О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
БЮЛЛЕТЕНЬ ПРОГРАММЫ «ЯДЕРНАЯ И РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» (АРХИВ)ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИК проекту доклада Президенту РФ и ФС РФ Заседание Специальной комиссии по вопросам ввоза на территорию РФ облученных тепловыделяющих сборок зарубежного производства 10.12.03 Результаты 2003 г. и дальнейшие перспективы В июле 2001 г. был принят ряд федеральных законов, направленных на создание условий для развития международного сотрудничества РФ в области обращения с облученными тепловыделяющими сборками (далее - ОТВС) зарубежных ядерных реакторов и эффективного решения накопленных в ходе гонки вооружений государственных экологических проблем (от 10 июля 2001 г. № 92-ФЗ "О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков РФ"; от 10 июля 2001 г. № 93-ФЗ "О внесении дополнений в статью 50 закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды"; от 10 июля 2001 г. № 94-ФЗ "О внесении дополнений в Федеральный закон РФ "Об использовании атомной энергии"). Указом Президента РФ от 10 июля 2001 г. № 828 была создана специальная комиссия по вопросам ввоза на территорию РФ облученных тепловыделяющих сборок зарубежного производства, состав которой формируется из паритетного количества представителей Президента РФ, Государственной Думы, Совета Федерации, Правительства РФ. В связи с выходом указанных документов потребовалось внести изменения в действовавшее ранее российское законодательство, а также разработать и утвердить новые подзаконные акты. Можно констатировать, что на текущий момент времени национальная нормативно-правовая база в данной области полностью сформирована. Помимо указанных документов в нее входят: Распоряжение Правительства РФ от 29 марта 2002 г. № 380-p "Об организациях, уполномоченных заключать внешнеторговые сделки, связанные с ввозом в РФ облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов"; Постановление Правительства РФ от 14 июня 2002 г. № 421 "Об утверждении Положения о разработке специальных экологических программ реабилитации радиационно загрязненных участков территории"; Постановление Правительства РФ от 11 июля 2003 г. № 418 "О порядке ввоза в РФ облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов"; Указ Президента РФ от 31 июля 2003 г. "Об утверждении Положения о специальной комиссии по вопросам ввоза на территорию РФ облученных тепловыделяющих сборок зарубежного производства и ее состава"; Постановление Правительства РФ от 22 сентября 2003 г. № 587 "О Правилах утверждения затрат на обращение с облученными тепловыделяющими сборками ядерных реакторов и продуктами их переработки"; Постановление Правительства РФ от 22 сентября 2003 г. № 588 "Об утверждении Положения о финансировании специальных экологических программ реабилитации радиационно загрязненных участков территории". В работе над этими документами принимали активное участие практически все субъекты РФ, заинтересованные министерства и ведомства РФ, аппараты Президента РФ и Правительства РФ. Создание новой нормативно-правовой базы является успешным результатом совместных усилий всех ветвей государственной власти: от законодательной до исполнительной, от федеральной до местной. Основной задачей текущего периода является адаптация принятой нормативно-правовой базы к практическим условиям работы российских предприятий на мировом рынке услуг по обращению с ОТВС. Анализ функций и направлений работы Комиссии П.3 и п.4 Указа Президента РФ от 31 июля 2003 г. "Об утверждении Положения о специальной комиссии по вопросам ввоза на территорию РФ облученных тепловыделяющих сборок зарубежного производства и ее состава" предусматривают следующие основные задачи и функции Комиссии: по пункту 3 - а) подготовка заключений о возможности ввоза на территорию РФ облученных тепловыделяющих сборок зарубежного производства и соответствующих предложений для Правительства РФ" Здесь необходимо выделить процедуру одобрения единых проектов, связывающих ввоз ОТВС зарубежного производства с реализацией специальных экологических программ. Это обусловлено следующим: во-первых, в мировой практике не имеется аналогов повышения общей экологической безопасности в стране за счет целевых доходов от отдельных видов деятельности и, следовательно, такой подход является принципиальной новацией не только для РФ; во-вторых, следует отметить, что создаваемая в соответствии с требованиями нового законодательства схема осуществления единых проектов ввоза ОТВС и связанных экологических программ на основе многоступенчатой процедуры взаимодействия различных органов государственной власти РФ с усиленными инструментами государственного контроля (проведение государственных экологических экспертиз, распределение средств через федеральный бюджет и пр.) может при практической реализации оказаться чрезмерно усложненной; кроме того, степень соответствия разработанной схемы отдельным критериям эффективности внешнеэкономической деятельности, а также предложения по ее оптимизации могут быть сделаны исключительно после начала операций с ОТВС в рамках новой нормативно-правовой базы. б) подготовка предложений Президенту РФ о решении проблем, которые могут возникнуть в результате ввоза на территорию РФ облученных тепловыделяющих сборок зарубежного производства, а также в процессе их хранения и (или) переработки; в) сбор и анализ материалов, отражающих положение дел с ввозом на территорию РФ облученных тепловыделяющих сборок зарубежного производства. Сбор и анализ материалов и подготовка на базе этого предложений Президенту РФ является ключевым инструментом для осуществления эффективного государственного контроля за данной деятельностью. Речь здесь идет не столько о регламентации форм и сроков типовой отчетности или проверке целесообразности принятых ранее решений (например, о реализации экологических мероприятий в рамках Единых проектов, одобренных комиссией), сколько о действенном контроле. Отдельным инициативным членам комиссии возможно поручить регулярные выезды с инспекциями на промышленные объекты (хранилища ОТВС, заводы по переработке ОТВС, установки по фракционированию радиоактивных отходов) с подготовкой последующих докладов руководству комиссии. Полученная в ходе таких инспекций информация должна сопровождаться соответствующими ограничениями по ее распространению в СМИ и открытых источниках печати, которые зачастую являются объектом внимания западных конкурентов. Весь комплекс полученной многопрофильной информации станет основой для выработки необходимых предложений. При этом точность сделанных прогнозов в отношении развитии ситуации на мировом рынке обращения с ОЯТ и, соответственно, правильность рекомендаций может быть достигнута как за счет наличия в составе комиссии высокопрофессиональных деятелей в различных областях науки, техники, права и экономики, так и через привлечение сторонних экспертов, что прямо предусмотрено Положением о комиссии. по пункту 4 - а) взаимодействие в установленном порядке с федеральными органами государственной власти, зарубежными и международными организациями по вопросам ввоза на территорию РФ облученных тепловыделяющих сборок зарубежного производства, а также их хранения и (или) переработки; б) участие в совещаниях, конференциях и иных мероприятиях по вопросам ввоза на территорию РФ облученных тепловыделяющих сборок зарубежного производства, а также их хранения и (или) переработки" Учитывая особые качества ОТВС как объекта международной торговой сделки, ясна необходимость и целесообразность политического содействия со стороны комиссии формирующимся рыночным проектам. При этом формы и механизмы такого содействия могут быть весьма дифференцированы в зависимости от конечной цели. Представительское участие в тематических международных инициативах под эгидой МАГАТЭ подтвердит существующий в РФ государственный подход к данной проблеме и будет способствовать налаживанию связей в политических кругах. Проведение консультаций с представителями государственных органов власти потенциальных стран- поставщиков ОТВС позволит оценить целесообразность тех или иных правовых решений (от выработки тактики совместных действий при ограничениях третьих стран до подписания межправительственных Соглашений). Участие в переговорах даст возможность получить дополнительную маркетинговую информацию. При этом действия отдельных членов комиссии безусловно должны быть предварительно одобрены со стороны руководства комиссии и согласованы с действиями компетентных российских органов и специально уполномоченных Правительством РФ организаций. в) подготовка ежегодных докладов Президенту РФ и палатам Федерального собрания РФ по вопросам ввоза на территорию РФ облученных тепловыделяющих сборок зарубежного производства Здесь необходимо упомянуть, что деятельность комиссии не охватывает сферу международного сотрудничества в области обращения с тепловыделяющими сборками российского производства, облученными на зарубежных АЭС, а также сферу обращения с ОТВС российских АЭС. Однако видится целесообразным по решению комиссии заслушивать на ее заседаниях информацию о текущем состоянии дел по обращению с ОТВС российского производства и, при необходимости, использовать данную информацию для подготовки ежегодных докладов. Из сказанного следует, что главной функцией комиссии становится выработка государственной политики в области обращения с ОТВС зарубежного производства и ее практическое воплощение. В этой связи, видится целесообразным ориентация деятельности комиссии и на некоторые сопутствующие темы, где ее деятельность влиятельна и, более того, необходима. По экологическим аспектам: Ограниченные возможности бюджетного финансирования федеральных целевых программ, направленных на решение проблем радиационно-загрязненных регионов РФ, не позволяют в должной мере решать задачи по утилизации радиоактивных отходов от прошлой военной деятельности и по реабилитации территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению, осуществлять другие природоохранные мероприятия. Практическая деятельность на рынке ОТВС зарубежного производства позволит обеспечить целевое финансирование специальных экологических программ реабилитации радиационно-загрязненных участков территорий путем объединения каждой экологической программы с планом ее финансирования за счет части поступлений от конкретной внешнеторговой сделки в рамках единого проекта под строгим государственным контролем. Таким образом, предлагаемая схема реализации единого проекта является одним из немногочисленных реальных путей решения проблемы национальной важности. К наиболее насущным специальным экологическим программам следует отнести комплексное решение проблемы Теченского каскада бессточных водоемов, созданного в 50-е годы для эксплуатации ядерных оборонных объектов ПО "Маяк".
С учетом общественного резонанса: Вопрос ввоза зарубежных ОТВС на территорию РФ: сложный, неоднозначный, чувствительный в общественном отношении. И здесь важным фактором формирования положительного общественного мнения может стать открытость и регулярное информирование о работе комиссии. Можно констатировать, что сам факт создания специальной комиссии при Президенте РФ как дополнительного инструмента государственного контроля уже снял определенную общественную напряженность в регионах. Кроме того, полезность идеи создания комиссии видна и с точки зрения возможности получения весьма показательного среза репрезентативных настроений и отношений к данному вопросу в различных социальных массивах (от академической научной среды до представителей органов исполнительной власти, от политических деятелей до специалистов-практиков). И в дальнейшем, работа комиссии должна стать для широких масс гарантией научно и экономически обоснованного подхода к проблеме ввоза зарубежных ОТВС на территорию нашей страны. Итоги заседаний специальной комиссии Первое заседание специальной комиссии состоялось 16 октября 2003 г. На заседании были проведены выборы заместителя председателя комиссии и секретаря комиссии, а также было заслушано сообщение первого заместителя Министра РФ по атомной энергии М.И.Солонина "Нормативно-правовые и технологические аспекты ввоза на территорию РФ облученных тепловыделяющих сборок". На втором заседании специальной комиссии, состоявшемся 10 декабря 2003 г., был рассмотрен проект настоящего доклада, а также заслушано сообщение генерального директора ОАО "Техснабэкспорт" (организация, уполномоченная Правительством РФ заключать внешнеторговые сделки, связанные с ввозом ОТВС) В.А.Смирнова "Анализ возможностей заключения международных контрактов на ввоз в Российскую Федерацию для временного хранения и переработки ОТВС зарубежного производства. Состояние и перспективы мирового рынка обращения с ОТВС". На заседаниях состоялся активный обмен мнениями по заслушанным вопросам.
Выводы и предложения Исходя из представленных на заседаниях комиссии материалов, для достижения ожидаемого от данной деятельности экономического и экологического эффекта требуются политическая поддержка и консолидация усилий всех ветвей государственной власти на конечном результате, отвечающем общегосударственным интересам. В этой связи, в 2004 г. планируется проведение в рамках комиссии ряда мероприятий, которые будут отдельно отражены в Плане работы комиссии в 2004 г. |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |