Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

БЮЛЛЕТЕНЬ ПРОГРАММЫ ЯДЕРНАЯ И РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ №6 июнь 1999г.

ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ

О состоянии экологической безопасности в зоне действия ПО “Маяк”

(по материалам Государственного комитета по охране окружающей среды ЗАТО г. Озерск 1996 - 1997 гг.)

Штатный контроль за радиационным загрязнением объектов окружающей среды, включающий контроль за состоянием приземного слоя атмосферы и поверхностного слоя почвы, на предприятии проводится с 1951 года. Данные контроля своевременно обрабатываются и анализируются. Основываясь на данных радиационного контроля за весь период наблюдений можно сделать вывод о стабилизации радиационной обстановки с начала 70-х годов. В настоящее время радиационная обстановка в районе ПО “Маяк” неуклонно улучшается в результате проведения на предприятии комплекса реабилитационных мероприятий и в результате естественного самоочищения территории от накопленных в начальный период работы предприятия радионуклидов.

Специалисты предприятия выполняют большой комплекс работ по изучению влияния различных источников радиоактивного загрязнения на формирование плотности радиоактивных выпадений. Анализ результатов исследований позволяет сделать следующий вывод: в настоящее время радиационное загрязнение приземного слоя атмосферы и территории в районе ПО “Маяк” формируется за счет вторичного ветрового переноса с ранее загрязненных территорий и влиянием неорганизованных источников, таких как водоемы-хранилища радиоактивных отходов, прежде всего водоем-9. Основной вклад (более 95%) в радиоактивные выпадения по стронцию-90 и цезию-137 дают именно эти источники. Вклад газо-аэрозольных выбросов предприятия в суммарные радиоактивные выпадения для этих радионуклидов не превышает 1%.

В таблице приведены данные по величине мощности экспозиционной дозы внешнего гамма-излучения от поверхности почвы для ряда населенных пунктов, расположенных вблизи ПО “Маяк”, и расчетные данные по индивидуальным эффективным эквивалентным дозам облучения жителей этих населенных пунктов.

Дозовое воздействие на население

Пункты контроля

Мощность экспозиционной дозы гамма-излученияот поверхности почвы, мР/год

Индивидуальные эффективные эквивалентные дозы облучения населения, мбэр

 

1996 г.

1995 г.

1994 г.

1996 г.

1995 г.

1994 г.

п. Новогорный

39,1

36,4

54,1

27

27

51

п. Худайбердинск

28,9

27,6

25,9

27

29

31

п. Башакуль

11,9

11,7

10,9

15

17

14

ОНИС (п. Метлино)

20,8

15,7

14,4

23

23

26

г. Озерск

17,8

14,3

15,1

9

18

13

г. Озерск, поселок 2

14,4

13,6

10,9

14

27

24

Из представленных в таблице данных видно, что годовая доза техногенного облучения населения за счет внешнего гамма-излучения (за вычетом природного фона) максимальных значений достигает в населенных пунктах п.Худайбердинск и п.Новогорный (от 26 до 54 мР), что объясняется повышенным содержанием в почве цезия-137 и повышенным содержанием естественных радионуклидов (40К, Th, Ra и др.) содержащимися в выбросах золы Аргаяшской ТЭЦ (п.Новогорный).

По данным контроля за год рассчитываются эквивалентные дозы на все тело, красный костный мозг, легкие и костную поверхность для лиц из населения. При расчетах учитывается доза от внешнего гамма-облучения с учетом коэффициента экранировки жилыми помещениями и времени пребывания на открытой местности. При оценке внутреннего облучения жителей учитывается вклад поступления цезия-137 и стронция-90 с пищевым рационом, ингаляционный путь поступления плутония-239, а также поступление окиси трития с питьевой водой и вдыхаемым воздухом.

Наибольший вклад в формирование индивидуальной эффективной эквивалентной дозы облучения организма в районе ПО “Маяк” вносит внешнее облучение всего тела и облучение костной поверхности и красного костного мозга от поступления в организм плутония-239 ингаляционным путем и стронция-90 с пищевым рационом.

Таким образом, из анализа таблицы можно сделать следующий вывод: полная индивидуальная эффективная эквивалентная доза облучения населения в указанных пунктах контроля значительно ниже предела дозы (ЭД = 0,5 бэр) и ниже средней индивидуальной эффективной эквивалентной дозы за счет естественного радиационного фона (100 мбэр в год). Минимальному дозовому воздействию подвергаются жители г. Озерска - 9 - 18 мбэр в год, а максимальному - жители п.Новогорный - 27-51 мбэр в год.

Экономическая ситуация и
проблемы финансирования

При сложившихся порядке и объемах финансирования невозможно в ближайшие годы завершить первоочередные мероприятия по предотвращению радиационных аварий и катастроф.

Эти мероприятия входят первым разделом в федеральную целевую программу по реабилитации Уральского региона. Однако, несмотря на важность и первоочередность, эти мероприятия по известным причинам бюджетом практически не финансируются.

Государственная программа 1992-1995 гг. предусматривала выделение ПО “Маяк” финансирования в объеме 769,9 млн.руб. (в ценах 1991 г.). Выделено 65,349 млн.руб. (8,49% от плана). В том числе (сравнения проведены в сопоставимых ценах):

  • Капитальные вложения - 4,6%
  • Практические мероприятия - 15,5%
  • Научное обеспечение - 6,1%.

Ситуация не улучшилась и с финансированием Федеральной целевой программы 1996-2000 г. в 1996 г.

  • На практические мероприятия (текущие расходы) 1996 года бюджетное финансирование на ПО “Маяк” (по Программе - 4919 млн.руб.) не поступало, погашен лишь долг за работы, выполненные в 1995 г.
  • Научное обеспечение работ (по Программе - 2342,2 млн.руб.) профинансировано лишь на 27%, причем эти средства поступили в IV квартале.
  • В части капитального строительства (по Программе - 32000 млн.руб.) лишь в конце 1996 г. было разрешено использовать задолженность бюджета по Программе на погашение задолженности ПО “Маяк” за тепло и электроэнергию, т.е., по сути, с начала года ПО “Маяк” за свой счет и в долг перед строительными и проектными организациями продолжал неотложные работы капитального характера. Но ввиду сложного финансового положения возможности ПО “Маяк” крайне ограничены.

Лимит 1997 года составляет лишь около 20% от предусмотренных Программой средств, да и на них, как показывает практика, надежды мало. Практически прекращено финансирование научного обеспечения работ ПО “Маяк”

При сложившихся темпах и объемах финансирования завершение самых неотложных и первоочередных мероприятий откладывается на неопределенные сроки, что нельзя признать допустимым.

К таким мероприятиям относятся:

  • Закрытие акватории водоема Карачай и строительство цеха отверждения среднеактивных отходов (САО).
  • Остекловывание накопленных жидких высокоактивных отходов (ВАО) и строительство второй очереди цеха остекловывания.
  • Прекращение переполнения каскада водоемов-хранилищ низкоактивных отходов (Теченский каскад водоемов). С прекращением строительства Южно-Уральской атомной станции ситуация с водоемами приобрела тупиковый характер.

Особую остроту в программных мероприятиях приобрела проблема завершения строительства второй очереди цеха остекловывания в связи с остановкой существующей печи, проработавшей двойной проектный ресурс.

Руководство области и общественность категорически возражают против накопления ВАО в жидком виде без остекловывания и могут потребовать остановки приема и переработки отработавшего топлива с баз ВМФ и АЭС, а, следовательно, и остановки радиохимического комплекса. И это, несмотря на то, что имеется двухлетний запас емкостей в хранилище ЖРО.

Оплата услуг по переработке ОЯТ позволила предприятию “Маяк” решать экономические, социальные и экологические задачи, а также частично компенсировать недостатки финансирования за продукцию оборонного характера. Остановка радиохимического комплекса грозит предприятию и городу финансовой катастрофой со всеми вытекающими социальными и экологическими последствиями.

В случае пуска очередной электропечи не позднее 1998 года и продолжения работы установки по фракционированию ВАО (УЭ-35) может быть обеспечена переработка в течение 5-6 лет всех жидких ВАО, накопленных в емкостях комплекса “С”, а также отходов текущего производства.

goscom@chel-65.chel.su

[Содержание] [Главная страница]

 

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность