Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Публикации участников cети
"Здоровье детей, окружающая среда, безопасность"

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВЬЯ В
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ

Анализ мирового опыта в области оценки последствий реализации строительно-промышленных проектов позволяет заключить, что экологическая экспертиза (ЭЭ) как относительно новое направление выработки экологических прогнозов является действенным инструментом экологической политики в области охраны ОС и здоровья населения в странах Европейского экономического сообщества. Британского содружества наций, США, Японии и т.д. При этом сама процедура осуществления "оценки воздействия на окружающую среду" (ОВОС) включает также оценку состояния здоровья и базируется на международных соглашениях, в частности "Конвенции об ОВОС в трансграничном контексте" и применяется в названных странах уже более 25 лет. Что касается России, то у нас Государственная ЭЭ как сфера деятельности ведет свое начало лишь с 1988 г. [7, 38].
Исходя из сказанного, современные научно-практические принципы долгосрочных экологических прогнозов должны основываться прежде всего на антропо-экологических требованиях формирования цели и структуры ЭЭ проектов. Как справедливо подчеркивал Г. Скирбекк [32], к проведению экспертизы, наряду с представителями естественных и технических наук, следует шире привлекать специалистов из области наук о человеке. В этой связи, главный целевой подход при осуществлении ЭЭ различных проектов можно определить как долгосрочное сохранение и развитие природных комплексов, естественно-природных рекреационных циклов, разнообразия биоты и здоровья населения и его потомства в ближайшем и отдаленном будущем [18]. Последнее положение в общем виде нашло отражение в упомянутой Концепции устойчивого развития, принятой на конференции ООН по окружающей среде и развитию.
Таким образом, исходя из представлений о существовании относительно прямой и тесной связи между состоянием ОС и показателями здоровья населения, одним из важных составляющих ЭЭ и экологического мониторинга должны стать указанные выше показатели здоровья различных групп населения в тех регионах, где предполагается реализация проектов. Это приходится лишний раз подчеркивать, потому, что если регистрируемые изменения в индикаторных растениях и животных организмах считаются маркерами неблагоприятного действия загрязнений ОС, то не менее (а может быть более) значимые для прогноза последствий экологически опасных проектов показатели состояния здоровья человека и экологически зависимой патологии до сих пор не находят должного применения в ЭЭ.
Между тем, долевой вклад загрязнения ОС в нарушение здоровья населения уже сегодня составляет не менее 20-40%, а в случае сохранения сегодняшних тенденций изменений экологической обстановки может возрасти до 50-50% [I].
Если наряду с другими ресурсами государства считать и человеческое здоровье в качестве важной составляющей в системе социальных ценностей нации, то неблагоприятные сдвиги в состоянии здоровья населения следует признать ведущим индикатором экологического риска хозяйственной деятельности и неблагополучия ОС и лимитирующим фактором при разработке планов и стратегии социально-экономического развития крупных городов и регионов страны.
Иными словами, речь идет о практическом использовании недостаточно освещаемых в публикациях представлений и наработок по экономике здоровья, которые включают в себя подходы к оценке стоимости человеческой жизни и ее измерении в человеко-часах и человеко-годах активной жизни, оценку экономического ущерба вследствие ухудшения здоровья в связи с экологическим неблагополучием, жизнеёмкости функционирования загрязняющих ОС промышленных предприятий и технологий, измеряемой в неизбежных затратах жизни и основных показателях заболеваемости рабочих и населения. Таким образом, мы приходим к необходимости рассмотрения состояния здоровья в качестве одной из основных характеристик эколого-экономического развития общества и использования указанных представлений в практической экономической и природоохранной деятельности [17, 29, I].
Следовательно, проблема оздоровления нынешнего и будущих поколений людей и истинно первичной профилактики не является узко медицинской задачей, а уходит своими корнями в комплексное решение вопросов улучшения ОС на государственном уровне. В этом контексте очень своевременно звучит высказанная С.А.Томилиным более 70 лет назад мысль о том. что "... все увеличивающиеся затраты на лечебную медицину с экономической точки зрения есть не что иное, как выплата ростовщических процентов по векселям профилактической (а нашем смысле - экологической) задолженности" [33].
Итак, сложившаяся неблагоприятная ситуация диктует необходимость экологизировать экономику и с этих позиций рассматривать загрязнение ОС как изъятие определенной части чистых вод, возду-ха, пищевых продуктов, растительных и животных организмов и сообществ, а также - лишение человека какой-то меры здоровья и благополучия [I].
Широкое осознание общественной важности рассматриваемых вопросов крайне необходимо, поскольку как экономический аспект здоровья. так и юридически-правовой механизм реализации экологических прав граждан и требований, касающихся охраны ОС, до настоящего времени остается недостаточно разработанным в отечественном законодательстве. В значительной степени с этим связаны продолжающие иметь место серьезные экологические нарушения к утверждения проектов без прохождения должной ЭЭ. Существенное значение в преодолении этих недостатков должно сыграть утверждение и внедрение в практическую деятельность нового Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" [13], который декларирует право граждан на здоровую и благоприятную ОС и признает основные международные договоры и конвенции по охране ОС. Специальный раздел Закона провозглашает дисциплинарную, административную, материальную и уголовную ответственность за экологические правонарушения. Однако, отношения в области природопользования должны регулироваться не только "экологическими актами", но и нормами законодательства государственного, гражданского, уголовного, земельного. Без правовой инфраструктуры принятый в России Закон "Об охране окружающей природной среды" не будет действовать эффективно.
В соответствие с законотворческим опытом развитых стран институт юридической ответственности в области охраны ОС должен основываться, как минимум, на следующих главных принципах:
1) Формальное признание конституцией и основными законодательными актами прав граждан на благоприятную ОС:
2) обязанность государства охранять ОС;
3) право граждан преследовать по суду загрязнителей ОС и бездействующие контрольные органы;
4) обязанность "загрязнителя" бороться с загрязнениями ОС и их неблагоприятными последствиями.
На этих положениях и базируется право граждан требовать компенсации ущерба, нанесенного загрязнением ОС здоровью людей.
Традиционно основная роль в разрешении споров экологического характера при этом ложится на суды. Интересно, что по инициативе юристов Канады серьезное загрязнение ОС предлагается рассматривать как уголовное преступление, сопоставимое с убийством [34, 45, 25, 14].
Важно также добавить, что в большинстве развитых стран юридическое законодательство включает в себя различные законы и подзаконные акты об охране ОС, ответственности за ущерб, наносимый природе и людям, законоположения об экологической оценке и правила проведения ЭЭ проектов. При этом законотворческая политика в области охраны ОС постоянно усовершенствуется и развивается под все усиливающимся влиянием соответствующих положений международного права, международных договоренностей и общественных инициатив.
В результате, с целью снижения антропогенной нагрузки на наиболее уязвимые и пострадавшие регионы периодически осуществляется пересмотр национальных законодательств, особенно в области использования природных ресурсов, добывающей и лесной промышленности [23].
Одним из неотъемлемых прав человека в цивилизованном общест-ве является право граждан на доступ и получение достоверной информации о состоянии ОС. Это право зафиксировано во Всемирной хартии природы, Бергенском заявлении, Бангкокской декларации, в правовых принципах Брундтланд и в законодательствах развитых стран [26]. При этом подразумевается, что предварительная осведомленность общественности о предполагаемых проектах, повышение уровня экологической образованности и грамотности населения является важным условием выработки правильных экологически значимых решений. Сегодня все более необходимо сознавать, что только общественность, вооруженная знаниями, способна оказывать существенное влияние на органы управления, проектные и промышленные организации при выборе хозяйственных проектов и методов их реализации. Так, законодательства указанных выше стран предусматривают обязательное участие общественности в проведении ЭЭ [25, 23]. Как следует из национальной стратегии США по укреплению здоровья и профилактике болезней, программа перманентного информирования населения должна включать мероприятия, направленные на повышение осведомленности рабочих промышленных предприятий о влиянии на здоровье вредных производственных факторов и токсических выбросов; информацию о контроле за вредными компонентами ОС и за профессиональными заболеваниями вплоть до широкого осведомления об этом учителей и учащихся начальных и средних школ; систему обучения работников здравоохранения и руководителей промышленных предприятий основам токсикологии, эпидемиологии, контролю за технологическими разработками и вредными веществами, представляющими опасность для здоровья; ознакомление со способами диагностики заболеваний. возникающих под влиянием вредных факторов ОС и ответственностью конкретных лиц в связи с этим [35].
Нужно заметить, что выполнение указанных требований, с одной стороны, способствует реализации "права быть осведомленным", с другой стороны, благодаря предварительному информированию лиц, подвергающихся риску, дает им возможность своевременно принять необходимые меры предосторожности. Данное положение исходит из практически важного принципа, который состоит в том, что информирование о риске, связанном с экологическими опасностями, является стратегией для выработки полезного для жизни и здоровья поведения. Иными словами, чем точнее люди осведомлены об экологических нарушениях, тем лучше они смогут защитить себя [42, 41].
Следовательно, законы и постановления в области охраны ОС и природопользования должны действовать под контролем правильно информированной общественности, а население должно иметь возможность высказывать свою озабоченность и стимулировать действия правительств и ответственных органов, направленные на улучшение экологической ситуации.
Если поставить эти проблемы в морально-этической плоскости. то. говоря словами Иоанна Павла II, "уважение к жизни. ... к достоинству человеческой личности - фундаментальное правило, на котором должен основываться здоровый экономический, промышленный и научный прогресс" [15].
Резюмируя изложенное, необходимо заметить, что при выработке заключений ЭЭ и прогнозировании последствий техногенного воздействия на ОС требуется учитывать всю меру ответственности за возможные неблагоприятные последствия как перед населением, проживающим в зоне предполагаемого проекта (в том числе возможный ущерб здоровью и моральный ущерб), так и перед будущими поколениями за загрязнение ОС. отдаленный экономический ущерб, генетические нарушения. нереализованные возможности и права граждан.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Отдавая должное значимости ставших уже классическими данных о влиянии на особенности здоровья человека различных климато-географических и региональных геохимических факторов ОС, необходимо констатировать, что в последние десятилетия все больший вклад в патологию человека стали вносить вредные выбросы промышленного и сельскохозяйственного производства и антропогенно измененных экосистем. Неблагоприятные последствия экологических нарушений в наиболее концентрированном виде наблюдают сегодня в большинстве крупных городов (табл. 5), что выражается в напряжении демографи-

Таблица 5

Перечень городов Российской Федерации, в которых отмечалось превышение максимальных разовых концентраций 1-3 вредных, веществ более 10 ПДК Q 1991 г.

1. Александров
(Сахалинский)
2. Алексин
(Тульский)
3, Амурск
4. Архангельск
5. Астрахань
6. Байкальск
7. Барнаул
8. Березняки
9. Бийск
10. Благовещенск
(Амурский)
11. Братск
12. Владимир
13. Волгоград
14. Волжский
15. Нижний Новгород
16. Губаха
17. Дзержинск
18. Долинск
19. Елец
20. Екатеринбург
21. Искитим
22. Каменск-Уральский
23. Кемерово
24. Комсомольск-на-
Амуре
25. Корсаков
26. Коряжма
27. Красноярск
28. Котово
29. Липецк
30. Лучинское
31. Магадан
32. Магнитогорск
33. Москва
34. Медногорск
35. Молодежный
36. Нальчик
37. Нерюнгри
38. Новороссийск
39. Новоалександ-
ровск
40. Новодвинск
41. Новокузнецк
42. Новосибирск
43. Норильск
44. Омск
45. Онега
46. Оренбург
47. Орск
48. Партизанок
49. Первоуральск
50. Пермь
51. Петровск-
Забайкальский
52. Поронайск
53. Петрозаводск
54. Ростов-на-Дону
55. Рудная Пристань
56. Рязань
57. Синегорск
58. Санкт-Петербург
59. Салават
60. Саратов |
61. Сегежа
62. Селенгинск
63. Стерлитамак
64. Славгород
65. Сургут
66. Сызрань
67. Самара
68. Сыктывкар
69. Сентовка
70. Тольятти
71. Томск
72. Тюмень
73. Ульяновск
74. Усолье-Сибирское
75. Усть-Илимск
76. Уфа
77. Ухта
78. Хабаровск
79. Череповец
80. Чита
81. Шелехов
82. Щелково
83. Южно-Сахалинск
84. Якутск

ческих процессов, увеличении интенсивности миграции населения в связи с ухудшением здоровья и значительных сдвигах в состоянии здоровья населения. В целом это проявляется в увеличении показателей заболеваемости основными болезнями дыхательной, пищеварительной, эндокринной и сердечно-сосудистой систем; распространенности аллергозов, иммунодефицитных состояний, патологии беременности и родов; в снижении рождаемости; в увеличении врожденной и генетической патологии; в возрастании показателей заболеваемости детей и детской смертности и в итоге - в снижении средней продолжительности жизни. В результате население России не доживает до средних значений средней продолжительности жизни населения развитых стран примерно 10-12 лет [40]. Во многих регионах Сибири эти цифры еще выше.
Сложившаяся в большинстве регинов страны неблагополучная экологическая обстановка может быть охарактеризована (с учетом обсуждаемой в брошюре проблемы) тремя обобщениями:
1) вокруг крупных промышленных предприятий сформировались новые очаги социально-экологического напряжения, распространяющие свое неблагоприятное влияние на многие десятки километров;
2) указанные очаги представляют собой антропогенные геохимические аномалии, которые по степени выраженности вредного влияния на ОС и здоровье больших контингентов населения уже давно превысили патогенетическое воздействие естественных геохимических провинций;
3) население, проживающее в пределах влияния указанных очагов, существенно отличается по состоянию здоровья, распространенности и выраженности индикаторной и экологически обусловленной патологии взрослых и детей, показателям смертности различных групп населения и средней продолжительности жизни.
Еще раз возвращаясь к вопросу о наличии тесной взаимосвязи состояния ОС и здоровья человека и вытекающей отсюда реальной возможности улучшения показателей здоровья населения посредством общегосударственного планомерного разрешения экологических проблем, обратимся к результатам сравнительного анализа средней продолжительности жизни (как одного из интегральных показателей сос-тояния здоровья популяции) в Японии и СССР на протяжении 50-летнего периода (рис. 13). Как следует из представленного графика, если с 1940-х до 1960-х гг. прирост средней продолжительности жизни в обеих странах, переживавших период восстановления экономики после второй мировой войны, был примерно одинаковым, то уже в последующие годы регистрируется резкое расхождение анализируемых кривых. Так, если в случае Японии кривая, отражающая динамику показателей средней продолжительности жизни, устойчиво идет вверх и к 1991 г. достигает уникально высокой цифры - около 80-ти лет, то в случае СССР эта кривая начинает постепенно снижаться и к

1991 г. (по различным статистическим данным) опускается почти до уровня, наблюдавшегося в 1950-е гг. Таким образом, мы наблюдаем достоверное отличие этого важного показателя национального благополучия в сравниваемых странах, достигающее в последние годы почти 20 лет.
С этими данными хорошо согласуются и недавно опубликованные данные, иллюстрирующие показатели детской смертности и тенденцию устойчивого снижения естественного прироста населения России, которая берет начало также с 1960-х гг. (рис. 14, 15).
С позиций медико-экологической проблематики, обсуждаемой в настоящем пособии, одно из возможных объяснений данного факта может заключаться в различии государственных подходов к пониманию и ранению экологических проблем в указанных странах. Свидетельством тому является настойчивая и планомерная "экологизация" экономики, законодательства, политики, воспитания и образования в Японии, начавшаяся приблизительно в 1960-е гг. и осуществляемая до насто-ящего времени [14, 19, 23]. Напротив, как известно, все это время в СССР наблюдалась явная недооценка значимости неблагоприятных экологических последствий в ходе интенсификации крупномасштабного строительства и освоения новых регионов, характерным проявлением чего явилось в частности принятие (примерно в указанные годы) специального постановления ЦК КПСС и Совмина о хозяйственном использовании даже тех (и без того немногочисленных) заповедников и заказников, которые еще сохранялись в стране к тому времени. И это при том опасном положении, когда суммарная площадь последних относительно территории страны снизились до 1%, что ниже той критической величины, которая считается равной около 6% и еще способна гарантировать возможность протекания естественных рекреационных процессов и самовосстановления природных комплексов.
Представленные выше материалы и рассуждения в обобщенном виде можно проиллюстрировать схематическим графиком, который наглядно отражает функциональную взаимосвязь тенденций изменения показателей загрязнения ОС и здоровье населения (рис. 16).
В заключение уместно будет напомнить слова Э. Фромма "... мы должны положить конец нынешнему положению, когда существование здоровой экономики возможно только ценой нездоровья людей" [36].

Кол-во на 1000 чел. населения

1950 1955 1960 1965 1970 1975 1980 1985 1990 1991

Рис.15. Показатель естественного прироста
населения России [46]

Рост загрязнения ОС

Рис.16. Схематическое
представление о соотношении
тенденций изменения показателей
загрязнения ОС и состояния
здоровья

Далее
Другие публикации

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность