О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
БЮЛЛЕТЕНЬ ПРОГРАММЫ ЯДЕРНАЯ И РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ №7-8 2000г.ДОКУМЕНТЫ
Лизинг в ядерной энергетике Возможности и экологическая безопасность (выгоды и реалии) (по материалам Постоянной палаты по экологии и природным ресурсам Политического консультативного совета) Заслушав и обсудив выступления Президента РНЦ “Курчатовский институт” академика Е.П. Велихова, заместителя министра Минатома России В.А. Лебедева, с.н.с. ИГП РАН О.А. Супатаевой, вице-президента ОАО “ВЭЛ” В.М. Кожина, советника министра Минатома России Б.В. Никипелова, заместителя начальника департамента Минэкономики России Л.Я. Ефименко, депутата Государственной Думы А.Г. Пузановского, д. ф-м. наук И.И. Крышева, Председателя Госатомнадзора России Ю.Г. Вишневского, депутата Государственной Думы С.П. Шашурина и других участников заседания, члены Постоянной палаты по Экологии и природным ресурсам Политического консультативного совета отмечают следующее: Использование лизинга тепловыделяющих сборок (ТВС) позволит не только укрепить позиции России на мировом рынке ядерного топлива, но и расширить на нем свое присутствие. Лизинг ТВС является для нас наиболее выгодным способом увязки поставок свежих ТВС и обращения с отработавшими ТВС и радиоактивными отходами. Использование лизинга ТВС, кроме обычных преимуществ, позволяет усилить режим нераспространения ядерного оружия, существенно увеличить оборот на рынке ТВС и открыть новые возможности развития ядерной энергетики в России и во всем мире. В настоящее время в мире сложилась исключительно благоприятная для России ситуация, позволяющая раньше других внедрить лизинг ТВС. Пока только 3 страны в мире: Франция, Великобритания и Россия оказывать услуги по переработке отработавших ТВС в индустриальных масштабах. А Россия, кроме того, уже имеет многолетнюю практику обращения с ТВС (по договорам с Восточно-европейскими АЭС), которая включает, практически, все технологические элементы лизинга: от поставки свежих ТВС до обращения с отработавшими ТВС по той же схеме, по которой производится обращение с российскими ТВС. Это дает России уникальную возможность апробации технологии лизинга и ее сравнения с традиционным технологиями. В то же время развитию и внедрению лизинга препятствуют терминологический казус, связанный с основополагающим определением предмета лизинга, а также необходимость внесения многочисленных изменений и поправок не только в закон о лизинге, но и в другие законы и подзаконные акты. Терминологический казус, в основе которого лежит неадекватная аналогия между ядерным и химическим топливом, был детально изучен группой экспертов РНЦ “Курчатовский институт” с участием специалистов ОАО “ТВЭЛ”, ВНИПИЭТ и ИГП РАН. Результаты этой работы были доложены участникам заседания. Физико-технологический и правовой анализ понятия ТВС показал, что ТВС несомненно относятся к непотребляемым вещам, и, следовательно, могут быть предметом лизинга. Эти выводы были убедительно подкреплены показом видеофильма, в котором был продемонстрирован процесс производства ТВС в ОАО “ТВЭЛ”. Упомянутая выше группа экспертов и специалистов РНЦ “Курчатовский институт”, ОАО “ТВЭЛ”, ВНИПИЭТ и ИГП РАН подготовила также предложения по включению изменений и поправок в Федеральные законы и подзаконные акты, которые необходимы для внедрения лизинга в ядерную энергетику, а также дала оценку ожидаемых ежегодных поступлений дополнительных валютных средств в случае реализации лизинга ТВС. Участники заседания решили:
Аналитическая записка о международном лизинге в ядерной энергетике 1. Введение Емкость мирового рынка тепловыделяющих сборок (ТВС) для ядерных реакторов атомных электростанций (АЭС) составляет около 12 млрд. долларов США. На этом рынке идет жесткая конкурентная борьба. Например, американская фирма “Вестингауз” освоила производство ТВС для российских ядерных реакторов и предлагает их для стран Восточной Европы, в которых Россией были построены соответствующие АЭС. В свою очередь, российская компания ОАО “ТВЭЛ” совместно с фирмой “Сименс” освоила производство ТВС для западных ядерных реакторов и уже продает их в Германию, Швейцарию и ряд других стран. В этих условиях перед производителями ТВС стоят две важнейшие задачи: удержаться на рынке ТВС и расширить на нем свое присутствие. Чтобы представить себе масштабы потерь, связанных с борьбой за рынки ТВС, достаточно упомянуть, что фирма “Вестингауз” уже получила контракт на поставку ТВС для российского ядерного реактора чешской АЭС “Темелин” и это привело к потере для России не менее 400 миллионов долларов. Что нужно делать, чтобы не только удержаться на рынке ТВС, но и расширить на нем свое присутствие? Рецепт известен - это снижение цен, повышение качества и предоставление дополнительных услуг для Заказчиков. Лизинг ТВС является одним из самых эффективных средств предоставления новых услуг, льгот и взаимовыгодных условий. При этом необходимо обратить внимание на то, что сейчас наступил очень удобный момент для внедрения лизинга на мировом рынке ТВС. Во всем мире ключевой проблемой развития ядерной энергетики является проблема переработки и хранения отработавших ТВС и радиоактивных отходов. Лизинг может снять эту проблему с потребителей ТВС, которые не в состоянии или не хотят ее решать самостоятельно. Лизинг позволяет увязать поставки свежих и возврат отработавших ТВС. Уже одно это может позволить увеличить оборот на мировом рынке ТВС примерно в 1,5 раза. Лизинг ТВС создает важные стимулы для вовлечения новых стран в развитие ядерной энергетики. Предусматриваемая лизингом возможность возврата отработавших ТВС их производителю или лизингодателю позволяет практически снять с мировой общественности озабоченность проблемой нераспространения ядерного оружия. Предусмотренное законодательством о лизинге условие возврата предмета лизинга лизингодателю обеспечивает гарантию того, что ТВС не будут использоваться для несанкционированных целей. Это означает реальное усиление режима нераспространения ядерного оружия по сравнению с тем уровнем, который достигнут сегодня. Важно также особо отметить, что пока только три страны в мире - Франция, Великобритания и Россия - оказывают услуги по переработке отработавших ТВС на индустриальной основе. Это существенно облегчает возможности участия России в развитии мирового рынка ТВС на основе использования лизинговых операций именно сейчас. Однако есть еще одно, в известной мере, удивительное обстоятельство. Существует многолетняя практика, при которой Россия в рамках выполнения своих обязательств как правопреемницы СССР, поставляя ТВС для построенных при ее содействии АЭС, принимает на переработку выгруженные из них отработавшие ТВС. При этом фактически, используется схема, в которой все технологические и организационные операции совпадают с операциями при реализации лизинга ТВС: поставка ТВС на АЭС, использование ТВС для производства тепловой энергии, выдержка отработавших ТВС на АЭС, их транспортировка на радиохимический завод, переработка ТВС для извлечения ценных изотопов и т.д. В этой схеме не используются только преимущества и новые возможности, которые связаны с внедрением лизинга. Экономический эффект от лизинга ТВС достигается за счет следующих факторов: • увеличение объёмов поставок за счет удержания традиционных и проникновения на новые рынки сбыта путем предоставления более выгодных условий. • увеличение цены поставок по договору лизинга за счет включения в нее оплаты дополнительных услуг по обращению с отработавшими ТВС. (Цена за услуги по обращению и переработке ТВС, которая является составной частью лизингового контракта, близка к цене свежих ТВС). Увеличение объёмов поставок ТВС по схеме лизинга может дать: • увеличение налоговых платежей в бюджет (около 500 млн. долларов США ежегодно); • увеличение производственных мощностей и загрузки предприятий; • снижение издержек на производство ТВС; • увеличение прибыли от реализации продукции и услуг; • создание новых рабочих мест и решение социальных проблем ЗАТО. В приведенной ниже Таблице 1 даются оценки ожидаемых поступлений валютных средств непосредственно после внедрения лизинга. Таблица 1.
(*) Годовое потребление ТВС в Восточной Европе и Юго-Восточной Азии составляет около 2000 тонн. Присоединение России к Международной конвенции по лизингу и принятие Федерального закона “О лизинге” создали предпосылки для организации в России лизинга в такой наукоемкой и сложной деятельности как ядерная энергетика. Однако реализация лизинга сдерживается различными толкованиями законодательных актов и, в первую очередь, ошибочным отнесением ТВС к потребляемым вещам. Источником этой ошибки является терминологический казус: ТВС многими людьми ассоциируется с топливом, без учета принципиального различия между ядерным “топливом” и химическим топливом. (С таким же успехом можно отнести к “топливу” и электроплитку). Такие казусы встречаются довольно часто. Самый близкий по теме обсуждения пример - это использование неправильного термина “атомная электростанция” вместо правильного – “ядерная электростанция”. В большинстве случаев эти казусы являются предметом научных дискуссий, но в данном случае принятый в обиходе для удобства и образного представления, но неправильный по существу термин может радикальным образом повлиять на экономические возможности огромной отрасли и, в конечном счете, на благосостояние нашего общества в целом. Учитывая важность этой проблемы, группа экспертов РНЦ “Курчатовский институт”, совместно с ОАО “ТВЭЛ”, ВНИПИЭТ и Институтом государства и права РАН, рассмотрела технологические, экономические и правовые аспекты применения международного лизинга в ядерной энергетике России. Основными целями этой работы были: оценка технической осуществимости и экономической целесообразности использования лизинга в ядерной энергетике России, анализ международных правовых актов, действующего федерального законодательства России и наиболее важных подзаконных актов, а также разработка предложений по изменениям и дополнениям в федеральные законы и подзаконные акты. В первую очередь следует разобраться с предметом лизинга. Одними из наиболее продвинутых, высокотехнологичных и наукоемких изделий на мировом рынке ядерной энергетики являются ТВС. Возникает вопрос: может ли ТВС быть предметом лизинга? В соответствии с Федеральным законом “О лизинге” предметом лизинга может быть любая непотребляемая вещь. Следовательно, надо доказать, что ТВС относится к непотребляемым вещам. 2. Физико-технологические основания для отнесения ТВС к непотребляемым вещам Отнесение ТВС к потребляемым либо непотребляемым вещам не следует прямо из законодательных актов. С технической и юридической точек зрения ошибочность отнесения ТВС к потребляемым вещам, обоснована в Экспертном заключении и в Пояснительной записке, которые были переданы экспертами Курчатовского института в Государственную Думу России в марте 2000 г. и в Министерство экономики в апреле 2000 г. ТВС является машиностроительным изделием, со сроком службы (амортизации) 3-5 лет, что сопоставимо со сроком лизинга. Химическое топливо при сгорании полностью теряет свои натуральные свойства, т.е. конструктивные характеристики и способность выделять тепло. В связи с этим химическое топливо должно быть отнесено к потребляемым вещам. Ядерное топливо, напротив, не теряет своих натуральных свойств в процессе эксплуатации. Отработавшая в ядерном реакторе ТВС имеет практически те же конструктивные характеристики, что и новая ТВС и способна длительное время выделять тепло даже вне ядерного реактора. Процессы, которые происходят при “выгорании” ядерного “топлива” и горении химического топлива абсолютно разные. Выгорание ядерного “топлива” сопровождается не только выделением большого количества тепла, но и образованием большого количества новых изотопов. Среди этих изотопов есть весьма ценные, не встречающиеся в природе изотопы. Нелишне напомнить, что первые ядерные реакторы были созданы исключительно для получения одного из таких изотопов - плутония-239, который был нужен для изготовления ядерного оружия. При этом тепловыделение столь необходимое для производства электроэнергии на АЭС считалось вредным сопутствующим процессом. Полученный в ТВС плутоний может использоваться не только для производства ядерного оружия, но и, например, для производства новых ТВС для ядерной энергетики. Мы сталкиваемся здесь с парадоксальным фактом, когда вопреки нашему повседневному опыту по мере “выгорания” урановых ТВС в них нарабатывается новое ядерное “топливо”. Причем в некоторых типах ядерных реакторов нового топлива может получаться даже больше, чем “выгоревшего”. Уже одно только наличие в ТВС указанных выше ценных продуктов, которые образуются в процессе работы ТВС в ядерных реакторах, создает определенную весьма существенную остаточную стоимость отработавших ТВС, в связи с чем ТВС можно отнести к оборудованию, имеющему определенный и достаточно продолжительный (обычно от 3 до 5лет) ресурс работы. Таким образом, с физической и технологической точек зрения совершенно очевидно, что ТВС для ядерных реакторов относятся к непотребляемым вещам и, следовательно, могут являться предметом лизинга. 3. Правовые основания для отнесения ТВС к непотребляемым вещам С правовой точки зрения понятие “непотребляемые вещи” означает “вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования” (см. статью 607 Гражданского Кодекса Российской Федерации). То есть это вещи, не уничтожаемые полностью при их использовании и в течение длительного времени могущие служить по назначению. Из всего многообразия натуральных свойств (цвет, запах, способность производить какие либо вещи, либо операции в технологическом процессе и т.д.) естественно выделить те, которые определяют потребительские свойства вещи. Для ТВС - это способность выделять тепло в реакторе, сохраняя с высокой точностью все конструктивные характеристики. В течение всего срока эксплуатации (3-5 лет) ТВС не теряет своего основного натурального свойства. Наиболее существенная с этой точки зрения черта лизинга - сохранение собственности на предмет лизинга за лизингодателем. Для того чтобы все положения закона о лизинге были применимы, необходимо сохранение ликвидности предмета лизинга в течение всего срока амортизации. Так в статье 11 закона о лизинге содержится положение о том, что “право лизингодателя на распоряжение предметом лизинга включает право изъять предмет лизинга из владения и пользования у лизингополучателя в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом и договором лизинга “. Об этом же сказано также в п.1. статьи. 13 (Лизингодатель имеет право бесспорного взыскания денежных сумм и бесспорного изъятия предмета лизинга в следующих случаях: если условия пользования предметом лизинга лизингополучателем не соответствуют условиям договора лизинга или назначению предмета лизинга;...) и в статье 17 (При прекращении договора лизинга лизингополучатель обязан вернуть лизингодателю предмет лизинга в состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или износа, обусловленного договором лизинга). Предмет лизинга, в целях учета, амортизации и последующего списания, должен существовать, не теряя основные эксплуатационные свойства и функциональные возможности. Те предметы, которые одномоментно теряют основные свойства в акте использования - расходные материалы (бензин. фотопленка, продукты питания и т.д.) нельзя вернуть лизингодателю при нарушении условий договора. Однако все это не имеет отношения к ТВС. ТВС - замкнутая система, из которой, если не учитывать дефекты и аварии. не выходит никакое вещество (нет “химического горения”), они не теряют формы и функциональных частей. ТВС не теряют свое основное свойство - генерировать тепло - в течение всего срока до амортизации. Их, если в этом возникла бы необходимость, можно вернуть лизингодателю до окончания срока полной амортизации. При этом лизингодатель может, при соблюдении определенных правил и процедур, в случае экономической или иной целесообразности использовать их в целях дальнейшей эксплуатации. ТВС не имеют ни одной части, которая теряла бы свои основные свойства в акте использования. Поэтому совершенно очевидно, что ТВС для ядерных реакторов полностью удовлетворяют правовому пониманию термина “непотребляемые вещи”, в соответствии с чем ТВС для ядерных реакторов могут и должны быть предметом лизинга. Следовательно, и с физико-технологической и с правовой точек зрения ТВС аля ядерных реакторов относятся к непотребляемым вещам, Для дополнительного законодательного закрепления факта отнесения ТВС к категории непотребляемых вещей нами разработаны дополнения и поправки в Федеральный закон “О Лизинге” Статья 3 п.1. Кроме того для реализации лизинга в ядерной энергетике нами были предложены дополнения и поправки в ряд других законов и подзаконных актов, включая Постановление “О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР”. В Таблице 2 приведен перечень законов и основных подзаконных актов, для которых нами были разработаны поправки и изменения. Таблица 2.
4. Заключение Поиск дополнительных источников поступления валютных средств для России чрезвычайно актуален. Поэтому не вызывает сомнений, что при желании найти эти источники можно выработать приемлемые формулировки поправок и дополнений, учитывающих особенности лизинга изделий, содержащих ядерные и радиоактивные материалы, и удовлетворяющие международным договорам, Конституции РФ и Гражданскому кодексу РФ. Приложение Предложения по изменениям в законодательные акты Перечень законов и основных подзаконных актов для которых разработаны поправки и изменения
1. Предлагается внести следующие изменения и дополнения в Федеральный Закон “О лизинге”: Статья 3. Предмет лизинга Предметом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, т.е. вещи не уничтожаемые полностью при их использовании и срок лизинга которых может быть соизмерим по продолжительности с периодом их амортизации или превышать его. К таким вещам относятся предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности. Предметом лизинга не могут быть земельные участки и другие природные объекты, а также имущество, которое федеральными законами запрещено для свободного обращения. Примечание: - Вносимые нами изменения и дополнения подчеркнуты. - В п. 2 исключены слова: “или для которого установлен особый порядок обращения”. 2. Предлагается внести следующие изменения и дополнения в Федеральный Закон “Об использовании атомной энергии”: 2.1. Абзац 2 части 1 статьи 5 сформулировать в следующей редакции: “все ядерные материалы, за исключением ядерных материалов, используемых в тепловыделяющих сборках ядерных реакторов”. 2.2. Часть 5 статьи 5 сформулировать в следующей редакции: “Ядерные материалы, используемые в ТВС ядерных реакторов, а также не имеющие оборонного назначения и применяемые в медицине, научных исследованиях и промышленности радиоактивные вещества и радиационные источники могут находиться в собственности юридических лиц в порядке, установленном Правительством РФ”. 2.3. Статью 64 после первого абзаца добавить абзацем следующего содержания: “Вывоз и ввоз тепловыделяющих сборок ядерных реакторов может осуществляться на условиях лизинга. Порядок осуществления лизинга тепловыделяющих сборок ядерных реакторов определяется Правительством Российской Федерации”. 2.4. Последний абзац статьи 64 после слов “ с целью его” добавить словами “временного хранения “, далее по тексту. 3. Предлагается внести следующие изменения я дополнения в Федеральный Закон “Об охране окружающей природной среды”: 3.1. Пункт 3 изложить в следующей редакции: “3. Ввоз в целях хранения и захоронения радиоактивных отходов из других государств, их заполнение, отправка в целях захоронения в космическое пространство запрещается”. 3.2. Дополнить статью 50 пунктами 4 и 5 следующего содержания: “4, Ввоз радиоактивных отходов и материалов в целях получения внебюджетных средств для выполнения целевых федеральных экологических программ, программ субъектов и регионов Российской Федерации по очистке радиационно-загрязненных регионов Российской Федерации, допускается только после проведения экологической экспертизы, обосновывающей улучшение экологической ситуации в результате реализации проекта. 5. Ввоз из иностранных государств и вывоз из Российской Федерации тепловыделяющих сборок ядерных реакторов, содержащих радиоактивные материалы, на временное хранение и переработку разрешается, если по соответствующему проекту проведены государственные экспертизы условий обращения с ввозимыми тепловыделяющими сборками, обосновано общее снижение радиационного риска и повышение экологической безопасности в результате реализации проекта, существует административные и технические возможности, а также нормативная правовая основа и регулирующие органы, необходимые для обращения с тепловыделяющими сборками и радиоактивными отходами, образующимися при их переработке. Порядок ввоза-вывоза, в том числе при реализации лизинговых сделок, устанавливается Правительством Российской Федерации, исходя из основных принципов охраны окружающей природной среды и экономических интересов общества, принимая во внимание приоритетность права возвратить или обеспечить возвращение образовавшихся после переработки радиоактивных отходов в государство происхождения радиоактивных материалов.” 4. Предлагается внести следующие изменения и дополнения к Таможенному кодексу Российской Федерации: 4.1. Статью 68 гл. 10 внести в следующей редакции: “Временно ввозимые (вывозимые) товары подлежат возврату в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие прямого использования, естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения”. 5. Предлагается внести изменения и дополнения к подзаконным актам 5.1. 0 внесении дополнений в единые нормы амортизации Для приравнивания тепловыделяющих сборок к непотребляемым вещам и приведения порядка их учета в соответствие с установленными правилами: Министерству Экономики внести тепловыделяющие сборки в список оборудования, приведенный в ЕДИНЫХ НОРМАХ амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов, определенных в постановлении Совета Министров СССР от 22 октября 1990 г. No 1072 “О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР”. 5.2. Изменения и дополнения к ТН ВЭД Позиция ТВС отсутствуют в номенклатуре ТН ВЭД. Отнесение отработавших ТВС к отработавшим ТВЭ, а следовательно к подразделу “Элементы химические, радиоактивные и изотопы радиоактивные (включая делящиеся и воспроизводящие химические элементы и изотопьг) и их соединения: смеси и остатки, содержащие эти продукты, не является правомерным, так как ОТВС содержат ценное топливо. В связи с этим необходимо ввести новый код специально для ТВС так, чтобы коды свежих и отработавших ТВС были согласованы. 5.3. Приказ ГТК РФ В соответствии со ст. 71. гл. 10 Таможенного кодекса Российской Федерации, учитывая цели и обстоятельств такого ввоза, установить максимальные сроки временного вывоза ТВС 10 лет.
www. atomsafe. ru |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |