Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

На главную страницу кампании
в защиту Байкала

Публикации

НЕФТЬ ПОЙДЕТ ДРУГИМ ПУТЕМ

09.12.2002

Маршрут крупнейшего трубопровода Восточной Сибири может быть изменен

Итоги заседания Совета безопасности, посвященного Дальнему Востоку и прошедшего почти две недели назад под руководством Владимира Путина, до сих пор не опубликованы. Чиновники заверяют: они проходят последнюю шлифовку в ведомствах. Однако "Известиям" удалось выяснить истинную причину возникшей паузы: на заседании СБ было принято предварительное решение об изменении маршрута транспортировки российской нефти из Восточной Сибири в тихоокеанские порты. Сейчас в заинтересованных компаниях и ведомствах идет расчет экономических выгод и политических последствий: если решение изменить маршрут все же последует, будут ущемлены интересы не только одной из крупнейших российских компаний, но и стратегического соседа - Китая.

Все для Дальнего Востока

Суть сенсационных предложений Совета безопасности - изменить трассу будущего нефтепровода, который планировалось начать прокладывать уже в следующем году в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Первоначально предполагалось, что он протянется от Ангарска до китайского Дацина. Теперь его конечной точкой перед отгрузкой нефти иностранным потребителям может стать российский порт на Тихом океане. По одним данным, таковым может быть Владивосток, рядом с которым в бухте Чажма планируется строительство нефтегазового комплекса, по другим - Находка.

Участники заседания рассказывают, что Путин лично принял решение изменить направление нефтепровода, ощутимо ущемив интересы стратегического партнера - Китая - ради дальневосточников.

- Во время заседания Совета безопасности президент выразил сильное недовольство, отметив, что решения по проектам газо- и нефтепроводов принимались келейно заинтересованными лицами из некоторых ведомств, и сообщил, что все "трубы" пойдут только на дальневосточные порты страны, - пояснил "Известиям" принимавший участие в заседании Совбеза приморский губернатор Сергей Дарькин. А полпред президента на Дальнем Востоке Константин Пуликовский оценил принятые решения как самое значительное событие за 2,5 года работы в этой должности.

Эксперты по внешнеэкономической деятельности были удивлены сведениями об изменении маршрута. Они заверили "Известия", что к визиту Путина в Китай изменений не готовилось. Наоборот, в ходе визита проект обсуждался, ведь "фактически это первый частный нефтепровод". В то же время эксперт признал, что "в правительстве в последнее время начали говорить, что "и тот, дальневосточный, проект удобен, выгоден, направлен на развитие собственной инфраструктуры и обеспечение своих потребителей".

В аппарате топливного вице-премьера Виктора Христенко отказались комментировать информацию. Но источник "Известий" в Белом доме подтвердил: сейчас правительство действительно больше склоняется к дальневосточному варианту.

"Подтвердите эффективность"

Выбирая "дальневосточный" вариант, власть отвечает как минимум за два серьезных последствия этого решения: экономическое и политическое. Под экономическим подразумевается ущемление интересов главного лоббиста "китайского" маршрута - компании "ЮКОС", одной из крупнейших российских нефтяных компаний, имеющей к тому же одни из самых завидных позиций на внешних рынках. Интересы одной компании по сути ущемляются в пользу другой - "Транснефти". Именно она ратует за Дальний Восток.

Впрочем, единства взглядов в правительстве, похоже, нет и сейчас. В распоряжении "Известий" оказался протокол совещания у главы Минэнерго Игоря Юсуфова, прошедшего в конце ноября (совещание проходило 25 ноября, а Совет безопасности собрался 27-го). Список присутствовавших на нем внушителен: представители всех крупных нефтяных компаний, "Транснефть", "Газпром", МИД. Собравшиеся приняли к сведению информацию о подготовке технико-экономического обоснования (ТЭО) обоих проектов, а также о том, что "Транснефть" обратилась в правительство "с просьбой о проведении не технической, а государственной экспертизы обоих проектов, так как, по данным Сибирского отделения академии РФ, существующая ресурсная база позволяет осуществить только один проект". "Для эффективной работы проекта нефтепровода Ангарск - бухта Перевозная необходимо транспортировать 50 млн тонн нефти в год. Такие ресурсы нефти с учетом привлечения перспективных объемов с новых месторождений Восточной Сибири отсутствуют, что ведет к нерентабельности при его реализации", - говорится в протоколе.

Минэнерго свои выводы сделало, и указания последовали очень конкретные: "с целью недопущения срыва сроков ранее согласованного с китайской стороной возможного начала строительства нефтепровода" участники совещания решили после изучения ТЭО и при подтверждении его эффективности "до 25 декабря 2002 года определить объемы своего участия по долгосрочным поставкам нефти". В нынешнем варианте мощность нефтепровода Ангарск - Дацин должна достигать 30 млн тонн нефти, при этом "ЮКОС" уже вызвался гарантировать 20 млн. Другим заинтересованным компаниям было поручено определиться с участием в проекте до 20 января 2003 года.

МИД тоже не остался без поручения. При положительном заключении по ТЭО (а экспертизу поручено закончить до конца года) к 1 марта 2003 года он должен подготовить и согласовать еще одно межгосударственное соглашение между Россией и Китаем, включающее гарантии по долгосрочным поставкам и закупкам нефти.

А что же сами компании? Президент "Транснефти" Семен Вайншток считает, что "ресурсов нефти недостаточно для двух проектов, поэтому правительству надо принять трудное решение" о выборе одного из них. Труба до Находки обойдется в $5 млрд (стоимость нефтепровода Ангарск - Дацин оценивается в $2,8 млрд), а желающих направить туда свою нефть пока не нашлось. Замминистра энергетики Владимир Станев дипломатичен: "Эти два проекта не противоречат друг другу. Если маршрута в Приморье не будет, то скорее всего мы не приступим к серьезной разработке месторождений в Восточной Сибири. Мы надеемся, что у этого проекта (на Находку. - "Известия") хорошее будущее". В "ЮКОСе" тоже не отчаиваются. Пресс-секретарь компании Александр Шадрин сказал "Известиям": "Мы удовлетворены тем, как развивается проект. Во время визита президента в Китай не планировалось подписывать никаких документов на этот счет, потому что в рамках реализации проекта мы с китайской стороной обсуждаем детали 25-летнего контракта на поставку нефти".

Славянская компенсация

Теоретически труба на Дальний Восток открывает доступ к гораздо большему числу потенциальных рынков сбыта. Отсюда можно экспортировать нефть в Японию, Корею и тот же Китай. Особенно привлекательным это направление становится в свете российско-американской энергетической дружбы, поскольку отсюда танкерами нефть можно доставить и до берегов Нового Света.

Нефтепровод Ангарск - Дацин ориентирован только на китайский рынок. В обсуждении его строительства Россия продвинулась так далеко, что даже заключила межправительственное соглашение. Китайская сторона тоже вовсю обсуждает нефтепровод и даже готова частично профинансировать его прокладку по российской территории. Если Россия все же передумает, китайцам придется сказать "нет" (хотя источники в Белом доме уверяют, что пока изменения в соглашение и деятельность межправительственной комиссии вносить не собираются). Поэтому политические последствия этого решения до конца сейчас просчитать весьма затруднительно.

Выглядит вдвойне странным тот факт, что информация о решении Совбеза появилась сразу после визита российского президента в Пекин. Этот визит не принес сенсаций, но и провальным его назвать нельзя. Больше того, по сведениям из дипломатических источников, Китай пока не подавал никаких сигналов на решение Совбеза. Это странно, говорят эксперты, "китайцы на такое реагируют мгновенно". Но еще более странно предположить, что информация о намерениях СБ не дошла до Пекина.

Это может означать одно из двух: либо решение об изменении маршрута еще не принято и Пекин не считает нужным реагировать раньше времени, либо Китай согласился на новый маршрут нефтепровода. Но тогда имеет смысл ставить вопрос о "компенсации" соседям.

Компенсация выглядит несколько странной, потому что многие считают эту сделку фактически состоявшейся. И тем не менее. Дело в том, что Китайская национальная нефтегазовая корпорация (КННК) буквально на днях проявила интерес к участию в крупнейшей приватизационной сделке года - продаже 74,95% акций "Славнефти". Государство хочет получить от этой сделки максимум, хотя аналитики считают, что китайцы не захотят дорого платить за "Славнефть". Но, по некоторым сведениям, китайская сторона, всерьез озабоченная расширением добычи нефти за рубежом, намекнула об этом России на высшем уровне. Не исключено, что это и станет своего рода компенсацией за потерю Китаем нефтяного выхода к морю. Аукцион по продаже "Славнефти" должен состояться 18 декабря. Тогда и будут получены ответы на часть вопросов.

  Светлана БАБАЕВА, Олег ЖУНУСОВ, Мария ИГНАТОВА, "Известия"
  09.12.2002

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность