Экология и здоровье детей
Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС


===================  ДЕТИ В ТРЕТЬЕМ ТЫСЯЧЕЛЕТИИ  ===================
         Бюллетень евразийского отделения международной сети
           "ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ, ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА, БЕЗОПАСНОСТЬ"
                       Выпуск I, январь 2001 г.

===  СОДЕРЖАНИЕ  ===================================================

== Обращение к читателям гл. редактора М.В. Черкасовой
== О СЕТИ
== ЖИЗНЬ СЕТИ == Рабочая встреча в Суздале
== ПРОБЛЕМА == Почему дети так особенно уязвимы
== СЛОВО ЭКСПЕРТА == С.С. Юфит. Рабочая встреча по СОЗ в Йоханнесбурге
== ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК == Письмо учителя Т.П. Егоровой
== НАШ КАЛЕНДАРЬ

======================================================================

  ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ НАШЕГО БЮЛЛЕТЕНЯ И УЧАСТНИКИ НАШЕЙ СЕТИ,
ЗДРАВСТВУЙТЕ!
  Это большая радость для меня - начать Новый Год, Новый Век и Новое
Тысячелетие с этого обращения. Давайте пожелаем друг другу и нашим
детям всего самого доброго и светлого, побольше удачи и, конечно,
здоровья. Все это очень пригодится, потому что в новом столетии всех
нас ожидает жизнь нелегкая. И будет замечательно, если мы сумеем
поддержать друг друга.

  Название нашего бюллетеня я отчетливо представляю себе зрительно:
дети, взявшись за руки, стоят перед огромным неведомым пространством.
Что ждет их за той границей, которую они только что переступили?
  Думается, что такая граница, а вернее - пограничное временное
пространство протяженностью по меньшей мере в полстолетия -
действительно существует. Я имею в виду вторую половину XX века -
время безоглядного технократического торжества: атомных бомб
и электростанций, межконтинентальных ракет и космических полетов,
высотных плотин и рукотворных морей, бетонных мегаполисов
и заполонивших планету, чуждых для нее химических соединений.
И - гибельное время для множества видов живых существ. Кажется, все
силы человечества были брошены на то, чтобы добывать, истреблять,
производить, потреблять, вооружаться. И все спешно, жадно, не заботясь
о будущем и последствиях, которые не замедлили явиться - и самые
грозные.
  Это время реально отделило детей, вступающих в Третье тысячелетие,
от живших прежде. Конечно, у тех не было компьютера, видика, кока-колы
и жевательной резинки, но была естественная возможность без опаски
дышать, пить воду из ключа, купаться в реке или собирать в лесу грибы.
И это, убеждена, несравнимо важнее. Ведь дети отличаются куда большей,
чем взрослые, уязвимостью перед различными экологическими опасностями.
  Вы что же, против прогресса? - спросит кто-нибудь, наверное. Если
в результате такого прогресса здоровье каждого нового поколения
неуклонно ухудшается - безусловно против! Для меня как биолога - это
самый первый, самый важный показатель. В канун Нового года я услышала
совсем не новогодний рассказ: в городе Узловая Тульской обл., тяжело
пострадавшем от Чернобыльской катастрофы, живет 8000 детей , и 800
из них имеют признаки катаракты - старческой болезни, ведущей
к слепоте. Рассказ прозвучал на парламентских слушаниях перед
заседанием Госдумы Российской Федерации, где должны были
рассматриваться поправки к законам, запрещающим ввоз в Россию ядерных
отходов. Видимо, он произвел впечатление только на меня. Поправки были
приняты, путь для ввоза ядерных отходов открыт.
  Конечно, очень бы хотелось взять в Новый Век одно хорошее, оставив
в старом все плохое. Но рассчитывать на это, к сожалению,
не приходится. В III Тысячелетии наших детей может, на мой взгляд,
ожидать:
  - Все больше техногенных и природно-техногенных катастроф;
  - Все больше опасных для жизни веществ, многие из которых ребенок
получает еще до рождения на свет;
  - Все меньше природного окружения, все более искусственный мир;
  - Все меньше места для движения и игр, все меньше возможностей найти
естественный выход для детской энергии;
  - Все больше насилия и враждебности в окружающем мире.
  В качестве ответной реакции на это у детей можно ожидать:
  - Все новых болезней, вызванных загрязнением и деградацией
окружающей среды;
  - Все более технократического мышления;
  - Все меньшего интереса к планете Земля, населяющей ее жизни;
  - Все большего ухода в виртуальный мир, все более асоциального
и саморазрушительного поведения.
  Разумеется, с моим пониманием можно не соглашаться, и мне очень
важно знать ваше мнение. Но уверена, что намерения, побудившие нас
создать сеть "Здоровье детей, окружающая среда, безопасность" и начать
выпуск этого бюллетеня, вы поддержите. Все мы хотим, чтобы детей
окружал безопасный и благоприятный мир, чтобы они были физически
и нравственно здоровы и занимались настоящим живым делом, приносящим
удовлетворение и радость. И готовы делать для этого все, что в наших
силах.

===  О СЕТИ  =========================================================

  Теперь о самой Сети. На мой взгляд, сеть - оптимальная форма
объединения единомышленников по принципу горизонтальных связей
с помощью координационных центров. В 90-е годы теперь уже прошлого
века в разных странах независимо друг от друга возникли сети по нашей
тематике. В 1992 г. в США образовалась сеть по детскому здоровью
в связи с окружающей средой Children's Environment Health Network,
добившаяся большого влияния в стране. Ее исследовательский комитет
разработал Национальную программу по проблеме с такими приоритетными
направлениями, как астма и заболевания дыхательных путей, детский рак,
нейродвигательные, эндокринные и половые нарушения у детей. Была
инициирована национальная образовательная программа "Обучим учителей",
рассчитанная не только на учителей школ, но и на преподавателей
университетов и специалистов. Члены сети организуют брифинги для
сенаторов США, конгрессменов и сотрудников администрации президента,
проводят независимый анализ предлагаемых законодательных актов
и систем контроля. Изданный в 1997 г. "Путеводитель по ресурсам сети"
включает информацию о 100 государственных и общественных организациях
США, серьезно занятых проблемами детского здоровья в связи
с состоянием окружающей среды. В этом выпуске нашего бюллетеня
опубликован отрывок из введения к "путеводителю", посвященный особой
уязвимости детей к экологическим опасностям.
  В 1995 г. при Центре независимых экологических программ (ЦНЭП)
была создана ассоциация "Экология и здоровье детей", которая по сути
дела и была сетью. Главной нашей задачей стало объединение усилий
всех, кто заинтересован в проблеме защиты ребенка от вредного
воздействия загрязнения и деградации окружающей среды. За три года
в работе ассоциации приняли участие более 300 организаций и отдельных
людей из НПО и государственных учреждений, получивших возможность
общаться и обмениваться опытом во время регулярных семинаров и встреч.
Некоторые проблемы в итоге нашей работы стали достоянием
общественности. Прежде всего это воздействие токсичных ракетных
топлив на здоровье людей и особенно детей - ранее секретная и крайне
актуальная проблема для многих регионов России, Украины, Казахстана
и других стран. Большое внимание было уделено проблеме загрязнения
диоксинами, работе в регионах, пострадавших от радиации, оказанию
помощи объединениям родителей с больными детьми в районах
экологических бедствий. Обо всем этом мы еще будем говорить. Так что
наша нынешняя Сеть не на пустом месте возникла. В большой мере мы
продолжаем работу, начатую ассоциацией, которую из-за кризиса
1998 г. вынуждены были приостановить.
  Что касается названия нашей Сети, то оно соответствует названию
международной сети - International Network on Children's Health,
Environment and Safety (ИНЧЕС), которая создана в августе 1998 г.
на международной конференции "Здоровье детей и окружающая среда"
в Амстердаме. Мне и эксперту нашей Сети д.м.н. Юрию Леонидовичу
Мизерницкому довелось принимать участие в этом событии, и тогда же мы
задумали создать наше отделение. У нас и ИНЧЕС одна цель: объединение
усилий для того, чтобы дети жили в экологически здоровом и более
безопасном мире.
  Сейчас в ИНЧЕС есть также межамериканское отделение, куда вошли сети
США, Канады и некоторых южноамериканских стран, и западноевропейское.
В моем списке членов ИНЧЕС, готовых к общению по эл. почте, более
60 человек, главным образом профессиональных медиков и экологов
из Европы, Северной и Южной Америки, Африки и Юго-Восточной Азии. Те,
кто захочет общаться напрямую с коллегами из ИНЧЕС, найдут эл. адреса
ее координаторов в конце выпуска. Но компьютер не заменяет личных
контактов. Периодически в разных странах собирается Координационный
комитет ИНЧЕС, проходят тематические и региональные встречи. Так,
в феврале 2001 г. в Дании соберется рабочая группа ИНЧЕС по
генотоксическим эффектам, о чем мы надеемся рассказать позднее.
А 8-11 сентября в Вашингтоне состоится Международный форум Действия,
посвященный детскому здоровью в связи с окружающей средой.
По-английски это звучит куда складнее: Children's Environmental
Health: A Global Forum for Action. Надеемся, что в его работе примут
участие члены нашей Сети, о чем непременно расскажут.
  Формально решение о создании нашей Сети и ее включении в ИНЧЕС
в качестве отделения было принято на VII конференции Международного
Социально-экологического союза (МСоЭС) в Киеве 24 августа 2000 г. Это
стало первым проектом программы "Экология и здоровье детей" МСоЭС,
координатором которой я являюсь. Поскольку деятельность отделения
распространяется на территорию России и другие страны СНГ, мы назвали
его евразийским. Уже сейчас участниками нашей Сети стали более
100 человек, и это число с каждым днем растет. Основную его часть
составляют члены НПО, которые на местах отстаивают права детей на
здоровую окружающую среду, занимаются экологическим просвещением
и реабилитацией детей, страдающих экопатологиями. В Сети также готовы
работать ученые, врачи, педагоги, представители местных администраций
и других государственных структур. В наших выпусках мы обязательно
будем представлять участников Сети друг другу.
  В работе Сети с учетом предыдущего опыта можно выделить два основных
направления, тесно связанных между собой: информационное
и научно-практическое. За последние годы число людей, имеющих доступ
к эл. почте и Интернет, заметно возросло, но все же он есть далеко
не у всех. Вот почему нельзя обойтись без обычной почты и специальных
изданий. И конечно, ничто не может заменить личного общения на рабочих
встречах, выездах экспертов в регионы и т.д. Так в конце февраля
2001 г. мы проводим в г. Суздале рабочую встречу участников Сети,
где обсудим подробный план действий.
  Очень важно обеспечить для российских участников доступ
к современной зарубежной информации. Наш Центр независимых
экологических программ берет на себя обязанности
информационно-координационного центра Сети: связь с центральным офисом
ИНЧЕС, получение полезной информации из самых разных источников,
при необходимости перевод ее на русский язык и распространение всеми
возможными путями. Но при нашей огромной территории необходимы также
региональные центры, способные распространять информацию, поступающую
от нас по эл. почте, координировать работы по региональным проблемам.
Подробно работу таких центров мы будем обсуждать на суздальской
встрече.
  Все наши работы и проекты имеют практическую направленность
и востребованы нашим сообществом. В соответствии с его потребностями,
образовались и действуют рабочие группы, объединяющие членов НПО
и специалистов, обычно выступающих в качестве руководителей групп или
экспертов. Вот наиболее активно и давно работающие группы: Стойкие
органические загрязнители (СОЗ) методы их мониторинга, обезвреживания
и уничтожения; Воздействие химического загрязнения окружающей среды
в результате ракетно-космической деятельности на здоровье; Здоровье
детей в регионах, подверженных радиационному загрязнению; Опыт
реабилитации детей, страдающих экопатологиями, и профилактика
экологических заболеваний; Региональные проблемы здоровья детей
в связи с загрязнением и деградацией окружающей среды. Обо всех этих
направлениях работы пойдет речь в Суздале, добавятся к ним и новые:
Астма у детей и окружающая среда; Повышение безопасности пищи и воды,
в том числе в связи с проблемой распространения генетически измененных
растений и животных; Проведение медико-экологических экспертиз. Начнет
работу группа, пользующаяся особой популярностью у НПО, посвященная
детскому участию в заботе об окружающей среде и собственном здоровье.
Есть крайняя потребность в создании специальной правозащитной рабочей
группы, которая помогала бы местным НПО формулировать и предъявлять
требования к властям и предприятиям-загрязнителям и защищать
общественные интересы в суде.
  Разумеется, Сеть только инструмент для общения единомышленников,
и то, как он заиграет, будет зависеть от наших с Вами усилий. Самое
главное, чтобы участники Сети не оставались пассивными получателями
тех или иных материалов, исходящих из центра, а активно включились
в общее дело.

  Мария Черкасова, кандидат биологич. наук,
  лауреат "Глобал-500" Программы ООН по окружающей среде,
  директор ЦНЭП, координатор евразийского отделения ИНЧЕС

===  ЖИЗНЬ СЕТИ  =====================================================

= РАБОЧАЯ ВСТРЕЧА В СУЗДАЛЕ =

  Для тех, кто серьезно заинтересовался встречей в Суздале и хотел бы
принять в ней участие, сообщаем: такая возможность еще есть. Срочно
ждем подробностей о вашей организации, интересах и причинах,
побудивших вас принять участие во встрече.
  Встреча состоится 26-28 февраля. Заезд в Суздаль автобусом, который
будет отправляться из Москвы днем 25 февраля, обратный рейс в Москву
1 марта. Проезд до Суздаля, проживание в гостинице Отдела образования
администрации Суздаля и питание нами оплачиваются.

===  ПРОБЛЕМА  =======================================================

= ПОЧЕМУ ДЕТИ НЕ ПРОСТО "МАЛЕНЬКИЕ ВЗРОСЛЫЕ" =
  из введения к "путеводителю" по американской сети
  Resource Guide on Children's Environmental Health, USA, 1997

  Как пишет Кен Олден, директор Национального научного института
окружающей среды и здоровья (отделения Национального института
здоровья), "маленький ребенок проходит путь от одной клетки
до смеющегося, общительного, умного, дружелюбного человеческого
существа за период всего в два года - редкий пример роста и развития".
  Дети, начиная с эмбриональной стадии развития и далее,
физиологически очень отличаются от взрослых. Они пребывают
в динамическом состоянии роста с умножением количества клеток
и быстрым развитием системы органов. В момент рождения их нервная,
дыхательная, репродуктивная и иммунная системы еще полностью
не развиты. В первые четыре месяца жизни новорожденный увеличивает
свой вес более чем в двое. У маленьких детей быстрее происходит
метаболизм, на единицу веса тела они потребляют больше пищи
и жидкости, дышат чаще и вдыхают больше воздуха, чем взрослые.
  Уровень абсорбции вещества из желудочно-кишечного тракта
у детей тоже отличается от соответствующего уровня у взрослых, и это
может быть причиной особой подверженности воздействию токсикантов
в раннем возрасте. Например, дети больше взрослых нуждаются в кальции
для формирования костных тканей и усваивают большее его количество,
когда он присутствует в их желудочно-кишечном тракте. Однако когда
туда попадает свинец, организм поглощает его вместо кальция. И если
организм взрослого абсорбирует 10% поглощенного свинца, то детский -
50%. Поскольку системы обмена веществ начинают развитие в организме
зародыша и продолжают развиваться у новорожденного, их способность
снижать токсичность и избавляться от токсинов отличается
от соответствующей функции взрослых организмов. Отличие иногда бывает
в пользу ребенка, но чаще дети не в состоянии избавляться от токсинов
так же эффективно, как взрослые, и более уязвимы для воздействия этих
веществ.
  Не только физиология ребенка отличается от физиологии взрослого -
окружающие их среды также различны. В первой среде, окружающей зародыш
в утробе матери, ребенок может постоянно подвергаться воздействию
разнообразных химических веществ, проникающих в его кровеносную
систему через плаценту. Среди них такие как свинец, полихлорбифенилы,
диоксины, метилмеркурий, этанол и никотин из табачного дыма.
Исследователи нашли связи между нарушениями здоровья и воздействием
химикатов, называемых "эндокринные разрушители", которые имитируют
действие естественных гормонов организма и разрушают его
репродуктивную и гормональную системы. К ним относятся, в частности,
диоксины.
  В раннем возрасте ребенок часами находится вблизи земли, где может
подвергаться воздействию токсикантов, содержащихся в пыли, почве или
ковровых покрытиях в доме, а также испарений пестицидов,
концентрирующихся в нижних слоях воздуха. Определенную роль
в нормальном развитии малыша играет привычка все тянуть в рот, но она
же обеспечивает дополнительный канал поступления в организм таких
токсикантов, как остатки пестицидов или свинец из пыли, красок и т.д.
  Дети находятся вне помещений гораздо дольше, чем взрослые, больше
двигаются, играя, и больше вдыхают воздуха на единицу веса. Тем самым
они больше рискуют (а детская дыхательная система еще продолжает
развиваться) подвергнуться неблагоприятному воздействию содержащихся
в воздухе озона и других вредных веществ.
  Наконец, рацион ребенка существенно отличается от рациона взрослого
человека. Поскольку на единицу веса тела дети съедают больше фруктов
и овощей (годовалый ребенок - в 2-7 раз больше) и выпивают больше
жидкости, их риск подвергнуться воздействию, например, свинца,
пестицидов или нитратов, также выше.
  Есть еще два аспекта. У детей, подвергающихся воздействию химикатов,
больше, чем у взрослых, времени на развитие экологически обусловленных
заболеваний с продолжительным латентным (скрытым) периодом, таких как
рак или болезнь Паркинсона. Результаты множественных воздействий
токсикантов и их потенциального синергетического эффекта еще
неизвестны и требуют дальнейших исследований.

= МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА =

  Эксперт Сети Любовь Александровна Решетник, доктор медицинских наук,
заведующая кафедрой детских болезней Иркутского государственного
медицинского университета, председатель общества детских врачей
Иркутской области, член межведомственной комиссии по детскому питанию
РАМН, называет следующие МОРФО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО
ОРГАНИЗМА, которые определяют его повышенную уязвимость:
  - интенсивность обменных процессов;
  - существование критических периодов развития с высокой
чувствительностью к экологическим факторам;
  - повышенная проницаемость кожи и слизистых;
  - незрелость ферментных систем печени, что уменьшает обезвреживание
токсических веществ;
  - низкая величина клубочковой фильтрации почек, ограничивающая
выведение токсинов;
  - низкая кислотность желудочного сока;
  - незрелость регуляторных систем (нервной, иммунной, эндокринной).

===  СЛОВО ЭКСПЕРТА  =================================================

= РАБОЧАЯ ВСТРЕЧА ПО СОЗ В ЙОХАННЕСБУРГЕ =

  В начале декабря 2000 г. в Йоханнесбурге (ЮАР) состоялась
5-я встреча Межправительственного комитета по ведению переговоров
по основным положениям проекта Конвенции в отношении отдельных стойких
органических загрязнителей (СОЗ), а перед ней прошла конференция
неправительственных организаций совместно с членами Всемирной сети
по ликвидации СОЗ. В этих мероприятиях принял участие руководитель

рабочей группы Сети по СОЗ д.х.н. Сергей Самойлович Юфит - ему слово.

  СОБИРАНИЕ КАМНЕЙ

  Последнее время в моду входит цитирование Писания, и больше всего
из Екклесиаста, в упрощенном виде: "Время разбрасывать камни и время
собирать камни". Мы - химики - много разбросали камней. И главные
камни получились из-за развития химии хлора. Оказалось, что многие
производные хлора - пестициды, полихлорированные бифенилы (ПХБ),
диоксины и другие вещества - являются крайне токсичными и, что еще
хуже, крайне стойкими, что эти вещества прямо угрожают целостности
нашей цивилизации, самому существованию человечества.
  Этот вывод заставил Организацию Объединенных Наций действовать.
Эксперты Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) выбрали из всех
токсичных веществ самые главные для уничтожения. Таких "камней"
набралось 12, и их тотчас окрестили "грязной дюжиной". В них входят:
  - хлорированные пестициды - алдрин, хлордан, ДДТ, диэлдрин, эндрин,
гептахлор, мирекс, токсафен;
  - промышленные продукты - гексахлорбензол, ПХБ;
  - нежелательные побочные продукты - диоксины, фураны (эту пару
обычно объединяют под названием "диоксины").
  На состоявшейся два года назад представительной конференции было
решено подготовить к подписанию всеми странами всеобъемлющей
Конвенции по запрещению и уничтожению этих соединений. Впервые
человечество осознало свое единство перед страшной угрозой.
  Пока Конвенция не утверждена, ее называют очень громоздко:
"Международный, имеющий обязательную юридическую силу документ
об осуществлении международных мер в отношении отдельных стойких
органических загрязнителей" (это официальный перевод на русский).
Главное его отличие от множества других - это прямое действие,
то есть подразумевается, что государство, подписавшее Конвенцию,
не издает "подзаконные" акты, а встраивает Конвенцию в свой свод
законов. Это крайне важно для нашего государства, так как мы весьма
хорошо знаем, как даже самый прекрасный закон такими актами
превращается в пустышку. Конвенция в качестве основы включает
4 "НЕ", относящиеся к 12 СОЗ:
     НЕ использовать,
     НЕ производить,
     НЕ продавать,
     НЕ транспортировать через границу.
  Но самое главное - уничтожить имеющиеся запасы. Вот тут начались
первые споры.
  Некоторые страны, и мы в их числе, выступили против уничтожения ДДТ,
так как его запас необходим на случай возможных эпидемий, например
клещевого энцефалита. Эта позиция была поддержана странами,
страдающими от малярии (Индия, Бангладеш и другие). Они заявили, что
ущерб от ДДТ для здоровья населения не доказан, а миллионы людей
умирают от малярии.
  Второе вещество, которое вызвало бурное обсуждение, это ПХБ. Дело
в том, что ПХБ используют в мощных трансформаторах и конденсаторах,
которые необходимы для работы крупных электрических систем. В этот раз
Россию поддержали не слаборазвитые страны, а индустриальные гиганты -
США и Канада. Они заявили, что не могут остановить действующие линии
электропередач в короткие сроки для переделки силовых установок.
В результате наша делегация настояла для России на сроке аж в 25 лет,
плюс 3 года на уничтожение загрязненного оборудования. А там, по Ходже
Насреддину: либо эмир помрет, либо ишак помрет, либо и мы (что
вернее). На самом последнем заседании по подготовке текста Конвенции,
когда надо было решить все спорные вопросы, наша делегация "дожала"
комитеты, и нам дали такую отсрочку. Это, конечно, очень плохо,
так как дает возможность правительству ничего не делать. И третье
вещество было для нас занесено в особый список как не подлежащее
немедленному уничтожению - гексахлорбензол.
  Большие баталии развернулись по поводу уничтожения и непроизводства
диоксинов. Здесь наша делегация заняла разумную позицию, указав,
что диоксины образуются при всех процессах горения, и задача состоит
в том, чтобы минимизировать выбросы. Так и записали. Это я пересказал
вам перипетии последней пятой сессии по подготовке Конвенции. Весь
текст был полностью согласован, и теперь в мае в Стокгольме соберутся
уже не эксперты, а дипломаты, чтобы подписать этот уникальный
в истории человечества документ. После этого и начнется главная работа
"зеленых" неправительственных организаций: вряд ли правительство,
промышленники, администрации городов и областей с охотой начнут
выполнять требования Конвенции. Но все же, как говаривал Горбачев:
процесс пошел.

===  ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК  ==================================================

= ОТКЛИК на статью "Лжегормоны заполонили планету",
  опубликованную в газете "Берегиня", No 7 (90) за 2000 г.,
  учителя биологии Тамары Павловны Егоровой
  из с. Дивеев Усад Починковского района Нижегородской обл.

  Уважаемая Мария Черкасова!
  Ваша статья в газете "Берегиня" затронула меня до глубины души.
Не знаю, насколько смогу быть Вам полезной. Меня как учителя биологии,
а сейчас и валеологии, давно волнует проблема, затронутая Вами
в статье. Живем мы на юге Нижегородской области, и местность наша
экологически неблагополучна по ряду причин: дефицит йода, фтора,
последствия Чернобыля, просочилась информация о близком залегании
титаново-циркониевых руд.
  По наблюдениям за 20 лет работы отмечается тенденция ухудшения
здоровья детей - регулярные медицинские осмотры показывают,
что практически здоровых детей нет. В последние годы все больше
случаев увеличения вилочковой железы, аллергия, нарушения функции
щитовидной железы, гиперактивность, дефицит внимания и т.д. Мне,
не медику, трудно перечислить все отклонения. Но вот факты: школа -
одна из лучших в районе, коллектив учителей дружный, сильный,
а успеваемость оставляет желать лучшего. Год от года дети снижают
успеваемость по ряду причин, затронутых вами в статье, и похоже,
что мало кого это волнует. Спасение утопающих - дело рук самих
утопающих.
  На собственных детях я все это изучила потом и кровью. Третий
родился в 1986 году. Я долго подозревала неладное, и только 14 лет
спустя в местной газете появилась статья о последствиях Чернобыля.
Как бы хотелось, чтобы матери больше знали об экологии и могли
защитить своих детей! Государству, правительству, похоже, до этого
дела нет. Они озабочены настоящим, им нет дела до будущего.
  В селе люди живут натуральным хозяйством, сажают много картофеля
и до сих пор используют хлорофос, даже дуст имеется у некоторых
запасливых бабушек. Причем многие завышают концентрацию яда (страшно
сказать, во сколько раз) и опрыскивают растения веником.
  Об эндокринных разрушителях знаю мало, но мечтаю о том времени,
когда медицина займется профилактикой болезней на уровне химических
элементов. Сейчас в Починках группа энтузиастов занята организацией
общественного движения "Экос", и эта проблема будет одной из главных.
Сколько лет я призываю, например, не сжигать пластик, листья,
но сдвигов почти нет.
  Я - мать, учитель-воспитатель, мечтаю стать бабушкой, хочу
что-нибудь сделать для решения проблемы "Экология и здоровье детей".

= ОТВЕТ М.В. Черкасовой =

  Уважаемая Тамара Павловна, спасибо Вам за письмо, интерес к проблеме
и готовность работать для ее разрешения. Мы не сомневаемся, что Вы
и Ваши коллеги учителя могут внести большой вклад в работу Сети. Ведь
Вы имеете возможность доводить информацию до детей и их родителей,
участвовать вместе с детьми в оздоровлении окружающей среды
и, соответственно, самих себя. Мне известно, что многие учителя

озабочены постоянно ухудшающимся состоянием здоровья своих учеников
и в большой мере связывают это с загрязнением и деградацией окружающей
среды. Так что совместная деятельность экологов, учителей, медиков
востребована жизнью. Вот уже более 5 лет мы успешно сотрудничаем
с заведующей Отделом образования администрации города Суздаля Ларисой
Иллиадоровной Горбачевой и в ближайших выпусках обязательно расскажем
об этом опыте. Мы планируем также ввести в нашем бюллетене рубрику,
посвященную участию детей в экологической деятельности, в рамках Сети
сейчас формируется соответствующая рабочая группа.
  Так что приглашаем принять участие в ее работе.
  С пожеланиями всего самого доброго, Мария Черкасова.

===  НАШ КАЛЕНДАРЬ  ==================================================

== ПЕРВЫЕ ДЕСЯТЬ ЛЕТ нового тысячелетия провозглашены ООН как
  "МЕЖДУНАРОДНОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ ПО КУЛЬТУРЕ МИРА И НЕНАСИЛИЮ
  ДЛЯ ДЕТЕЙ МИРА"

= От редакции =
  В добавление к таким общепризнанным формам насилия, как насилие
над детьми в семье, во время военных действий, сексуальное,
при использовании детского труда, мы предлагаем ввести понятие
о новой, возможно, самой изощренной его форме - ЭКОЛОГИЧЕСКОМ НАСИЛИИ.
Ребенок подвергается ему еще до рождения, получая токсиканты через
кровь матери. После рождения он получает яды с материнским молоком,
с воздухом, водой, пищей, игрушками и т.д. В России и странах СНГ,
где загрязнение окружающей среды токсичными веществами и радиацией
достигло катастрофических масштабов, этот вид насилия особенно
распространен.

== 2001 ГОД - ГОД ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ СОБЛЮДЕНИЯ КОНВЕНЦИИ
  ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА

= От редакции =
  С 29 января по 2 февраля 2001 г. в Нью-Йорке по инициативе ЮНИСЕФ -
Детского фонда ООН - состоится собрание комитета по подготовке
специальной сессии Генеральной ассамблеи ООН по правам детей,
намеченной на сентябрь 2001 г. На этой сессии будут подводиться итоги
реализации человечеством Конвенции о правах ребенка, 10-летнюю
годовщину принятия которой весь мир отмечал в ноябре 1999 г.
К конвенции присоединились около 200 стран мира. 13 июля 1990 г.
ее ратифицировал Верховный Совет СССР, приняв на себя при этом немалые
обязательства. В правопреемнице СССР - России - об этой конвенции
практически забыли.

== ЯНВАРЬ ==
 1 - Всемирный день мира
11 - День заповедников
13 - День российской прессы
29 - День мобилизации против угрозы ядерной войны

= От редакции =
  На исходе второго тысячелетия Госдума РФ приняла решение о введении в 
законы поправок, разрешающих
ввоз в Россию отработанного ядерного топлива. Продукт его
переработки - оружейный плутоний - служит сырьем для производства
ядерных вооружений. Вот почему мы считаем, что 29.01.2001 должен стать и
днем мобилизации против ввоза ядерных отходов в Россию.

== ФЕВРАЛЬ ==
 2 - День водно-болотных угодий
19 - День морских млекопитающих
22 - Международный день поддержки жертв преступлений

= От редакции =
  В новом Уголовном кодексе РФ, принятом 13 июня 1996 г.,
экологическим преступлениям отведена целая глава (No 26). Предыдущая
глава (No 25) называется "Преступления против здоровья населения
и общественной нравственности". Подобное предусмотрено уголовным
законодательством большинства стран мира. В нашей стране судебные
и правоохранительные органы редко относятся серьезно к названным
преступлениям, и очень сложно найти защиту у тех, кто по должности
обязан это делать.
  В будущих выпусках бюллетеня мы расскажем подробнее о проблемах,
упомянутых в приведенных выше комментариях.

======================================================================

  Вы прочитали первый выпуск бюллетеня "Дети в третьем тысячелетии".
Есть ли у вас пожелания по его техническому исполнению и содержанию?
Пишите нам, дорогие читатели.

== ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР == Мария Валентиновна Черкасова 
== РЕДАКТОР == Алла Дудникова 
== ЦНЭП == Россия, 115407, Москва, а/я 67. Тел/факс: (095) 118-86-86
== INCHES == координаторы ИНЧЕС:
   = Петер ван ден Хазель (Peter van den Hazel), Голландия
     
   = Мария Луиза Биструп (Marie Louise Bistrup), Дания
     
  Бюллетень издается при финансовой поддержке
фонда Элтона Джонса (W. Alton Jones Foundation)


======================================================================
       ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ  ---  ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА  ---  БЕЗОПАСНОСТЬ
======================================================================

К списку выпусков

Программа "Здоровье детей. Окружающая среда. Безопасность"

Периодические издания членов СоЭС

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность