - где строить?
Теперь - сейсмичность. Вы понимаете, что север республики - это зона 10-11-балльных землетрясений, причем в условиях высокогорья и многолетних мерзлых пород. Интересно, что карты многолетней мерзлоты нет и не может быть, потому что она, мерзлота, островная, и если мы будем разведывать мерзлоту, она требует ручной прокладки либо сверху, либо снизу. Это огромная задача, которая нерешаема в принципе. А что такое мерзлота и сейсмичность? Любая труба через полтора года "поплывет" - в любом направлении. Ну и далее, север республики - Удокан, Амурская область, это низкая самоочищающаяся способность наших рек: капля, упавшая в воду на севере, она равна литру, который упадет на юге. Вы видели, наверно, что было на Самотлоре? Там Западно-Сибирская равнина, а у нас-то все-таки Байкал. И все, что капнет на севере, попадет в дельту Верхней Ангары, а она, может быть, самая важная дельта нашего Байкала. Мы ее сейчас хотим оформить как национальный парк. И если там что-то случится...
Рано или поздно разлив произойдет - по закону больших чисел или по какому угодно закону катастроф. И меня удивляет, а почему нельзя построить водопровод? Байкал-Китай, куда хотите. Стоимость воды гораздо дороже нефти. Но если мы построим нефтепровод на севере, то проблема продажи питьевой воды, которая будет попадать в Байкал через Верхнюю Ангару, неизбежна. И мы байкальскую воду продать просто никогда не сможем. Выполнение этого проекта с точки зрения финансирования технических, финансовых возможностей в условиях Республики Бурятия нереально".
P.S. После слушания общественные организации собрались в общественной приемной "Транснефти" для внесения дополнений и замечаний в протокол. Пришедшие с удивлением обнаружили, что он уже подписан, и оценка слушаниям дана удовлетворительная. Общественники выразили несогласие с таким выводом и объявили слушания несостоявшимися. По достигнутой договоренности общественности с "Транснефтью" решено провести повторные слушания 30 августа. Время объявит пресс-служба правительства республики. Надеемся, что ошибки 7 августа не будет.
Иван Жбанов, - "Московский комсомолец"
14 августа 2002 г
|
Специальные проекты
Информационные партнёры:
|