О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
БЮЛЛЕТЕНЬ ПРОГРАММЫ ЯДЕРНАЯ И РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ №9-10 1999г.ОБЗОРЫПлавучие атомные электростанции. Министерство по атомной энергии России (Минатом России) на протяжении 10 последних лет вынашивает идею создания на севере и Дальнем Востоке России атомных станций малой мощности на базе ледокольных реакторов типа КЛТ-40С (далее - АСММ с РУ КЛТ-40С). Сама идея использования атомной энергии в транспортных установках не является новой. В мире это было осуществлено в Германии (грузовое атомное судно “Отто Ган”) и в США (плавучая атомная станция МН-1А). Но любая идея, пусть даже самая хорошая, которая зреет столько времени, имеет тенденцию морально устаревать. Кроме этого секретность всей истории эксплуатации ядерных энергетических транспортных установок ледокольного и военно-морского флотов и всего того, что с ними связано, не способствует доверию к этим проектам (уголовные дела А. Никитина и Г. Пасько). Официальная статистика по нарушениям в работе транспортных ядерных энергоустановок является “закрытой”, а появляющиеся в открытой печати данные, подобные содержащимся в докладе организации GREENPEACE “Проблемы Тихоокеанского флота: радиоактивные отходы, утилизация атомных подводных лодок, аварийность АПЛ, безопасность ядерного топлива” автора Д. Хэндлэра и монографии С.П. Буканя “По следам подводных катастроф”, к сожалению, не могут быть отнесены к разряду официальных источников. Да и анализы тех аварий, официальные сведения о которых имеются, тоже не позволяют сделать однозначный вывод о том, что возможная эксплуатация судовых реакторных установок (РУ) на промышленных плавучих атомных электростанциях (ПАЭС) будет иметь только исключительно положительные стороны (см. Инциденты на судовых реакторах ледокольного флота России. Радиационные инциденты на корабельных реакторах атомного подводного флота России. Разработчики проекта АСММ с РУ КЛТ-40С практически все обоснования, будь то обоснование ядерной, радиационной или экологической безопасности, заменяют ссылками на большой и положительный опыт эксплуатации таких установок на флоте. Однако по наличию опыта эксплуатации на флоте не всегда можно судить о соответствии проекта современным нормативным техническим документам и о достаточной оптимизации тепловой схемы станции. Наиболее полную и объективную информацию о деятельности бывшего Минсудпрома РФ, а также Минатома РФ и Минобороны РФ по созданию и эксплуатации судовых транспортных ядерных энергоустановок содержит книга Л. Осипенко, Л. Жильцова и Н. Мормуля “Атомная подводная эпопея. Подвиги, неудачи, катастрофы”, а также материалы норвежской экологической организации BELLONA (“Источники радиоактивного загрязнения в Мурманской и Архангельской областях”, версия I 1994 г. и “Северный флот - потенциальный риск радиоактивного загрязнения региона”, доклад I. 1996 г.). В концепции энергетической политики в новых экономических условиях, одобренной Постановлением Правительства РФ от 09.06.92 г. за № 389, рассматриваются пути преодоления кризиса топливно-энергетического комплекса Дальнего Востока и Восточной Сибири. Значительная часть работы по прогнозу развития энергетики, включая атомную, на период до 2010 г. была выполнена еще в 1993 г. группами экспертов Минтопэнерго России и Минатома России с участием отраслевых и академических институтов. Учитывая выводы экспертов, был утвержден общий кадастр перспективного энергообеспечения регионов России, исходя из которого по заданию Минэкономики РФ целым рядом специализированных организаций были разработаны альтернативные проекты электростанций, в т. ч. и атомных. При этом выяснилось, что в регионах, лишенных энергосетей и автономных энергоисточников необходимой мощности с приемлемыми технико-экономическими показателями и перспективных с точки зрения хозяйственного освоения, значительный интерес могут представлять так называемые АЭС малой мощности. Применение атомных реакторов малой мощности (100 - 180 МВт тепловых), более 30 лет используемых в судовых и корабельных атомных энергетических установках для энергообеспечения труднодоступных отдаленных районов России, долгое время оставалось вне поля зрения специалистов и широкой общественности. Приоритеты в области энергетики в прошлом принадлежали развитию Единой Энергосистемы СССР на основе создания крупных генерирующих мощностей (850 - 1500 МВт тепловых в блоке) и строительства гигантских энергокомплексов. Вместе с тем, зона децентрализованного энергоснабжения занимает порядка двух третей территории России и характерна тем, что именно на этой территории проживают группы населения, малочисленные народы севера, уровень жизни которых в значительной степени зависит от энергообеспечения поселков и соответствующих производств. С другой стороны, эта зона обладает значительными запасами полезных ископаемых, добыча которых сдерживается или сворачивается из-за отсутствия или большой стоимости инфраструктуры, прежде всего энергетики и транспорта. Очевидно, что для этой обширной территории, которая отличается низкой средней плотностью населения, решить проблему развития энергетики путем крупного сетевого строительства практически невозможно. Минатом России утверждает, что в России имеется более 50 регионов, где уже существует или возникнет в ближайшее время потребность в атомных станциях малой мощности и где их применение могло бы рассматриваться как целесообразное . По заказу Минатома России в период 1991-1994 гг. был проведен конкурс на лучший проект АСММ, организованнный АО “Малая энергетика” под эгидой Ядерного общества Российской Федерации. В классе реакторных установок свыше 50 МВт (тепловых) первое место в конкурсе на лучший проект было присуждено проекту АСММ на основе плавучего энергоблока (ПЭБ) с двумя реакторными установками типа КЛТ-40С. Жюри специально рекомендовало как предпочтительные плавучие атомные теплоэлектростанции (ПАТЭС), поскольку они, по их мнению, наиболее полно отвечают специфическим требованиям северных и дальневосточных регионов. В 1993 - 1994 гг. АО “Малая энергетика” по заказу Минатома России разработало технико-экономический доклад по определению конкретных пунктов размещения АСММ в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока. В докладе определены как первоочередные следующие пункты размещения АСММ на базе плавучих энергоблоков с двумя РУ КЛТ-40С мощностью 2х35 МВт (эл.): г. Певек, м. Шмидта, п. Эгвекинот в Чукотском автономном округе, а также ряд населенных пунктов Приморского и Хабаровского краев. С инициативой практической реализации проекта АСММ с ПЭБ выступило АО “Атомэнерго”. Данное акционерное общество учреждено в 1993 г. ОКБ “Машиностроение” (г. Нижний Новгород), ЦКБ “Айсберг” (г. Санкт-Петербург), АО “Балтийский завод” (г. Санкт-Петербург), Мурманским морским пароходством, РТП “Атомфлот” (г. Мурманск) и Нижегородским машиностроительным заводом с целью продвижения на внутренний и внешний рынок судовых атомных энергетических установок, применяемых для судов, плавучих энергетических объектов или транспортных модулей. АО “Атомэнерго” поручалось обеспечить разработку проекта, строительство и поставку “под ключ” испытанного на мощности плавучего энергоблока, включая решение вопросов подготовки береговой части, обеспечения топливного цикла, ремонта и перезарядки АСММ, а также вывода из эксплуатации энергоблока по завершении срока службы. В 1994 г. по заказу концерна “Росэнергоатом” АО “Атомэнерго” разработало, а Минатом России утвердил техническое задание на проект головной АСММ с ПЭБ мощностью 70 МВт (эл.) и 50 Гкал/ч (тепл.) для г. Певека. Межведомственной комиссией в сентябре 1994 г. этот проект был признан приоритетным в области внедрения малой атомной энергетики для практического применения. По результатам проводимых АО “Атомэнерго” проработок учитывалась также возможность расширения применения РУ этого типа для атомных ледоколов (проект ЛК-25А, разработанный по заказу Департамента морского транспорта Минтранса России) и для водоопреснительной станции, поставляемой на экспорт (исследование под эгидой МАГАТЭ). Общая стоимость программы проектирования и строительства головной станции для г. Певека составляет 254 000 000 долл США. Рассмотрение вопроса Экспертно-консультационным советом Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), показало, что на реальное привлечение негосударственных инвестиций и коммерческих кредитов можно рассчитывать лишь после разработки технико-экономического обоснования в полном объеме и получения лицензии на строительство станции от Госатомнадзора России. Концерн “Росэнергоатом” при поддержке Минэкономики России и Минфина России принял решение обеспечить финансирование этого наиболее важного для программы в целом этапа за счет отчислений от тарифов на электроэнергию АЭС для целей конверсии специальных производств. В настоящее время ведется разработка технико-экономического обоснования АТЭС, технического проекта ПЭБ, РУ, турбогенераторной установки и автоматизированной системы управления тепловыми процессами атомной теплоэлектростанции (АСУТП АТЭС). Не дожидаясь завершения проектирования и получения лицензии на выбор площадки и строительство будущей станции от Госатомнадзора России, машиностроительным заводам Минатомом России уже выданы заказы на изготовление некоторых видов оборудования РУ В соответствии с “Решением о запуске в производство оборудования энергетического отсека ПЭБ для АТЭС с длительным циклом изготовления”, подписанным заводами-изготовителями основного оборудования и согласованным с Госатомнадзором России, ведется заключение договоров на изготовление крупногабаритных металлоемких деталей и узлов с длительным циклом изготовления. По результатам выполненных на сегодняшний день работ определены принципиальные технические решения и характеристики АТЭС. Плавучий энергоблок АТЭС включает двухреакторную энергоустановку, два турбогенератора, комплекс электротехнического оборудования, резервные дизельные и котельные установки, а также жилые и резервные помещения с необходимыми средствами и системами, обеспечивающими проживание обслуживающего персонала. Плавучий энергоблок полностью автономный, несамоходный и доставляется на буксире к месту эксплуатации, где швартуется у причала или устанавливается вблизи берега на “мертвых” якорях. ПЭБ представляет собой гладкопалубное прямоугольное плавучее несамоходное сооружение с развитой многоярусной надстройкой. Проектом предусматривается вариант ПЭБа с хранилищем отработавшего ядерного топлива и комплексом средств, обеспечивающих выполнение перезарядок реакторов без привлечения плавучей технической базы (ПТБ) в течение межремонтного периода - 12 лет. После завершения монтажа ПЭБа он проверяется и испытывается в заводских условиях по прямому назначению с выработкой электроэнергии и тепла в требуемых количествах с соответствующими параметрами, и только после устранения всех выявленных неполадок энергоблок передается для буксировки к месту эксплуатации. На месте постоянной стоянки плавучий энергоблок должен быть снабжен гидротехническими сооружениями, защищающими его от волн и воздействия льдов. На берегу должны быть средства и устройства для приема, распределения и передачи электроэнергии и тепла потребителям. Обслуживание энергоблока на месте предполагается вахтовым методом. Подготовка эксплуатационного персонала включает теоретическое обучение и стажировку на действующих реакторных установках атомных ледоколов. Эксплуатация АТЭС будет обеспечиваться Мурманским морским пароходством и базой обслуживания атомных ледоколов. Развернутые Минатомом России работы по АСММ имеют “дальний прицел”. Министерство хочет выйти с этим проектом на зарубежный рынок ядерных технологий. Однако страны, заинтересованные в этом проекте, ставят обязательным условием наличие положительного опыта эксплуатации АСММ у нас в стране, так как не хотят приобретать экспериментальную установку. Такую обкатку АСММ Минатом России и планирует провести в возможно ближайшее время. Но чтобы в результате такой обкатки север и Дальний Восток Российской Федерации не превратились в классические ядерные испытательные полигоны, реализация идей использования энергии “малого мирного атома” по мнению автора, должна осуществляться в условиях всестороннего, открытого, комплексного подхода к оценке необходимости размещения на Крайнем Севере энергетических ядерных установок типа АСММ. Анализируя проект атомной станции малой мощности с реакторной установкой КЛТ-40С, можно привести следующие основные недостатки, которые в большинстве своем являются следствием попытки применить судовую ядерную установку для энергетических целей без сколько-нибудь существенных переделок. Среди них следующие:
Проект плавучей АСММ появился в результате конверсии оборонных отраслей промышленности. Понимая, что за этим проектом стоят наши с вами соотечественники, продолжающие трудиться на предприятиях Минатома России, думаем все же, что этим министерством неправильно расставлены главные акценты в ведении работ подобного типа. Видится, что при нынешней ситуации в стране прежде всего целесообразно создать условия по максимальному использованию потенциала людей, работающих в этих ведомствах, в обеспечении ядерной и радиационной безопасности тех объектов, которые создавались ими, находятся сегодня в эксплуатации или в стадии вывода из эксплуатации и которые никто лучше их не знает, вместо того чтобы привлекать их к разработке новых проектов. Ведь на севере и Дальнем Востоке России и без АСММ сложилась и без того крайне неблагоприятная радиологическая обстановка, вызванная, в первую очередь воздействием 182 ядерных энергетических установок, ныне эксплуатируемых, и 133 реакторов, отслуживших свой срок. Дополнительная нагрузка на природу этих регионов может обернуться серьезными последствиями. Инциденты на судовых реакторах ледокольного флота России В феврале 1965 г. во время плановых ремонтных работ на реакторе № 2 атомного ледокола “Ленин” произошла авария. В результате ошибки, допущенной операторами ЯППУ, активная зона на некоторое время была оставлена без воды, что вызвало частичное повреждение примерно 60 % тепловыделяющих сборок (ТВС). При поканальной перегрузке удалось выгрузить лишь 94 ТВС. Остальные 125 ТВС оказались неизвлекаемыми из активной зоны. Эта часть ОЯТ была выгружена вместе с экранной сборкой и помещена в специальный контейнер, который был заполнен твердеющей смесью на основе футурола и затем хранился в береговых условиях около 2 лет. В августе 1967 г. реакторный отсек с ЯППУ ОК-150 и собственными герметичными переборками был затоплен непосредственно с борта ледокола “Ленин” через днище в мелководном заливе Цивольки в северной части архипелага Новая Земля на глубине 40 - 50 м. Перед затоплением отсека из реакторов было выгружено ОЯТ, а их первые контуры промыты, осушены и герметизированы. По данным Центрального конструкторского бюро “Айсберг”, реакторы перед затоплением были заполнены твердеющей смесью на основе футурола. Контейнер со 125 отработавшими ТВС, заполненный футуролом, был перенесен с берега, размещен внутри специального понтона и затоплен. К моменту аварии реакторы и судовая ядерная энергетическая установка проработали около 25 000 ч. 11 ноября 1988 г. на а/л “Россия” произошло событие, приведшее к ядерно-опасной ситуации. Ледокол стоял у причала РТП “Атомфлот”. В результате неправильных действий персонала реактор оставался без охлаждения в течение 4 минут. Произошло срабатывание аварийной защиты [1]. В 1992 г. на атомных судах, зафиксировано 12 случаев срабатывания аварийной защиты (АЗ) и 7 случаев экстренного снижения мощности, из них 68 % вызваны ошибочными действиями персонала ЯППУ [4]. Основной технологический недостаток, влияющий на ядерную и радиационную безопасность, - низкая надежность:
В 1993 г. имелись следующие эксплуатационные происшествия [4]:
В 1994 г. на судах с ЯППУ имели место следующие эксплуатационные происшествия [4]:
В 1995 г. на атомных ледоколах произошли два срабатывания аварийной защиты и один аварийный останов [4]. Кроме этого, на ледоколах зафиксировано 20 эксплуатационных происшествий, из них вследствие отказов технических средств - 15, по вине персонала - 4, по невыясненной причине – 1. Отказ технических средств, в основном, происходил из-за нарушения уплотнений паровых и водяных клапанов и появления течи на трубопроводах. Неправильные действия персонала связаны с некачественной подготовкой систем к действию (три случая) и ошибками во время монтажа систем при ремонте (один случай). В 1996 г. на судах с ЯППУ произошли следующие происшествия [4]:
В 1997 г. имели место следующие происшествия [4]:
В 1998 г. произошли следующие происшествия [4]:
Радиационные инциденты на корабельных реакторах атомного подводного флота России [3]
Литература:
В.М. Кузнецов Международный институт тел.: (095) 918-7983, (095) 202-8072
[Содержание] [Главная страница]
|
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |