Сети МСоЭС
Дела МСоЭС
СоЭС-издат
|
ПРОЕКТ
МУНИЦИПАЛИТЕТ НОВОСИБИРСКА
ГОРОДСКОЙ СОВЕТ
РЕШЕНИЕ
от ___ июня 2001 г. N ___
О ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ДОМОСТРОЕНИЯ
ГОРОДА НОВОСИБИРСКА НА 2001 - 2005 ГГ.
В целях совершенствования решения жилищной проблемы, улучшения экологического состояния города Новосибирска и обеспечения экологической безопасности его жителей, руководствуясь Федеральным Законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом города Новосибирска, городской Совет решил:
1. Утвердить Целевую программу экологического домостроения города Новосибирска на 2001 - 2005 гг. (прилагается).
2. Решение вступает в силу со дня подписания.
3. Контроль за выполнением решения возложить на _________________.
Глава городского самоуправления
В.Ф.ГОРОДЕЦКИЙ
ПРОЕКТ
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ДОМОСТРОЕНИЯ
ГОРОДА НОВОСИБИРСКА НА 2001 - 2005 ГГ.
(Программа "Экодом")
Преамбула
Жилищная проблема является одной из наиболее острых социальных проблем. В государственной целевой программе "Жилище" и федеральной целевой программе "Свой дом", разработанных Госстроем России, принята политика, в которой существенное значение придается индивидуальному домостроению. В последующие периоды в Новосибирске до 20% вводимой жилой площади будет приходиться на индивидуальное строительство.
Строительный и жилищно-коммунальный секторы оказывают мощное негативное воздействие на природную среду. По данным Центра ООН по населенным пунктам (Хабитат) использование древесины в жилищном строительстве составляет 25% от общего ее потребления, камня, песка, гравия - 40%, пресной воды - 16%, энергии - 40%. Выбросы в атмосферу окислов серы и углекислого газа от эксплуатации жилья составляют 70% и 50% соответственно.
Ориентировочно, выбросы от печей частных домовладений в Новосибирске составляют 12 - 15 тыс. т/год. Существенную долю частный жилой сектор вносит в создание самовольных построек и свалок бытовых отходов. Вследствие того, что в городе не обеспечены условия для сбора и удаления бытовых отходов от частного сектора ежегодно коммунальным службам приходится ликвидировать большое количество несанкционированных свалок бытовых отходов в индивидуальном жилом секторе.
На Всемирной конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио - де - Жанейро, июнь 1992 года) особо рассматривались проблемы, связанные с урбанизированными территориями. В итоговом документе "Повестка дня на 21 век" отмечено, что "высокая плотность населения в городах, создающая сегодня серьезные проблемы, открывает в то же время, при надлежащем управлении, широкие возможности для создания устойчивой инфраструктуры охраны окружающей среды (водоснабжение, санитария, канализация, удаление твердых отходов), развитию и поддержанию которой следует уделять особое внимание. Тесно примыкает к этому вопросу проблема создания в населенных пунктах надежных экологически приемлемых систем энергетики и транспорта".
На следующей Всемирной конференции ООН Хабитат II (Стамбул, июнь 1996 года) были рассмотрены две темы глобального значения, развивающие приведенный выше тезис: "Достаточное жилье для всех" и "Устойчивое развитие населенных пунктов в урбанизирующемся мире". Обе темы тесно связаны с неизбежностью массового перехода на строительство ресурсосберегающего жилья, производящего минимум отходов.
В итоговом документе конференции "Повестка дня Хабитат", содержащей Глобальный план действий по улучшению условий жизни населения городов и сельских поселений, сформулированы требования, которым должно удовлетворять надлежащее жилье:
"Надлежащее жилье подразумевает ... надлежащую площадь; физическую доступность; надлежащую безопасность; ... освещение, отопление и вентиляцию; надлежащую базовую инфраструктуру, как-то водоснабжение, санитарию и удаление отходов; соответствующее качество окружающей среды и факторы, влияющие на здоровье, а также надлежащее и доступное месторасположение жилья по отношению к месту работы, предприятиям сферы обслуживания: все это должно быть доступным по приемлемым ценам" (из параграфа 60 Повестки дня Хабитат).
Энергоэффективное, экологическое жилье в наибольшей степени соответствует данному определению. Важными параметрами экодома, благоприятно влияющим на экологическую обстановку в городе является его низкое энергопотребление и глубокая местная переработка бытовых отходов. Эти свойства экодома снижают нагрузку на коммунальное хозяйство города.
В связи с изложенным, необходима разработка научно - обоснованных предложений и рекомендаций по переходу в Новосибирске на массовое строительство энергоэффективного, экологического индивидуального жилья, производящего минимальное количество отходов, а также обеспечение реконструкции существующего индивидуального жилого фонда.
Актуальность перехода на массовое экологическое домостроение обусловлена острой нехваткой жилья и высоким темпом роста цен на энергоносители. Жилищно-коммунальный сектор, являясь одним из основных источников загрязнения атмосферы и подземных вод, создает большое количество бытового мусора, пагубно влияет на экологическую обстановку в городе.
Основанием создания программы "Экодом" для города Новосибирска являются:
- государственные целевые программы "Жилище", и "Свой дом"
- программа по улучшению экологического состояния города Новосибирска на 2000 - 2005 гг.
- постановление мэрии Новосибирска "О попечительском совете программы "Экодом"" №1361 от 19.06.2001, г. Новосибирск.
- проект "Развитие энергоэффективного, экологического индивидуального домостроения в Сибири", выполненный ЗАО ЭКОДОМ в рамках программы международного сотрудничества Госстроя России и Центра ООН по населенным пунктам (Хабитат) на 1998-1999 гг. (Соглашение № FS-RUS-97-S03)
Программы "Жилище" и "Свой дом" создали необходимые условия для развития индивидуального домостроения, которое определено в них как приоритетное направление, сформулированы требования, которым должно удовлетворять современное индивидуальное жилье, заложена реструктуризация строительного комплекса.
1. Цели и задачи программы "Экодом" и ожидаемые результаты
1.1. Целями программы "Экодом" являются:
- организация массового строительства энергоэффективных, экологически безопасных домов, доступных малообеспеченному населению
- реконструкция существующего индивидуального жилого фонда
- пересмотр существующих и разработка новых стандартов с целью увеличения эффективности использования энергии и внедрения местной утилизации органических отходов при индивидуальном строительстве жилья;
- совершенствование местной производственной базы строительства энергоэффективного, экологического индивидуального жилья
- производство в городе и области всех необходимых для строительства экодомов материалов и оборудования
- подготовка кадров высокой квалификации (рабочие, инженеры, архитекторы, научных работники, другие специалисты)
- развитие системы непрерывного образования, воспитания и просвещения по проблематике экологического домостроения на базе существующего образовательного комплекса города Новосибирска.
1.2. Реализация мероприятий Программы позволит:
В экологической сфере:
- сократить выброс вредных веществ в окружающую среду от жилого частного сектора;
- изменить качество воздуха, воды и почв для приближения к экологическим стандартам;
В социальной сфере:
- повысить эффективность жилищного строительства;
- улучшить рекреационные условия для жителей в местах их постоянного проживания;
- углубить обучение, воспитание и просвещение людей в области экологического образа жизни на примере собственного дома;
- формировать экологическое сознание и природосберегающее поведение населения;
- формировать новые рабочие места за счет расширенного индивидуального жилищного строительства.
2. Основные направления программы "ЭКОДОМ"
2.1. Создание экодома-лаборатории для организации научно-технической поддержки программы "Экодом".
2.2. Строительство экодомов-образцов в районах Новосибирска и Новосибирской области.
2.3. Строительство демонстрационного экопоселка под Новосибирском (в 4-х км от Новосибирского Академгородка, 55 домов) - Международного центра экологического домостроения.
2.4. Разработка и принятие нормативной базы и стандартов, стимулирующей развитие энергоэффективного, экологического домостроения.
2.5. Развитие организационно-экономического механизма строительства доступного экологического жилья.
2.6. Организация подготовки кадров для реализации программы на базе действующей образовательной системы.
2.7. Проведение пропаганды энергоэффективного, экологического домостроения в СМИ.
Перечень организационно - технических мероприятий на 2001 г., а также документов и материалов к данной программе приведен в приложениях 1,2,3.
3. Финансирование работ по программе
3.1. Финансирование мероприятий настоящей Программы осуществить преимущественно за счет средств населения, предприятий (организаций) - участников программы, внебюджетных средств города, населенных пунктов области, и, в качестве стимулирующей компоненты, средств бюджета города и области, а также принятия целевой федеральной программы.
3.2. Согласовывать в каждом конкретном случае механизмы привлечения средств, размеры долевого участия организаций, предприятий, муниципалитета и отражать их в соответствующих статьях бюджета и планах социально - экономического развития города Новосибирска на конкретный год.
3.3. Включать в ежегодные планы социально - экономического развития города финансово обеспеченные мероприятия Программы в соответствии с планируемыми объемами финансирования из бюджета города и внебюджетных источников.
3.4. Создать целевой фонд программы "Экодом" для обеспечения механизма финансирования под контролем Попечительского Совета программы.
4. Перспективные мероприятия
4.1. Управление развитием экологического домостроения в городе Новосибирске и Новосибирской области:
- выработать долгосрочную стимулирующую политику и благоприятные условия для инвестиций, совершенствование организационно - экономических и управленческих механизмов реализации программы, включая ссудно-кредитную кооперацию, товарный кредит, специализированный ссудный фонд на возвратной основе по минимальным ставкам (3-4 % годовых) для строительства наиболее дешевого социального жилья, кооперацию застройщиков, создание товариществ собственников жилья;
- создать банк данных научно-технических разработок новосибирских ученых и инженеров в сфере экологического домостроения и сопутствующих технологий с целью содействия в привлечении инвестиций для их внедрения.
4.2 Разработка нормативных документов и стандартов, определяющих параметры экодома для природно-климатических условий Сибири и, конкретно для г. Новосибирска.
4.3. Защита воздушной и водной среды:
- проводить активную политику, стимулирующую установку систем эффективного инженерного обеспечения экодома в существующем частном секторе для сокращения выбросов парниковых газов и бытового мусора;
- установку локальных систем очистки бытовых сточных вод и сократить водопотребление за счет повторного и/или последовательного использования;
4.4. Использование отходов производства и потребления:
- разработать и реализовать городскую целевую подпрограмму программы "Экодом" переоборудования частного сектора по обращению населения с твердыми бытовыми отходами Новосибирска на основе технологий экодома, которая бы включала переработку части бытовых отходов самими домохозяйствами и сбор оставшейся части отходов в районах частной жилой застройки, содействовала внедрению экологически безопасных и экономически привлекательных технологий переработки отходов.
4.5. Экологическое образование, воспитание и просвещение населения:
- развивать систему непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения на примере экологического домостроения;
- содействовать деятельности общественных организаций граждан в области экологического образования, воспитания и просвещения на примере экологического домостроения;
- включить тематику экологического домостроения в учебные программы школ и курсы ВУЗов с учетом особенностей Сибирского региона;
- создать на базе экодома-лаборатории и демонстрационного экопоселка городской Центр информации и просвещения по экологическому домостроению;
- поддержать соответствующие городские телевизионные радио- и телепрограммы, периодические издания по освещению темы "экодом".
Перспективные мероприятия в период до 2005 года будут ежегодно корректироваться и представляться в муниципалитет города.
|
Специальные проекты
Информационные партнёры:
|