Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

БЮЛЛЕТЕНЬ ПРОГРАММЫ ЯДЕРНАЯ И РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ №7-8 2000г.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

 

ЧЕТЫРЕ МИФА О ВВОЗЕ ЯДЕРНЫХ ОТХОДОВ В РОССИЮ

МИФ 1. В России есть передовые технологии переработки ядерных отходов (отработавшего ядерного топлива), приносящие хорошую прибыль, поэтому в тяжелой экономической ситуации необходимо разрешить ввоз иностранных отходов для переработки. Для этого нужно изменить закон “Об охране окружающей среды”.

Это неправда, так как Минатом планирует в ближайшее время полностью прекратить переработку ядерных отходов. Это закреплено в “Стратегии развития атомной энергетики на 2000-2050 гг.”, одобренной правительством РФ 25 мая 2000 года. Кроме того, в государственном заявлении России и США, подготовленном в 2000 году, записано обязательство “не производить: нового плутония: путем переработки отработавшего топлива или путем использования любого иного технологического процесса” (совместное заявление о неизвлечении оружейного плутония из отработавшего ядерного топлива в связи с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки об утилизации плутония от 17 июля 2000 г.).

Таким образом, изменение закона нужно не для того, чтобы поддержать индустрию переработки ядерных отходов (то есть единственное предприятие по переработке - ПО “Маяк”). Изменение закона приведет к ввозу ядерных отходов со всего мира, которые будут просто складированы в течении долгого времени на территории России, то есть речь идет об организации элементарной свалки иностранных отходов с неопределенным будущим.

МИФ 2. Россию вытеснили с высокорентабельного рынка переработки ядерных отходов иностранные конкуренты – Франция и Англия. Необходимо вернуться на этот рынок, чтобы зарабатывать “большие деньги”

Это неправда, так как такого рынка не существует. Ядерные отходы (отработавшее топливо) реакторов советского дизайна принципиально отличается от таких же отходов, получаемых в результате работы западных реакторов. Единственная действующая установка по переработке ядерных отходов - на ПО “Маяк” - может перерабатывать только топливо реакторов советского дизайна.

Во времена “холодной войны”, когда появилась эта установка, никому бы не пришло в голову технологически приспособить ее для переработки отходов “врага”. Похожая ситуация сложилась и во Франции и Англии. То есть, в этих странах технически возможно переработать только отходы западных реакторов. Таким образом, ПО “Маяк” в принципе не может выйти на западный рынок переработки ядерных отходов. А также, западные страны не могут получить контракты на переработку отходов с “советских” реакторов, так как не в состоянии перерабатывать такие отходы технически.

Заработать “большие деньги” на несуществующем рынке несуществующих конкурентов ПО “Маяк” и Минатом не могли и раньше, когда у них еще были контракты на переработку ядерных отходов. Вместо установленной во Франции и Англии цены за переработку ядерных отходов в 1000-1200 долл. за кг (или миллион за тонну), Россия брала в 2-4 раза меньше. Если бы “Маяк” был технически способен перерабатывать западные ядерные отходы - все отходы мира перерабатывались бы только там.

МИФ 3. Закон “Об охране окружающей природной среды” мешает ввозить ядерные отходы на переработку. В этом причина разрыва всех контрактов ПО “Маяк”, которые могли бы принести бюджету крупные средства.

Это неправда, так как Россия, как правопреемница СССР, может ввозить на свою территорию ядерные отходы с реакторов советского дизайна (т.е. из стран Восточной Европы), не смотря на этот закон. В подтверждение тому, подобная практика существовала и после принятия закона “Об охране окружающей природной среды”, в 1998-1999 гг.

Максимальная цена за переработку в России была заплачена Болгарией в 1998 году - 620 долл. за кг. Однако директор болгарской АЭС Козлодуи заявил в интервью в июне 1999 года, что “Болгарии такая цена не по карману”.

Больше ни одного поезда с болгарскими отходами в Россию не пришло. До этого СССР, а позднее и Россия забирали ядерные отходы из стран Восточной Европы и Финляндии на переработку БЕСПЛАТНО в подавляющем большинстве случаев. В 1998 году Минатом договорился со Словакией о транспортировке 20-ти поездов с ядерными отходами без всякой оплаты, в счет погашения государственного долга СССР. Это значит, что государственный бюджет России не пополнился, а опустел ровно на ту сумму, которая должна быть заплачена Словакией за эту сделку. В конце 1998 года, в обстановке строгой секретности на “Маяк” пришел первый поезд из Словакии. Только политические проблемы внутри Словакии, неожиданно возникшие в 1999 и приведшие к снятию председателя совета директоров словацкой компании SE, владеющей реакторами, не позволили осуществить транспортировку еще 19 поездов.

Причин, по которым ПО “Маяк” и Минатом лишились контрактов всего две:

1. Страны, обладающие ядерными реакторами советского дизайна, не могут себе позволить переработку в России, если за нее нужно платить даже скромную цену.

2. Восточные страны, в большинстве своем, не рассчитывали на то, что им придется обеспечивать хранение радиоактивных отходов в течение длительного времени, так как в советские времена СССР избавлял их от этой проблемы, забирая отходы с целью выделения из них плутония.

С 1995 года действует постановление президента нр.773, которое устанавливает в контрактах с участием России практику, общепринятую во всем мире: страна, посылающая ядерные отходы на переработку, обязана принять обратно отходы переработки. Таким образом, бывшие атомные соседи СССР по соцлагерю встали перед новой проблемой - получение отходов переработки и обеспечение их дальнейшей судьбы. Это во многом и повлияло на решения Финляндии, Венгрии и других стран не посылать ядерные отходы на “Маяк” для переработки.

МИФ 4. В России нет денег на экологические программы, поэтому необходимо ввозить отходы, чтобы обеспечить экологическую безопасность. Переработка отходов – современная безопасная технология.

Это неправда. Согласно неоднократным утверждениям главы Минатома РФ Евгения Адамова ежегодная прибыль этого ведомства от внешнеторговых операций составляет 2 миллиарда долларов. Кроме того, Минатом добился от президента существенных послаблений в правилах торговли ядерными технологиями, что позволяет ожидать существенного роста ежегодной прибыли.

В настоящее время Минатом имеет контракты на строительство реакторов и других ядерных установок в Индии, Иране и Китае. Последний контракт был заключен летом 2000 года. Все это дает основания полагать, что Минатом сегодня более чем в состоянии выделять весьма крупные средства для экологических программ, которые должны решить проблемы, возникшие в результате деятельности атомного комплекса. Однако большинство таких программ финансируются очень плохо из источников, не имеющих отношения к внешнеторговой деятельности Минатома. В результате ведомство, наносящее вред окружающей среде, в которой существует российский налогоплательщик, живет на средства этого налогоплательщика и извлекает коммерческую прибыль из таких средств.

Переработка ядерных отходов - грязный процесс, в результате которого образуется дополнительно большое количество ядерных отходов, для которых пока не существует безопасного способа обращения. В течение длительного времени ПО “Маяк” - единственное перерабатывающее предприятие в России с весьма изношенным оборудованием и неработающей печью по остекловыванию отходов - частично сливает радиоактивные отходы в естественные водоемы, такие как озеро Карачай, частично хранит их на своей промплощадке. По данным Госатомнадзора (ежегодный доклад за 1999 год), общая активность накопленных отходов равняется 392 млн. кюри.

Специалист по связям с общественностью ПО “Маяк” Рыжков заявил в частной беседе 25 Июля 2000, что общая активность отходов, накопленных на “Маяке”, равняется миллиарду кюри. В упомянутом докладе Госатомнадзора однозначно указано на то, что “Маяк” до сих пор сливает свои радиоактивные отходы в естественные водоемы, к тому же без специальной лицензии на такую деятельность. По всей видимости, именно этим и объясняются медленные темпы засыпки озера Карачай, ведь как только оно будет засыпано, “Маяк” лишится возможности сливать туда радиоактивные отходы, которые затем мигрируют с грунтовыми водами к источникам питьевой воды крупных городов.

В. Сливяк

сопредседатель международной
группы ЭКОЗАЩИТА!,
координатор Антиядерной кампании
Социально-Экологического Союза,
редактор бюро Всемирной Службы
Информации по Энергетике (WISE) в России
ecodefense@glasnet.ru

 


www. atomsafe. ru

[Содержание] [Главная страница]

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность