О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
ПРОГРАММА "ЯДЕРНАЯ И РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ"ОЯТ - КАЛЕНДАРЬЯНВАРЬ3 января 1999 год Гринпис обнародовал документ, раскрывающий секретные планы российских чиновников подписать выгодные контракты о нелегальном ввозе в Россию ядерных отходов из "Швейцарии, Германии, Испании, Южной Кореи, Тайваня и, возможно, Японии". Из документа ясно, что во время визита в Швейцарию министр атомной энергии г-н Адамов и зам.министра г-н Иванов предоставили г-ну Хоопу (Fruel Commission, BrK, Switzeland) и г-ну Бэю (вице-директору, North-East Switzeland Power Plants NoK and Fuel Commission, BrK, Switzeland) следующее предложение: Минатом готов предоставить услуги по окончательному захоронению ядерных отходов любой стране. 6 января 2004 год Стали известны детали Доклада "Технические рамки осуществления хранения и захоронения иностранного отработанного ядерного топлива в России". Это уникальное исследование было произведено в 1999 году и профинансировано департаментом энергетики США. Доклад исследует возможность захоронения ядерных отходов из Тайваня на Российской территории. Общее количество использованного ядерного топлива (ОЯТ) - 7500 тонн. При этом, поскольку именно Америка поставляет в Тайвань ядерное топливо, то и отходами распоряжается именно она. В докладе содержится детальное описание российских возможностей в области захоронения ОЯТ и предлагается схема перевозок и захоронения в одном (Красноярск -26) или двух ( К-26) и (Маяк-2) в Оэерске, Челябинская область) российских могильниках...К докладу прилагается карта транспортировки ядерных отходов (ОЯТ) - водным путем через порты Ванино и Владивосток, затем по железной дороге в Красноярск. Согласно планам перевозка тайваньских отходов в Красноярское хранилище начнется в 2007 году. К 2020 году в строй вступит могильник, в который ядерные отходы и будут перемещены из хранилища. США будут заключать соответствющие контракты с Россией и Тайванем, регулировать правовые аспекты в этих странах и надзирать за процессом. В докладе также отмечается, что на сегодня ни у США ни у России нет дипломатических отношений с Тайванем. Российский Минатом в докладе не упоминается, однако вряд ли такой детальный документ мог появиться без участия российской стороны. Кстати, задолго до принятия поправок о ввозе. 7 января 2004 год Глава Минатома А. Румянцев сообщил агентству ИТАР-ТАСС, что в 2004 году Россия скорее всего не заключит ни одного нового контракта на ввоз и переработку отработанного ядерного топлива (ОЯТ). Хотя бы потому, что не ведет ни с кем переговоров о таких поставках. Г-н Румянцев прежде уже неоднократно делал ответственные заявления - прямо противоположного характера. Так в апреле 2002 года он говорил, что Минатом вот-вот договорится о поставке ОЯТ с английских исследовательских реакторов. Правда, тут же выяснилось, что компетентные британские органы впервые об этом слышат. (В конце 2003 года некие предложения все же поступили в Англию, немедленно ответившую вежливым отказом.) В том же году точно такая же история произошла с Японией: министр обещал скорое подписание, японская же сторона утверждала, что даже не получала никаких предложений. После принятия скандальных поправок, разрешающих такого рода бизнес, ни одного нового контракта на ввоз ОЯТ заключено не было. В Россию поступали лишь отходы из бывших советских республик и стран Восточной Европы, переработка которых была оговорена еще соглашениями советских времен о строительстве АЭС. Впрочем, и этот поток мелеет: о намерении прекратить в скором времени вывоз ОЯТ в Россию объявила Украина; другой крупнейший клиент, Болгария, также рассматривает возможности перехода к прямому захоронению. И даже Венгрия, еще в сентябре 2003 года собиравшаяся подписать соглашение на поставку полутора тысяч тонн ОЯТ, похоже, отказалась от своего намерения. Министр объяснял происходящее очередным заговором против России, которую "не пускают на этот очень доходный рынок", уже поделенный США, Францией и другими странами. США действительно препятствуют всякой переработке ОЯТ - поскольку видят в ней путь к получению оружейных материалов. Переработка ОЯТ в Англии и Франции хронически убыточна: мощности недогружены из-за упадка западноевропейской ядерной энергетики. 9 января 1996 год Принят федеральный Закон "О радиационной безопасности населения". Некоторые нормы атомного законодательства инкорпорированы в нормативные акты, регламентирующие аналогичную группу общественных отношений, и нашли свое отражение, к примеру, в законах "Об охране природной окружающей среды" (вопросы захоронения радиоактивных отходов), "О пожарной безопасности", "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", "О лицензировании отдельных видов деятельности" и других законах, носящих общеправовой комплексный характер. Современными правоведами установлено, что атомное право должно охватывать регулирование следующего комплекса отношений, возникающих при использовании атомной энергии: добыча и использование атомного сырья; передача ядерных технологий; лицензирование и государственный надзор; обеспечение радиационной защиты при использовании источников ионизирующего излучения; гражданско-правовая ответственность (страхование и государственное возмещение ущерба); физическая защита ядерных материалов; учет и контроль ядерных материалов и радиоактивных веществ. В развитие существующих законов или с целью компенсации отсутствия таковых приняты Указы Президента, Постановления Правительства, Федеральные целевые программы. 10 января 2002 год Принят новый закон РФ "Об охране окружающей среды" взамен закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды", куда вошли и поправки внесенные в прежний закон (пункт 4 статьи 48 нового закона). 16 января 2002 год Госдума отказалась проверить чистоту сделки по ввозу из Болгарии отработанного ядерного топлива. Государственная Дума отказалась направить парламентский запрос председателю правительства РФ Михаилу Касьянову о соблюдении законодательства при ввозе из Болгарии на Горно-химический комбинат города Железногорска (Красноярский край) 71 тонны отработанного ядерного топлива (ОЯТ). За направление запроса о чистоте операции с болгарскими ОЯТ проголосовало лишь 48 депутатов (при необходимом минимуме 226). Инициаторы запроса, депутаты фракции "ЯБЛОКО" Игорь Артемьев и Сергей Митрохин предложили депутатам выяснить у премьер-министра, были ли при этой операции, прошедшей в ноябре 2001 года, соблюдены положения российских законов о проведении обязательной государственной экологической экспертизы. Кроме того, депутаты "ЯБЛОКА" просили разъяснений, через счета каких компаний пройдут средства, уплачиваемые по этому контракту, какой объем средств должен быть получен от данной сделки, каким образом средства будут распределены и на какие нужды потрачены, почему в нарушение законодательства в госбюджете на 2002 год не предусмотрено формирование целевого бюджетного фонда, осуществляющего государственное управление использованием атомной энергии. Авторы запроса также просили разъяснить, почему в контракте занижена стоимость услуг по обращению с ОЯТ. Она составила 620 долларов США за 1 кг тяжелого металла, в то время как по данным самого Минатома, которые неоднократно приводились при проведении законов о ввозе ОЯТ, аналогичные услуги на мировом рынке оцениваются в 1000 долларов США. Депутаты "ЯБЛОКА" считают также, что ряд составляющих этого радиационно опасного груза был ввезен в нарушение российского законодательства. Представляя проект запроса на пленарном заседании Госдумы, И.Артемьев отметил, что из контракта неясно, ввозится ли груз на переработку или на захоронение, что также противоречит двусторонним российско-болгарским соглашениям. "У этой сделки очень высокий коррупционный потенциал", - заявил И.Артемьев журналистам после голосования в Госдуме по этому запросу: "Операция была проведена с очевидным нарушением российских законов и поставила под угрозу безопасность российских граждан... Минатом, не обращая внимания на федеральные законы, на решения надзорных органов, на запросы, продолжает делать свое дело - зарабатывать деньги". 16 января 2004 год Владивосток-Москва Граждане РФ выиграли в кассационном суде дело по вопросу о том, имеет ли право гражданин России подать в суд на депутата, который проигнорировал запросы своих избирателей. История вопроса восходит к началу августа 2003 года. Тогда 5 граждан России направили запросы каждому из 240 депутатов, проголосовавших в 2001 году за ввоз в страну радиоактивных отходов. В своих письмах они поинтересовались, собираются ли народные избранники выставлять собственную кандидатуру на предстоящих выборах, а также будут ли они, в случае повторного избрания, и впредь игнорировать мнение своих избирателей (по данным социологических опросов, большинство россиян, до 93%, были против ввоза иностранного ОЯТ). В установленные законом сроки никто из депутатов, кроме одного - В.А. Пехтина, не ответил на обращение граждан. В этой связи избиратели потребовали, чтобы суд обязал парламентариев ответить на их письма. Тверской районный суд города Москвы отказал в приеме искового заявления на том основании, что депутаты якобы неподсудны. Параллельно иск был подан во Владивостоке, где судьи также отказались принимать иски граждан. Однако жители Приморья подали апелляцию, и суд кассационной инстанции (Приморский краевой суд) принял решение в пользу граждан России. Теперь любой гражданин гарантированно имеет возможность получить от своего депутата ответ, в крайнем случае по суду. 19 января 1999 год Депутат Госдумы Сергей Шашурин направил Селезневу письмо с просьбой поддержать предложение "по поправке к статье 50 Закона Российской Фудурации об охране окружающей природной среды... и обратиться на имя Председателя Правительства Примакова Е.М. с этим предложением." К письму были приложены письма поддержки от руководителей фракций от 19.01.99 и от Велихова на бланке РНЦ "Курчатовский институт" без даты и исходящего номера. Обращает на себя внимание тот факт, что депутаты ответили Шашурину в день получения письма. Это может свидетельствовать либо о предварительной договоренности, либо о том, что руководители фракций не сочли вопрос о ввозе иностранного ОЯТ и РАО сколь-нибудь значительным. Эти, одни из самых ранних документов по ввозу иностранных отходов, лишены камуфляжа. В них используется терминология, принятая во всем мире - ОЯТ и РАО. Впоследствии те же самые материалы в принятых Госдумой законах были названы тепловыделяющими сборками. ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО ПОПРАВКЕ К СТАТЬЕ 50 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ. "...В целях обеспечения надлежащего уровня обращения с радиоактивными отходами (РАО) и материалами, привлечения крупных зарубежных инвестиций для достройки завода радиохимической переработки топлива российских АЭС и АПЛ, создания в России современных хранилищ РАО с новейшими технологическими процессами их транспортировки, переработки, компактирования, укладки, контроля и долгосрочного хранения, что позволит, за счет приема на хранение части РАО стран-инвесторов, составляющей небольшую долю (10%) от накопленных РАО в Российской Федерации...Государственная Дума постановляет: пункт 3 статьи 50 Закона Российской Федерации об охране окружающей природной среды изложить в следующей редакции - "Ввоз в целях переработки, хранения или захороненения отработавшего ядерного топлива, РАО и материалов из других государств осуществляется только по решению Правительства РФ в соответствии с международными правилами и рекомендациями МАГАТЭ по обращению с РАО" с учетом экономической выгоды РФ и обеспечения безопасности окружающей среды". Благодаря активным действиям экологической общественности России этот план был остановлен. Но думцы, используя право законодательной инициативы, предложили уже проект другого Закона "О промышленном хранении и переработке отработавшего ядерного топлива", который открывал зеленый свет для завоза в Россию зарубежного ОЯТ. Первое чтение проекта закона в Госдуме не прошло. Многие высказали своё отрицательное заключение, в том числе и Комитет по экологии Госдумы. 23 января 1999 год Г. Селезнев, спикер Госдумы, направил Председателю правительства Е. Примакову предложение С. Шашурина "по поправке к статье 50 Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды..." со своим комментарием. "Ввиду исключительной важности проблемы, определяющей безопасность ядерной энергетики и оборонного комплекса Российской Федерации, прошу Вас, уважаемый Евгений Максимович, поручить соответствующим министерствам и ведомствам Российской Федерации расмотреть это предложение и дать заключение о целесообразности внесения поправки в этот Закон". Благодаря активным действиям экологической общественности России этот план был остановлен. Но думцы, используя право законодательной инициативы, предложили уже проект другого Закона "О промышленном хранении и переработке отработавшего ядерного топлива", который открывал зеленый свет для завоза в Россию зарубежного ОЯТ. Первое чтение в Госдуме проекта закона не прошло. Многие высказали своё отрицательное заключение, в том числе и Комитет по экологии Госдумы.
25 января 2002 год В Государственную Думу Сергеем Степашиным направлен Отчет Счетной палаты о проверке выполнения федеральной целевой программы "Обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами". Там написано, что Минатом "не смог преодолеть ведомственный поход к проблеме, организовать перспективное планирование и продуманный отбор работ, обеспечить финансирование и выполнение приоритетных направлений..." В стране отсутствуют Государственная концепция и законодательная база по обращению с РАО. Отсутствует и ответственный за это орган исполнительной власти. Все это "существенно ограничивает возможности страны по привлечению международной финансовой помощи с целью решения этой проблемы". В целом состояние с обращением с РАО и ОЯТ оценивается Счетной палатой как кризисное. 25 января 1995 год Президент Б.Н. Ельцин подписал Указ №72 "О государственной поддержке структурной перестройки и конверсии атомной промышленности в г. Железногорске Красноярского края". Этот Указ был подписан после посещения Красноярска-26. Один из пунктов Указа разрешал прием зарубежного отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) АЭС на хранение, с целью последующей переработки на заводе, который предполагалось построить через 20-30 лет (то есть фактически на хранение сроком на 20-30 лет). Это была первая попытка Минатома легализации ввоза зарубежного ОЯТ на хранение без переработки. 4 апреля 1996 года этот пункт Указа был отменен решением Верховного суда по иску представителей Гринпис России . 27 января 1999 год Предложения С.Шашурина "по поправке к статье 50 Закона Российской Фудурации об охране окружающей природной среды...", были разосланы по министерствам и ведомствам. Эта поправка разрешала Росии ввозить зарубежные ОЯТ и РАО. Предложение по этой поправке было направлено спикеру Госдумы Геннадию Селезневу 19 января, через четыре дня оно легло на стол Председателя правительства Примакова, а еще через 4 дня было разослано по министерствам и ведомствам. Скорость для бюрократов сверхкосмическая. Благодаря активным действиям экологической общественности России этот план был остановлен. Но думцы, используя право законодательной инициативы, предложили уже проект другого Закона "О промышленном хранении и переработке отработавшего ядерного топлива", который открывал зеленый свет для завоза в Россию зарубежного ОЯТ. Первое чтение в Госдуме проекта закона не прошло. Многие высказали своё отрицательное заключение, в том числе и Комитет по экологии Госдумы. 28 января 2004 год Михаил Касьянов подписал распоряжение об ужесточении контроля за 9 организациями, чтобы они не перешли в частные руки . Среди них АО "Техснабэкспорт". Нельзя допустить, чтобы эти организации попали в частные руки, - сказал премьер. Именно через эту организацию Минатом ввозит и собирается в дальнейшем ввозить зарубежные ОЯТ. 30 января 2003 год В Замоскворецком суде должно было состояться заседание по иску граждан России о "применении последствий ничтожности сделки" по ввозу в Россию отработавшего ядерного топлива из Болгарии. В начале ноября 2001 года года, через полгода после принятия законов о ввозе отработавшего ядерного топлива из-за рубежа, границу России пересек первый состав с ОЯТ с болгарской станции Козлодуй. Через три месяца группой граждан был подан иск о признании незаконности этой сделки. В очередной раз, граждане пытались призвать к ответу всесильный Минатом. С момента подачи иска прошел год. Основные причины, по которым был подан иск: контракт не прошел экологическую экспертизу; отходы, которые будут образовываться в результате переработки ОЯТ, скорее всего останутся навечно в России; по контракту ОЯТ было ввезено, в том числе, с целью хранения, что противоречит соглашению между Болгарией и Россией, в котором говорится, что ввоз ОЯТ будет осуществляться только для переработки. По заявлению Минатома, технологическое хранение перед переработкой занимает от трех до десяти лет. Завода, где можно было бы переработать болгарские тепловыделяющие сборки, в России пока нет, и его строительство под большим вопросом. Само строительство может занять до 10 лет. Судя по срокам, о которых говорит руководство Минатома, речь идет о хранении в течение 15-40 лет. А это означает, что создается опасный прецедент. Суть его в том, что Россия вступает на путь реального создания международного хранилища радиоактивных отходов. Сам ввоз сопровождался серией скандалов. Например, в качестве посредника в межгосударственном контракте выступила некая офшорная фирма, которой на момент осуществления сделки уже не существовало. Возможно, в результате этого своих постов лишился ряд ключевых фигур в Минатоме, в том числе ярый сторонник ввоза ОЯТ в Россию Валентин Иванов и директор Техснабэкспорта - организации, которая отвечает за подобные контракты. Очевидно, что суду (а "на кону" - 25 миллионов долларов!) не просто было принять решение даже о начале рассмотрения дела. Но, так или иначе, ОЯТ из Болгарии ввезли, а российский суд в очередной раз перенес заседание на полтора месяца, так и не начав рассматривать дело по существу. 31 января 2000 год Департамент энергетики США подготовил доклад "Technical Framework to Facilitate Foreign Spent Fuel Storage and Geologic in Russia". Организация "Траст по нераспространению" - Nonproliferation Trust - NPT предложил проект захоронения в России 6000 тонн ОЯТ американского происхождения. В докладе указывалось на невозможность организации такого хранилища при действующем российском законодательстве Январь 2001 год В период между первым и вторым чтениями в Госдуме по принятию пакета законов, разрешающих ввоз иностранного ОЯТ, некое ООО "Арикса" в лице гендиректора В. Межуева заключило с фирмой, которой руководил В. Михеенков, договор на оказание услуг (№ 635/30). Некоторые эксперты полагают, что деньги, полученные по этому договору, а это около пяти млн долларов, пошли на лоббирование "ядерных" депутатов. "Ариксе" полагалось 140 млн 643 тыс. 630 рублей (почти 5 млн долл.) за книгу с прозаичным названием "Индия. Ядерная безопасность". Книга эта существует...в одном экземпляре в виде 90-страничного машинописного текста...По версии "Новой газеты" эти деньги ушли на ПИАР компанию и лоббирование пакета законопроектов Минатома, открывышим дорогу зарубежному ОЯТ. Спонсор Арикса - ОАО "Машиностроительный завод", входящее в систему Минатома РФ. |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |