О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
БЮЛЛЕТЕНЬ ПРОГРАММЫ «ЯДЕРНАЯ И РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» (АРХИВ)ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИПроект ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ в проект Федерального Закона Российской Федерации Общий технический регламент «ЯДЕРНАЯ И РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»
Статья 1. Внести в Проект Закона Российской Федерации (Общий технический регламент «ЯДЕРНАЯ И РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ») следующие изменения и дополнения: 1. Название Общего технического регламента «ЯДЕРНАЯ И РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» дать в следующей редакции: «Общий технический регламент «Радиационная безопасность населения». Далее везде по тексту убрать слова, связанные с термином «ядерная безопасность».
2. Статью 1 Основные понятия изложить в следующей редакции: «Статья 1. Основные понятия и определения Общий технический регламент «Радиационная безопасность населения» (далее – Регламент) является законодательным актом технического регулирования в сфере обеспечения радиационной безопасности населения. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия и определения: Радиационная безопасность населения (далее – радиационная безопасность) – состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения. Ионизирующее излучение – излучение, взаимодействие которого с веществом приводит к образованию в этом веществе ионов разного знака. Источник ионизирующего излучения (ИИИ) – вещество или устройство, испускающее или способное испускать ионизирующее излучение, на которые распространяется действие настоящего Регламента. Источник излучения закрытый – источник ионизирующего излучения, устройство которого исключает возможность поступления содержащихся в нем радионуклидов в окружающую среду в условиях эксплуатации и износа, на которые он рассчитан. Источник излучения открытый – источник ионизирующего излучения, при использовании которого возможно поступление содержащихся в нем радионуклидов в окружающую среду. Источник излучения природный – ИИИ природного происхождения, к которым относятся источники космического излучения и природные радионуклиды в окружающей среде, продуктах питания и теле человека. Источник излучения техногенный – ИИИ, специально созданный для его полезного применения или являющийся побочным продуктом этой деятельности. Облучение – воздействие на человека ионизирующего излучения. Облучение аварийное – облучение в результате радиационной аварии. Облучение медицинское – облучение пациентов в результате медицинского обследования или лечения. Облучение природное – облучение природными ИИИ. Облучение производственное – облучение работников от техногенных и природных ИИИ в процессе производственной деятельности. Облучение техногенное – облучение от техногенных ИИИ как в нормальных, так и в аварийных условиях, за исключением медицинского облучения пациентов. Облучение острое – однократное, кратковременное облучение при высокой мощности дозы. Облучение хроническое – постоянное или прерывистое облучение в течение длительного времени при низкой мощности дозы. Облучение планируемое повышенное – оправданное регламентированной необходимостью планируемое облучение отдельных лиц из персонала группы А в дозах, превышающих установленные основные пределы доз, с целью предупреждения радиационной аварии или ограничения ее последствий. Детерминированные эффекты облучения – клинически выявляемые вредные биологические эффекты облучения (лучевая болезнь, лучевой ожог, лучевая катаракта, лучевое бесплодие, аномалии в развитии плода и др.), в отношении которых предполагается существование порога, выше которого тяжесть эффекта зависит от дозы. Стохастические эффекты облучения – вредные биологические эффекты облучения (злокачественные опухоли, лейкозы, наследственные болезни), не имеющие дозового порога, вероятность возникновения которых пропорциональна дозе, а тяжесть их проявления не зависит от дозы. Вред радиационный – возникновение детерминированных или стохастических эффектов у человека в результате воздействия ионизирующего излучения. Радиационный риск – вероятность возникновения у человека или его потомства стохастического эффекта облучения. Доза – величина (мера) воздействия ионизирующего излучения на облучаемый объект. Доза поглощенная – физическая величина, характеризующая поглощение энергии ионизирующего излучения в килограмме массы облучаемого вещества; единица измерения – грей (Гр). Доза эквивалентная – величина, характеризующая вредное воздействие ионизирующего излучения и определяющая возможность наличия и тяжесть детерминированных эффектов облучения; единица измерения – зиверт (Зв). Доза эффективная (индивидуальная) – величина, определяющая индивидуальный риск возникновения стохастических эффектов облучения, единица измерения – зиверт (Зв). Доза эффективная коллективная – величина, определяющая коллективный риск возникновения стохастических эффектов облучения, равная сумме индивидуальных эффективных доз; единица измерения – человеко-зиверт (чел.-Зв). Доза ожидаемая (эффективная, эквивалентная) – доза внутреннего облучения, обусловленная поступлением радионуклидов в организм человека и сформированная за период жизни от момента поступления до 70 лет. Доза годовая (эффективная, эквивалентная) – сумма эффективной (эквивалентной) дозы внешнего облучения, полученной за календарный год, и дозы ожидаемой внутреннего облучения, обусловленной поступлением в организм радионуклидов за этот же календарный год. Доза эффективная за период жизни – эффективная доза техногенного облучения, накопленная человеком за период жизни 70 лет, определяется как сумма годовых эффективных доз. Доза предотвращаемая – часть дозы, которая может быть предотвращена защитными мероприятиями. Предел дозы – величина эффективной годовой или эффективной за период жизни дозы техногенного облучения, которая не должна превышаться за год (или за 70 лет жизни) в условиях нормального функционирования радиационных объектов. Соблюдение пределов доз исключает возможность возникновения детерминированных эффектов облучения, а вероятность стохастических эффектов при этом сохраняется на приемлемом уровне. Дозовая квота – часть предела дозы, установленная для ограничения облучения населения от конкретного радиационного объекта при его нормальной эксплуатации. Персонал – категория облучаемых лиц, к которой относятся лица, работающие непосредственно с техногенными ИИИ (группа А), либо находящиеся по условиям работы на радиационном объекте или в санитарно-защитной зоне в сфере их воздействия (группа Б). Население – категория облучаемых лиц, в которую входит все население, включая персонал вне работы с ИИИ. Критическая группа населения – группа лиц из населения (не менее 10 человек), однородная по одному или нескольким признакам основному контингенту облученного населения (полу, возрасту, социальным или профессиональным условиям, месту проживания, рациону питания и т.д.), которая в данных конкретных обстоятельствах подвергается наибольшему радиационному воздействию от данного источника излучения. Естественный радиационный фон – доза излучения, создаваемая космическим излучением и излучением природных радионуклидов, естественно распределенных в земле, воде, воздухе, других элементах биосферы, пищевых продуктах и организме человека. Техногенно изменённый радиационный фон – радиационный фон, изменённый в результате деятельности человека. Радиационный объект – организация или ее структурное подразделение, где выполняются работы с техногенными источниками ионизирующего излучения. Категория радиационного объекта – характеристика объекта по степени его потенциальной опасности для населения и персонала в условиях возможной аварии. Санитарно-защитная зона – территория вокруг радиационного объекта, на которой уровень облучения людей при нормальном функционировании объекта может превысить предел годовой дозы облучения для населения. В санитарно-защитной зоне запрещается постоянное и временное проживание людей, вводится режим ограничения хозяйственной деятельности и проводится постоянный радиационный контроль. Зона наблюдения – территория за пределами санитарно-защитной зоны, на которой при нормальном функционировании радиационного объекта годовая доза не может превысить предела дозы облучения для населения. На границе с санитарно-защитной зоной для критической группы населения возможно достижение предела годовой дозы облучения. В зоне наблюдения проводится радиационный контроль для оценки годовой эффективной дозы облучения населения и его критических групп. Радиационная авария – потеря управления источником ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования, неправильными действиями персонала, стихийными бедствиями или иными причинами, которая могла привести или привела к облучению людей выше установленных норм и/или к радиоактивному загрязнению окружающей среды. Зона радиационной аварии – территория, на которой средняя, прогнозируемая для критической группы населения, годовая эффективная доза, обусловленная техногенными радионуклидами, поступившими в окружающую среду в результате аварии, при постоянном проживании и при отсутствии мер радиационной защиты может за 1-й год с момента аварии превысить 1 мЗв. Зона радиационного контроля – территория зоны радиационной аварии, на которой средняя годовая эффективная доза облучения критической группы населения при постоянном проживании и при отсутствии мер радиационной защиты находится в диапазоне от 1 мЗв до 5 мЗв. Зона ограниченного проживания населения – территория зоны радиационной аварии, на которой средняя годовая эффективная доза облучения критической группы населения при постоянном проживании и при отсутствии мер радиационной защиты находится в диапазоне от 5 мЗв до 20 мЗв. Зона отселения – территория зоны радиационной аварии, на которой средняя годовая эффективная доза облучения критической группы населения в отсутствии мер радиационной защиты находится в диапазоне от 20 мЗв до 50 мЗв. Зона отчуждения – территория зоны радиационной аварии, на которой средняя годовая эффективная доза облучения критической группы населения в отсутствии мер радиационной защиты превышает 50 мЗв. Зона обязательного медицинского контроля – территория зоны радиационной аварии, на которой средняя, прогнозируемая для критической группы населения, эффективная доза облучения за период жизни (с момента аварии до 70 лет) при постоянном проживании и при отсутствии мер радиационной защиты может превысить 70 мЗв. Облучённые – лица из населения, подвергшиеся аварийному облучению, у которых эффективная доза острого облучения превышает 50 мЗв или (при постоянном проживании на загрязнённой территории) эффективная доза за период жизни хронического облучения превышает 70 мЗв. Пострадавшие – лица из населения, у которых в результате аварийного облучения возникли детерминированные эффекты или другие заболевания, в отношении которых официально установлена причинно-следственная связь с аварийным облучением или другими аварийными обстоятельствами. Радиационная обстановка – обобщенная характеристика на определенной части территории пространственного и временного распределения уровней содержания радионуклидов в окружающей природной среде и доз облучения населения. Радиационный контроль – получение информации о радиационной обстановке на контролируемой территории. Радиационный мониторинг – плановое, систематическое проведение наблюдений, измерений, регистрации уровней содержания радионуклидов в природных средах и в рационе человека, а также уровней воздействия ионизирующего излучения на человека и объекты природы. Радиоактивное загрязнение – присутствие радиоактивных веществ на поверхности либо внутри различных объектов и сред в количестве, превышающем уровни, установленные техническими регламентами. Дезактивация – частичное или полное удаление радиоактивного загрязнения с какой-либо поверхности или из какой-либо среды. Санитарно-эпидемиологическое заключение – документ государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, удостоверяющий соответствие (несоответствие) среды обитания человека, продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации требованиям технических регламентов в части санитарно-эпидемиологической безопасности. Органы госсанэпиднадзора – государственные органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор на территории Российской Федерации. Контрольный уровень – численные значения контролируемых величин (дозы облучения, мощности дозы, уровней радиоактивного загрязнения и т.д.), устанавливаемые руководством эксплуатирующей организации и органами государственного надзора с целью закрепления достигнутого в организации состояния радиационной безопасности. Региональные регламенты – нормативно-правовой документ, устанавливающий для данного конкретного региона (субъекта федерации) региональные гигиенические нормативы, закрепляющие достигнутое состояние санитарно-эпидемиологического благополучия окружающей среды и среды обитания человека в данном регионе. К региональным регламентам предъявляются требования не ниже требований, предъявляемых к федеральным гигиеническим нормативам. Регламенты содержат гигиенические нормативы для воды, продуктов питания, строительных материалов, среды обитания человека и т.д. Радиационно-гигиенический паспорт организации – документ установленного образца, характеризующий состояние радиационной безопасности в организации. Радиационно-гигиенический паспорт территории – документ установленного образца, характеризующий состояние радиационной безопасности населения на данной территории. Концепция радиационной, медицинской, социальной защиты и реабилитации населения Российской Федерации, подвергшегося аварийному облучению (далее – Концепция радиационной защиты) – обобщение и определение основных научно обоснованных положений радиационной защиты, практическая реализация которых при радиационной аварии должна обеспечить минимум медицинских, экономических и социальных потерь. Вмешательство – действие, связанное с нарушением нормальной жизнедеятельности населения в результате осуществления мер радиационной защиты, направленное на снижение дозы облучения или неблагоприятных последствий облучения. Принцип обоснования (вмешательства) – вмешательство должно принести обществу и, прежде всего, облучаемым лицам больше пользы, чем вреда, т.е. уменьшение ущерба в результате снижения дозы должно быть достаточным, чтобы оправдать вред и стоимость вмешательства, включая его социальную стоимость. Принцип оптимизации (вмешательства) – форма, масштаб, и длительность вмешательства должны быть оптимизированы таким образом, чтобы чистая польза от снижения дозы (польза от снижения радиационного ущерба за вычетом ущерба, связанного с вмешательством) была бы максимальной. Уровень вмешательства (УВ) – уровень радиационного фактора, при превышении которого следует проводить определенные защитные мероприятия. Средство индивидуальной защиты – средство индивидуального применения, носимое человеком для предохранения от воздействия радиоактивных веществ и/или ионизирующих излучений. Радионуклиды – радиоактивные атомы природного или техногенного происхождения с данным массовым числом и атомным номером. Радиоактивное вещество – вещество в любом агрегатном состоянии, содержащее радионуклиды с активностью, на которую распространяются требования настоящего Регламента. Радиоактивные отходы – не предназначенные для дальнейшего использования изделия и вещества в любом агрегатном состоянии, в которых удельная активность радионуклидов превышает уровни, установленные настоящим Регламентом. Активность радионуклида минимально значимая (МЗА) – устанавливаемое настоящим Регламентом значение активности радионуклида в открытом источнике излучения, применяемое при оценке необходимости иметь разрешение на использование этого источника; единица измерения активности – беккерель (Бк). Активность источника суммарная взвешенная – сумма отношений активностей каждого из радионуклидов, содержащихся в источнике, к их минимально значимым активностям. Активность радионуклида удельная минимально значимая (МЗУА) – устанавливаемое настоящим Регламентом значение удельной активности радионуклида в веществе открытого источника излучения, применяемое при оценке необходимости иметь разрешение на использование этого источника; единица измерения удельной активности – беккерель на килограмм (Бк/кг). Активность источника суммарная взвешенная удельная – сумма отношений удельных активностей каждого из радионуклидов, содержащихся в источнике, к их минимально значимым удельным активностям. Делящиеся материалы – материалы, состоящие из атомов, ядра которых способны делиться на два-три осколка при поглощении нейтрона, в которых, начиная с некоторой критической массы, возможна самоподдерживающаяся цепная реакция.»
3. Строку 3 статьи 2 Основные цели и задачи изложить в следующей редакции: «- обеспечение радиационной безопасности при обращении с радиоактивными и делящимися материалами;»
4. Пункт 1 статьи 3 Область применения изложить в следующей редакции: «1. Общий технический регламент «Радиационная безопасность населения» устанавливает требования по защите людей от вредного радиационного воздействия при всех условиях облучения от ИИИ, на которые распространяется действие Регламента.»
5. Статью 5 изложить в следующей редакции: «Статья 5. Принципы обеспечения радиационной безопасности 1. Основными принципами обеспечения радиационной безопасности являются: принцип обоснования - запрещение всех видов деятельности по использованию ИИИ, при которых полученная для человека и общества польза не превышает возможного вреда, причиненного дополнительным к естественному радиационному фону облучением; принцип нормирования - непревышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения граждан от всех ИИИ; принцип оптимизации – поддержание доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого ИИИ на возможно низком уровне, достижимом с учетом экономических и социальных факторов. Принцип обоснования должен применяться на стадии принятия решения уполномоченными органами при проектировании новых ИИИ и радиационных объектов, выдаче лицензий и утверждении нормативно-технической документации на использование ИИИ, а также при изменении условий их эксплуатации. При наличии альтернативных возможностей должны рассматриваться польза и вред от факторов радиационной и нерадиационной природы. Принцип нормирования, требующий непревышения установленных Регламентом пределов доз и других нормативов радиационной безопасности, должен соблюдаться всеми организациями и лицами, от которых зависит уровень облучения людей. Принцип оптимизации предусматривает поддержание на возможно низком и достижимом уровне (ниже пределов, установленных Регламентом) как индивидуальных, так и коллективных доз облучения, с учетом социальных и экономических факторов. 2. При радиационной аварии система обеспечения радиационной безопасности населения основывается на следующих принципах: - принцип максимального снижения (исключения) вероятности возникновения детерминированных эффектов облучения; - принцип обоснования вмешательства; - принцип оптимизации вмешательства. Принцип обоснования в условиях радиационной аварии относится не к ИИИ и условиям облучения, а к защитным мероприятиям. Намечаемые мероприятия по ликвидации последствий радиационной аварии должны приносить больше пользы, чем вреда. Виды и масштаб деятельности по ликвидации последствий радиационной аварии должны быть реализованы таким образом, чтобы польза от снижения дозы ионизирующего излучения, за вычетом вреда, причиненного указанной деятельностью, была максимальной (принцип оптимизации). В качестве величины пользы следует использовать предотвращаемую данным мероприятием дозу и соответствующий этой дозе предотвращаемый прогнозируемый вред. В качестве меры прогнозируемого вреда от облучения используется ожидаемое число потерянных лет полноценной жизни при данной радиационной аварии. При этом принимается, что коллективная доза равная 1 чел.-Зв приводит к потере 1 чел.-года полноценной жизни в данной совокупности людей. Принцип оптимизации должен применяться к защитному мероприятию с учетом рисков нерадиационного происхождения, связанных с вмешательством. Мероприятия, направленные на восстановление утраченного контроля над ИИИ, должны проводиться в любом случае и в обязательном порядке.» 6. Статью 6 изложить в следующей редакции: «Статья 6. Пути обеспечения радиационной безопасности 1. Радиационная безопасность обеспечивается: - введением требований системы технического регулирования с нормами, нормативами и правилами обеспечения радиационной безопасности в статусе федерального закона; - государственным управлением в области применения ИИИ, государственной регистрацией ИИИ, государственным надзором за обеспечением безопасности при всех видах обращения с ИИИ, эффективностью всех форм оценки соответствия; - проведением комплекса мер правового, организационного, научно-методического, инженерно-технического, санитарно-гигиенического, лечебно-профилактического, воспитательного и образовательного характера; - осуществлением органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, другими юридическими лицами и гражданами мероприятий по соблюдению требований технических регламентов в области радиационной безопасности; - информированием населения о радиационной обстановке и мерах по обеспечению радиационной безопасности; - обучением населения мерам обеспечения радиационной безопасности. 2. Для исключения опасного и вредного воздействий облучения вводятся основные пределы доз и система производных нормативов от основных пределов доз в виде допустимых значений: мощности дозы, годового поступления радионуклидов в организм и других показателей. 3. В целях гарантий непревышения основных пределов доз при наличии нескольких техногенных ИИИ для радиационных объектов 1 категории должны устанавливаться дозовые квоты для населения. Дозовая квота (максимальная годовая эффективная доза облучения критической группы населения при нормальной эксплуатации радиационного объекта) для радиационного объекта не должна превышать 0,3 мЗв/год.»
7. Главу II изложить в следующей редакции: «Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Статья 8. Полномочия Российской Федерации в области радиационной безопасности К полномочиям Российской Федерации в области радиационной безопасности относятся: - определение государственной политики в области обеспечения радиационной безопасности населения и ее реализация; - разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности, контроль за их соблюдением; - разработка, утверждение и реализация федеральных программ в области обеспечения радиационной безопасности; - разработка, утверждение и реализация федеральных программ снижения уровней облучения населения природными ИИИ; - определение видов деятельности в области обращения с ИИИ, подлежащих лицензированию; - определение порядка лицензирования деятельности, связанной с обращением с ИИИ; - установление порядка, размеров и системы компенсаций за сверхнормативное облучение в различных условиях; - установление порядка возмещения причиненных вреда здоровью граждан и убытков их имуществу в результате радиационной аварии; - создание и обеспечение функционирования единой системы государственного управления в области обеспечения радиационной безопасности, в том числе контроля и учета доз облучения населения; - установление системы страхования рисков населения, связанных с проживанием вблизи радиационно-опасных объектов; - регламентация условий жизнедеятельности и режимов проживания на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате радиационных аварий; - контроль за реабилитацией населения, подвергшегося облучению в результате радиационных аварий; - регулирование экспорта и импорта радиоактивных веществ и иных ИИИ; - осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности и выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам; - организация государственного надзора и контроля за безопасным обращением с ИИИ; - другие полномочия в области обеспечения радиационной безопасности, отнесенные к полномочиям Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Статья 9. Полномочия субъектов Российской Федерации в области радиационной безопасности К полномочиям субъектов Российской Федерации в области радиационной безопасности относятся: - участие в реализации государственной политики Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности; - управление радиационной безопасностью на территории субъекта Российской Федерации; - разработка в соответствии с настоящим Регламентом нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; - участие в разработке и реализации федеральных программ в области обеспечения радиационной безопасности; - разработка, принятие и реализация региональных (территориальных) программ в области обеспечения радиационной безопасности, в том числе программ снижения уровней облучения населения за счет природных ИИИ; - контроль за радиационной обстановкой на соответствующей территории и учет доз облучения населения; - организация на территории субъекта Российской Федерации радиационно-гигиенической паспортизации организаций и территорий с ежегодным заполнением радиационно-гигиенических паспортов; - организация и обеспечение функционирования региональной системы контроля и учета доз облучения жителей в рамках ЕСКИД; - введение особых режимов проживания и деятельности населения в зонах радиоактивного загрязнения; - реализация мероприятий по ликвидации последствий радиационных аварий на соответствующей территории; - организация и проведение оперативных мероприятий в случае угрозы и возникновения радиационной аварии; - обеспечение условий для реализации и защиты прав граждан и соблюдения интересов государства в области обеспечения радиационной безопасности; - проведение государственной политики в области экономического стимулирования деятельности физических и юридических лиц по обеспечению радиационной безопасности; - участие в принятии решений о размещении на соответствующей территории организаций, в том числе оборонного назначения, производящих, использующих, перерабатывающих или утилизирующих ИИИ; - контроль за ввозом ИИИ на подведомственную территорию, их вывозом за пределы этой территории и их транзитом; - информирование населения о радиационной обстановке на соответствующей территории; - другие полномочия в области обеспечения радиационной и ядерной безопасности, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации.»
8. Название Главы III дать в следующей редакции: «Глава III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ» 9. Статью 10 Система органов исполнительной власти в области обеспечения радиационной и ядерной безопасности изложить в следующей редакции: «Статья 10. Система органов исполнительной власти в области обеспечения радиационной безопасности 1. Государственное управление в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется Правительством Российской Федерации, специально уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. 2. Государственный надзор и контроль выполнения требований по обеспечению радиационной безопасности возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор на территории Российской Федерации. 3. Деятельность органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление, государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности, определяется законодательством Российской Федерации.» 10. Пункты 2, 3 и 4 статьи 14 Производственный радиационный контроль изложить в следующей редакции: «2. Содержанием производственного радиационного контроля является получение информации обо всех регламентируемых величинах, характеризующих радиационную обстановку в организации, об индивидуальных и коллективных дозах облучения лиц из персонала, других категорий работников, пациентов, населения в зоне наблюдения, а также оценка на соответствие гигиеническим нормативам и установленным для организации контрольным уровням.» 3. Регламент проведения производственного радиационного контроля определяется для каждой организации с учетом особенностей и условий выполняемых ею работ и согласовывается с органами госсанэпиднадзора. Установленный для организации порядок (регламент) ведения производственного радиационного контроля должен обеспечивать оперативное реагирование на результаты контроля. 4. Регламент проведения производственного радиационного контроля в организации, где планируется обращение с техногенными ИИИ, разрабатывается на стадии проектирования. В разделе «Радиационный контроль» проекта определяются виды и объем радиационного контроля, перечень необходимых приборов, вспомогательного оборудования, их размещение, порядок ведения контроля, состав необходимых помещений, а также штат работников, осуществляющих радиационный контроль. При вводе в эксплуатацию радиационного объекта порядок проведения производственного радиационного контроля, определенный проектом, уточняется в зависимости от конкретной радиационной обстановки и согласовывается с соответствующим органом госсанэпиднадзора.» 11. Статью 17 Облучение при нормальной эксплуатации техногенных ИИИ изложить в следующей редакции: «Статья 17. Основные гигиенические нормативы облучения. 1. Категории облучаемых лиц. Устанавливаются следующие категории облучаемых лиц: - персонал (группы А и Б); - население (все население, включая лиц из персонала вне сферы и условий их производственной деятельности). 2. Облучение при нормальной эксплуатации техногенных ИИИ. Дозы техногенного облучения для вышеперечисленных категорий облучаемых лиц не должны превышать основные пределы доз (ПД), приведенные в таблицах 17.1 и 17.2.
Таблица 17.1.
Примечание: * - Основные пределы доз, как и все остальные допустимые уровни облучения персонала группы Б, равны 1/4 значений для персонала группы А. Далее в тексте все нормативные значения для категории персонал приводятся только для группы А. Таблица 17.2.
Пределы доз для населения относятся к средней дозе облучения критической группы населения. Основные пределы доз облучения не включают в себя дозы от природного и медицинского облучения. Второй гигиенический норматив (70 мЗв за период жизни) предназначен для населения, попавшего под аварию и постоянно проживающего на загрязнённой территории. Для женщин в возрасте до 45 лет, работающих с источниками излучения (персонал группа А), вводятся дополнительные ограничения: эквивалентная доза на поверхности нижней части области живота не должна превышать 1 мЗв в месяц, а эффективная доза внутреннего облучения за счет поступления радионуклидов в организм за год не должна превышать 1 мЗв. В этих условиях эквивалентная доза облучения плода за 2 месяца невыявленной беременности не превысит 1 мЗв. Для студентов и учащихся, проходящих профессиональное обучение с использованием ИИИ, годовые дозы не должны превышать значений, установленных для персонала группы Б. К обучению с использованием ИИИ допускаются лица не моложе 16 лет. В целях ограничения техногенного облучения населения, обусловленного радиационными объектами I категории, для них федеральным органом госсанэпиднадзора, устанавливаются дозовые квоты. Сумма дозовых квот радиационных объектов I категории, воздействующих на население территории, не должна превышать 1 мЗв/год. При этом для каждого из радиационных объектов дозовая квота не должна превышать 0,3 мЗв/год. Допустимая мощность дозы внешнего излучения от техногенных источников в местах неограниченного пребывания населения в среднем за год не должна превышать 0,1 мкЗв/ч. Вне сферы производственной деятельности персонала не допускается радиоактивное загрязнение техногенными радионуклидами людей, изделий, помещений, транспортных средств и иных объектов с поверхностной активностью, превышающей 0,4 Бк/см2 для бета-излучателей и альфа-излучателей низкой токсичности, и 0,04 Бк/см2 для остальных альфа-излучателей. К альфа-излучателям низкой токсичности относятся природные уран и торий, обедненный уран, радионуклиды урана и тория (235U, 238U, 228Th, 230Th, 232Th) и альфа-активные радионуклиды с периодом полураспада менее 10 дней. Допустимые уровни радиоактивного загрязнения в сфере производственной деятельности персонала устанавливаются Нормами радиационной безопасности и/или специальными техническими регламентами. 3. Облучение природными ИИИ. 1. Эффективная доза производственного облучения природными ИИИ для всех категорий облучаемых лиц не должна превышать 5 мЗв/год. При превышении этой величины администрация предприятия принимает все необходимые меры по снижению облучения работников. Если принятые меры не привели к снижению дозы ниже указанного предела, то работники переводятся в персонал группы А. Дополнительные требования к обеспечению радиационной безопасности при воздействии природных источников в производственных условиях устанавливаются специальным техническим регламентом. 2. Облучение населения природными ИИИ должно ограничиваться за счет соблюдения следующих гигиенических нормативов:
3. Радиационная безопасность населения при обращении с производственными отходами предприятий с повышенным содержанием природных радионуклидов оценивается по значению годовой эффективной дозы облучения критической группы населения. Средняя годовая эффективная доза облучения критической группы населения за счет обращения с производственными отходами с повышенным содержанием природных радионуклидов не должна превышать 100 мкЗв/год. 4. Дополнительные требования к ограничению облучения населения от природных источников устанавливаются специальным техническим регламентом. 4. Медицинское облучение пациентов при рентгенорадиологических процедурах. 1. При проведении профилактических медицинских рентгенологических и научных исследований практически здоровых лиц годовая эффективная доза облучения этих лиц за счет проводимых исследований не должна превышать 1 мЗв. 2. Принципы контроля и ограничения радиационных воздействий в медицине основаны на получении необходимой и полезной диагностической информации или терапевтического эффекта при минимально возможных уровнях облучения. 3. Дозы облучения пациентов при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур не должны превышать уровней, установленных специальными нормативными актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление в области охраны здоровья. 5. Планируемое повышенное облучение. 1. Планируемое повышенное облучение допускается для предотвращения радиационной аварии, противодействия расширению ее масштаба и может быть оправдано только необходимостью спасения людей и (или) предотвращения их облучения. 2. Для проведения аварийных и спасательных работ в зоне радиационной аварии могут привлекаться только лица, отнесенные к персоналу группы А, в первую очередь, члены специализированных аварийных бригад. Допускается планируемое повышенное облучение только мужчин старше 30 лет при их добровольном письменном согласии, после информирования о возможных дозах облучения и риске для здоровья. 3. Планируемое повышенное облучение в эффективной дозе до 100 мЗв в год и эквивалентных дозах до двукратных значений основного предела доз допускается с разрешения ведомственных органов госсанэпиднадзора, а облучение в эффективной дозе до 200 мЗв в год и эквивалентных дозах до четырехкратных значений основного предела доз - только с разрешения федерального органа госсанэпиднадзора. 4. Планируемое повышенное облучение лиц, ранее уже облученных в результате аварии или запланированного повышенного облучения в эффективной дозе более 100 мЗв в год или в эквивалентной дозе, превышающей в два раза основные пределы доз, не допускается в течение последующих 5 лет. В дальнейшем планируемое повышенное облучение таких лиц может быть разрешено только в индивидуальном порядке с учетом их согласия по решению компетентной медицинской комиссии при условии непревышения дозы за период трудовой деятельности 1000 мЗв. 5. Облучение эффективной дозой свыше 200 мЗв в течение года должно рассматриваться как потенциально опасное. Лица, подвергшиеся такому облучению, должны немедленно выводиться из зоны облучения и направляться на медицинское обследование. Последующая работа с ИИИ этим лицам может быть разрешена только в индивидуальном порядке с учетом их согласия по решению компетентной медицинской комиссии. 6. Планируемое повышенное облучение лиц из населения не допускается. Привлечение лиц из населения для выполнения вспомогательных работ при ликвидации последствий радиационной аварии допускается только на добровольной основе, при письменном согласии и после информирования их о возможных дозах облучения и риске для здоровья. К ликвидации радиационной аварии могут привлекаться женщины не моложе 45 лет. Лица из населения, привлекаемые для проведения аварийных и спасательных работ, должны иметь соответствующие медицинские показания и пройти соответствующую теоретическую и практическую подготовку (инструктаж). Указанные лица могут быть допущены к работам, при которых возможные дозы облучения определяются основными пределами доз для персонала группы А (таблица 1). 7. Военнослужащие срочной службы, в случае привлечения их к проведению аварийных и спасательных работ, приравниваются в правах с лицами из населения. 6. Загрязнение почвы Плотность загрязнения почвы на территории проживания населения для цезия-137 и стронция-90 (основные радиационно-опасные техногенные радионуклиды) не должна превышать величины, представленной в таблице 17.3. Таблица 17.3
Примечание: * - размерность нормируемой величины – килобеккерели на квадратный метр. 7. Региональные регламенты Установленные настоящей статьей основные гигиенические нормативы облучения населения для отдельных территорий (регионов, субъектов федерации) могут быть изменены Правительством Российской Федерации в сторону их уменьшения. С учётом конкретной санитарно-гигиенической, экологической обстановки, состояния здоровья населения и уровня влияния на человека других факторов окружающей среды для этих регионов могут быть установлены Региональные регламенты.»
12. Статьи 18, 19, 20 и 22 (в связи с изложением их содержания в статье 17) из проекта исключить. Соответственно изменить нумерацию последующих статей проекта:
13. Статью 21 Аварийное облучение населения изложить в следующей редакции: «Статья 18. Аварийное облучение населения Радиационная безопасность населения в аварийных ситуациях обеспечивается посредством проведения защитных мероприятий на основе принципов, изложенных в пункте 2 статьи 5 настоящего Регламента. 1. При планировании защитных мероприятий на случай радиационной аварии в соответствии с п.2 ст.5 устанавливаются уровни вмешательства. Уровни вмешательства устанавливаются органами госсанэпиднадзора применительно к конкретному радиационному объекту и условиям его размещения с учетом вероятных типов и сценариев развития аварии, прогнозируемой радиационной обстановки. 2. При обнаружении радиоактивного загрязнения вмешательство с целью ограничения облучения населения осуществляется в зависимости от конкретной радиационной обстановки в виде защитных мероприятий, применяемых, как правило, к окружающей среде и (или) к человеку. 3. В таблице 18.1 представлены уровни обязательного срочного вмешательства при остром облучении. Таблица 18.1
Обязательное срочное вмешательство проводится в форме мер, направленных на предотвращение острого лучевого поражения (детерминированных эффектов облучения). 4. Уровни обязательного вмешательства при хроническом облучении в течение жизни представлены в таблице 18.2. Таблица 18.2
Обязательное вмешательство проводится в форме мер, направленных на исключение лучевых поражений или других, связанных с облучением, серьезных нарушений функций органов тела человека. При этом вред здоровью от мер защиты не должен превышать пользы, достигнутой в результате предотвращения опасного облучения. 5. Для временного отселения населения устанавливаются следующие уровни вмешательства: - эффективная доза 30 мЗв в месяц - для начала временного отселения; - эффективная доза 10 мЗв в месяц - для окончания временного отселения. Если прогнозируется, что эффективная доза, накопленная за каждый месяц, будет выше указанных уровней в течение года, следует решать вопрос об отселении населения на постоянное место жительства. 6. Региональные уровни вмешательства, устанавливаемые местными органами госсанэпиднадзора, не должны превышать уровни вмешательства, представленные выше.»
14. Статью 35 Ликвидация последствий радиационной аварии изложить в следующей редакции: «Статья 31. Ликвидация последствий радиационной аварии 1. В случае возникновения радиационной аварии должны быть предприняты срочные меры по прекращению развития аварии, восстановлению контроля над источником ионизирующего излучения, сведению к минимуму доз облучения и количества облученных лиц, радиоактивного загрязнения производственных помещений и окружающей среды, экономических и социальных потерь, вызванных аварией. Во всех случаях установления факта радиационной аварии администрация организации обязана проинформировать органы государственной власти, в том числе федеральные органы госсанэпиднадзора, а также органы местного самоуправления. 2. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с «Планом мероприятий по защите населения в случае радиационной аварии» обеспечивают быстрое поступление данных о радиационной аварии специалистам в области радиационной защиты и их участие в разработке защитных мероприятий, информации населения о радиационной аварии, рекомендуемых способах и средствах защиты. 3. При аварии, повлекшей за собой радиоактивное загрязнение обширной территории, на основании результатов радиационных измерений и прогноза радиационной обстановки устанавливается зона радиационной аварии (в соответствии со ст.1 Регламента). В зоне радиационной аварии осуществляются мероприятия по снижению уровней облучения населения на основе принципов, изложенных в п.2 статьи 5 Регламента, и проводится контроль радиационной обстановки. 4. Принятие решений о необходимости срочных мер защиты населения осуществляется в соответствии со ст.18 настоящего Регламента. Людей с травматическими повреждениями, химическими отравлениями или подвергшихся облучению в дозе выше 200 мЗв, необходимо направить на медицинское обследование и лечение. При радиоактивном загрязнении должна проводиться санитарная обработка людей и дезактивация загрязненной одежды. Решение о необходимых мерах защиты населения принимается на основе данных, представленных в таблице 31.1. Таблица 31.1
* Только для щитовидной железы Решение об ограничении потребления загрязненных продуктов питания и питьевой воды и об отселении в начальном периоде аварии принимается на основе данных, представленных в таблице 31.2. Таблица 31.2
Решение об ограничении потребления загрязненных продуктов питания в первый год после возникновения аварии принимается на основе данных, представленных в таблице 31.3. Таблица 31.3
Если предотвращаемая защитным мероприятием доза или измеренная удельная активность радионуклида не превосходит уровень А, нет необходимости в выполнении мер защиты, связанных с нарушением нормальной жизнедеятельности населения, а также хозяйственного и социального функционирования территории. Если предотвращаемая защитным мероприятием доза или измеренная удельная активность радионуклида превосходит уровень А, но не достигает уровня Б, решение о выполнении мер защиты принимается по принципам обоснования и оптимизации с учетом конкретной обстановки и местных условий. Если предотвращаемая защитным мероприятием доза или измеренная удельная активность радионуклида достигает и превосходит уровень Б, необходимо выполнение соответствующих мер защиты, даже если они связаны с нарушением нормальной жизнедеятельности населения, хозяйственного и социального функционирования территории. На поздних стадиях радиационной аварии, повлекшей за собой загрязнение обширных территорий долгоживущими радионуклидами, решения о защитных мероприятиях принимаются с учетом сложившейся радиационной обстановки и конкретных социально-экономических условий. Особые режимы проживания населения в зонах радиоактивного загрязнения, контроль радиационной обстановки, учет доз облучения населения устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации по рекомендациям органов госсанэпиднадзора. 5. Переоблучение людей (проявление детерминированных эффектов облучения у значительного числа лиц из населения), связанное с принятием неправильных решений и (или) осуществлением неправильных мер радиационной защиты, проводимых при ликвидации радиационной аварии, требует проведения соответствующего уголовно-процессуального расследования. Лица, виновные в переоблучении людей, скрывшие таковой факт или выдавшие заниженные или искажённые сведения о дозах облучения, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. 6. Степень вмешательства в хозяйственную и социальную жизнедеятельность населения (проведение мер радиационной защиты) определяется в соответствии с зонированием загрязнённой территории. На территории радиационной аварии создаются следующие зоны: зона радиационного контроля; зона ограниченного проживания населения; зона отселения; зона отчуждения; зона обязательного медицинского контроля. В зоне радиационного контроля осуществляется радиационный мониторинг окружающей среды, сельскохозяйственной продукции, доз внешнего и внутреннего облучения населения и его критических групп; осуществляются меры по снижению доз на основе принципов «обоснования вмешательства» и «оптимизации вмешательства», а также другие необходимые активные меры защиты населения. В зоне ограниченного проживания населения осуществляются радиационный мониторинг и меры защиты населения, как в зоне радиационного контроля. Добровольный въезд на указанную территорию для постоянного проживания не ограничивается. Лицам, въезжающим на указанную территорию для постоянного проживания, разъясняется риск возникновения ущерба здоровью, обусловленный воздействием радиации. В зоне ограниченного проживания постоянно проживающее население в обязательном порядке проходит специальное диспансерное медицинское обследование в соответствии с программой, утвержденной федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения. В зоне отселения въезд на указанную территорию для постоянного проживания не разрешён. В этой зоне запрещается постоянное проживание лиц репродуктивного возраста и детей. Здесь осуществляется радиационный мониторинг, специальное диспансерное медицинское обследование людей и обследование объектов внешней среды, а также необходимые меры радиационной и медицинской защиты. В зоне отчуждения постоянное проживание не допускается, а хозяйственная деятельность и природопользование регулируются специальными актами. Осуществляются меры мониторинга и защиты работающих с обязательным дозиметрическим контролем. 7. Для лиц из населения, постоянно пребывающих в зоне радиационной аварии, проживание на загрязнённой территории регламентируется вторым гигиеническим нормативом (эффективная доза за период жизни не должна превышать 70 мЗв; п.2, ст. 17, табл. 17.2). Для лиц из населения, проживающих постоянно вне зоны радиационной аварии, пребывание на загрязнённой территории регламентируется первым гигиеническим нормативом (Годовая эффективная доза не должна превышать 1 мЗв; п.2, ст. 17, табл. 17.2). 8. В зоне обязательного медицинского контроля постоянно проживающее население в обязательном порядке проходит специальное диспансерное обследование в соответствии с программой, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации. Эта категория населения входит в группу облученных, которая включается в Национальный радиационно-эпидемиологический регистр, с целью выявления у них скрытой патологии или заболеваний на ранней стадии, формирования групп повышенного риска и своевременного оказания профилактической, лечебной и реабилитационной медицинской помощи. 9. В Национальный радиационно-эпидемиологический регистр включаются следующие категории граждан:
10. Эффективная доза за период жизни для населения, попавшего под аварию и постоянно проживающего на загрязнённой территории, определяется с момента аварии. Для лиц из населения, родившихся после аварии, эффективная доза определяется с момента зачатия, если от момента аварии до момента рождения прошло более 9 месяцев, и с момента аварии, если прошло менее 9 месяцев. Для лиц из населения, поселившихся на загрязнённой территории после аварии, эффективная доза определяется с момента поселения. Группы риска формируются по величине дозы облучения, накопленной в период аварии, в период её ликвидации и в течение проживания на территории, подвергшейся аварийному загрязнению, а также по результатам медицинского контроля. Группы риска формируются в соответствии с Концепцией радиационной защиты (ст.1 Регламента). 11. Лица, включённые в Национальный радиационно-эпидемиологический регистр, имеют право:
Для реализации перечисленных выше мер медицинской и социальной защиты населения в планах социального развития регионов, население которых подверглось аварийному облучению, должны быть предусмотрены дополнительные финансовые расходы за счёт федерального бюджета. Объём и характер льгот и компенсаций, а также мер по реабилитации здоровья населения и нормализации экологической, санитарно-гигиенической и социально-экономической ситуаций в каждом регионе, подвергшемся аварийному воздействию, определяется системой законодательных актов, разрабатываемых федеральными органами совместно с местными органами власти. 12. В зоне радиационной аварии, где население подверглось аварийному облучению, необходимо предусмотреть меры по ограничению (уменьшению) медицинского и природного облучения, а также контролю и ограничению воздействия на здоровье населения всех вредных факторов нерадиационной природы (тяжёлые металлы, пестициды, нитраты и т.д.). 13. На территории, прилегающей к зоне радиационной аварии и подвергшейся радиоактивному загрязнению, должны осуществляться: - радиационный контроль с оценкой доз облучения населения за счет радиоактивного загрязнения территории, если эта доза может превысить 0,3 мЗв/год; - оптимизированные защитные мероприятия, не нарушающие нормальную жизнедеятельность населения, хозяйственное и социальное функционирование территории, если доза облучения за счет радиоактивного загрязнения территории превышает 0,3 мЗв/год, но не более 1,0 мЗв/год; - радиационный контроль других видов облучения населения и проведение мероприятий по снижению полной дозы от всех основных источников облучения, если эта доза превышает 1,0 мЗв/год.»
15. Статью 36 Право граждан на радиационную безопасность изложить в следующей редакции: «Статья 32. Право граждан на радиационную безопасность «Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, имеют право на радиационную безопасность. Это право обеспечивается настоящим Регламентом, проведением комплекса мероприятий по предотвращению радиационного воздействия на организм человека ионизирующего излучения выше установленных норм, правил и нормативов, выполнением гражданами и организациями, осуществляющими деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, требований к обеспечению радиационной безопасности. Граждане (лица из населения), подвергшиеся радиационному воздействию, имеют право на получение соответствующего документа о полученной ими дозе облучения. Документ, удостоверяющий полученную дозу облучения, выдается: а) при медицинских процедурах - территориальными органами Министерства здравоохранения Российской Федерации; б) при ликвидации последствий радиационных аварий - территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; в) при проживании на территориях, подвергшихся аварийному загрязнению радиоактивными веществами техногенного происхождения, - органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации, обязаны обеспечить каждому лицу, подвергшемуся аварийному облучению, возможность бесплатного получения квалифицированных консультаций по правовым, экономическим, социальным и другим вопросам, связанным с облучением, получение необходимых официальных документов и справок.»
16. Статью 37 Право граждан и общественных объединений на получение информации изложить в следующей редакции:
«Статья 33. Право граждан и общественных объединений на получение информации Граждане и общественные объединения имеют право на получение от местных органов власти и от организаций, осуществляющих деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в пределах выполняемых ими функций объективной информации о радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопасности. Общественные объединения граждан вправе осуществлять общественный контроль радиационной обстановки, выполнение норм и правил в области обеспечения радиационной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Лица, информирующие население о радиационных инцидентах и авариях, имевших место в регионе, в соответствии с законодательством Российской Федерации несут административную и гражданско-правовую ответственность за распространение недостоверной информации о радиационной обстановке и о возможном влиянии ее на здоровье населения.»
17. Статью 40 Право граждан на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, обусловленного облучением ионизирующим излучением, а также в результате радиационной аварии, и на возмещение причиненных им убытков изложить в следующей редакции: «Статья 36. Право граждан на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, обусловленного облучением ионизирующим излучением, а также в результате радиационной аварии, и на возмещение причиненных им убытков 1. Граждане имеют право на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и (или) на возмещение причиненных им убытков, обусловленных облучением ионизирующим излучением сверх установленных настоящим Регламентом основных пределов доз, в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2. Граждане, подвергшиеся во время радиационной аварии, в период её ликвидации и в течение проживания на радиоактивно загрязненной территории облучению сверх установленных настоящим Регламентом основных пределов доз, в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и (или) на возмещение причиненных им убытков.»
18. Статью 42 Ответственность за невыполнение или за нарушение требований по обеспечению радиационной безопасности изложить в следующей редакции: «Статья 38. Ответственность за невыполнение или за нарушение требований по обеспечению радиационной безопасности 1. Лица, допустившие невыполнение или нарушение требований к обеспечению радиационной безопасности, виновные в умышленном сокрытии, а также в распространении заведомо ложной информации о состоянии радиационной безопасности, несут административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2. Санкции за административные правонарушения в области обеспечения радиационной безопасности могут налагаться должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление, государственный надзор и контроль в области радиационной безопасности, в пределах их полномочий и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 3. Наложение санкции не освобождает виновных лиц от обязанностей устранения допущенных нарушений, возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью граждан, и (или) причиненных им убытков, а также от возмещения убытков, причиненных юридическим лицам в результате радиационной аварии.» |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |