О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
БЮЛЛЕТЕНЬ ПРОГРАММЫ ЯДЕРНАЯ И РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ №6 июнь 1999г.ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВО состоянии экологической безопасности в зоне действия ПО “Маяк” (по материалам Государственного комитета по охране окружающей среды ЗАТО г. Озерск 1996 - 1997 гг.) Штатный контроль за радиационным загрязнением объектов окружающей среды, включающий контроль за состоянием приземного слоя атмосферы и поверхностного слоя почвы, на предприятии проводится с 1951 года. Данные контроля своевременно обрабатываются и анализируются. Основываясь на данных радиационного контроля за весь период наблюдений можно сделать вывод о стабилизации радиационной обстановки с начала 70-х годов. В настоящее время радиационная обстановка в районе ПО “Маяк” неуклонно улучшается в результате проведения на предприятии комплекса реабилитационных мероприятий и в результате естественного самоочищения территории от накопленных в начальный период работы предприятия радионуклидов. Специалисты предприятия выполняют большой комплекс работ по изучению влияния различных источников радиоактивного загрязнения на формирование плотности радиоактивных выпадений. Анализ результатов исследований позволяет сделать следующий вывод: в настоящее время радиационное загрязнение приземного слоя атмосферы и территории в районе ПО “Маяк” формируется за счет вторичного ветрового переноса с ранее загрязненных территорий и влиянием неорганизованных источников, таких как водоемы-хранилища радиоактивных отходов, прежде всего водоем-9. Основной вклад (более 95%) в радиоактивные выпадения по стронцию-90 и цезию-137 дают именно эти источники. Вклад газо-аэрозольных выбросов предприятия в суммарные радиоактивные выпадения для этих радионуклидов не превышает 1%. В таблице приведены данные по величине мощности экспозиционной дозы внешнего гамма-излучения от поверхности почвы для ряда населенных пунктов, расположенных вблизи ПО “Маяк”, и расчетные данные по индивидуальным эффективным эквивалентным дозам облучения жителей этих населенных пунктов. Дозовое воздействие на население
Из представленных в таблице данных видно, что годовая доза техногенного облучения населения за счет внешнего гамма-излучения (за вычетом природного фона) максимальных значений достигает в населенных пунктах п.Худайбердинск и п.Новогорный (от 26 до 54 мР), что объясняется повышенным содержанием в почве цезия-137 и повышенным содержанием естественных радионуклидов (40К, Th, Ra и др.) содержащимися в выбросах золы Аргаяшской ТЭЦ (п.Новогорный). По данным контроля за год рассчитываются эквивалентные дозы на все тело, красный костный мозг, легкие и костную поверхность для лиц из населения. При расчетах учитывается доза от внешнего гамма-облучения с учетом коэффициента экранировки жилыми помещениями и времени пребывания на открытой местности. При оценке внутреннего облучения жителей учитывается вклад поступления цезия-137 и стронция-90 с пищевым рационом, ингаляционный путь поступления плутония-239, а также поступление окиси трития с питьевой водой и вдыхаемым воздухом. Наибольший вклад в формирование индивидуальной эффективной эквивалентной дозы облучения организма в районе ПО “Маяк” вносит внешнее облучение всего тела и облучение костной поверхности и красного костного мозга от поступления в организм плутония-239 ингаляционным путем и стронция-90 с пищевым рационом. Таким образом, из анализа таблицы можно сделать следующий вывод: полная индивидуальная эффективная эквивалентная доза облучения населения в указанных пунктах контроля значительно ниже предела дозы (ЭД = 0,5 бэр) и ниже средней индивидуальной эффективной эквивалентной дозы за счет естественного радиационного фона (100 мбэр в год). Минимальному дозовому воздействию подвергаются жители г. Озерска - 9 - 18 мбэр в год, а максимальному - жители п.Новогорный - 27-51 мбэр в год. Экономическая ситуация и При сложившихся порядке и объемах финансирования невозможно в ближайшие годы завершить первоочередные мероприятия по предотвращению радиационных аварий и катастроф. Эти мероприятия входят первым разделом в федеральную целевую программу по реабилитации Уральского региона. Однако, несмотря на важность и первоочередность, эти мероприятия по известным причинам бюджетом практически не финансируются. Государственная программа 1992-1995 гг. предусматривала выделение ПО “Маяк” финансирования в объеме 769,9 млн.руб. (в ценах 1991 г.). Выделено 65,349 млн.руб. (8,49% от плана). В том числе (сравнения проведены в сопоставимых ценах):
Ситуация не улучшилась и с финансированием Федеральной целевой программы 1996-2000 г. в 1996 г.
Лимит 1997 года составляет лишь около 20% от предусмотренных Программой средств, да и на них, как показывает практика, надежды мало. Практически прекращено финансирование научного обеспечения работ ПО “Маяк” При сложившихся темпах и объемах финансирования завершение самых неотложных и первоочередных мероприятий откладывается на неопределенные сроки, что нельзя признать допустимым. К таким мероприятиям относятся:
Особую остроту в программных мероприятиях приобрела проблема завершения строительства второй очереди цеха остекловывания в связи с остановкой существующей печи, проработавшей двойной проектный ресурс. Руководство области и общественность категорически возражают против накопления ВАО в жидком виде без остекловывания и могут потребовать остановки приема и переработки отработавшего топлива с баз ВМФ и АЭС, а, следовательно, и остановки радиохимического комплекса. И это, несмотря на то, что имеется двухлетний запас емкостей в хранилище ЖРО. Оплата услуг по переработке ОЯТ позволила предприятию “Маяк” решать экономические, социальные и экологические задачи, а также частично компенсировать недостатки финансирования за продукцию оборонного характера. Остановка радиохимического комплекса грозит предприятию и городу финансовой катастрофой со всеми вытекающими социальными и экологическими последствиями. В случае пуска очередной электропечи не позднее 1998 года и продолжения работы установки по фракционированию ВАО (УЭ-35) может быть обеспечена переработка в течение 5-6 лет всех жидких ВАО, накопленных в емкостях комплекса “С”, а также отходов текущего производства. [Содержание] [Главная страница]
|
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |