О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
БЮЛЛЕТЕНЬ ПРОГРАММЫ ЯДЕРНАЯ И РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ №7-8 2000г.СО СТРАНИЦ ПЕЧАТИ
Из интервью первого заместителя Министра РФ по атомной энергии Валентина Иванова корреспонденту газеты “Сегодня” Е. Кац “…Отходы мы ввозить не собираемся. Только облученное ядерное топливо ... с высоким содержанием недовыгоревшего урана и другими ценными энергетическими продуктами: если мы ввезем 20 тыс. тонн ОЯТ в течение 10-15 лет, в Россию поступят 20-21 млрд. долл. Из них примерно 2 млрд. нужны немедленно – по частям, но немедленно - на то, чтобы обновить и создать инфраструктуру для работы с этим топливом. Минатом возьмет их из тех денег, которые придут после начала реализации проекта. Никто не отрицает и того, что будут авансовые платежи партнеров, о чем мы с ними уже и договаривались, “…техника, которая нужна, существует и для первой партии подходит. Первые ввезенные 200 тонн мы размещаем в мокром хранилище, которое действует сейчас в Красноярске. Там будет достроен специальный отсек на 3 тыс. тонн. Но транспортные средства нужно сделать более современными. Нужно строить сухое хранилище ОЯТ с ежедневным контролем за окружающей средой, за почвой, за воздухом, средствами его физической защиты. На эти нужды и потребуется 2 млрд. долл. “…Нам понадобится около 10% от 20 млрд. долл., чтобы обеспечивать реконструкцию и текущую эксплуатацию сухих хранилищ. Эти деньги можно обеспечить созданием специального фонда. При 5% годовых фонд способен не просто обеспечить ежегодные затраты на оперативное хранение ОЯТ, но и накопить средства, чтобы в конце срока, когда понадобится извлечь уран и плутоний, переработать и утилизировать отходы. Отходы будут сконцентрированы в матрицах определенного типа и затем помещены либо в геологические формации, либо тоже на контейнерное контролируемое хранение. В зависимости от того, что окажется более выгодно, эффективно и безопасно. “…До 35% будет направлено на решение экологических проблем регионов и федерации. В этом смысл проекта: не стонать по поводу накопившихся проблем, а решать их. Сейчас к экологическим проблемам если и приступают, то с финансированием 7-10% от заявленного. Внешнее впечатление, что проблемы решаются, но в реальности их просто загоняют дальше в угол. Порядка 20% государство получит в виде федеральных и региональных налогов. Остальные деньги - до 30-40% - могут быть использованы федеральным правительством на госнужды. Столько раз это объясняли. Не знаю, почему этот вопрос до сих пор существует, “…надо вначале изменить законодательство. Как только это произойдет, все оставшееся время будет посвящено разработке механизмов создания фондов, составлению постановления правительства. Порядок и объемы ввоза будут согласовываться со всеми экологическими, контролирующими органами: с Минприроды, с комитетами Совета Федераций и Госдумы. Сейчас все намечено схематично, поскольку никто ни одной копейки тратить не будет (у нас ее просто нет, этой копейки) на то, чтобы что-то разрабатывать и делать в организационном плане, не имея уверенности, что задача будет решена законодательно. Е. Кац: В недавно утвержденной правительством стратегии развития Минатома до 2050 года средства от реализации проекта едва ли не основной источник финансирования всех программ, включая постройку 20-30 АЭС нового поколения “Да, если на это будет согласие правительства. Это деньги его, а не ведомства. …Сейчас достройка энергоблоков осуществляется за счет инвестиционной составляющей - энерготарифа. Это в перспективе на ближайшие пять лет. Если бы нам платили деньгами, этого хватило бы. Особенно в случае, если бы тариф был экономически обоснованным - на уровне 1 цента за кВт/ч. Сейчас из 0,5 цента (таков нынешний тариф) собираем деньгами 22-25%. Долги перед “топливниками” достигают астрономических сумм. И все же старое поколение станций будем завершать только за счет инвестиционной составляющей. Что касается новых энергоблоков, то если правительство пойдет нам навстречу и создаст накопительные фонды, как мы предлагаем, то эти деньги могут быть вложены в долгосрочные инвестиционные программы. Сначала средств будет не очень много, но через 5-10 лет набежит значительная сумма. Можно пустить ее в разные программы. И это будут не бюджетные деньги, а заработанные отраслью, в том числе на обращении с ОЯТ.”. Е. Кац: Правда ли, что проект создания плавучих АЭС уже на стадии строительства “…Это неправда. Проект разработан, для наших северных регионов это жизненно важно. Без него нельзя говорить о Севере как обитаемой территории. Энергетики там нет никакой. Проект сейчас на стадии лицензирования и сертификации. И если будут инвестиции, в течение 3-4 лет он может быть реализован. Прим. Редакции. Публикуя выдержки из интервью В. Иванова, мы обращаем внимание на то, что как неоднократно отмечалось, за громкими терминами “мировой рынок обращения с ОЯТ”, “лизинг ТВЭЛов” Минатом планирует просто взять ОЯТ у стран, желающих избавиться от продуктов деятельности своих АЭС, и организовать их хранение (по существу - захоронение) в России. Интервью показывает, что Минатом опять предполагает продолжать опасную практику закачки радиоактивных отходов в геологические формации, либо хранить в контейнерах, перекладывая заботу о них следующим поколениям. www. atomsafe. ru |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |