О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
БЮЛЛЕТЕНЬ ПРОГРАММЫ ЯДЕРНАЯ И РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ №7-8 сентябрь 1999г.ДОКУМЕНТЫ
Уважаемый Геннадий Николаевич! В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации направляем проект Федерального закона “О промышленном хранении и переработке отработавшего ядерного топлива”, подготовленный в порядке законодательной инициативы. Приложения: 2. Сопроводительные документы.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН Статья 1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: отработавшее ядерное топливо – сборки тепловыделяющих элементов, извлеченные после эксплуатации из ядерных реакторов, содержащие как природные, так и искусственные ядерные материалы и радиоактивные вещества; переработка - процесс или операция, цель которой состоит в извлечении полезных продуктов из отработавшего ядерного топлива; промышленное хранение – временное размещение и последующее содержание отработавшего ядерного топлива или радиоактивных отходов в сооружении, специально оборудованном в соответствии с требованиями федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, и обеспечивающем безопасную изоляцию отработавшего ядерного топлива или радиоактивных отходов от человека и окружающей среды, с намерением их последующего изъятия; захоронение – размещение радиоактивных отходов, переведенных в стабильную физико-химическую форму, в сооружении, специально оборудованном в соответствии с требованиями федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, с целью обеспечить их окончательную безопасную изоляцию от человека и окружающей среды без намерения их последующего изъятия. Статья 2. Внести следующие изменения и дополнения в Закон Российской Федерации “Об охране окружающей природной среды” № 2060-1 от 19.12.91 г.: Часть 3 статьи 50 изложить в следующей редакции: “Ввоз в целях хранения или захоронения радиоактивных отходов из других государств, затопление и отправка в целях захоронения в космическое пространство запрещаются”. Статья 3. Внести следующие изменения и дополнения в Федеральный закон “Об использовании атомной энергии” № 170-ФЗ от 21.11.95 г.: В пятом абзаце статьи 5 слово “Собственники” заменить на слова “Эксплуатирующие организации, деятельность которых связана с использованием”. Третий абзац статьи 64 изложить в редакции: “Ввоз из иностранных государств на территорию Российской Федерации отработавшего ядерного топлива в целях промышленного хранения и/или переработки осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации”. Статья 4. Количество отработавшего ядерного топлива, ввозимого в Российскую Федерацию с целью его промышленного хранения и/или переработки, определяется Правительством Российской Федерации ежегодно, исходя из действующих международных договоров Российской Федерации, потребностей российских поставщиков отработавшего ядерного топлива в его временном хранении и/или переработке, с учетом технических возможностей предприятий, осуществляющих промышленное хранение и/или переработку отработавшего ядерного топлива, и экологической обстановки в районе их расположения. Статья 5. Ввоз в Российскую Федерацию отработавшего ядерного топлива из иностранных государств на промышленное хранение и/или переработку осуществляется на основе международных договоров Российской Федерации и внешнеторговых контрактов между иностранным контрагентом и российским контрагентом – перерабатывающим предприятием или иной организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление использованием атомной энергии, по лицензиям, выдаваемым федеральным органом исполнительной власти, на который возложено регулирование внешнеторговой деятельности, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Статья 6. Средства, полученные по указанным контрактам, заключенным с момента вступления в силу настоящего Федерального закона, зачисляются в доход целевого внебюджетного фонда федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление использованием атомной энергии, и распределяются на: проведение мероприятий по ликвидации негативных последствий предыдущей деятельности Российской Федерации по использованию атомной энергии, включая демонтаж и утилизацию выведенных из эксплуатации радиационно-опасных – объектов; эксплуатационные нужды и инвестиции в развитие и совершенствование мощностей предприятий по хранению и переработке ОЯТ. Порядок и объемы расходования средств, полученных по указанным контрактам, устанавливаются Межведомственной комиссией, назначаемой Правительством Российской Федерации с учетом текущего состояния экологической, ядерной и радиационной безопасности на предприятиях и в организациях, участвующих в осуществлении указанной деятельности, в местах их расположения. Статья 7. Отработавшее ядерное топливо, ввозимое на территорию Российской Федерации на промышленное хранение и/или переработку, находится в собственности иностранного контрагента, если передача его в федеральную собственность Российской Федерации не предусмотрена условиями контрактов, заключенных на основании международных договоров Российской Федерации. Право собственности на радиоактивные отходы, образовавшиеся в результате переработки отработавшего ядерного топлива, приобретается собственником отработавшего ядерного топлива, с приоритетностью права возвратить или обеспечить возвращение образовавшихся после переработки радиоактивных отходов в государство происхождения отработавшего ядерного топлива. Ядерные материалы, полученные при переработке отработавшего ядерного топлива, поступают в государственную собственность Российской Федерации (федеральную собственность) или в собственность иностранного контрагента в соответствии с действующими международными договорами Российской Федерации и условиями заключенных контрактов, Статья 8. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Предложить Президенту Российской Федерации привести в соответствие с настоящим Федеральным законом свои нормативные правовые акты. Поручить Правительству Российской Федерации в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона внести изменения в свои нормативные правовые акты в части регулирования ввоза в Российскую Федерацию отработавшего ядерного топлива с целью его промышленного хранения и/или переработки. Б.Н. Ельцин Пояснительная записка к проекту Федерального закона 1. Закон Российской Федерации “Об охране окружающей природной среды” сыграл значительную положительную роль в становлении демократической законодательной базы нашей страны, гарантируя гражданам России обеспечение таких их основополагающих прав, как право на жизнь в благоприятных экологических условиях, на охрану их здоровья и здоровья их потомков от возможных негативных последствий любой индустриально-промышленной деятельности, в том числе и связанной с использованием атомной энергии. Однако этот закон, принятый в конце 1991 года, к настоящему времени устарел в отдельных положениях и нуждается в совершенствовании. Так, в части 3 статьи 50 “запрещается ввоз в целях хранения или захоронения радиоактивных отходов и материалов из других государств, затопление, отправка в целях захоронения в космическое пространство радиоактивных отходов и материалов” выделенные слова фактически запрещают даже возврат в Россию ядерного топлива, которое было изготовлено на отечественных предприятиях и отработало свой ресурс в советских ядерных реакторах ВВЭР-1000 на Украине, поскольку Украина стала иностранным государством (уже после принятия этого закона). 2. В 1992-98 годах в Российской Федерации были приняты новые законодательные акты общего характера, направленные на формирование и укрепление экологического правопорядка и обеспечение экологической безопасности на территории Российской Федерации. К их числу относятся, например, Закон Российской Федерации “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”. Федеральный закон “Об использовании атомной энергии”, Федеральный закон “О радиационной безопасности населения” и Федеральный закон “Об экологической экспертизе”. Принятием этих законов практически полностью завершено построение системы экологического права в России. 3. Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации любая деятельность, связанная с использованием атомной энергии, в том числе ввоз в целях хранения или переработки радиоактивных материалов из других государств на взаимовыгодной экономической основе, не может быть осуществлена иначе, кроме как с соблюдением всех стандартов, норм и требований безопасности населения Российской Федерации и окружающей среды. В изменившихся условиях запрет на ввоз иностранных ядерных материалов в целях временного хранения, установленный частью 3 статьи 50 закона “Об охране окружающей природной среды”, является фактически необоснованным запрещением вовлечения в сферу внешней торговли соответствующего вида промышленной деятельности. При этом следует подчеркнуть, что сама по себе рассматриваемая деятельность не противоречит основополагающим принципам охраны окружающей среды, установленным Законом, является экономически эффективной и при этом не только может быть осуществлена с обеспечением необходимого уровня безопасности населения и окружающей среды, но и успешно осуществляется уже в Российской Федерации именно таким образом. Дальнейшее запрещение этой деятельности неоправданно ухудшает условия экономического роста Российской Федерации, обладающей соответствующими совершенными технологиями, особенно если принять во внимание, что создание этих технологий потребовало в свое время существенных материальных и экономических затрат. Чтобы снять вышеприведенное необоснованное ограничение, в настоящем законопроекте предлагается минимальная корректировка закона “Об охране окружающей природной среды”, а именно, исключаются выделенные слова “и материалы” из цитированной части 3 статьи 50. 4. Разрешение ввоза в целях временного хранения отработавшего ядерного топлива ставит вопрос о собственности на этот специфический продукт и на продукцию, полученную в результате его переработки. Дело в том, что отработавшее ядерное топливо содержит ядерные (делящиеся) материалы и на основании части 1 статьи 5 федерального закона “Об использовании атомной энергии” должно находиться в федеральной собственности. С другой стороны, согласно Гражданскому Кодексу, поставка любой продукции на хранение не приводит к смене собственника этой продукции. Чтобы избежать неоднозначного толкования законов, в настоящем законопроекте предусмотрена статья 7, в которой подробно регламентируются упомянутые вопросы собственности. В первой части статьи 3 настоящего закона предусматривается внесение соответствующего изменения в упомянутую статью 50 закона “Об использовании атомной энергии”. 5. Разрешение ввоза отработавшего ядерного топлива на хранение требует внесения соответствующего изменения в статью 64 закона “Об использовании атомной энергии”, что и предусматривается во второй части статьи 3 настоящего законопроекта. 6. Дополнительные статьи 4, 5 и 6 настоящего законопроекта устанавливают общие условия, которые должны выполняться при ввозе отработавшего ядерного топлива для обеспечения технической и экологической безопасности и социально-экономической эффективности данного вида деятельности. Одним из непременных условий является требование приоритетного возврата в страну – собственника ввезенного отработавшего ядерного топлива радиоактивных отходов, образовавшихся после его переработки. В заключение следует отметить, что в финансово-экономическом обосновании настоящего законопроекта приводятся цифры и факты, свидетельствующие о том, что принятие данного закона может дать ощутимую прибавку в государственный бюджет и обеспечит средства для оздоровления природной среды в районах с серьезным радиоактивным загрязнением. Финансово-экономическое обоснование проекта Федерального закона 1. Проект Федерального закона “О промышленном хранении и переработке отработавшего ядерного топлива” не предусматривает расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, либо каких-либо иных изменений финансовых обязательств государства. 2. Принятие Федерального закона “О промышленном хранении и переработке отработавшего ядерного топлива” позволит получить существенные экономические, социальные и экологические выгоды, связанные с оказанием на коммерческой основе услуг зарубежным партнерам по временному хранению и/или переработке отработавшего ядерного топлива, ввозимого из иностранных государств на территорию Российской Федерации. 2.1. Это существенно расширит возможности внешнеторговой деятельности Российской Федерации на рынке мировых услуг по ядерно-топливному циклу, который, по предварительным оценкам, выполненным Минатомом России, в стоимостном выражении только по услугам по хранению ОЯТ составляет порядка 4 млрд. долларов США, а по услугам по переработке ОЯТ – свыше 16 млрд. долларов США в течение 20 лет. 2.2. Протекционистская политика государства в области экспортно-импортных операций в этом вопросе приведет к положительным для Российской Федерации тенденциям на рынке экспорта свежего ядерного топлива российского происхождения, оказания услуг по переработке уранового сырья и экспорта в целом российских технологий в страны, как уже достигшие значительного уровня развития атомной энергетики, так и только начинающие осваивать свои национальные ядерные программы. В итоге можно прогнозировать благоприятные для Российской Федерации изменения сложившейся в настоящее время структуры экспорта-импорта в сторону, более характерную для стран с развитой экономикой. 3. Принятие Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об использовании атомной энергии” и в Закон Российской Федерации “Об охране окружающей природной среды” позволит без дополнительных расходов из федерального бюджета решить сложные внутренние проблемы (представляющие собой общегосударственную задачу) по финансированию природовосстановительных мероприятий на территориях, вовлеченных в прошлом в производство ядерного оружия и получивших в этой связи серьезные радиоэкологические проблемы. Проект Перечень актов федерального законодательства и иных нормативно-правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона “О промышленном хранении и переработке отработавшего ядерного топлива” 1. Кроме изменений и дополнений в Федеральный закон “Об использовании атомной энергии” и в закон Российской Федерации “Об охране окружающей природной среды” не требуется внесение изменений и дополнений в другие Федеральные Законы Российской Федерации. 2. Актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона “О промышленном хранении и переработке отработавшего ядерного топлива”, нет. 3. В связи с принятием Федерального закона “О промышленном хранении и переработке отработавшего ядерного топлива” должны быть внесены изменения в следующие Постановления Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июля 1995 г. N 773 г. “Об утверждении Порядка приема для последующей переработки на российских предприятиях отработавшего ядерного топлива зарубежных атомных электростанций и возврата, образующихся при его переработке радиоактивных отходов и материалов” с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 1998 года N 745.
[Содержание] [Главная страница]
|
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |