На главную страницу кампании
в защиту Байкала
Публикации
Шапхаев С.Г.
Восточно-Сибирский государственный
технологический университет
Бурятское региональное объединение по Байкалу
Строительство магистральных
трубопроводов из России в Китай:
cоциально-экономические и экологические последствия.
1.Краткая информация о проектах.
Намерение о строительстве системы трубопроводов обусловлено намечаемым освоением Ковыктинского
газоконденсатного месторождения, подача товарной продукции которого потребителям будет осуществляться по
конденсате - и газопроводу.
Промышленное освоение Ковыктинского газоконденсатного месторождения, расположенного в Иркутской области,
предполагается осуществить в рамках реализации межправительственного Генерального Соглашения Российской
Федерации и Китайской Народной Республики по разработке технико-экономического обоснования строительства
трубопровода с Ковыктинского ГКМ Иркутской области Российской Федерации в Китайскую Народную Республику, а
также до потенциальных потребителей в третьих странах, и разработки Ковыктинского ГКМ. По южному варианту
длина предполагаемой трассы по территории Бурятии составит 630 км , она пройдет по Тункинскому, Закаменскому,
Джидинскому, Мухоршибирскому и Бичурскому районам. Оператор проекта - компания Русиа Петролеум.
Строительство нефтепровода планируются от Ангарска , куда уже подведен нефтепровод из Омска. Маршрут
пролегания трассы нефтепровода по территории Бурятии близок к трассе газопровода в Китай(см. схему
нефтепровода). Заказчиком проекта являются НК «ЮКОС» и АК «Транснефть». По южному варианту длина проектируемой
трассы по территории Бурятии составит 640 км.
В Санкт-Петербурге в сентябре 2001г. заключено межправительственное соглашение о строительстве крупнейшего в
Азии нефтепровода (2400 км) из Ангарска в Китай. Этот документ подписан премьерами двух стран при участии
заинтересованных сторон - российской компании «ЮКОС» и национальной нефтяной корпорацией КНР. Согласно этому
Соглашению к 2004-2005 г. будет проложена нитка нефтепровода в китайские провинции. На первом этапе будет
перекачиваться до 20 млн. т. нефти, а в последующем - до 30 млн. т. в год.
2.Геополитический аспект
В том случае, если нефтепровод начнет работать на полную проектную мощность, то доля российского экспорта
нефти возрастет примерно на 25%. Вряд ли крупнейшие нефтедобывающие страны допустят разбалансировки своего
рынка, но даже если это все же произойдет, то возникает вопрос, а выгодно ли самой России увеличивать экспорт
сырой нефти? Уже сейчас Япония и Китай опережают нас по объему переработки нефти, а с вводом в строй
нефтепровода наш южный сосед увеличит свои производственные мощности, создавая новые рабочие места для своих
людей и насыщая свой внутренний рынок нефтепродуктами. С увеличением объемов продукции нефтеперерабатывающей
промышленности Китай усилит свой экспортный потенциал, ведь торговать нефтепродуктами в 4-5 раз выгоднее
нежели сырой нефтью. В результате Китай вполне может вытеснить нас с последних оставшихся сегментов
азиатского рынка нефтепродуктов, где Россия еще продает ГСМ.
3. Последствия для нефтехимического и аллюминиевого комплексов России.
Прочно сев на нефтегазовую иглу (около 80% доходной части бюджета России формируется за счет экспорта нефти и
газа), Россия держит в настоящее время на голодном пайке свою собственную нефтеперерабатывающую
промышленность. Так загрузка сырой нефтью нефтеперерабатывающего АНХК в соседней Иркутской области
составляет в настоящее время 6-7 млн. т в год, что покрывает 30-35% требуемой мощности, под угрозой потери
рабочих мест оказались тысячи людей.
ЮКОС же вместо того, чтобы вкладывать деньги в развитие отечественного производства намеревается вложить свой
капитал, нажитый за счет продажи национальных невозобновляемых ресурсов, в строительство нефтепровода и
инвестирование строительства нефтеперерабатывающих мощностей в Китае. Таким образом, создавая новые рабочие
места в Китае, мы еще и добиваем свою собственную нефтеперерабатывающую промышленность, снижая ее экспортный
потенциал.
Другая стратегически важная отрасль промышленности России, которая может серьезно пострадать в результате
реализации проекта транспортировки нефти в Китай, это аллюминиевая промышленность. В настоящее время ее
потребности в нефтяном коксе, важнейшем компоненте технологического процесса производства аллюминия,
удовлетворяются отечественными производителями только наполовину. Примерно год назад Красноярский аллюминиевый
завод из-за перебоев с поставкой нефтяного кокса лишь ценой невероятных усилий не допустил остановки
производства, которая обернулась бы ему убытками, сопоставимыми со стоимостью строительства самого КрАЗа,
запуск же производства после остановки обходится еще примерно в такую же сумму.
Мы вынуждены поставлять нефтяной кокс из Китая, который сумел организовать его производство, не имея столь
внушительных объемов добычи нефти на своей территории по сравнению с Россией. Что же мешает нам наладить
дополнительное производство нефтяного кокса для покрытия своих собственных потребностей? Несовершенство
технологий переработки нефти. Российские промышленники не имеют инвестиций для перехода на глубокую
переработку нефти, которая позволила бы увеличить выход бензина с тонны нефти в два раза, а кокса - в
пятнадцать раз! Нефтяным же корпорациям гораздо выгоднее получать быстрый оборот прибыли с продаж сырой нефти,
нежели возиться с реальным производством. Поднебесная тем временем планомерно развивает свою собственную
аллюминиевую промышленность, а получив дополнительные поставки сырой российской нефти через новый нефтепровод
скорее всего потеснит нас и с аллюминиевого рынка, начав производить нефтяной кокс из нашей же собственной
нефти и продавая его нам же втридорога.
Примерно такая же складывается ситуация с Ковыктинским газоконденсатным месторождением, уникальность
которого заключается в том, что оно содержит очень высокий процент гелия - стратегического сырья для развития
высоких технологий в электронике. Мы собираемся перегонять газ в Китай по газопроводу не выделяя из него гелий
( кстати, это позволило бы загрузить наши простаивающие производственные мощности нефтеперабатывающего
комплекса в Ангарске ), китайцы же обязательно это сделают и совершат еще один качественный скачок в другой
высокотехнологичной отрасли промышленности на этот раз с помощью Русиа Петролеум и стоящих за его спиной
акционеров.
4.Экологические последствия.
Пересечение трассами нефтепровода и газопровода крупнейших рек, впадающих в озеро Байкал, составляет главную
опасность для священного сибирского моря - объекта Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Риски аварийных разливов нефти
в реки Селенга, Чикой, Джида и другие притоки Байкала исключить невозможно, а последствия этого техногенного
стресса экосистема озера может не выдержать. Крупномасштабные утечки газа при авариях на трассе газопровода
могут внести свою негативную лепту в парниковый эффект, что может ускорить нежелательные последствия
потепления климата: сели, оползни на участках вечной мерзлоты в горах по трассе газопровода, что в свою
очередь увеличит вероятность аварий.
Строительство таких сложных инженерных сооружений как нефтегазотрубопроводы можно сравнить по масштабам
затрачиваемых средств с БАМом, последствия же «стройки века» для животного и растительного мира на севере
Байкала, негативное влияние на проживавших там коренных народов, общеизвестны.
Имея опыт БАМа, предсказать характер социальных последствий для местного населения не очень сложно, но по
масштабам влияния оно будет гораздо значительней. Ведь трасса трубопроводов в отличие от БАМа планируется по
густонаселенным южным районам республики, где в настоящее время очень низкий уровень жизни, а самое главное
менталитет местного населения и приезжих строителей - разный, разница в уровне зарплаты создаст социальную
напряженность и вероятность конфликтов станет высокой. Часть ценных сельскохозяйственных угодий, мест
заготовки недревесных продуктов леса, охотничьих участков будет выведена из оборота, что будет способствовать
ускоренной люмпенизации и маргинализации местного населения, прежде всего молодежи. Ведь совершенно ясно, что
местные жители за малым исключением не смогут работать в специализированных строительных отрядах по сооружению
трубопроводов и их последующей эксплуатации. И если сейчас головной болью местных властей являются линии
электропередач и связи, с которых обнищавшее население сдирает провода, то с появлением качественно новых
объектов мы можем получить новый вид бизнеса, который потребует введения блок-постов и мобильных отрядов
спецназа. За примерами далеко ходить не надо, сводный отряд ОМОН нашей республики ежеквартально возвращается
из командировок в район боевых действий, где все когда-то начиналось со строительства трубопроводов.
5.Альтернативы.
Альтернативой подобным проектам, увеличивающим внешнюю сырьевую зависимость нашей страны и создающим риски и
потери, не сопоставимые с намечаемой прибылью, может стать на федеральном уровне экологическая реформа
налогообложения в сфере добычи и использования возобновляемых природных ресурсов, прежде всего нефти и газа.
Подобный проект уже подготовлен и передан в Госдуму РФ. Основные положения такого подхода изложены в проекте
экологической доктрины РФ, подготовленной рядом авторитетных неправительственных российских организаций и
переданной на рассмотрение в Министерство экономики и развития РФ. Реализация доктрины позволит
реинвестировать природно-ресурсную ренту, которая сейчас бесконтрольно оседает у нескольких крупных
нефтегазодобывающих компаний, в развитие нефтегазового перерабатывающего комплекса страны и
высокотехнологичных видов производств.
На региональном уровне Правительству нашей республики можно воспользоваться опытом других регионов, где
проведены эксперименты и получены обнадеживающие результаты по реформированию налогов в лесном секторе
(Республика Коми, Новгородская область и др.), что позволит создать необходимый инвестиционный ресурс. Имея
такой уникальный природный объект как озеро Байкал, содержащий 80% российских запасов поверхностной пресной
воды , которая по стоимости приближается к стоимости нефти, нам сам бог велел не только охранять, но и
использовать этот вид природного ресурса, осваивая рынок разлива и продажи питьевой воды. Наконец
стратегически более обоснованной явилась бы политика власти республики по созданию условий для развития тех
видов деятельности, которые традиционно развивались у нас и имеют, следовательно, широкую социальную базу:
животноводство, переработка сельскохозяйственной продукции, фармакологическая индустрия на базе достижений
традиционной индо-тибетской медицины. Путь этот нелегкий и не быстрый, требующий кропотливого ежедневного
труда и постепенного реформирования нашей экономики, существующей системы управления и подготовки новых
кадров. Но это лучше и главное безопаснее, чем гоняться за нефтегазовыми миражами.
Подготовлено по материалам российских газет «Российская газета», «Восточно-Сибирская правда», «Молодежь
Бурятии» с использованием предпроектных документов «Декларация о намерениях по строительству нефтепровода
Россия -Китай» ОАО «Гипротрубопровод» г.Москва,2000г., «Декларация о намерениях. Проектирование газопровода
Ковыкта - Ангарск-граница РФ», ОАО Компания «Русиа Петролеум», Иркутск, 2000г.
|
Специальные проекты
Информационные партнёры:
|