Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

ПРОГРАММА "ЯДЕРНАЯ И РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ"

ОЯТ - КАЛЕНДАРЬ

НОЯБРЬ

8 ноября 2001 год

Состав с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами из Болгарии пересек границу России и двинулся к Горно-химическому комбинату в городе Железногорске.

Было ввезено 41 тонна 511 кг 188 г. по цене 620 долларов за кг.

Из письма Госатомнадзора РФ в Государственный таможеный комитет: "Обращаю ваше внимание на очевидные нарушения российскогозаконодательства, вытекающие из контракта (...).Вместе с ОЯТ предполагается ввоз радиоактивных отходов (СП СУЗ И СВП)ОАО "Технабэкспорт" принимает на себя обязательства и ответственность за обеспечение безопасности и физической защиты груза без наличия соответствующей лицензи Госатомнадзора России. К настоящему времени не выполнены требования вступивших в силу федеральных законов РФ (..) в отношении обязательного проведения государственной экологической экспертизы и иных государственных экспертиз проекта, предусматривающего ввоз ОЯТ из Болгарии в Россию". Госатомнадзор запретил горно-хиическому комбинату в Железногорске (Красноярский край) действовать по болгарскому контракту.

Топливо было ввезено на переработку, для которой на комбинате нет мощностей для переработки ни собственных н зарубежных отходов с реакторов ВВР-1000. ОЯТ складировано в хранилище на неопределенный срок.

Под большим правительственным и депутатским давлением Госатомнадзор постфактум узаконил сделку.

9 ноября 2001 год

Москва

Гринпис России передал министру Российской Федерации по атомной энергии Румянцеву А.Ю. его "долю" отработавшего ядерного топлива (ОЯТ).

К зданию Минатома доставили контейнер с "ОЯТ". В министерском сквере была установлена надгробная плита с надписью "Право на чистую окружающую среду (ст. 42, 58, Конституция РФ), 11.06.2001".

В ближайшие десять лет Минатом намерен обеспечить каждого жителя России 140 граммами смертоносного радиоактивного материала. В свою очередь, транснациональные ядерные корпорации гарантируют непрерывный поток поступления ОЯТ из-за рубежа.

Минатом планирует хранить и перерабатывать иностранное ОЯТ на территории России более полувека. Полученные в результате этого процесса радиоактивные отходы (РАО) останутся в России навечно. Большая часть полученных по контрактам сумм будет потрачена на строительство хранилищ и заводов по переработке, и лишь незначительная их часть (менее 10 долларов на человека) пойдет на радиационно-реабилитационные программы Минатома. Десятки тысяч тонн радиоактивных отходов будут захоронены на территории нашей страны. Сегодня Россия - единственная страна в мире, которая разрешает захоронение на своей территории иностранных РАО.

10 ноября 2003 год

Граждане России подали иск на 240 депутатов Государственной Думы, которые в 2001 году проголосовали за ввоз в Россию зарубежных радиоактивных отходов.

Три месяца назад каждому из "ядерных" депутатов было отправлено персональное письмо с вопросами: собираются ли нынешние народные избранники выставлять свою кандидатуру на предстоящих выборах, а также будут ли они и впредь игнорировать мнение своих избирателей.

В установленные законом сроки никто из депутатов не ответили на обращение граждан, кроме одного депутата ГД Пехтина. В этой связи избиратели требуют, чтобы суд обязал парламентариев ответить на их письма.

21 ноября 1995 год

В России был принят Федеральный Закон "Об использовании атомной энергии" № 170-ФЗ.

До 1995 года деятельность в области использования атомной энергии у нас в стране законодательно вообще никак не регламентировалась. До этого времени в отрасли в качестве правовых нормативов в основном действовали Приказы Министра, отраслевые Положения, ведомственные руководящие документы. На сегодняшний день в этой области существует недостаточно государственных законодательных актов (для сведения: закон "Об атомной энергии" в США был принят еще в 1946 году).

Закон определил правовую основу и общие принципы регулирования отношений, возникающих при использовании атомной энергии в мирных и оборонных целях (за исключением деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, испытанием, эксплуатацией и утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения).

21 ноября 2002 год

Около здания Министерства по атомной энергии РФ состоялся антиядерный пикет, посвященный годовщине ввоза в Россию отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) и радиоактивных отходов с АЭС "Козлодуй" (Болгария).

Пикетирование организовали "Зеленое Яблоко", международная экологическая группа "Экозащита!", Московская Хельсинская Группа, "Московское Молодежное "ЯБЛОКО" и другие организации.

25 ноября 2003 год

25 ноября в различных регионах России состоялась серия акций, направленных против депутатов, которые голосовали за принятие поправки, разрешающей ввоз ОЯТ.

Проведение подобного Дня акций инициировали различные организации - Гринпис России, "Хранители Радуги", "Во имя жизни", ДДОП и др. - участники кампании по информированию населения о позициях депутатов по вопросу ввоза иностранного ОЯТ на территорию России (всего более 50-ти организаций).

Акция специально приурочена к выборам депутатов в Госдуму РФ.

26 ноября 2003 года

Представители 37 общественных экологических организаций России направили председателю комитета по экологии Государственной Думы РФ Владимиру Грачеву открытое письмо с требованием отказаться от намерения баллотироваться в Государственную Думу РФ.

Экологи заявили, что на посту председателя комитета по экологии г-н Грачев запятнал свою репутацию политика, приняв ряд крайне антиэкологичных решений.

Среди достижений на посту руководителя комитета по экологии Владимира Грачева - активное лоббирование идеи коммерческого ввоза в Россию зарубежных ядерных отходов и голосование за соответствующие законопроекты.

27 ноября 1993 год

На территории хранилища воинской части 31326 в г.Полярный Мурманской обл. совершена кража высокообогащенного урана (28 %) в количестве СТВС - 3 шт., содержащих около 1 кг U 235.

29 ноября 2000 год

Центризбирком обнародовал результаты проверки 2 490 042 подписей россиян, поддержавших проведение Всероссийского природоохранного ферендума. ЦИК признал действительными 1 873 216 подписей.

На основании этого председатель Центризбиркома А.Вешняков заявил, что необходимое количество (2 000 000) подписей не собрано и в инициативе проведения референдума отказано.

Одним из трех вопросов был вопрос об отношении к воззу иностранного ОЯТ в Россию.

Ноябрь 1993 год

Органами МВД был установлен факт хищения 3,67 кг обедненного урана из подразделения П-421 ВНИИНМ, совершенного сотрудником этого подразделения.

Отсутствие указанного количества этого материала было установлено только после получения информации от органов МВД и проведения в лаборатории П-421 внеочередной инвентаризации ядерных материалов.

Ноябрь 2000 год

Независимым исследовательским центром РОМИР проведен социологический опрос. По полученным данным более 93% населения России относится отрицательно к ввозу радиоактивных материалов из-за рубежа на хранение, захоронение или переработку.

По данным другого исследования, проведенного РОМИРом в апреле 2001 года, более 90 процентов граждан России заявили, что они не будут поддерживать депутатов, которые проголосуют за законопроекты, разрешающие ввоз в Россию из-за рубежа радиоактивных

материалов для переработки, хранения и захоронения.

Ноябрь 2001 год

Красноярский Горно-химический комбинат (ГХК) (г.Красноярск-26, г.Железногорск) принял на хранение из Болгарии 41511 кг 188 г ОЯТ.

Данный контракт № 08843672/80011-09Д от 16 июня 2000 г. был проведен с множественными нарушениями российского законодательства, а именно:

* Обеспечение безопасности транспортировки и физической защиты груза было осуществлено без наличия соответствующей лицензии Госатомнадзора России;

* Были не выполнены требования пункта 4 статьи 50 ФЗ "О внесении дополнения в статью 50 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды", а именно, что "ввоз в Российскую Федерацию из иностранных государств облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов... разрешается в случае, если проведены государственная экологическая экспертиза и иные государственные экспертизы соответствующего проекта, предусмотренные законодательством РФ, обоснованы общее снижение риска радиационного воздействия и повышение уровня экологической безопасности в результате реализации соответствующего проекта";

* В соответствии с письмом Госатомнадзора № 7-40/820 от 22.10.01 СП СУЗ (стержни поглотители системы управления и защиты) и СВП (стержни с выгорающими поглотителями) являются радиоактивными отходами. В Контракте (пункт 1.1.) "Поставщик примет от Заказчика на технологическое хранение и последующую переработку, отработавшее ядерное топливо, в том числе СП СУЗ и СВП...". В соответствии с пунктом 1.4. Дополнения 3 к Контракту от 2 августа 2001 г., слова "СП СУЗ" были исключены из Контракта. Тем не менее, в соответствии с указанным пунктом остаются разрешенными к ввозу стержни с выгорающими поглотителями, также являющиеся радиоактивными отходами. В соответствии с пунктом 3 ст. 50 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды", ввоз любых радиоактивных отходов из-за рубежа запрещен. Таким образом, Контракт и осуществленный на его основании ввоз ОЯТ нарушает действующее российское законодательство.

* В соответствии со статьей 15 Контракта, Контракт действует в течение 10 лет со дня его подписания, а в пункте 1.2. Контракта записано, что "Контракт на возврат остеклованных высокоактивных отходов, будет заключен не позднее, чем за 10 лет до начала их возврата". Однако при подписании контракта не было заключено дополнительных контрактов на возврат остеклованных высокоактивных отходов. Таким образом, речь идет о вечном хранении отходов, образующихся в результате переработки ввозимого ОЯТ. В этой связи Контракт нарушает статьи 2 и 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Народной Республики Болгарии о сотрудничестве в области атомной энергетики, пункт 3 статьи 50 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды", часть 1 Порядка приема для последующей переработки на российских предприятиях отработавшего ядерного топлива зарубежных атомных электростанций и возврата образующихся при его переработке радиоактивных отходов и материалов.

Таким образом, и Контракт, и осуществленный на его основе ввоз ОЯТ противоречат как законодательству, действовавшему до июля 2001 года, так и новому законодательству, действующему с июля 2001, регламентирующим порядок обращения с облученным ядерным топливом.


[Главная страница]

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность