Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

На главную страницу кампании
за чистое производство алюминия

Публикации в СМИ

Не долго тешил нас обман.
Жителям Тайшета пообещали построить современное металлургическое предприятие. Но получилось как всегда...

  В начале 1950-х первые поезда пробежали по новой железнодорожной ветке Тайшет-Лена, одной из частей Байкало-Амурской магистрали, более известной в сокращенном варианте - БАМ. Страна узнала о Тайшете, небольшом городе на самом западе Иркутской области. Теперь 50-тысячный Тайшет - один из самых главных железнодорожных узлов Сибири: из города идут четыре направления - на север в сторону Братска, на юг на Абакан, на восток в Иркутск и на запад в Красноярск. В Тайшете построены маслозавод, мясокомбинат, конфетная фабрика, завод по ремонту дорожно-строительных машин, вагонное и локомотивное депо.
  Около года назад началось строительство нового произ-водства. Производства, мощнее которого в Тайшете еще не было. В город должна была прийти металлургия - на окраине заложили фундамент алюминиевого завода.
  Создавать третий в Иркутской области алюминиевый завод взялось ОАО "Алюком-Тайшет". "Наше производство обеспечит местную казну деньгами, а местных жителей - работой", - убеждали предприниматели администрацию Тайшета, а также рядовых горожан. Реклама будущего завода впечатляла своей напористостью и уверенностью в окончательном успехе предприятия.
  Вот лишь короткое сообщение, переданное в сентябре 2001 года финансовым агентством "Финмаркет":
  "В строительство алюминиевого завода "Алюком-Тайшет" инвестировано более 15 миллионов долларов. В ближайшее время будет израсходовано еще около 5 миллионов долларов. Проектными работами занимается отраслевой научный институт ОАО "СибВАМИ". В качестве подрядчика выступает АО "Ангарскстрой". Электромонтажные работы ведет ОАО "Востсибэлектромонтаж". Поставка строительных материалов для возведения заводских цехов ведется 30 предприятиями, в том числе АО "Ангарскстрой", красноярским "Сибирским инструментальным заводом", железногорским "Ремонтно-механическим заводом", а также зарубежными компаниями. Технологическое оборудование для завода готовит Тайшетский завод дорожно-строительных машин, который занимается выпуском нестандартной техники. Плановое число работающих на предприятии составляет около 3,8 тысячи человек. Первый выпуск алюминия-сырца на "Алюком-Тайшете" планируется в ноябре 2001 года. Цех по его производству будет сдан в конце октября. Через полтора года в планах менеджеров предприятия - сдать первый пусковой комплекс с внешними электросетями, корпусом электролиза, газоочисткой и кремниево-преобразовательным корпусом".
  В прошлом году, судя по документации, действительно появился завод-красавец, на котором должны были использоваться передовые технологии. Общую сумму затрат на этот проект хозяева "Алюком-Тайшета" оценивают в 170-200 миллионов долларов, финансирование полагается осуществлять за счет заемных средств.
  Однако "идеал" так и остался на бумаге. Ни в октябре, ни в ноябре 2001 года, ни даже в мае нынешнего "Алюком-Тайшет" так и не заработал. 15-миллионные инвестиции легли на тайшетскую землю мертвым грузом. Впрочем, трагедии в этом нет. Скорее наоборот, судя по имеющимся у нас документам, трагедия вполне могла бы произойти, если бы завод все же заработал. Трагедия для местных жителей, которые за несколько месяцев могли бы лишиться здоровья.
  Дело в том, что хозяева ОАО "Алюком-Тайшет" при возведении производства, мягко говоря, не учли проектные показатели. То, что в схемах было прекрасным, на деле оказалось очень далеким от идеала. По мнению специалистов, вместо экологически чистого завода в Тайшете вырос "истребитель природы".
  13-15 мая на построенном в Тайшете экспериментальном корпусе завода специальная комиссия провела санитарно-эпидемиологическую экспертизу. Заведующий отделением гигиены труда Братского ЦГСЭН Рудых Б.А., главный государственный санитарный врач по городу-Тайшет и Тайшетскому району Емельянчик А.В., санитарный врач ЦГСЭН Тайшета Подгорный, главный специалист по охране окружающей среды мэрии Тайшета Чапышева - люди, профессионализм которых никто не оспаривает. Вот лишь несколько выдержек из акта, подписанного этими экспертами:
  "По литейному отделению. Не смонтировано ГОУ - газоочистная установка (проектно - циклон ЦН-15, фильтр ФРКН)".
  "По анодно-монтажному отделению. Проектная приточно-вытяжная механическая вентиляция не выполнена".
  "По газоочистному; отделению. Проектом предусмотрена сухая абсорбционная очистка газа от электролизеров в составе 6 модулей газоочистки. На момент обследования смонтирован всего один модуль, производительностью 25 000 кубических метров в час. В отделении газоочистки смонтирован непроектный обводной газоход (это значит, что газ напрямую будет выбрасываться в атмосферу). На заводе не проведены испытания систем газоходов; не представлены акты опробования технологического оборудования; не произведена обкатка дымососа. Не представлена документация по приборам КИПиА (паспорта, акты по испытаниям приборов). Не разработан пусковой регламент по газоочистке и ее эксплуатации. По вышеперечисленным причинам газоочистное отделение не готово к приемке законченного строительством объекта".
  Кроме того, на заводе "медицинский пункт - в стадии строительства". Если перевести на простой русский язык фразы, изобилующие техническими терминами, то получится просто: завод строится вопреки всем нормам экологии и собственному проекту.
  Российская промышленность нередко "радует" потребителей подобной забывчивостью. Но подобные "сюрпризы" уже нельзя отнести к забавным недоразумениям.
  Отступление от проекта в алюминиевой промышленности столь невинным для жителей города остаться не может.
  Основная проблема любого крупного предприятия - и особенно металлургического - взаимоотношения с окружающей средой. Продукты деятельности завода способны отравить все живое вокруг. Чтобы не случилось беды, на любом металлургическом предприятии в первую очередь возводятся системы очистки вредных выбросов. Они не приносят прибыли, однако исключительно благодаря им люди, живущие неподалеку от заводов, могут вдыхать воздух, не чувствуя себя камикадзе. А если учесть, что "Аюком" строится ... в трехстах метрах от жилых кварталов, то очистка должна быть особой! "Металлистам" из ОАО "Алюком-Тайшет" власти города позволили перенести корпус завода на расстояние 300 метров к жилью, тогда как по правилам подобное предприятие не должно находиться ближе, чем в километре от жилых построек. Такого еще не было не только в практике подобного строительства за рубежом, но и в России.
  Однако именно возможность сэкономить на очистке очень привлекательна, так как позволяет беречь существенные денежные средства.
  Вместо шести модулей газо-очистки смонтирован лишь один. Что это значит? Очевидно, очистная система будет работать в шесть раз менее эффективно. Как правило, на металлургических предприятиях строят модули газоочистки "с запасом". На случай если один из модулей по каким-то причинам выйдет из строя - его функции выполнит "коллега". Если бы на "Алюком-Тайшете" отстроили, например, вместо шести семь модулей, было бы понятно. Однако завод не досчитался сразу пяти модулей, соответственно здоровье жителей Тайшета от этого вряд ли окрепнет.
  Более того, вместо пяти модулей проделан обводной газоход. То есть часть отработанных газов пойдет мимо фильтрующего модуля, устремившись напрямую в трубу, а из hiee - в атмосферу. Окись углерода, фтор, фтористый водород, пыль - всю эту гадость втянули бы в легкие обитатели Тайшета.
  Зачем же нужен такой завод? Ведь его могли бы быстро закрыть - государство наверняка встало бы на защиту своих граждан. Может быть, дело в специфике алюминиевого производства, которое является "непрерывным". Непрерывным в прямом смысле этого слова. При остановке завода более чем на 4 часа дорогостоящие электролизеры приходят в негодность. В таком случае возможные штрафы вряд ли могли испугать "алюкомовцев" - электролизеры окупаются за год, а на следующий дают прибыль в 200 процентов. Запусти "Алюком-Тайшет" производство - на него вряд ли кто-нибудь поднял бы руку.
  Как сообщали СМИ, 20 марта, например, экспериментальный корпус "Алюком-Тайшета" принимался государственной приемной комиссией. Однако принят ли он в нынешнем состоянии? Даже если предположить, что была попытка согласовать изменения в проекте с проектировщиками, то увенчалась ли она успехом, пошли ли проектировщики на изменение технических условий в ущерб функциональности проекта? Вообще вокруг ОАО "Алюком-Тайшет" гораздо больше вопросов, нежели ответов.
  По проекту завод в Тайшете должен стать самым современным предприятием российской алюминиевой промышленности. Однако СМИ весьма скептически это комментировали. Основная идея публикаций состояла в том, что на деле "Алюком-Тайшет" оказался бы аутсайдером даже на фоне заводов, построенных несколько десятилетий назад. По мнению специалистов, на заводе в Тайшете устанавливается устаревшее оборудование. Так, при использовании технологии электролизного производства во всем мире алюминиевые предприятия оснащаются электролизерами на силу тока 300-330 кА, а не как в Тайшете - 130 кА. Чем меньше мощность электролизеров, тем более удручающим выглядит влияние завода на окружающую среду.
  По проекту на "Алюком-Тайшете" должна быть применена так называемая "сухая" система газоочистки. Такая газоочистка позволяет улавливать до 99,8 процента выбросов фтористого водорода и до 97,5 процента выбросов смолистых веществ. Но это при условии нормального функционирования всех модулей очистки. Как мы знаем, в Тайшете возведен лишь один из шести модулей. К тому же, как выясняется, и тот до сих пор не доведен до ума. Сложнейшая работа современных модулей управляется компьютерами. В "Алюком-Тайшете" автоматика так и не была отлажена. Кроме того, не подведен сжатый воздух, необходимый для той самой "сухой" очистки. Но без сухого сжатого воздуха фильтры попросту не будут работать. Руководитель Государственной службы охраны окружающей среды, и.о. замруководителя Комитета природных ресурсов по Иркутской области Владимир Смага пообещал недавно, что "запустить производство или опытно-экспериментальный участок не удастся без положительного заключена экологов". По его мнению "Алюком-Тайшет" в нынешнем виде "слишком опасен для окружающей среды и для человека".
  ОАО "Алюком-Тайшет" пыталось сэкономить не только на здоровье соотечественников, но и на интересах энергетиков. Несостоявшиеся металлурги пожалели 80 тысяч долларов и отказались строить резервную линию электропередачи. По правилам, из-за непрерывности производства у алюминиевого завода должно быть две электрические линии. Если выходит из строя одна - электроток перебрасывается на резервную. В противном случае производство останавливается что чревато банкротством завода. Иркутская энергетическая компания отказалась рисковать. Ведь если бы энергетики дали добро "Алюком-Тайшету", вся ответственность, в том числе и материальная, за "неприятные неожиданности" ложилась бы именно на "Иркутскэнерго" - выведет ли из строя линию электропередачи непогода, или стрясется что-то еще...
  "У завода нет необходимых энергоустановок, способных обеспечить бесперебойный производственный процесс", - заявил генеральный директор "Иркутскэнерго" Михаил Слободин.
  Действия ОАО "Алюком-Тайшет" привели к появлению весьма серьезной коалиции энергетиков и экологов. И те и другие готовы сделать все, чтобы алюминиевый завод в Тайшете в таком виде не заработал. Ведь при соблюдении всех проектных условий Тайшет, да и Россия в целом только выиграли бы от появления еще одного алюминиевого предприятия, приносящего в казну города и государственный бюджет миллионы долларов. Однако будет ли проделана, "работа над ошибками", например возведение недостающих модулей газоочистки? Ведь это потребует затрат, которые придется слишком долго окупать. Есть ли готовность к долгосрочным инвестициям в промышленность? Снова вопросы, остающиеся без ответов.
  Если же "Алюком-Тайшет" все же каким-то образом удастся запустить, это может обернуться настоящей трагедией. И не столько для жителей Тайшета (из отравленного города в конце концов можно и уехать), сколько для всей России.

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность