Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

БЮЛЛЕТЕНЬ ПРОГРАММЫ ЯДЕРНАЯ И РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ №7-8 сентябрь 1999г.

ДОКУМЕНТЫ

№ 3.9 – 31/44 от 22.04.99

Председателю
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Селезневу Г.Н.

Уважаемый Геннадий Николаевич!

В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации направляем проект Федерального закона “О промышленном хранении и переработке отработавшего ядерного топлива”, подготовленный в порядке законодательной инициативы.

Приложения:

1. Проект Федерального закона “О промышленном хранении и переработке отработавшего ядерного топлива”.

2. Сопроводительные документы.

Пояснительная записка к проекту Федерального закона “О промышленном хранении и переработке отработавшего ядерного топлива”

Финансово-экономическое обоснование проекта Федерального закона “О промышленном хранении и переработке отработавшего ядерного топлива”

Перечень актов федерального законодательства и иных нормативно-правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона “О промышленном хранении и переработке отработавшего ядерного топлива”

Члены Совета Федерации
В.М. Кресс, С.Н. Рябухин*

Депутаты Государственной Думы
С. Г. Беляев, Г. Э. Бурбулис, В. А. Лисичкин, К. С. Савельев, С. С. Сулакшин, С. П. Шашурин*

В.М. Кресс (губернатор Томской области, член Комитета по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии СФ)

С.Н. Рябухин (председатель Законодательного Собрания Ульяновской области, член Комитета по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии СФ)

С. Г. Беляев (“Наш дом – Россия”, член Комитета ГД по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности, член депутатской группы “Российские регионы”, кандидат технических наук)

Г. Э. Бурбулис (депутат Государственной Думы от избирательного округа 0166 (Первоуральский), член Комитета ГД по вопросам геополитики, кандидат философских наук)

В. А. Лисичкин (“Либерально-демократическая партия России”, председатель Комитета ГД по труду и социальной политике, кандидат экономических наук)

К. С. Савельев (“Коммунистическая партия Российской Федерации”, член Комитета ГД по туризму и спорту, кандидат экономических наук, доктор философии)

С. С. Сулакшин (депутат Государственной Думы от избирательного округа 0174 (Томский), заместитель председателя Комитета ГД по промышленности, строительству, транспорту и энергетике, кандидат физико-математических наук, член депутатской группы “Народовластие”)

С. П. Шашурин (депутат Государственной Думы от избирательного округа 0026 (Приволжский), член Комитета ГД по промышленности, строительству, транспорту и энергетике, член депутатской группы “Народовластие”)

 

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
“О промышленном хранении и переработке отработавшего ядерного топлива”

Статья 1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

отработавшее ядерное топливо – сборки тепловыделяющих элементов, извлеченные после эксплуатации из ядерных реакторов, содержащие как природные, так и искусственные ядерные материалы и радиоактивные вещества;

переработка - процесс или операция, цель которой состоит в извлечении полезных продуктов из отработавшего ядерного топлива;

промышленное хранение – временное размещение и последующее содержание отработавшего ядерного топлива или радиоактивных отходов в сооружении, специально оборудованном в соответствии с требованиями федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, и обеспечивающем безопасную изоляцию отработавшего ядерного топлива или радиоактивных отходов от человека и окружающей среды, с намерением их последующего изъятия;

захоронение – размещение радиоактивных отходов, переведенных в стабильную физико-химическую форму, в сооружении, специально оборудованном в соответствии с требованиями федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, с целью обеспечить их окончательную безопасную изоляцию от человека и окружающей среды без намерения их последующего изъятия.

Статья 2. Внести следующие изменения и дополнения в Закон Российской Федерации “Об охране окружающей природной среды” № 2060-1 от 19.12.91 г.:

Часть 3 статьи 50 изложить в следующей редакции: “Ввоз в целях хранения или захоронения радиоактивных отходов из других государств, затопление и отправка в целях захоронения в космическое пространство запрещаются”.

Статья 3. Внести следующие изменения и дополнения в Федеральный закон “Об использовании атомной энергии” № 170-ФЗ от 21.11.95 г.:

В пятом абзаце статьи 5 слово “Собственники” заменить на слова “Эксплуатирующие организации, деятельность которых связана с использованием”.

Третий абзац статьи 64 изложить в редакции: “Ввоз из иностранных государств на территорию Российской Федерации отработавшего ядерного топлива в целях промышленного хранения и/или переработки осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации”.

Статья 4. Количество отработавшего ядерного топлива, ввозимого в Российскую Федерацию с целью его промышленного хранения и/или переработки, определяется Правительством Российской Федерации ежегодно, исходя из действующих международных договоров Российской Федерации, потребностей российских поставщиков отработавшего ядерного топлива в его временном хранении и/или переработке, с учетом технических возможностей предприятий, осуществляющих промышленное хранение и/или переработку отработавшего ядерного топлива, и экологической обстановки в районе их расположения.

Статья 5. Ввоз в Российскую Федерацию отработавшего ядерного топлива из иностранных государств на промышленное хранение и/или переработку осуществляется на основе международных договоров Российской Федерации и внешнеторговых контрактов между иностранным контрагентом и российским контрагентом – перерабатывающим предприятием или иной организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление использованием атомной энергии, по лицензиям, выдаваемым федеральным органом исполнительной власти, на который возложено регулирование внешнеторговой деятельности, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 6. Средства, полученные по указанным контрактам, заключенным с момента вступления в силу настоящего Федерального закона, зачисляются в доход целевого внебюджетного фонда федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление использованием атомной энергии, и распределяются на:

проведение мероприятий по ликвидации негативных последствий предыдущей деятельности Российской Федерации по использованию атомной энергии, включая демонтаж и утилизацию выведенных из эксплуатации радиационно-опасных – объектов;

эксплуатационные нужды и инвестиции в развитие и совершенствование мощностей предприятий по хранению и переработке ОЯТ.

Порядок и объемы расходования средств, полученных по указанным контрактам, устанавливаются Межведомственной комиссией, назначаемой Правительством Российской Федерации с учетом текущего состояния экологической, ядерной и радиационной безопасности на предприятиях и в организациях, участвующих в осуществлении указанной деятельности, в местах их расположения.

Статья 7. Отработавшее ядерное топливо, ввозимое на территорию Российской Федерации на промышленное хранение и/или переработку, находится в собственности иностранного контрагента, если передача его в федеральную собственность Российской Федерации не предусмотрена условиями контрактов, заключенных на основании международных договоров Российской Федерации.

Право собственности на радиоактивные отходы, образовавшиеся в результате переработки отработавшего ядерного топлива, приобретается собственником отработавшего ядерного топлива, с приоритетностью права возвратить или обеспечить возвращение образовавшихся после переработки радиоактивных отходов в государство происхождения отработавшего ядерного топлива.

Ядерные материалы, полученные при переработке отработавшего ядерного топлива, поступают в государственную собственность Российской Федерации (федеральную собственность) или в собственность иностранного контрагента в соответствии с действующими международными договорами Российской Федерации и условиями заключенных контрактов,

Статья 8. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Предложить Президенту Российской Федерации привести в соответствие с настоящим Федеральным законом свои нормативные правовые акты.

Поручить Правительству Российской Федерации в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона внести изменения в свои нормативные правовые акты в части регулирования ввоза в Российскую Федерацию отработавшего ядерного топлива с целью его промышленного хранения и/или переработки.

Б.Н. Ельцин
Президент Российской
Федерации

Пояснительная записка к проекту Федерального закона
“О промышленном хранении и переработке отработавшего ядерного топлива”

1. Закон Российской Федерации “Об охране окружающей природной среды” сыграл значительную положительную роль в становлении демократической законодательной базы нашей страны, гарантируя гражданам России обеспечение таких их основополагающих прав, как право на жизнь в благоприятных экологических условиях, на охрану их здоровья и здоровья их потомков от возможных негативных последствий любой индустриально-промышленной деятельности, в том числе и связанной с использованием атомной энергии. Однако этот закон, принятый в конце 1991 года, к настоящему времени устарел в отдельных положениях и нуждается в совершенствовании.

Так, в части 3 статьи 50 “запрещается ввоз в целях хранения или захоронения радиоактивных отходов и материалов из других государств, затопление, отправка в целях захоронения в космическое пространство радиоактивных отходов и материалов” выделенные слова фактически запрещают даже возврат в Россию ядерного топлива, которое было изготовлено на отечественных предприятиях и отработало свой ресурс в советских ядерных реакторах ВВЭР-1000 на Украине, поскольку Украина стала иностранным государством (уже после принятия этого закона).

2. В 1992-98 годах в Российской Федерации были приняты новые законодательные акты общего характера, направленные на формирование и укрепление экологического правопорядка и обеспечение экологической безопасности на территории Российской Федерации. К их числу относятся, например, Закон Российской Федерации “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”. Федеральный закон “Об использовании атомной энергии”, Федеральный закон “О радиационной безопасности населения” и Федеральный закон “Об экологической экспертизе”. Принятием этих законов практически полностью завершено построение системы экологического права в России.

3. Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации любая деятельность, связанная с использованием атомной энергии, в том числе ввоз в целях хранения или переработки радиоактивных материалов из других государств на взаимовыгодной экономической основе, не может быть осуществлена иначе, кроме как с соблюдением всех стандартов, норм и требований безопасности населения Российской Федерации и окружающей среды.

В изменившихся условиях запрет на ввоз иностранных ядерных материалов в целях временного хранения, установленный частью 3 статьи 50 закона “Об охране окружающей природной среды”, является фактически необоснованным запрещением вовлечения в сферу внешней торговли соответствующего вида промышленной деятельности.

При этом следует подчеркнуть, что сама по себе рассматриваемая деятельность не противоречит основополагающим принципам охраны окружающей среды, установленным Законом, является экономически эффективной и при этом не только может быть осуществлена с обеспечением необходимого уровня безопасности населения и окружающей среды, но и успешно осуществляется уже в Российской Федерации именно таким образом.

Дальнейшее запрещение этой деятельности неоправданно ухудшает условия экономического роста Российской Федерации, обладающей соответствующими совершенными технологиями, особенно если принять во внимание, что создание этих технологий потребовало в свое время существенных материальных и экономических затрат.

Чтобы снять вышеприведенное необоснованное ограничение, в настоящем законопроекте предлагается минимальная корректировка закона “Об охране окружающей природной среды”, а именно, исключаются выделенные слова “и материалы” из цитированной части 3 статьи 50.

4. Разрешение ввоза в целях временного хранения отработавшего ядерного топлива ставит вопрос о собственности на этот специфический продукт и на продукцию, полученную в результате его переработки. Дело в том, что отработавшее ядерное топливо содержит ядерные (делящиеся) материалы и на основании части 1 статьи 5 федерального закона “Об использовании атомной энергии” должно находиться в федеральной собственности. С другой стороны, согласно Гражданскому Кодексу, поставка любой продукции на хранение не приводит к смене собственника этой продукции. Чтобы избежать неоднозначного толкования законов, в настоящем законопроекте предусмотрена статья 7, в которой подробно регламентируются упомянутые вопросы собственности.

В первой части статьи 3 настоящего закона предусматривается внесение соответствующего изменения в упомянутую статью 50 закона “Об использовании атомной энергии”.

5. Разрешение ввоза отработавшего ядерного топлива на хранение требует внесения соответствующего изменения в статью 64 закона “Об использовании атомной энергии”, что и предусматривается во второй части статьи 3 настоящего законопроекта.

6. Дополнительные статьи 4, 5 и 6 настоящего законопроекта устанавливают общие условия, которые должны выполняться при ввозе отработавшего ядерного топлива для обеспечения технической и экологической безопасности и социально-экономической эффективности данного вида деятельности. Одним из непременных условий является требование приоритетного возврата в страну – собственника ввезенного отработавшего ядерного топлива радиоактивных отходов, образовавшихся после его переработки.

В заключение следует отметить, что в финансово-экономическом обосновании настоящего законопроекта приводятся цифры и факты, свидетельствующие о том, что принятие данного закона может дать ощутимую прибавку в государственный бюджет и обеспечит средства для оздоровления природной среды в районах с серьезным радиоактивным загрязнением.

Финансово-экономическое обоснование проекта Федерального закона
“О промышленном хранении и переработке отработавшего ядерного топлива”

1. Проект Федерального закона “О промышленном хранении и переработке отработавшего ядерного топлива” не предусматривает расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, либо каких-либо иных изменений финансовых обязательств государства.

2. Принятие Федерального закона “О промышленном хранении и переработке отработавшего ядерного топлива” позволит получить существенные экономические, социальные и экологические выгоды, связанные с оказанием на коммерческой основе услуг зарубежным партнерам по временному хранению и/или переработке отработавшего ядерного топлива, ввозимого из иностранных государств на территорию Российской Федерации.

2.1. Это существенно расширит возможности внешнеторговой деятельности Российской Федерации на рынке мировых услуг по ядерно-топливному циклу, который, по предварительным оценкам, выполненным Минатомом России, в стоимостном выражении только по услугам по хранению ОЯТ составляет порядка 4 млрд. долларов США, а по услугам по переработке ОЯТ – свыше 16 млрд. долларов США в течение 20 лет.

2.2. Протекционистская политика государства в области экспортно-импортных операций в этом вопросе приведет к положительным для Российской Федерации тенденциям на рынке экспорта свежего ядерного топлива российского происхождения, оказания услуг по переработке уранового сырья и экспорта в целом российских технологий в страны, как уже достигшие значительного уровня развития атомной энергетики, так и только начинающие осваивать свои национальные ядерные программы. В итоге можно прогнозировать благоприятные для Российской Федерации изменения сложившейся в настоящее время структуры экспорта-импорта в сторону, более характерную для стран с развитой экономикой.

3. Принятие Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об использовании атомной энергии” и в Закон Российской Федерации “Об охране окружающей природной среды” позволит без дополнительных расходов из федерального бюджета решить сложные внутренние проблемы (представляющие собой общегосударственную задачу) по финансированию природовосстановительных мероприятий на территориях, вовлеченных в прошлом в производство ядерного оружия и получивших в этой связи серьезные радиоэкологические проблемы.

Проект

Перечень актов федерального законодательства и иных нормативно-правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона “О промышленном хранении и переработке отработавшего ядерного топлива”

1. Кроме изменений и дополнений в Федеральный закон “Об использовании атомной энергии” и в закон Российской Федерации “Об охране окружающей природной среды” не требуется внесение изменений и дополнений в другие Федеральные Законы Российской Федерации.

2. Актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона “О промышленном хранении и переработке отработавшего ядерного топлива”, нет.

3. В связи с принятием Федерального закона “О промышленном хранении и переработке отработавшего ядерного топлива” должны быть внесены изменения в следующие Постановления Правительства Российской Федерации:

Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июля 1995 г. N 773 г. “Об утверждении Порядка приема для последующей переработки на российских предприятиях отработавшего ядерного топлива зарубежных атомных электростанций и возврата, образующихся при его переработке радиоактивных отходов и материалов” с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 1998 года N 745.

 

[Содержание] [Главная страница]

 

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность