На главную страницу кампании
в защиту Байкала
Публикации
Вокруг Байкала проводят границы
"Бурятия", 28 мая 2002 г. (N93 (2748)).
Границы, как известно, проводят для того, чтобы что-то ограничить или защитить. В данном случае речь идет об ограничении отдельных видов хозяйственной деятельности на Байкальской природной территории (БПТ) с тем, чтобы сохранить первозданную чистоту озера. В каком именно месте можно, допустим, бурить скважину для добычи нефти, а где уже нельзя - зависит от того, как будут проведены границы экологических зон - центральной, буферной и зоны атмосферного влияния. Они все еще не утверждены, хотя со дня принятия Закона об охране озера Байкал прошло уже три года.
Самые большие Дебаты развернулись вокруг границ Центральной экологической зоны, непосредственно прилегающей к озеру. В перечень видов деятельности, запрещенных на этой территории постановлением правительства РФ от 30 августа 2001 года, входит 36 пунктов, начиная от лесозаготовок с применением рубок главного пользования, добычи сырой нефти, газа, металлов и кончая научными исследованиями с использованием генно-инже-нерных технологий. При этом, условно говоря, лесным компаниям хочется, чтобы граница ЦЭЗ прошла чуть ли не по берегу Байкала, а защитникам природы, наоборот, как можно дальше от него.
Стоит отметить, что большинство аргументов, выдвигавшихся против "зауженных" границ были наработаны в результате выполнения природоохранных проектов, финансированных международными фондами (ГЭФ, Сорос, РОЛЛ, Евразия и другие.
Слушали, спорили и сказали "нет".
В марте этого года по инициативе Байкальского центра общественной экологической экспертизы при БРО по Байкалу были проведены, общественные слушания по проекту "Экологическое зонирование Байкальской природной территории", подготовленному учеными из Иркутска, Улан-Удэ и Читы. Участвовали в нем представители трех секторов общества - органов власти, бизнеса, научных институтов, вузов, а также некоммерческих организаций из Бурятии, Иркутской области, жители прибрежных районов Байкала. Слушания были проведены при содействии иркутского офиса проекта ГЭФ "Сохранение биоразнообразия Российской Федерации (Байкальски.й.компонент)", Восточно-Сибирского института регионального законодательства (Иркутск) и Комитета по управлению водными ресурсами Байкала МПР РФ (Улан-Удэ). Мнения по этому проекту, где ученые, работавшие по заказу Комитета природных ресурсов Иркутской области, предложили свой вариант границы Центральной экологической зоны, высказывались самые разные. Авторы документа в лице разработчиков из института географии СО РАН (Иркутск) и других академических институтов отстаивали свою точку зрения, рассчитывая, что их вариант зонирования БПТ в дальнейшем будет утвержден в Правительстве РФ и узаконен со всеми вытекающими отсюда последствиями для жителей прибайкальских территорий. В состав Центральной зоны или зону Г ядра они включили акваторию озера с островами, все особо охраняемые природные территории, расположенные вдоль его побережья (заповедники, заказники, нацпарки), а также водоохранную .зону, протянувшуюся на расстоянии примерно 2-4 километров от берега. В это ядро Байкальской природной территории вошло 110 поселений.
При этом ученые отметили, что земли населенных пунктов, строго говоря, в водоохранную зону не входят. Таким образом, По мнению разработчиков, уже на расстоянии чуть более 4, а в некоторых местах и 2 ки лометров от берега Байкала можно будет и магистральный нефтегазопровод протянуть, и химический заводик поставить. Ведь все запреты такого рода деятельности, согласно правительственному перечню, распрортраняются только на Центральную экологическую зону.
В итоге обсуждений участники слушаний высказались против данного варианта проекта, что и было в дальнейшем оформлено в виде официального документа с выводами и рекомендациями региональным и федеральным органам власти.
Экологи поддержали ученых, но других.
В первую очередь участники слушаний уточнили правовой статус обсуждаемого документа, указав, что он должен быть разновидностью градостроительной документации. После критических выступлений специалистов из Союза архитекторов России Б.Б.Михайлова и А.Л.Марюшко, стало ясно, что этот документ не оформлен как градостроительный и поэтому не может быть рекомендован к утверждению в Правительстве РФ.
Что касается научной стороны дела, то в настоящее время существует несколько вариантов границ ядра Байкальской природной территории. Над ними в поте лица и за немалые бюджетные деньги трудились не менее квалифицированные специалисты и ученые, в том числе из того же Института географии СО РАН и других академических и отраслевых институтов. Наиболее известная из разработок - территориальная комплексная схема "охраны природы (ТерКСОП) озера Байкал, где еще в 1990 году была обозначена первая охранная зона озера Байкал в границах прибайкальской котловины. Существуют и другие варианты границ ядра Байкальской природной территории, в том Числе подготовленный Гринпис и утвержденный на сессии ЮНЕСКО в 1996 году в качестве участка всемирного наследия. Все они имеют, определенные недостатки, но, в тоже время, охватывают территории, расположенные дальше, и порой намного, пресловутых 2-4 километров, от берега.
Разработчики проекта, автоматически включив в ядро и без того уже охраняемые государством территории заповедников и других ООПТ, всю оставшуюся линию границы Центральной зоны провели настолько близко от кромки воды, насколько это было прилично. Как выразился один из участников слушаний, в некоторых местах граница "прыгает". В частности, на юге Байкала, пройдя по хребтам в Байкальском заповеднике, линия на карте резко идет вниз, к берегу, приближаясь к нему на минимальное расстояние в 2 километра.
При таком подходе нарушается целостность экосистемы, что идет вразрез с основными положениями стратегий сохранения биоразнообразия РФ. В связи с чем участник слушаний председатель Бурятского отделения Союза архитекторов России Б. Михайлов высказал мнение, что заказчик проекта был заинтересован в сужении границ Центральной зоны, и ученые при его разработке руководствовались не экологическими, а экономическими факторами.
Перечень местным жителям не страшен
Расширение границ Централъной экологической зоны, по мнению директора БРО по Байкалу С. Г. Шапхаёва, ни в коей мере не ограничит традиционную хозяйственную деятельность местных жителей, в том числе рыболовство, охоту, туризм и т.д. В перечне запрещенных видов деятельности фигурируют опасные производства, в развитии которых заинтересован главным образом крупный капитал. Среди них такие, как добыча сырой нефти и природного газа, радиоактивных и металлических руд, прокладка газо-нефтепроводов, рубки леса в промышленных масштабах и т.д. Такого рода перспективы тревожат местных жителей. В частности, рыбак из села Ранжурово Н.Х. Пиноев поднял проблему так называемых санитарных рубок леса, во время которых вырубается вполне здоровая, кондиционная древесина, а не больная. Таким образом, по его словам, был вырублен лес в районе Заречья в Кабанском лесхозе.
"Нам широкая Центральная зона не помешает жить!" - заявил житель села Турка Ю.И. Рженев. По его мнению, "перечень и ЦЭЗ помогут, уберечь природу от незаконных рубок леса, которые проводят в основном заезжие "гастролеры". Эти запреты должны остановить добычу золота в верховьях реки Турки. Вода уже сейчас мутная, это не привлекает туристов, да и местные там не работают".
В целом же уровень осведомленности жителей прибрежных сел о том, что же сулит им зонирование и введение перечня запретов оставляет желать лучшего. В связи с чем участники слушаний рекомендовали Правительству РФ установить порядок, обеспечивающий информирование населения органами власти региона совместно с общественными организациями о разрабатываемых границах экологических зон и особенностях их режима за счет средств федерального бюджета.
Министерству природных ресурсов РФ участники слушаний предложили выделять средства на проекты и мероприятия по охране Байкала строго на конкурсной основе, а региональным властям стимулировать развитие экологически ориентированного бизнеса (туризм, рыбный промысел и производство рыбной продукции, неистощительное лесопользование и т.д.). Также рекомендовано при разработке схемы зонирования БПТ создание территории традиционного природопользования аборигенов дельты Селенги в Кабанском районе. Однако, к сожалению, в настоящее время российское финансирование независимых природоохранных проектов сходит на нет, в том числе и в связи с ликвидацией экофондов.
Особое мнение выразили организаторы слушаний по деятельности МПР РФ, отметив, что министерство слабо справляется с функциями координации мероприятий по охране Байкала. В связи с чем предложе-но ускорить создание Комиссии Правительства РФ по Байкалу во главе с вице-премьером.
Разработчикам же проекта зонирования рекомендовано, в первую очередь, обосновать границы ЦЭЗ и оформить документ как градостроительный. И, во-вторых, по мнению участников слушаний, необходимо соблюдать принцип целостности экосистемы Байкала, взяв за основу зонирования Тер-КСОП озера Байкал, разработанный в 1986-1990 годах академическими и отраслевыми институтами.
Этот же вопрос рассматривался и на заседании "круглого стола" по экологичес-кой тематике Гражданского форума, который завершил свою работу 8 апреля. По его итогам было рекомендовано правовому управлению правительства и Президента РФ провести юридический анализ проекта зонирования. Заместитель председателя Правительства РФ Л.Д. Турбянов на встрече с участниками форума согласился с этим предложением.
Таким образом, слово было сказано, а получит ли "продвинутая" экологическая общественность региона отклик из недр российской и региональной властей - вопрос времени.
Альбина АНДРЕЕВА.
|
Специальные проекты
Информационные партнёры:
|