Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

НПО Казахстана надеются убедить свой Парламент отказаться от идеи ввоза ОЯТ

Недавнее оживление в казахстанском парламенте по поводу заимствования российского опыта по разрешению ввоза ОЯТ на территорию страны для переработки и захоронения не могло не вызвать отклика среди общественных экологических организаций Казахстана.

Карагандинский Экоцентр, одна из наиболее сильных и развитых экологических организаций республики инициировала факсовую кампанию протеста против законопроекта ввоза радиоактивных отходов. Результатом акции должны стать переговоры общественности с Парламентом.

Вот текст обращения, который будет разослан по факсу ведущим государственным деятелям Республики Казахстан:

"Мы, неправительственные организации Казахстана крайне озабочены тем, что Мажилис Парламента РК начинает рассмотрение законопроекта, разрешающего ввоз в республику радиоактивных отходов для последующего захоронения на территории страны. Выражая свою позицию по данному вопросу, призываем каждого из Вас, как лиц принимающих решение, прежде чем сделать этот шаг всесторонне и глубоко осознать всю суть происходящих событий и реальное положение вещей. Мы требуем обратиться к Конституции и тем законам, которые были приняты прежде и защищали права граждан нашей страны на экологическую безопасность и здоровую окружающую среду, Орхусскую конвенцию, которая обеспечивает доступ общественности и граждан к экологической информации, участию в принятии решений и доступу к правосудию. Считаем, что поправки и изменения, которые могут и должны вноситься Парламентом РК в существующее природоохранное законодательство должны быть направлены на усиление этих прав, а не создавать лазейки для продвижения интересов тех или иных заинтересованных сторон. Наша позиция основывается на следующих фактах:

* Ввоз радиоактивных отходов на территорию Казахстана запрещен тремя законами: "Об использовании атомной энергии", "Об охране окружающей среды", "О лицензировании".

* Пункты "ввоз только по специальному разрешению правительства", лицензирование трансграничной перевозки радиоактивных отходов и меры безопасности при их захоронении не дают гарантий и не обеспечивают экологическую и радиационную безопасность населения.

* Декларируемая "прибыльность" бизнеса - прием радиоактивных отходов от других государств, который якобы позволяет в течении 25-30 лет выручить Казахстану 30-40 млрд. долларов не может перевесить чашу весов, поскольку Казахстану уже досталось ядерное наследие СССР цена которого намного превышает обещанные миллиарды. Миллионы граждан нашей страны в течении полувека были заложниками ядерной политики и несут на себе эту печать наши дети и будущие поколения. Кто может реально и объективно оценить этот экологический, моральный и психологический ущерб в настоящем и будущем?

* Это очередной этап закулисной деятельности Казатомовских лидеров, вдохновленных успехами и идеями российских коллег из Минатома. Так страны азиатского континента (Тайвань, Япония, Южная Корея и Китай) и США уже достигли предварительного соглашения в области сотрудничества по утилизации ядерных отходов. Являясь потенциальными экспортерами ядерных отходов в Россию на коммерческой основе, они превращают ее в свалку ядерных отходов. Эта участь может ожидать Казахстан. Мы требуем, чтобы Казахстан XXI века был и оставался свободен в выборе своих стратегических приоритетов в области ООС и устойчивого развития.

* Сотни тысяч, возможно даже миллионы эшелонов радиоактивных отходов будут поступать в Казахстан на протяжении 25-40 лет, в то время, как даже самые бедные страны с тоталитарным режимом не пошли на такой шаг! Богатые же страны готовы платить миллионы долларов за то, что бы удалить эти отходы со своих земель. Следует задуматься, так ли безвредны радиоактивные отходы, от которых хотят избавиться развитые государства. Кому выгодны в конечном счете такие проекты и что влекут за собой подобного рода сделки между государствами? Кто дает гарантии, что концентрированные отходы и грязное оборудование отработанных АЭС не будут захороняться в Казахстане, что весь технологический процесс от транспортировки до захоронения радиоактивных отходов будет экологически эффективным и безопасным?

* Следует принимать достаточно серьезно современные данные ученых о влиянии малых доз радиации на организм человека и окружающую среду. По мнению ученых не бывает безопасных доз радиации - малые дозы радиации при долговременном воздействии дают существенные мутагенные эффекты вследствие аккумуляции доз в окружающей среде и живом организме.

В связи с особой социальной значимостью вышеуказанных вопросов, казахстанские неправительственные организации обращаются к Вам с убедительной просьбой - не принимать решений, наносящих экологический, экономический и моральный ущербы, которые будет трудно нивелировать в будущем.

Не превращайте Казахстан в ядерный могильник!"

Дополнительная информация:
Карагандинский экологический центр "ЭкоЦентр", Кайша Атаханова
kaisha@nursat.kz

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность