Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

На главную страницу кампании
в защиту Байкала

Публикации

Еженедельник "Информполис" № 37(520) от 18.09.02г. Республика Бурятия.

ЮКОС и "Транснефть": плюсы и минусы трубы.
Какой маршрут предпочтительнее для России - северный или южный?


  (В скобках курсивом даны комментарии директора Бурятского регионального отделения по Байкалу Сергея Герасимовича Шапхаева)

  В пятницу, 6 сентября, компания "Транснефть" должна была провести очередные общественные слушания по строительству нефтепровода "Ангарск - Находка", именуемого северным маршрутом. Однако ожидаемое событие не состоялось по целому ряду причин. Главная - отсутствие у компании на этом этапе тесного взаимодействия с экологическими и другими общественными организациями республики.
  По словам директора БРО по Байкалу, известного эколога Владимира Белоголовова, представители "Транснефти" после первого раунда слушаний, состоявшихся летом, решили создать собственную службу, которая будет пиарить их проект в Бурятии. Нефтяники пошли на этот шаг, натолкнувшись на организованное сопротивление местных ученых и общественности. Во-вторых, компания решила, что бессмысленно проводить слушания по ОВОС в Улан-Удэ, находящемся далеко от районов, по которым пройдет труба, - их надо проводить на севере Бурятии. Тем не менее попытка "Транснефти" совершить обходной маневр ненадолго выбивает их из графика. Северный вариант наряду с южным имеет все шансы пройти этап ОВОС и попасть на государственную экспертизу уже в этом году. При таком раскладе оба маршрута прокладки трубопровода получат право на жизнь. Выгодно ли это России, оказавшейся на перепутье - идти ли ей на юг или на север? Разработчик обоих вариантов прокладки трассы нефтепровода ОАО "Гипротрубопровод" имело все возможности для сравнения маршрутов. Однако, кроме ученых, пока никто не делал экономических оценок этих проектов.
  Любой бизнес-план предусматривает в первую очередь наличие рынков потребления для нового товара. В данном случае это рынок сбыта нефти в странах АТР и прежде всего в Китае. Годовой прирост потребности этой страны за период с 2005 по 2020 г. составит от 115 до 355 млн. тонн. Поэтому Россия с надеждой смотрит на своего юго-восточного соседа как потенциального покупателя. Двухсторонние российско-китайские встречи оговаривают долгосрочный контракт под гарантии правительства КНР на покупку и доставку нефти по южному маршруту. А северный вариант нефтепровода не предусматривает прямых поставок - нефть из Находки морем будет переправляться в китайские порты. Это обстоятельство нарушает ценовой баланс в пользу арабской и индонезийской нефти, а значит, не позволяет освоить наиболее перспективный рынок.
  Следующим фактором для успешной реализации проекта является наличие ресурсной базы. Южный вариант позволяет последовательно подключить месторождения Томской области и Западной Сибири и полностью загрузить трубу. "Ангарск - Находка" рассчитывает на недавно открытые Юрубчено-Тохомское, Талаканское и Верхнечонское месторождения, чьих запасов не хватает для бесперебойной работы нефтепровода.
  Соответственно, от объемов перекачиваемой нефти будут зависеть и тарифы. Во всех, даже самых оптимистичных прогнозах, цена северной нефти будет в два, если не в три раза выше южной. Таким образом, путь из Ангарска в Приморье по трубе получится едва ли дешевле железнодорожного.
  Наконец, общая цена вопроса. Проект "Транснефти" стоит свыше 5 млрд. долларов. Привлечение таких средств компанией со стопроцентным государственным капиталом возможно либо за счет резкого повышения транспортных тарифов, либо под гарантии правительства России, что однозначно увеличивает бюджетные риски государства. Проект ЮКОСА стоит порядка $2,1млрд., и деньги привлечены на международном рынке под гарантии поставок нефти НК "ЮКОС". Госбюджет при этом ничего не теряет.
  Кроме перечисленных основных экономических факторов успеха для обоих проектов, существуют политические, экологические, социальные вопросы, оказывающие на них немаловажное значение. Так, наиболее опасным с экологической точки зрения является маршрут "Ангарск - Находка". Прокладку трассы предполагается осуществить вдоль БАМа, который на севере Байкала проходит по территории зоны мирового природного наследия и частично по водоохранной зоне в непосредственной близости от озера (на последних слушаниях в Улан-Удэ 09 августа 2002г разработчики проекта "Транснефти" сообщили, что ими подготовлен вариант трассы в обход Байкальского Участка Всемирного Природного Наследия, что на 90 км удлиняет трассу). Район бассейна реки Северная Ангара и Северомуйского хребта характеризуется повышенной сейсмической активностью, и на участки девятибалльных землетрясений приходится почти 500 километров трассы. В южном варианте наиболее узким местом проекта является необходимость его прокладки через Тункинский национальный парк, а высокосейсмичные участки предполагается осуществить по кратчайшему пути. В качестве запасного существует вариант обхода вне парка по территории Иркутской области, ненамного увеличивающий протяженность маршрута (этот вариант, называемый разработчиками проекта ЮКОС "восточным", проходит непосредственно по Байкальскому УВПН и расценивается самими разработчикми как наиболее экологически опасный).
  Южный путь выгоден России еще и потому, что в этом коридоре возможно строительство газопровода "Ангарск-Забайкальск - Дацин" и продуктопровода "Ангарск - Джида", что резко удешевляет стоимость обоих проектов (и одновременно увеличивает экологические риски техногенных катастроф). Китайская сторона однозначно выражает желание продолжить диалог по освоению Ковыктинского газоконденсатного месторождения. В свою очередь, для строительства газопровода до Находки по северному маршруту отсутствуют надежные данные по наличию рынков сбыта данного продукта и какие-либо экономические расчеты.
  Активизация отношений с Китаем основывается не только на наличии совместных проектов по доставке нефти и газа, но и на планах по поставке вооружений, электроэнергии в эту страну. Доля России при реализации южного проекта в импорте нефти Китая к 2010 году может составить до 20%. Иными словами, наши соседи садятся на российскую нефтяную иглу. Отказ от строительства нефтепровода неизбежно отрицательно скажется на других аспектах двухстороннего сотрудничества. Зато планы провести трубу в Приморье и завоевать страны Азиатско-Тихоокеанского региона почти никак не скажутся в торговом обороте с их основными странами. Доля российской нефти там будет ничтожна, а значит, влиять на энергетическую политику в этом регионе будет проблематично.
  Оба проекта предусматривают освоение нефтяных месторождений Восточной Сибири, однако в южном варианте строительство подводящих нефтепроводов может осуществляться поэтапно, после ввода в эксплуатацию основного, что резко снижает финансовые риски. А для обеспечения предельной загрузки трассы "Ангарск - Находка" строительство подводящих трубопроводов должно осуществляться одновременно с основным, что дополнительно требует большого объема инвестиций и увеличивает риски проекта. Наконец, эти нефтепроводы по разному влияют на развитие регионов, по которым планируется строительство. Южный маршрут охватывает Иркутскую и Читинскую области и Республику Бурятия. Три российских субъекта федерации получат дополнительные налоговые отчисления, заказы для местной промышленности. Намеченные прокладка газопровода из Ковыкты и строительство железнодорожной эстакады на станции Джида позволяют дополнительно получить реальную нишу для подъема экономики. В северном варианте к перечисленным регионам добавляются Амурская область, Еврейский АО, Хабаровский и Приморский края. Соответственно, возрастает и тариф на транспортировку нефти, уменьшаются доходы регионов нефтедобычи, что чревато внутрироссийскими проблемами. Кроме того, этот маршрут идет вразрез с интересами Сахалина по добыче нефти на шельфе и транспортировке ее на материк по трубопроводу, строительство которого уже началось.
  Статья была опубликована в еженедельнике на платной основе.

Основные параметры нефтепроводов (по данным ОАО "Гипротрубопровод")

  "Россия - Китай" (южный) "Ангарск - Побережье Японского моря" (северный)
Протяженность, км 2247 (по РФ - 1452) 3765
Производительность, млн.тн. в год 20 (в период 2005-2009 гг.) и 30 (начиная с 2010 г.) 30 (начиная с 2005 г.) и 50 (к 2010 г.)
Количество НПС, ед. 16 27
Стоимость проекта, $ млрд. 2,1 5
Тариф во время выплаты кредитов, $ /тн. 15 27 (при полной загрузке нефтепровода)
Тариф после выплаты кредитов, $ /тн. 10 14 (при полной загрузке нефтепровода)

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность