Сети МСоЭС
Дела МСоЭС
СоЭС-издат
|
Программа МСоЭС «Природное наследие Северной Евразии»
Механизмы реализации отдельных задач Программы
1. Формирование базы данных о существующих и потенциальных угрозах для ООПТ:
1.1. сбор информации о хозяйственной и иной деятельности, способной оказать воздействие на ООПТ, из официальных источников и СМИ;
1.2. сбор аналогичных сведений от собственной респондентской сети, в первую очередь, членов МСоЭС и работников природоохранных учреждений, связанных с ООПТ;
1.3. мониторинг изменений в отраслях законодательства, касающихся ООПТ;
1.4. мониторинг катастрофических явлений техногенного и природного происхождения, угрожающих ООПТ и другим ценным природным территориям;
1.5. картографирование всей полученной информации (пп. 1.1., 1.2. и 1.4.) и выявление зон особого внимания;
1.6. подготовка краткосрочных (на ближайший текущий год) и долгосрочных (5 и 10 лет) прогнозов развития реальных и потенциальных угроз.
2. Выработка правовых механизмов защиты ООПТ и других ценных природных территорий на базе анализа национальных законодательств каждого государства на постсоветском пространстве:
2.1. выявление общих черт и различий правовых баз государств на постсоветском пространстве в области территориальной охраны природы;
2.2. классификация правовых норм национальных законодательств в области территориальной охраны природы по их возможностям защищать правовой статус ООПТ или, наоборот, способствовать его ослаблению, вплоть до полной отмены;
2.3. изучение судебной практики в области территориальной охраны природы;
2.4. подготовка рекомендаций по ведению судебных и внесудебных процессов в виде типовых схем применения национального и международного законодательства.
3. Формирование экспертных групп по государствам, проведение рабочих семинаров и совещаний с участием и при поддержке государственных структур:
3.1. создание экспертных групп (не менее 3 чел.) в государственных природоохранных учреждениях, управляющих ООПТ, которые будут оценивать ситуацию с угрозами как для своей ООПТ, так и для других ценных природных территорий;
3.2. создание экспертных групп из ученых НИИ и ВУЗов, не работающих в штате природоохранных учреждений, в каждом государстве, а в некоторых (Россия, Украина, Казахстан) государствах – по несколько региональных групп с теми же функциями, что и группы в п. 3.1.;
3.3. классификация результатов оценки по наличию или отсутствию угроз для конкретных ООПТ и других ценных природных территорий, а также уровню значимости угрозы (бальная оценка), с оформлением в виде ежеквартальных анкет;
3.4. проведение семинаров и совещаний в каждом государстве в качестве встреч экспертов Программы с сотрудниками государственных органов управления в области территориальной охраной природы для обсуждения текущей ситуации с угрозами (рабочие, с регулярностью 1 раз в год) или при возникновении существенных угроз для какой-то конкретной ценной природной территории (чрезвычайные, по необходимости).
4. Выработка стратегии и тактики МСоЭС по вопросам сохранения ООПТ и других ценных природных территорий; независимый мониторинг реализации международных правовых норм в области территориальной охраной природы на национальном уровне:
4.1. подготовка заявлений, обращений и иных документов от имени МСоЭС;
4.2. экспертная оценка угроз для объектов Всемирного Природного Наследия, трансграничных ОПТ, Рамсарских угодий и КОТ международного значения, других объектов согласно конвенций и иных международных соглашений;
4.3. подготовка рекомендаций для специально уполномоченных государственных органов управления в области территориальной охраны природы в целях устранения возникающих угроз и недопущения нарушения международных обязательств государств на постсоветском пространстве.
5. Воздействие на исполнительную власть и депутатский корпус, органы местного самоуправления в целях всестороннего учета вопросов экологической безопасности и экономической целесообразности при осуществлении природопользования и иной деятельности, связанной с ООПТ и другими ценными природными территориями:
5.1. участие в обсуждении проектов нормативных правовых актов, затрагивающих интересы ООПТ и вопросы территориальной охраны природы, конструктивная критика недостатков законопроектов и выработка предложений по их устранению;
5.2. участие в организации и проведении парламентских слушаний по проблемам территориальной охраны природы;
5.3. общественная поддержка отдельных представителей законодательной и исполнительной власти всех уровней, лоббирующих интересы ООПТ, при проведении ими своих предвыборных кампаний или при назначении их на должности госслужбы;
5.4. общественная критика тех политиков и государственных служащих, которые нанесли своей деятельностью существенный вред ООПТ или иным ценным природным территориям; блокирование их назначения на руководящие должности, связанные с управлением природоохранной деятельностью.
6. Организация общественного контроля за функционированием и сохранением ООПТ через проведение общественных экологических экспертиз, участие в ОВОСах и государственных экологических экспертизах:
6.1. общественный контроль проектов, потенциально опасных для ценных природных территорий, в том числе, контроль реализации ФЦП «Развитие г. Сочи как горно-климатического курорта (2006-2014 годы)»;
6.2. формирование и работа национальных экспертных советов МСоЭС по проведению общественных экологических экспертиз в области территориальной охраны природы на национальном и региональном уровнях;
6.3. заключение договоренностей со специально уполномоченными органами в области государственной экологической экспертизы по участию экспертов МСоЭС в их проведении.
7. Правовая защита ООПТ и персонала соответствующих природоохранных учреждений в органах государственной власти и местного самоуправления, в прокуратуре и судах:
7.1. организация общественных кампаний в поддержку ООПТ, руководителей и персонала соответствующих природоохранных учреждений, в отношении которых существуют реальные угрозы;
7.2. подготовка судебных исков в защиту ООПТ, соответствующих природоохранных учреждений и их отдельных работников, оказание им юридической помощи в судебных процессах; направление своих экспертов и наблюдателей на судебные процессы, связанные с ООПТ.
8. Оказание научно-консультативной помощи и общественной поддержки тем государственным структурам и государственным служащим, которые занимаются вопросами территориальной охраны природы, участие в разработке и внедрении эффективной системы мер по оптимизации разных категорий ООПТ, исходя из научной, природоохранной, социально-экономической и политической целесообразности:
8.1. разработка и (или) внедрение методик достоверной и всеобъемлющей эколого-экономической и социальной оценки сохраняемых природных ресурсов ООПТ и других ценных природных территорий, а также экологически приемлемых возможностей их прямого и косвенного использования, т.е. обозначение природно-ресурсного потенциала каждой ценной природной территории в качестве основополагающего аргумента в пользу необходимости вкладывания государственных средств в обеспечение ее сохранения и деятельности; апробация методики на примерах конкретных ООПТ;
8.2. участие в работе общественных экспертно-консультативных структур при государственных учреждениях, в чью компетенцию входят вопросы управления ООПТ.
9. Инициация создания новых и поддержка уже существующих ООПТ, в том числе деятельности управляющих ими государственных учреждений:
9.1. выработка предложений по организации новых и оптимизации функциональной структуры действующих ООПТ; участие в формировании экологической сети на национальном и региональном уровнях;
9.2. включение в рейтинговые показатели деятельности промышленных компаний оценки их вклада в сохранение или, наоборот, разрушение ООПТ или, наоборот, их вклада в разрушение ООПТ и других ценных природных территорий.
10. Проведение научных исследований в критических местообитаниях объектов растительного и животного мира, включенных в национальные и региональные Красные книги; организация и участие в научно-практических конференциях и совещаниях по этой проблематике:
10.1. организация экспедиций и иная поддержка проектов по изучению критических местообитаний объектов растительного и животного мира, включенных в национальные и региональные Красные книги;
10.2. проведение региональных совещаний и участие в национальных и международных конференциях по сохранению биологического и ландшафтного разнообразия.
11. Издательская деятельность, поддержка специализированных сайтов и рассылок:
11.1. создание сайта Программы;
11.2. выпуск бюллетеня «ООПТ Евразии»;
11.3. издание обзора «Охраняемые природные территории мира», включая сводку «Современное состояние ООПТ на постсоветском пространстве».
12. Организация массового общественного движения и кампаний в защиту ценных природных территорий и поддержку защищающих их государственных структур, информирование населения государств на постсоветском пространстве об их значимости природных территорий, комплексов и объектов как одного из компонентов устойчивого развития общества, просветительская работа в этом направлении:
12.1. пополнение рядов МСоЭС за счет сочувствующих и сотрудников природоохранных учреждений, членов их семей, содействие в создании и деятельности национальных и региональных общественных объединений в защиту ООПТ;
12.2. стимулирование журналистов, пишущих о проблемах территориальной охраны природы, через организацию творческих конкурсов и учреждение специальных премий;
12.3. участие в проведении публичных экологических акций в поддержку ООПТ и других ценных природных территорий (Марш парков и пр.);
12.4. организация общественной кампании по информированию и просвещению населения о проблемах и значении ценных природных территорий, комплексов и объектов;
12.5. организация общественной кампании по поддержке ООПТ и других ценных природных территорий крупным бизнесом.
|
Специальные проекты
Информационные партнёры:
|