Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

На главную страницу кампании
в защиту Байкала

Пресс-релизы

СООБЩЕНИЕ ДЛЯ СМИ


  г. Иркутск                                            24 июля 2002 г.

  Иркутская региональная общественная организация «Байкальская Экологическая Волна» приступила к подготовке искового заявления в суд, ответчиками по которому должны стать участники проекта строительства нефтепровода по маршруту Ангарск - Забайкальск - Дацин. Причина - нарушение процедуры участия общественности в процессе оценки воздействия на окружающую среду строительства и функционирования нефтепровода.
  Основные претензии «Байкальской Волны» к ЮКОСУ сводятся к плохой проработке Технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) в рамках обоснования инвестиций в строительство нефтепровода «Россия-Китай» и несоблюдению требования о достоверном и полном информировании общественности на всех этапах экологической оценки проекта. Согласно Положения «Об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ» последовательность проведения первого этапа ОВОС можно разделить на несколько этапов: 1.уведомление, 2. предварительная оценка, 3. составление технического задания на проведение ОВОС. В пункте 3.1.2. прямо сказано, что «на основании результатов предварительной оценки воздействия заказчик составляет техническое задание (ТЗ) на проведение оценки воздействия на окружающую среду». И только после учета всех замечаний и предложений по ТЗ готовится окончательный вариант материалов по ОВОС, предоставляемых на государственную экологическую экспертизу. Причем, участие общественности предусмотрено на всех этапах работы от уведомления до подготовки окончательного варианта.
  Нарушения со стороны ЮКОС начались уже на первом этапе подготовки ОВОС. Без всякого обсуждения и информирования общественности Техническое задание было утверждено келейно - Протоколом совещания между заказчиком ОАО «Нефтяная компания «ЮКОС» и исполнителем - институтом по проектированию магистральных трубопроводов ОАО «Гипротрубопровод» от 11.04.2002 года. Только спустя месяц, после неоднократных обращений к руководству ЮКОСа специалисты «Байкальской Экологической Волны» смогли ознакомиться с текстом ТЗ. Видимо, за недостатком времени подготовка и технического задания, и ОВОС шли параллельно. В апреле утверждено ТЗ, а к 20 июня подготовлена первая версия материалов по оценке ВОС (хотя должно быть наоборот), которую обещано «незамедлительно предоставить на суд общественности». Однако общественность полной информации так и не дождалась. И на официальном сайте, и по запросу «Байкальской Волны» спустя почти месяц, только в конце июля, было представлено Резюме нетехнического характера, что не позволило экспертам провести анализ обоснованности проекта строительства по предложенному проекту. В результате - экологическая организация практически лишена возможности квалифицированно участвовать в обсуждении проблем, связанных с реализацией проекта.
  Общественные региональные слушания по Иркутской области пройдут завтра 25 июля в Ангарске. Решительно проигнорировано требование «Байкальской Экологической Волны» о проведении общественных экологических слушаний в Иркутске. Хотя аргументы достаточно убедительны: трасса нефтепровода на территории Иркутской области проходит на территории трех районов - Усольского (76 км), Ангарского (20,4 км) и Слюдянского (11,6 км). То есть наибольшая ее протяженность приходится на Усольский район, а строительство НПС Ангарск - начального пункта нефтепровода - предусмотрено на территории Усольского района вблизи от поселка Тельма. Однако ни Усолье, ни Иркутск как областной центр не выбраны местом проведения общественных слушаний. У многих, кто сегодня наблюдает за развитием ситуации, есть опасения, что именно в Ангарске в силу целого ряда экономических причин ЮКОС может рассчитывать на лояльность со стороны и руководства городом, и заинтересованной общественности.
  Материалы слушаний входят в обязательный комплект документов, представляемых на государственную экологическую экспертизу. А, значит, результаты общественных слушаний способны достаточно серьезно повилять на реализацию проекта, в частности, отложить сроки начала строительства до выполнения всех требований российского экологического законодательства. Информация для редактора:
  В сентябре прошлого года во время встречи глав правительств России и Китая в Санкт-Петербурге представителями нефтяной компании "ЮКОС", ОАО " Транснефть" и Китайской национальной нефтегазовой корпорации было подписано Генеральное Соглашение о разработке технико-экономического обоснования этого проекта. Цель строительства - обеспечение поставок в Китай российской нефти с месторождений Западной, Восточной Сибири и Якутии в объеме от 20 до 30 миллионов тонн в год. Строительство нефтепровода уже названо одним из самых масштабных проектов компании на ближайшую пятилетку, его стоимость оценивается в сумму не менее, чем 1,7 миллиардов долларов.
  Нефтепровод планируется построить в рекордно короткие сроки - за 2 года, а приступить к строительству - не позднее июля следующего года, о чем неоднократно решительно заявляло руководство ЮКОСа. То есть до часа Х у нефтяного гиганта остается меньше года.


  После того, как общественные экологические организации Бурятии потребовали разработать альтернативные проекты маршрута, предусматривающие строительство нефтепровода в обход Тункинского национального парка, по инициативе ЮКОСа был разработан «убойный» т.н. Восточный вариант, по которому нефтепровод вообще должен пройти в 20 км от Байкала. Именно Восточный вариант по многим параметрам является наиболее экологически опасным. Всего вариантов три, причем два из них - Центральный, проходящий через Тунку и уже упомянутый Восточный оцениваются экологами как неприемлемые.
  Уверения в полной безопасности строительства нефтепровода не могут заменить серьезного экологического исследования возможного ущерба. Во всем мире нефтепроводы считаются объектами серьезной экологической угрозы, и игнорировать это преступно и легкомысленно. Здесь в помощь экологам и российское законодательство: согласно его основным принципам при проведении ОВОС эксперты должны исходить из потенциальной экологической опасности любой промышленной деятельности. Еще одна деталь - в Техническом задании полностью отсутствуют мероприятия по прекращению деятельности, связанные с окончанием проекта. Такие, как ликвидация построенных объектов, рекультивация земель, восстановление нарушенных природных комплексов и т.д. По оценкам экспертов проект строительства нефтепровода необоснован уже с первых километров и нуждается в значительной доработке. Например, остается без реакции предложение о необходимости обхода нефтепровода Китойского месторождения пресной воды, который является единственным перспективным месторождением для обеспечения Ангарска питьевой водой. В случае любой, даже небольшой, аварии это месторождение будет уничтожено, превратив Ангарск в заложника нефтяной трубы. Такое уже случалось во время аварии на участке нефтепровода Омск-Ангарск. Пресс-служба «Байкальской Экологической Волны»: тел. 51-43-69, 51-43-70, контактное лицо: Ольга Бельская

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность