Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

БЮЛЛЕТЕНЬ ПРОГРАММЫ ЯДЕРНАЯ И РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ №7-8 2000г.

ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ

ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ

общественных слушаний “Урал Атомная энергетика без ядерного ущерба”

Екатеринбург, 31 мая -2 июня 2000 г

Ядерное разоружение, начавшееся в России и в США в результате достигнутых договоренностей, породило ряд проблем, наиболее важной из которых является дальнейшая судьба расщепляющихся материалов, высвобождаемых в результате демонтажа части ядерных арсеналов двух стран. Признавая необходимость ядерного разоружения, участники слушаний отмечают, что выбор вариантов обращения с плутонием, высвобождаемым из ядерных боеголовок, требует всестороннего, взвешенного и ответственного подхода, с учетом принципа нераспространения ядерного оружия и соблюдения экономических интересов.

Также, в соответствии с Конституцией России, при выборе стратегий обращения с плутонием, высвобождаемым в ходе ядерного разоружения, должны быть учтены экологические критерии, а именно предотвращение загрязнения окружающей среды радионуклидами и соблюдение прав граждан на благополучную среду обитания, жизнь и здоровье

Ядерная индустрия отдает приоритет диспозиции оружейного плутония в виде МОКС-топлива для использования в легководных реакторах (ВВЭР-1000) и в реакторах на быстрых нейтронах (БН-600, БН-800). Одним из кандидатов для реализации программы по МОКС-топливу является блок БН-600 на Белоярской АЭС, а также намечаемые к строительству БН-800 и БН-300. Таким образом, ядерные реакторы, и без того являющиеся объектом повышенного технологического риска, при использовании в них оружейного плутония будут представлять еще больший риск для окружающей среды и населения.

Необходимо констатировать, что возможности энергообеспечения Свердловской области без пуска БН-800 далеко не исчерпаны, а проблема энергодефицита здесь является скорее надуманной, чем реальной. Потери энергии при ее производстве, передаче и потреблении в России достигают почти 50 %.

В связи с вышесказанным, мы считаем, что:

1. Строительство и пуск БН-300, БН-800 на Белоярской и Южно-Уральской АЭС невозможны без выполнения следующих условий:

  • обязательного учета мнения населения Свердловской и Челябинской областей, а также территорий других областей, прилегающих к ним;
  • проведения экономического анализа эксплуатации Белоярской АЭС в сравнении с использованием других видов топлива и с другими источниками энергии, с учетом затрат на разработку и поддержание системы обеспечения безопасности населения в случае чрезвычайной ситуации;
  • проведения генпроектировщиком региональных инженерно-геологических изысканий в соответствии с СП 11-102-97

2. Использование на Белоярской АЭС МОКС - топлива как энергетического сырья недопустимо ни при каких обстоятельствах. Касаясь проблемы использования МОКС - топлива в технологическом цикле российских ядерных реакторов типа БН и ВВЭР, участники слушаний отмечают, что:

  • проблема такого масштаба не должна решаться только в интересах ядерной индустрии;
  • Минатом России должен представить на государственную экологическую экспертизу Концепцию обращения с плутонием, высвобождаемым в процессе ядерного разоружения и Программу утилизации оружейного плутония в России;
  • население регионов, которые так или иначе связаны с реализацией МОКС - программы, имеет право на полную и достоверную информацию об основных проблемах использования плутония в виде МОКС - топлива в реакторах АЭС; сложившаяся ситуация замалчивания информации по данной проблеме и игнорирования общественного мнения опасна тем, что может привести не только к социальному конфликту, но и к непредсказуемым по своим масштабам последствиям;
  • проблема обращения с плутонием, высвобождающимся в процессе ядерного разоружения; должна быть предметом совместного обсуждения и решения федеральных и местных органов власти, министерств и ведомств, неправительственных организаций, и в первую очередь жителей и органов местного самоуправления районов, прилегающих к атомным объектам, на которых планируется хранение и использование плутония в виде МОКС-топлива; при этом население должно быть проинформировано о технологических решениях и мероприятиях по защите окружающей среды, защите здоровья населения и прав людей, подверженных риску, связанному с процессом утилизации плутония.

3. Строительство в России новых атомных реакторов должно быть прекращено до решения проблемы с захоронением жидких радиоактивных отходов, а высвободившиеся средства должны быть направлены на решение этой проблемы.

Участники слушаний считают необходимым:

1. Создать международную информационно-координационную группу по сбору и распространению данных о влиянии малых доз радиации на здоровье человека (по всем “ядерным” странам)

2. Провести парламентские слушания и общественную экспертизу проекта хранилища плутония на ПО “Маяк”

3. Принять Обращение в Государственную Думу России о недопустимости изменения ст.50 Закона “Об охране окружающей среды” и о скорейшем принятии Законов “Об обращении с радиоактивными отходами” и “О гражданско-правовой ответственности за причинение ядерного вреда и ее финансовом обеспечении”.

4. Отправить открытое письмо губернатору Сведловской области о вынесении на областной референдум вопроса о возможности использования МОКС-топлива на Белоярской АЭС.

Отмечая значительную работу Правительства Свердловской области по внедрению в регионе технологий энергоэффективности и энерегосбережения, участники слушаний рекомендуют Правительству РФ совместно с Правительством Свердловской области распространить этот опыт в другие регионы России, а также организовать исследование по возможным путям альтернативного энергообеспечения Свердловской области.

Отмечая положительный опыт работы Волгоградской областной Думы, участники слушаний настоятельно рекомендуют органам законодательной власти местного и регионального уровня разработать и принять Положения по обеспечению безопасности населения и окружающей природной среды в районах расположения атомных станций и других экологически опасных объектов, с обязательным привлечением представителей общественности и независимых экспертов.


www. atomsafe. ru

[Содержание] [Главная страница]

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность