Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

БЮЛЛЕТЕНЬ ПРОГРАММЫ ЯДЕРНАЯ И РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ №9-10 1999г.

ДОКУМЕНТЫ

О работе Минатома России по продлению сроков эксплуатации
энергоблоков действующих АЭС и вводу в эксплуатацию
недостроенных блоков высокой степени готовности

(Протокол № 16 заседания Комиссии Правительства РФ по оперативным вопросам от 21.09.99 г.)

       Последний раз всеобъемлющий документ по развитию атомной энергетики в России принимался правительством Кириенко летом 1998 г. в виде “Программы развития атомной энергетики на 1998 - 2005 гг. и на период до 2010 г.” (пост. Правительства РФ № 815 от 21.07.98 г.). В условиях хронического бюджетного дефицита тот план развития атомной отрасли потребовал корректировки и пересмотра. Такой пересмотр состоялся осенью 1999г. в виде развернутого решения Комиссии по оперативным вопросам Правительства России.
       Публикуя этот объемистый материал редакция бюллетеня считает, что общественные организации должны знать намерения атомщиков. Мы должны оценить, где, в каком регионе и с какими конкретными проблемами придется столкнуться в ближайшее время нашему движению. Несколько комментариев, которыми мы снабжаем эту публикацию, конечно, не заменяют детального технико-экономического и социально-экологического анализа этих планов. Мы надеемся, что сможем коллективно осуществить такой анализ в ближайшем будущем, чем, кстати, выполним с запозданием положения ст.14 закона “Об атомной энергии”, требующей чтобы все без исключения планы и программы развития атомной энергетики подвергались бы общественному обсуждению (примеч. ред.).

1. Современное состояние атомной энергетики России

1.1. Производство

       В России эксплуатируются 29 энергоблоков на девяти атомных электрических станциях (АЭС) с общей установленной электрической мощностью 21 242 МВт (эл.).
       За счет стабильной работы АЭС задание Правительства РФ в период осенне-зимнего максимума 1998-1999 гг., а также планы по несению нагрузки за 8 месяцев 1999 г. перевыполнены.

По итогам I полугодия 1999 г. доли производства электроэнергии АЭС в общем объеме энерговыработки составили:

  • по России в целом — около 14%;
  • по Европейской части России — 29,4%;
  • по энергозоне Центра — 28,4%;

в т.ч. Центрально-Черноземный регион — 60%;

  • по энергозоне Северо-Запада — 39,2%;
  • по энергозоне Волги — 23,4%;
  • по северо-западному району Чукотского автономного округа — 70%.

Доля поставки электроэнергии АЭС на федеральный оптовый рынок энергии и мощности (ФОРЭМ) составила 40%, такова же доля поставки электроэнергии АЭС с оптового рынка по высоковольтным сетям на экспорт.

Запомним эту цифру — 40 % атомного электричества уходит за рубеж (примеч. ред.).

За 8 месяцев 1999 года АЭС России выработали 78,7 млрд кВт· ч электроэнергии, что составляет 103,2% от плана или 113,1% от выработки за аналогичный период 1998 г. Коэффициент использования установленной мощности (КИУМ) составил 63,5%, без учета блоков, находящихся в реконструкции, — 68,1%.

Российские запасы урана и мощности атомной промышленности обеспечивают как внутренние, так и экспортные потребности в ядерном топливе для АЭС на длительную перспективу.

Показатели безопасности АЭС стабильны. По принятому в мире для оценки надежности работы АЭС показателю — количеству остановов в пересчете на один энергоблок — Россия уступает только Японии и Германии.

1.2. Финансово-экономическое состояние

АЭС конкурентоспособны по сравнению с ТЭС на органическом топливе.

Средний тариф АЭС ниже усредненного тарифа ГРЭС, выведенного на ФОРЭМ:

  • в целом - на 17,5%;
  • по энергозоне Северо-Запада — на 10%;
  • по энергозоне Центра — на 28%;
  • по энергозонам Средней Волги и Северного Кавказа — на17%.

Топливная составляющая тарифа АЭС в несколько раз ниже, чем для ТЭС.

За 7 месяцев 1999 г. стоимость отпущенной электроэнергии АЭС России — 11,9 млрд руб. Фактическая оплата — 10,7 млрд руб. (90,2%), т.е. АЭС недополучили 1,2 млрд руб.

В 1999 году оплата денежными и приравненными к ним средствами повысилась до 15,6% от величины товарной продукции против 10,7% в 1998 году.

Однако пока не достигнута пропорциональность расчетов АО-энерго с АЭС;

  • в I полугодии 1999 г. в адрес АО-энерго от потребителей поступило денег и банковских векселей 26,4% от товарной продукции;
  • в адрес АЭС от АО-энерго поступило только 15% денежных средств.

Финансово-экономическое состояние АЭС характеризуется следующими основными негативными показателями:

  • низким тарифом АЭС, не покрывающий сложившихся затрат на производство электроэнергии и дальнейшее развитие атомной энергетики.

“Тариф АЭС” — искусственный показатель, далеко не отражающий реальной стоимости атомного электричества. Истинная стоимость атомного электричества должна включать и стоимость разборки отслужившей АЭС, и стоимость длительного хранения радиоактивных отходов, и затраты на ликвидацию последствий прошлых аварий. “Тариф АЭС” ближе всего к величине амортизационных и текущих расходов на содержание АЭС (примеч. ред.).

  • Неплатежами (непокрытием товарной продукции — 10 — 15%).
  • Низким процентом оплаты денежными средствами и соответственно большей долей оплаты взаимозачетами и товарными векселями.
  • Проблемами проведения федерального бюджетного зачета.

В последнее время кредиторская задолженность АЭС растет быстрее дебиторской при опережающем темпе инфляции по сравнению с ростом тарифа. По состоянию на 26.08.99 г. эти задолженности составили:

  • кредиторская - 23,8 млрд руб.;
  • дебиторская за товарную продукцию - 21,8 млрд руб.;
  • в т.ч. долги потребителей за электроэнергию АЭС - 12,8 млрд руб., или 2/3 годового объема товарной продукции атомных станций.

2. Программа развития атомной энергетики России на 1995 — 2005 гг.
и на период до 2010 г.

2.1. Основные направления

Осуществляемая Минатомом России государственная политика России по ядерной энергетике определена федеральной целевой программой “Топливо и энергия” и “Программой развития атомной энергетики на 1998 — 2005 гг. и на период до 2010 г.”. В этих документах определены задачи обеспечения безопасного и рентабельного функционирования ядерно-энергетического комплекса и создания усовершенствованных АЭС на ближайшую перспективу.

Программой были определены следующие этапы и сроки реализации основных мероприятий:

  • 1998-2000 годы - модернизация действующих АЭС с целью продолжения безопасной эксплуатации, наращивание мощностей за счет начатого и расконсервированного строительства, разработка проектов и начало строительства головных энергоблоков нового поколения на основе освоенных энергоблоков;
  • 2001—2005 годы - наращивание мощностей на базе энергоблоков нового поколения, повышение технико-экономических показателей действующих АЭС, в т.ч. за счет продления срока эксплуатации энергоблоков, выработавших ресурс.

Начало крупномасштабного развития атомной энергетики предусматривается после 2010 г. на базе энергоблоков нового поколения.

За период, начиная с 1997 г. и по настоящее время Минатомом России проделана работа по организации инвестиционных потоков, консолидации научно-технического и производственного потенциала, в результате которых:

  • выполняются запланированные работы по обеспечению безопасности эксплуатации действующих АЭС, и разработаны перспективные мероприятия для продления проектного срока службы оборудования и технологических схем,
  • продолжается строительство энергоблока №5 Курской АЭС мощностью 1000 МВт, энергоблока №3 Калининской АЭС мощностью 1000 МВт. Соблюдается регламент консервации энергоблока №1 Ростовской АЭС, подготовлены и направлены в Госкомэкологии России необходимые материалы для повторной экологической экспертизы проекта этой АЭС,
  • разработаны, согласованы надзорными органами и утверждены в установленном порядке проекты строительства энергоблока №4 Белоярской АЭС, Кольской АЭС-2 из 3 энергоблоков средней мощности (ВВЭР-640), суммарная мощность АЭС - 1920 МВт, завершается этап согласований проекта Нововоронежской АЭС-2 из 2 энергоблоков (ВВЭР-1000) суммарной мощностью 2000 МВт,
  • продолжаются работы по разработке ТЭО Курской АЭС-2, Смоленской АЭС-2, Ленинградской АЭС-2.

Реализация программных мероприятий Минатомом России осуществляется в условиях отсутствия гарантированных объемов финансирования капитальных вложений, средств на НИОКР, вызванных как отсутствием источников инвестиций, так и влиянием нестабильности в финансово-экономической сфере; отсутствие нормального денежного обращения при расчетах за отпущенную электроэнергию; замена денежных расчетов зачетными (бартерными) и прочими сделками, в результате которых эффективность инвестиционных средств АЭС и концерна “Росэнергоатом” составляет не более 50% относительного денежного эквивалента.

В результате действия негативных факторов Минатомом России за отчетный период не выполнены в полном объеме тематические задания, установленные “Программой развития атомной энергетики”. Вследствие этого:

  • увеличиваются сроки строительства энергоблоков Курской и Калининской АЭС с вводом их в более поздние сроки;
  • приостановлено строительство объектов подготовительных периодов головного энергоблока Кольской АЭС-2, Южно-Уральской и Белоярской АЭС;
  • задерживаются работы по вторым этапам технического перевооружения и модернизации первых энергоблоков Курской АЭС и Ленинградской АЭС.
  • недостаточно форсированно ведутся работы по модернизации и техническому перевооружению вторых энергоблоков этих АЭС.

Освоение капитальных вложений в атомную энергетику за последние годы (1995—1998) составляет не более 70%.

Исходя из сложившихся производственно-технологических, экономических и других факторов, негативно повлиявших на эффективность реализации программных мероприятий, возникает необходимость корректировки “Программы развития атомной энергетики” как в концептуальном подходе, так и в частностях, а именно:

  • выполнение мероприятий, обеспечивающих продление проектного срока эксплуатации энергоблоков первого поколения — энергоблоков №1 и 2 Курской АЭС, энергоблоков №1—3 Ленинградской АЭС, энергоблоков №1 и 2 Кольской АЭС, энергоблоков №3 и 4 Нововоронежской АЭС, энергоблоков №1—4 Билибинской АЭС;
  • перенос срока вводов строящихся энергоблоков Ростовской, Курской и Калининской АЭС на более позднее время;
  • перенос срока ввода 4-го энергоблока Белоярской АЭС на 2009 г.

В соответствии с этим “Программа развития атомной энергетики” на ближайшую перспективу должна базироваться на следующих приоритетах:

  • на продлении срока эксплуатации энергоблоков действующих АЭС;
  • на вводе в эксплуатацию недостроенных блоков с высокой степенью готовности;
  • на дальнейшем плавном замещении блоков 1-го поколения, выводимых из эксплуатации, блоками 3-го поколения.

Это создает основу для поддержания на существующем уровне и последующего роста производства электроэнергии АЭС.

В связи с этим определена следующая перспектива развития атомной энергетики России в 2001—2006 гг.:

продление срока службы энергоблоков 1-го поколения, у которых заканчивается установленный в проектах срок эксплуатации:

  • в 2001-2002 гг. - блоков №3 и 4 Нововоронежской АЭС (834 МВт);
  • в 2003-2004 гг. - блоков №1 и 2 Кольской АЭС (880 МВт);
  • в 2003-2005 гг. - блоков №1 и 2 Ленинградской АЭС (2000 МВт);
  • в 2006 г. блока №1 Курской АЭС (1000 МВт);
  • в 2004-2006 гг. - блоков №1-4 Билибинской АЭС (48 МВт).

Достройка блоков высокой степени готовности и строительство новых АЭС:

  • №1 Ростовской АЭС (1000 МВт, готовность 70%);
  • №5 Курской АЭС (1000 МВт, готовность 70%);
  • №3 Калининской АЭС (1000 МВт, готовность 60%). Реализация этой программы требует выполнения комплекса организационных мероприятий, научно-технологических и строительно-монтажных работ.

Так, для продления эксплуатации действующих энергоблоков необходимо:

  • обеспечить требуемый уровень безопасности за счет модернизации и техперевооружения;
  • выполнить углубленную оценку безопасности;
  • подготовить пакет документов для получения в ГАН России лицензии на эксплуатацию сверх срока, обоснованного в проекте.

Для достройки и пуска блоков высокой степени готовности необходимо:

  • доработать проекты и провести их экспертизу, получить лицензию на достройку;
  • заменить часть оборудования и систем на вновь разработанные;
  • выполнить необходимые строительно-монтажные работы, комплектацию блоков, пуско-наладочные работы.

“Программа развития атомной энергетики”, с помпой принятая летом1998 г., провалилась и в целом, и в деталях. Чтобы затормозить этот процесс, атомщики собираются эксплуатировать старые АЭС за пределами проектных сроков. Как хорошо знают автомобилисты, при эксплуатации старой машины аварии и неполадки встречаются гораздо чаще. Значит, в ближайшие годы атомщики России (для выживания своего ведомства, а вовсе не из-за дефицита электроэнергии) резко увеличат риск радиационных аварий и катастроф (примеч. ред.).

2.2. Технико-экономическое обоснование программных приоритетов

В случае вывода блоков из эксплуатации по исчерпании проектного ресурса установленная мощность АЭС снизится к 2006 г. на 4750 МВт. В сочетании с предстоящим в ближайшие 10 лет массовым исчерпанием ресурса небольших ТЭС это приведет к ограничению энергопотребления и кризисным явлениям в экономике южных районов Центрального региона и на Кольском полуострове.

Средств, которые собираются вложить атомщики в продление жизни АЭС, должно хватить для модернизации или создания необходимых электромощностей там, где это необходимо. Напомним при этом, что самым выгодным решением проблемы энергетики является развитие программы энергосбережения. По оценкам, резервы энергосбережения составляют не менее 40 % от объема производимой сегодня электроэнергии, а затраты - в 2 - 3 раза ниже, чем нужно для строительства АЭС (примеч. ред.).

В соответствии со “Схемой развития ЕЭС России на период до 2010 г.”, рассмотренной и одобренной научно-техническим советом РАО “ЕЭС России”, в ближайшие 10 лет будет возрастать потребность в электроэнергии и в установленной мощности электростанций (ТЭС, АЭС, ГЭС) в регионах Северо-Запада, Центра и Северного Кавказа (см. табл. 3.1 - верхний вариант).

Прогнозируемая потребность в электроэнергии

и установленной мощности электростанций (ТЭС, АЭС и ГЭС)

Регионы

Потребность в производстве электроэнергии, млрд кВтч

Требуемая установленная

мощность, 1000 МВт

 

2000 г.

2005 г.

2010 г.

2000 г.

2005 г.

2010 г.

Северо-Запад

55

60 - 70

65 - 80

14,6

14,7 - 16,3

14,9 - 17,8

Центр

225

240 - 260

270 - 300

52,4

52,6 - 56,9

56,3 - 62,2

Северный Кавказ

44

50 - 60

56 - 69

9,8

10,2 - 12,5

11,8 - 14,3

Наряду с достаточно оптимистичным верхним вариантом, который считается расчетным в упомянутой “Схеме развития ЕЭС России до 2010 г.”, рассмотрен второй, нижний вариант, разработанный ИНЭИ РАН после августовского кризиса 1998 г.

В настоящее время в трех рассматриваемых объединенных энергосистемах (ОЭС) примерно 11% ТЭС (или 9500 МВт) достигли предельного (паркового) срока службы. К 2010 г. достигнут этого срока уже 62% (или около 40000 МВт) оборудования существующих ТЭС и 35% (или 5700 МВт) оборудования существующих АЭС. При условии снятия с эксплуатации существующих электростанций по мере достижения паркового ресурса на ТЭС и проектного срока на АЭС (т.е. при отказе от продления сроков эксплуатации всего устаревшего оборудования ТЭС и АЭС) возникают следующие дефициты мощности в рассматриваемых ОЭС:

  • Северо-Запад - 6800 - 9700 МВт;
  • Центр - 24900-27800 МВт;
  • Северный Кавказ - 5900 - 8400 МВт;
  • итого по трем ОЭС - 37600 - 45900 МВт.

Если отказаться от продления сроков эксплуатации АЭС и только мелких ТЭС, дефицит мощности по трем энергозонам к 2010 г. составит 19600 - 27700 МВт.

Экономически приемлемым способом покрытия прогнозируемой потребности в электроэнергии и установленной мощности является продление сроков службы действующих энергоблоков АЭС и ТЭС.

Анализ экономической эффективности показывает, что продление на 10 лет сроков эксплуатации энергоблоков Кольской АЭС, Ленинградской АЭС и первого блока Курской АЭС обеспечивает на 20 - 50% более низкие удельные дисконтированные затраты по сравнению с продлением сроков эксплуатации мелких ТЭЦ на угле и газе даже при самых неблагоприятных для АЭС условиях (минимальные капиталовложения в продление сроков эксплуатации ТЭЦ, сохранение цен на органическое топливо на уровне декабря 1998 г., коэффициент дисконтирования, равный 0,15, низкий КИУМ - около 63%).

Анализ коммерческой эффективности показывает, что продление на 10 лет сроков эксплуатации всех рассмотренных блоков АЭС обеспечит достаточно высокие значения чистого дисконтированного дохода (60± 130 руб/кВт) и внутренней нормы доходности (24± 46%) даже при высоком коэффициенте дисконтирования — 0,15, сохранении существующих тарифов на электроэнергию, топливо и существующей налоговой системы. Срок окупаемости капиталовложений при этом составит 4- 7 лет. Анализ экономической эффективности показывает, что завершение строительства и ввод в эксплуатацию блока №1 Ростовской АЭС на 26 % эффективнее по сравнению с техническим перевооружением и заменой оборудования на крупных КЭС, т.е. предлагаемого технического перевооружения и расширения Невинномысской ГРЭС, и тем более по сравнению с еще более капиталоемким сооружением Краснодарской ГРЭС. Завершение строительства и ввод в эксплуатацию блока №5 Курской АЭС по удельным дисконтированным затратам на 20 - 40% дешевле технического перевооружения с заменой оборудования новым даже самых дешевых КЭС энергозоны Центра (Каширской и Щекинской) и, естественно, заметно дешевле более дорогих КЭС, также предлагаемых к расширению и техническому перевооружению в ближайшие годы (Конаковская, Ивановская, Шатурская).

Завершение строительства наиболее капиталоемкого объекта — блока №3 Калининской АЭС - оказывается также эффективнее технического перевооружения и расширения тех же самых дешевых КЭС энергозоны Центра при коэффициенте дисконтирования — 0,1 или при КИУМ не ниже 74%. Завершение строительства блока №3 Калининской АЭС становится равноэкономичным с техническим перевооружением этих КЭС только при самых неблагоприятных для АЭС условиях: коэффициенте дисконтирования — 0,15 и низком КИУМ — 63%.

Анализ коммерческой эффективности показывает, что завершение строительства трех энергоблоков АЭС, находящихся в высокой степени готовности, обеспечит положительный чистый дисконтированный доход, приемлемый уровень доходности и срока окупаемости 8 - 10 лет, но при введении предположения об увеличении до 2005 г. тарифа на электроэнергию в рублях в 1,5± 2,0 раза (а далее он предполагается неизменным в течение всего 30-летнего срока эксплуатации АЭС). Для такой капиталоемкой отрасли, как электроэнергетика в целом, и тем более атомная энергетика, подобные сроки окупаемости (8 - 10 лет) можно считать вполне приемлемыми.

В целом выполненные расчеты подтвердили вывод, что при ограниченных инвестиционных возможностях и высоких коэффициентах дисконтирования преимущество получают наименее капиталоемкие решения. Для АЭС это - продление сроков эксплуатации существующих электростанций. Очевидно, что коммерческая эффективность продления сроков эксплуатации существующих АЭС еще больше возрастет, если учесть дополнительные затраты, которые необходимы для снятия этих АЭС с эксплуатации. Естественно, что при продлении сроков эксплуатации существующих АЭС эти затраты должны быть сдвинуты во времени.

Отодвигая на отдаленное будущее снятие АЭС с эксплуатации, атомщики перекладывают созданные ими проблемы на плечи будущих поколений, как бы заметают мусор под ковер. Все без исключения приведенные выше расчеты не учитывают реально осуществляемого процесса обновления генерируемых мощностей (например, рядом с Калининской АЭС строится мощнейшая Крестецкая ТЭЦ, а на Дону даже в обозримом будущем не существует проблемы недостатка электроэнергии).

Наконец, безответственно учитывать лишь экономический фактор (продлить жизнь АЭС дешевле, чем построить новую) и закрывать глаза на резко возрастающий риск аварий и катастроф (примеч. ред.).

В целом, по результатам оценки экономической и коммерческой эффективности рассматриваемых энергоблоков АЭС можно сделать вывод о высокой эффективности продления сроков эксплуатации всех существующих энергоблоков АЭС и завершения строительства энергоблоков АЭС высокой степени готовности.

3. Продление сроков эксплуатации действующих энергоблоков

В период 2001- 2006 гг. заканчивается установленный в проектах срок эксплуатации энергоблоков АЭС 1-го поколения (Нововоронежская АЭС, блок №3 - 2001 г., блок №4 - 2002 г.; Курская АЭС, блок №1 - 2006 г.; Кольская АЭС, блок № 1 - 2003 г., блок №2 - 2004 г.; Ленинградская АЭС, блок №1 - 2003 г., блок №2 - 2005 г.).

За период с 1990 - 1999 гг. в модернизацию и техперевооружение энергоблоков 1-го поколения были вложены значительные средства. Например, по энергоблокам №1 и 2 Кольской АЭС - 1 325 млн руб. с учетом северных коэффициентов, по энергоблокам №3 и 4 Нововоронежской АЭС - 538 млн руб. в ценах 1999 г. Реализация мероприятий по модернизации и техперевооружению энергоблоков 1-го поколения обеспечивает основу для продления срока эксплуатации этих энергоблоков.

Потребность в инвестициях на реализацию мероприятий, обеспечивающих Продление ресурса энергоблоков АЭС 1-го поколения, по расчетам составляет 6 254 млн руб. в текущих ценах

Приводимые ниже данные по числу инцидентов в мировой атомной энергетике по десятилетиям свидетельствуют о том, что старение АЭС подводит мир к опасной черте. Число инцидентов на АЭС в мире по десятилетиям:

Годы

Число аварий

1952 - 1961

5

1962 - 1971

2

1972 - 1981

14

1982 - 1991

32

Необходимо оптимизировать альтернативные варианты использования капиталовложений в системообразующие мощности ЕЭС России. На примере Северо-Западного региона можно сравнить варианты инвестирования достройки Северо-Западной ТЭЦ и продления срока эксплуатации энергоблоков Ленинградской АЭС.

Для сравнения: потребность в инвестициях для достройки двух энергоблоков Северо-Западной ТЭЦ, суммарной мощностью 900 МВт, составляет:

  • блок №1 — около 900 млн руб. и 112 млн долл. США;
  • блок №2 — около 700 млн руб. и 100 млн долл. США.

Кроме того, на постройку теплотрассы потребуется еще 900 млн руб., которые в стоимость строительства ТЭЦ не включены. Мероприятия по модернизации и продлению срока эксплуатации двух энергоблоков ЛАЭС, суммарной мощностью 2000 МВт, требуют значительно меньших инвестиций - около 1 070 млн руб. в действующих ценах.

Следует учитывать, что в условиях дефицита газа в Северо-Западном регионе, особенно в период осенне-зимних максимумов нагрузки, надежное снабжение топливом Северо-Западной ТЭЦ будет проблематичным.

В 1993 - 1994 гг., когда утверждался проект Сосновоборского атомного центра, основанием служило то, что вскоре придется выводить старые блоки ЛАЭС, а в регионе нет энергоносителей. Сейчас в нескольких километрах от ЛАЭС сооружается нефтепровод, рассчитанный на транспортировку нескольких миллионов тонн нефти в год, активно планируются мощные нефтегазовые потоки через Балтийскую трубопроводную систему, Карелию, Мурманскую и Архангельскую области (примеч. ред.).

В настоящее время концерн “Росэнергоатом” должен получать валютную выручку по экспортным контрактам пропорционально доле поставки электроэнергии АЭС на ФОРЭМ. В то же время, часть валютной выручки, причитающейся концерну по контракту с Финляндией, направляется на строительство Северо-Западной ТЭЦ. тем самым уменьшаются объемы инвестиций, направляемых на модернизацию и продление срока эксплуатации ЛАЭС.

4. Достройка и ввод в эксплуатацию энергоблоков высокой степени готовности

В соответствии с “Программой развития атомной энергетики” завершение строительства энергоблока №3 Калининской АЭС, энергоблока №5 Курской АЭС, энергоблока № 1 Ростовской АЭС и ввод их в эксплуатацию предполагалось осуществить до 2000 г. Однако, в силу ряда причин, темпы ввода этих блоков в эксплуатацию были потеряны.

Дополнительные экономические аргументы в пользу достройки этих энергоблоков следующие. Это — задействование неработающих активов, экономия органического топлива — около 2 млн т условного топлива на блок в год и соответственно возможность экспортировать высвободившийся газ. Эффект от экспорта высвободившегося газа за рубеж при вводе 3 энергоблоков составляет более 400 млн долл. в год, исходя из экспортной цены природного газа 70 долл. США за т. у.т., по данным ИНЭИ РАН.

Бессмысленно говорить о каком-то “высвобождении” дополнительных объемов газа на экспорт: экспорт газа никогда не сдерживался и не будет в ближайшие 30 - 40 лет сдерживаться его дефицитом, экспортные резервы газа очень далеки от исчерпания (примеч. ред.).

Экономический эффект для потребителей энергозоны Юга от ввода энергоблока №1 Ростовской АЭС составит около 10 млн долл. в год в сравнении с потреблением более дорогой электроэнергии ГРЭС на угле.

Незавершенное строительство этих блоков (замороженные основные средства) составляет более 2 млрд руб. в ценах 1991 г. что соответствует примерно 2 млрд долл. США. в т.ч.:

  • Ростовская АЭС — 964 млн руб.;
  • Калининская АЭС — 412 млн руб.;
  • Курская АЭС — 725 млн руб..

Необходимо учитывать также удорожание общей стоимости при увеличении нормативных сроков строительства и задержке ввода в эксплуатацию этих энергоблоков.

Готовность энергоблока №1 Ростовской АЭС в настоящее время составляет около 70%, а на момент начала консервации в 1991 г. составляла 90% (снижение относительного показателя произошло из-за морального старения оборудования, необходимости корректировки проекта и доведения его до современных норм и требований в атомной энергетике, появления затрат на восстановление строительных конструкций и, в результате, влияния других временных факторов).

Для продолжения строительства АЭС необходимо обеспечить:

  • подтверждение положительного заключения государственной экологической экспертизы, проведенной в 1996 г. Минприроды России;
  • получение лицензии Госатомнадзора России на строительство.

Планируемый срок окончания рассмотрения материалов Минприроды России — декабрь 1999 г.

Готовность энергоблока №5 Курской АЭС составляет около 70%. Энергоблок с канальным реактором имеет принципиально новые ядерно-физические характеристики по сравнению с реактором РБМК, оснащен новыми системами управления и защиты, соответствует современным требованиям безопасности.

Проект строительства энергоблока имеет положительное заключение Минприроды России, заканчивается экспертиза ГАН России.

На сегодняшний день технических и юридических причин, препятствующих вводу 5-го энергоблока Курской АЭС в эксплуатацию, нет.

Готовность энергоблока №3 Калининской АЭС — около 60%. Проект строительства прошел государственную экологическую экспертизу Минприроды России (1992). От органов государственной власти Тверской области получено положительное решение о сооружении энергоблока.

Необходимо отметить наличие производственно-технологического потенциала на площадках строительства Курской и Калининской АЭС. Численность подрядных организаций по каждой площадке составляет около 3 тыс. человек при сохранившейся структуре и оснащенности подразделений, выполняющих специальные работы при строительстве объектов атомной энергетики.

Для завершения строительства 3 энергоблоков суммарной мощностью 3 000 МВт необходимо финансовых средств в сумме 11 250 млн руб. (в текущих ценах), в т. ч. по объектам:

  • энергоблок №5 Курской АЭС - 3 150 млн руб.,
  • энергоблок №3 Калининской АЭС - 4 260 млн руб.,
  • энергоблок №1 Ростовской АЭС (показатель расчетный) - 3 840 млн руб. (расконсервация, продолжение строительства, выполнение мероприятий по восстановлению производственно-технологической инфраструктуры, эксплуатационные расходы).

Среднегодовая потребность в финансовых средствах, необходимых для завершения и ввода в промышленную эксплуатацию 3-х энергоблоков в срок до 2003 г., 2 900 млн руб. (в текущих ценах).

Инвестиционные возможности Минатома России по этому направлению деятельности, исходя из действующих в 1999 г. условий и источников финансирования капитальных вложений, определяются в сумме не более 1 300 млн руб.

Очевидна необходимость, начиная с 2000 г. увеличения в 2 раза объемов финансирования (без учета инфляционного роста). Источники покрытия этого дефицит не определены.

Отсутствие средств на выполнение программы строительства АЭС позволяет предположить, что и эта хоть и сокращенная, но в целом весьма агрессивная программа развития атомной энергетики не будет выполнена. (примеч. ред.)

5. Финансовое обеспечение программных мероприятий

Реализация “Программы развития атомной энергетики” требует устойчивого механизма ее финансирования. На 1999 год программа капитальных вложений рассчитана на общий объем инвестиций 3 935 млн руб., или 361 млн руб. в ценах 1991 г. с учетом дефлятора 10,9 в соответствии с письмом Минэкономики № ИМ-681/1-74 от 20.03.99 г. Динамика источников инвестиций показывает, что, начиная с 1993 г., финансирование капитальных вложений осуществляется в основном за счет собственных средств АЭС и концерна “Росэнергоатом”.

Источники инвестиций

Годы

Финансирование за счет средств федерального

бюджета (план), %

Финансирование за счет собственных средств АЭС и концерна “Росэнергоатом” (план), %

1991

100

-

1992

100

-

1993

22,5

1994

39,0

61,0

1995

8,6

91,4

1996

8,7

91,3

1997

10,6

89,4

1998

1,6

98,4

1999

2,6

97,4

Государственная поддержка строительства и реконструкции объектов атомной энергетики за счет средств федерального бюджета осуществляется в рамках целевой федеральной программы “Топливо и энергия” (подпрограммы “Реконструкция, техническое перевооружение и строительство АЭС” и “Безопасность АЭС”). В текущем году предусматривается 105 млн руб., что составляет не более 2,6% от потребности, в т. ч. на строительство:

  • энергоблока №5 Курской АЭС - 30 млн руб.,
  • энергоблока №3 Калининской АЭС - 15 млн руб.,
  • Нововрронежской АЭС - 2 - 10 млн руб.,
  • Кольской АЭС - 2 - 10 млн руб.,
  • Сосновоборской АЭС - 10 млн руб.,
  • На реконструкцию и техническое перевооружение Билибинской АЭС - 30 млн руб.

Источниками финансирования Программы развития атомной энергетики из собственных средств в 1999 году являются:

  • Амортизационные отчисления и прибыль АЭС - 1 650 млн руб.
  • Целевые инвестиционные средства в тарифной надбавке на электроэнергию АЭС - 760 млн руб.; концерна “Росэнергоатом” - 1 300 млн руб.
  • Другие источники - 120 млн руб.
  • Средства из федерального бюджета - 105 млн руб.

Инвестиции в 1999 г. распределяются следующим образом:

  • первый приоритет - 60% - покрытие расходов на реконструкцию, техперевооружение, модернизацию в рамках обеспечения безопасности и продления срока эксплуатации энергоблоков первого поколения, а также на строительство объектов, обеспечивающих безопасность АЭС;
  • второй приоритет - 34% - затраты на необходимые мероприятия по блокам высокой степени готовности, на консервацию, дополнительное проектирование в соответствии с новыми требованиями по безопасности и на частичную замену морально устаревшего оборудования и минимальную поддержку строительно-монтажной базы;
  • третий приоритет - 6% - затраты на проектирование новых блоков.

Потребность в финансовых средствах по объектам атомной энергетики России на 1999 - 2010 годы для проведения работ по модернизации, реконструкции, продлению срока эксплуатации, строительства новых энергоблоков и объектов обеспечивающего назначения составляет 12,9 млрд руб. в ценах 1991 г., или 132.1 млрд руб. в ценах 1999 г.

Среднегодовые капитальные вложения и их финансирование начиная с 2000 г., должны быть не ниже 700 - 750 млн руб. в ценах 1991 г., или 7,4 млрд руб. в ценах 1999 г.

Однако максимально возможный объем всех имеющихся источников финансирования на эти цели в 1999 г. включая собственные средства АЭС и концерна “Росэнергоатом”, составляет, при условии расчетов денежными средствами, не более 3,9 млрд руб. (в ценах 1999 г.). С учетом расчетов в капитальном строительстве в основном взаимозачетными и бартерными операциями это соответствует примерно 2,5 млрд руб. при условии финансирования денежными средствами.

По расчетам на программу капитального строительства по объектам атомной энергетики в 2000 г. необходимо финансовых средств в сумме более 7 400 млн руб. (в текущих ценах 1999 г.), в т. ч. по направлениям:

  • реконструкция, техническое перевооружение и модернизация энергоблоков – 1 065 млн руб.,
  • реализация мероприятий, обеспечивающих продление проектного срока эксплуатации энергоблоков – 1 450 млн руб.,
  • строительство объектов, имеющих значительную готовность – 2 350 млн руб.,
  • строительство объектов, обеспечивающих безопасность АЭС (хранилища радиоактивных отходов, отработавшего топлива, мероприятия по переработке отходов) - 360 млн руб.,
  • строительство энергоблоков по новым проектам - 1820 млн руб.,
  • разработка ТЭО, проектов, строительство объектов обеспечивающих предприятий - 388 млн руб.

Исходя из прогнозируемых источников капиталовложений, недостаток финансовых ресурсов в 2000 г. будет составлять 3,5 млрд руб., без учета инфляции.

Таким образом, программа капитального строительства обеспечена лишь на 50%. При этом недостаток финансовых средств имеет место по всем направлениям деятельности.

В случае перераспределения инвестиционных потоков в пользу того или другого приоритетного направления необходимо пересмотреть состав объектов с переносом сроков реализации программных мероприятий.

Дополнительными источниками инвестиций могут быть:

  • средства бюджета развития Российской Федерации;
  • реинвестиция долгов АЭС перед федеральным бюджетом в завершение строительства блоков с высокой степенью готовности;
  • предоставление предприятиям атомной энергетики долгосрочного налогового инвестиционного кредита (отсрочки налоговых платежей);
  • экспортные поступления;
  • программы международной технической помощи;
  • внешние заимствования.

6. Предложения Минатома России по формированию механизма привлечения и консолидации средств для дополнительного финансирования мероприятий по реализации программы развития атомной энергетики:

6.1. Сохранить действующий порядок формирования целевых инвестиционных средств АЭС и их эксплуатирующих организаций, предполагающий включение этих средств в себестоимость продукции (услуг) по установленным ФЭК России нормативам. Выпустить соответствующее постановление Правительства Российской Федерации.

6.2. Разработать поправки к Налоговому кодексу по включению в состав производственных затрат АЭС и их эксплуатирующих организаций целевых инвестиционных средств, а также средств на ликвидацию или консервацию особо радиационно- и ядерно-опасных производств и объектов.

6.3. Предусмотреть особый порядок реструктуризации кредиторской задолженности федеральному бюджету атомных станций и их эксплуатирующих организаций с одновременным приращением лимитов капитальных вложений, направляемых на реализацию “Программы развития атомной энергетики”.

6.4. Обеспечить соответствие тарифов и ценовой ставки концерна “Росэнергоатом” фактическому изменению цен на промышленную продукцию.

6.5. Ускорить решение вопросов по реорганизации предприятий атомной энергетики и созданию на их базе генерирующей компании.

6.6. Направлять концерну “Росэнергоатом” часть валютной выручки, полученной от реализации поставляемой на экспорт электроэнергии, в строгом соответствии с долей электроэнергии, поставляемой на ФОРЭМ атомными станциями России.

В бюджете 1999 г. содержатся ассигнования на кредитование строительства Минатомом АЭС в Китае и Индии порядка 4 млрд руб. в текущих ценах. Из нынешнего российского бюджета Минатом вытягивает несколько миллиардов рублей, и эту практику, как видно из приведенного документа, планируется продолжить и в будущем. Это, наверное, самая страшная после Чернобыля тайна Минатома: он не может существовать самостоятельно, без мощных государственных дотаций. Без денег налогоплательщиков (или зарубежных подачек и займов) он окажется банкротом (примеч. ред.).

 

[Содержание] [Главная страница]

 

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность