Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

На главную страницу кампании
в защиту Байкала

Хроника событий

Байкал хотят превратить в нефтяную лужу. Пиар-успехи Транснефти


  В середине августа в г.Улан-Удэ (Бурятия) прошли общественные слушания предварительного варианта ОВОС строительства нефтепровода по так называемому Северному варианту, где поставки российской нефти в страны Азиатско-Тихооокеанского региона (АТР) планируют провести по маршруту Ангарск - Казачинское - Тында (севернее Байкала по БАМу) - Хабаровск (вдоль трассы Транссиба)-бухта Перевозная (Приморский край), далее нефть планируется доставлять танкерами морским путем
  За неделю до намеченных слушаний представители акционерной кампании "Транснефть", выступающие заказчиками грандиозного проекта, дали в двух местных еженедельниках "Информ Полис" и "Правда Бурятии" объявление, из которого следовало, что организаторами общественных слушаний является Правительство Республики Бурятия (РБ), а с предварительными материалами ОВОС можно ознакомиться в организованной общественной приемной в гостинице "Бурятия", время слушаний указано не было. Все попытки журналистов и заинтересованной общественности узнать кто же именно в Правительстве РБ готовит слушания и может хоть как-то прокомментировать проект оказались безуспешными.
  За два дня до начала слушаний по местному телевидению было обнародовано время начала мероприятия, а 6 августа за день до слушаний представитель Байкальского центра общественной экологической экспертизы обнаружил в журнале регистрации замечаний и предложений общественной приемной "Транснефти", где лежали семь толстых манускриптов с томами ОВОС, аж три записи. Тем не менее к началу собрания небольшой конференц-зал Комитета природных ресурсов по РБ МПР РФ был заполнен до отказа. Интерес к этому мероприятию был дополнительно подогрет тем обстоятельством, что почти за неделю до этого в республике уже прошли общественные слушания предварительных материалов ОВОС Южного варианта строительства нефтепровода "Россия - Китай" (Ангарск - Дацин), где в качестве партнера основного заказчика предпроектной документации ОАО "НК ЮКОС" фигурирует та же ОАО "АК Транснефть", сто процентов акций которой принадлежат государству. Зал примерно на треть был заполнен представителями "НК ЮКОС" и научного сообщества, задействованного в проекте частной нефтяной кампании, которые весьма ревниво относятся к Северному варианту прокладки трассы нефтепровода.
  Вел заседание Первый заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РБ Владимир Баранников. Руководитель проекта Владимир Суханов кратко проинформировал собравшихся об основных параметрах проекта и предложил посмотреть видеоматериалы о деятельности акционерной кампании "Транснефть". Показ рекламных видеороликов было предложено сократить до минимума, что и было сделано. А затем начались вопросы и ответы. Их набралось чуть более десятка. Вот наиболее характерные.
  Шапхаев С.Г. Директор БРО по Байкалу. Вопрос: "Как будет оформлено данное совещание? Когда была предоставлена информация для ознакомления общественности и в каких СМИ? Планируются ли поставки нефти в Китай через проектируемый нефтепровод? ".
  Суханов В.Д. ОАО "Гипротрубопровод". Ответ: "Протоколом, как общественное обсуждение. Объявление было дано 31 июля в местной печати. Поставки нефти в Китай планируются из дальневосточного терминала морским путем".
  Эмдэйн А.Б. Гражданин Бурятии. Вопрос: "Почему не смогли через СМИ дать информацию для широких масс?".
  Суханов В.Д. ОАО "Гипротрубопровод". Ответ: "Презентация проекта прошла в апреле текущего года".
  Гомбоев Б.О. Байкальский объединенный институт природопользования (БОИП) СО РАН. Вопрос: "Является ли южный вариант альтернативой северному?".
  Суханов В.Д. ОАО "Гипротрубопровод". Ответ: "Нет, это два самостоятельных проекта".
  Аносова Г.Б. Байкальский центр общественной экологической экспертизы. Вопрос: "Хватит ли запасов нефти? Будут ли ее покупать, если на подходе нефть Сахалина? Будет ли ответвление на Китай? Как Вы можете прокомментировать высказывание Михаила Ходорковского в "АиФ" о несостоятельности Вашего проекта?".
  Суханов В.Д. ОАО "Гипротрубопровод". Ответ: "Потребность большая, в том числе открытый американский рынок. Ответвление на Китай не планируется. Такого господина не знаю, точнее знаю, но с его высказываниями не знаком. Еще раз повторяю, что эти два проекта самостоятельны и не являются альтернативными.Если все же говорить о достоинствах нашего проекта, то хотелось бы отметить более низкие эксплутационные затраты и тарифы на перекачку нефти, поскольку в нашем проекте нефтепровод находится ближе к разрабатываемым месторождениям нефти Восточной Сибири".
  Ламажапов С.Н. Народный Хурал Республики Бурятия. Вопрос: "Будут ли задействованы бюджеты Бурятии и России?".
  Суханов В.Д. ОАО "Гипротрубопровод". Ответ: "Строительство будет осуществляться за счет привлечения кредитов, возврат - за счет оборотных средств кампании. Бюджеты задействованы не будут".
  Реплика Белоголовова В.Ф., БРО по Байкалу. " Вы только что нам показали видеоролик, где В.В.Путин сказал: "Мы истратили на строительство Балтийской трубопроводной системы 500 млн. долларов (строительство БТС осуществляло ОАО "АК "Транснефть")". Он что у Вас работает или все-таки это были бюджетные деньги?".
  Суханов В.Д. ОАО "Гипротрубопровод". Ответ: " Давайте не будем обсуждать высказывания Президента ".
  Белоголовов В.Ф. БРО по Байкалу. Вопрос: "Предусмотрена ли государственная экологическая экспертиза представленных материалов проекта? ".
  Суханов В.Д. ОАО "Гипротрубопровод". Ответ: "Участие государственной экологической экспертизы предусмотрено законом".
  Шапхаев С.Г. Директор БРО по Байкалу. Вопрос: "По представленным картографическим материалам проект трассы проходит по Байкальскому Участку Всемирного Природного Наследия", как проектировщики оценивают этот факт?".
  Выркин В.Ф. Институт географии СО РАН, г. Иркутск. Ответ: "Нами подготовлен дополнительный вариант трассы, который проходит в обход данного участка, что увеличивает его длину на 90 км".
  Татьков Г.И. Геологический институт СО РАН. Вопрос: "Как ознакомиться с техническими условиями проекта?".
  Суханов В.Д. ОАО "Гипротрубопровод" Ответ: "В течении 30 дней по вашей заявке Вам будет предоставлен интересующий материал".
  Идымов Д.Ж. Минстрой и ЖКХ РБ Вопрос: "Согласовывается ли прохождение трассы по Участку Всемирного Наследия с международными организациями?".
  Лбов А.В. Представитель комитета природных ресурсов по РБ МПР РФ. Ответ: "Границы участка точно не определены".
  Лбов А.В. Вопрос: "Срок эксплуатации трубопровода? Затраты на рекультивацию?".
  Суханов В.Д. ОАО "Гипротрубопровод". Ответ: "Срок эксплуатации не определен. Обычно он составляет 35 лет. Затраты на рекультивацию учтены в полном объеме".
  Бадмаев Т.Е. Корреспондент. Вопрос: "Площади изымаемых земель? Площади рекультивируемых земель?".
  Суханов В.Д. ОАО "Гипротрубопровод". Ответ: "Изымаемых земель нет. Полоса временного отвода 39 метров, за исключением наземных сооружений (насосные станции, узловые задвижки), которые отводятся в постоянное пользование".
  Нимажап Бадмаев из Института общей и экспериментальной биологии СО РАН подчеркнул, что большая часть трассы проектируется через участки вечной мерзлоты, которая носит островной характер и с течением времени меняет свои параметры, что в сочетании с высокой сейсмичностью и высокогорьем существенно повышает риски аварийных ситуаций.
  Арнольд Тулохонов, директор БОИП СО РАН помимо проблем с островной мерзлотой был озабочен тем обстоятельством, что трасса будет пересекать бассейн реки Верхняя Ангара, третьего по величине притока Байкала, и в случае утечек нефти мы можем лишиться гигантского экспортного потенциала байкальской питьевой воды. Он заявил, что его институт подготовил проект создания национального парка в устье Верхней Ангары на севере Байкала и призвал Правительства РБ и РФ путем экспертных оценок и моделирования определиться где лучше строить трассу: по северу или по югу. В заключении Арнольд Кириллович не забыл упомянуть, что выполнение проекта с точки зрения финансовых и технических возможностей в условиях Республики Бурятия нереально.
  В процессе выступлений и обсуждений представителями НПО было зачитано Обращение (см. Приложение) в адрес Президента РБ Потапова Л.В. и руководства кампании "Транснефть", в котором предлагалось ввиду нарушений нескольких пунктов известного Положения об ОВОС от 16 мая 2000г.с.общественные слушания признать несостоявшимися и провести их в соответствии с установленным законодательством, т.е. через месяц после подачи первого объявления в СМИ. В.Д.Суханов заявил, что не признает действие Положения и руководствуется исключительно федеральным законом "Об экологической экспертизе". После непродолжительных дебатов собрание завершилось без обсуждения и принятия какого-либо решения. Однако, после настойчивых напоминаний со стороны представителей неправительственных организаций Владимир Суханов предложил встретиться для обсуждения текста Протокола и его подписания со всеми заинтересованными лицами в 17 часов в помещении общественной приемной гостиницы "Бурятия". На том и порешили.
  Вечер и утро следующего дня прошли в напряженных переговорах, в процессе которых выяснилось, что Протокол содержал в своей постановляющей части два вывода с "одобрямс" проекта, которые никем не озвучивались и не обсуждались во время собрания, в качестве участников были записаны представители органов местного самоуправления Северобайкальского района, которые на собрание приехать не смогли из-за задержки авиарейса. Но самое главное, представители "Транснефти" наотрез отказались вносить в текст Протокола пункт о Предмете разногласий между заказчиком и общественностью по вопросу нарушений процедуры общественных слушаний, регламентируемой уже упоминавшимся Положением об ОВОС.
  В конце концов переговоры завершились в кабинете представителя Правительства РБ Баранникова В.Г. устным обещанием представителя "Транснефти" Владимира Андрющенко поместить объявление в официальном органе исполнительной власти газете "Бурятия" о проведении общественных слушаний 30 августа 2002г. в строгом соответствии с законом. После чего Владимир Баранников, представители НПО и заинтересованные граждане, в числе которых оказались и представители "НК ЮКОС", подписали Протокол, причем Предмет разногласий между заказчиком и общественностью был зафиксирован тут же рукописным способом авторучкой "вручную". Тексты Протокола и Обращения приводятся ниже.
  Спустя неделю 14 августа 2002г. объявление в газете "Бурятия" действительно вышло, но в нем говорилось о продолжении сбора предложений и замечаний по проекту, а не о новых общественных слушаниях. Таким образом, представители кампании "Транснефть" в очередной раз продемонстрировали не только полное пренебрежение российскими законами, но и элементарное неуважение к своим собственным обещаниям. Но нет худа без добра. После слушаний газеты Бурятии как будто прорвало, все они дотоле писавшие исключительно о финансово-экономических выгодах трубы за одну ночь "позеленели" и стали писать об экологических последствиях транзита нефти через территорию республики прямо-таки взахлеб, много внимания уделяется также процедурным правовым вопросам проведения общественных слушаний. Объясняется произошедшая метаморфоза по словам журналистов исключительно "рыночными" причинами: "НК ЮКОС" заключил Соглашение практически со всеми ведущими пишущими и говорящими СМИ Бурятии, в котором есть маленький пунктик о лояльности, а неповоротливая "АК"Транснефть" такого Соглашения заключить не успела. Масштабный характер проекта "Транснефти" и правовая "упертость" сотрудников кампании,многие из которых ранее много лет проработали в структуре почившей в бозе Госкомэкологии РФ, заставляют региональные НПО Сибири и Дальнего Востока искать более эффективные формы координации своей деятельности. Виртуальная пока "труба" нас объединяет.

* * *

  Общая протяженность трассы - 3885км, объем экспорта российской нефти в страны АТР 50 млн.т в год. Проектные решения предусматривают прохождение трассы нефтепровода по территории 7 субъектов РФ( Иркутская область, Республика Бурятия, Читинская и Амурская области, Еврейская автономная область, Хабаровский и Приморский края). Ориентировочная стоимость строительства - 5 млрд. долларов США. Это так называемый "северный вариант". Существует также южный вариант, заказчиком которого является компания "Юкос". Транснефть и Юкос говорят что оба варианта являются самостоятельными

  С.Шапхаев
  Байкальский центр общественных экологических экспертиз г. Улан-Уде
  20 августа 2002 года

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность