О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Минатом и будущее России Ядерная сделка между Россией и Ираном привлекает внимание прессы только с точки зрения политической конкуренции России и США. В последнее время стало хорошим тоном и признаком просвещенного патриотизма действовать наперекор американцам во всем. При этом вряд ли приходит в голову мысль о том, что, придерживаясь подобной установки, мы вручаем США весьма эффективный рычаг воздействия на Россию: подтолкнуть ее к какому-либо выгодному для себя действию будет очень легко, подвергнув последнее демонстративному осуждению. Договор о строительстве АЭС в Бушере, поставке в Иран энергоблоков атомных станций с реакторами типа ВВЭР-1000, о сооружении исследовательских реакторов и помощи в подготовке иранских специалистов должен обсуждаться в первую очередь с позиций безопасности и геополитических интересов самой России. Вопрос о реакции на это США должен стоять на 10-м, если не на 20-м месте. Анализ последствий такого рода сделок должен осуществляться в самых различных контекстах. Экономические последствия С самым очевидным и злободневным аспектом проблемы - краткосрочной экономической выгодой нужно покончить сразу и бесповоротно: ядерные контракты являются и чрезвычайно выгодными и крайне благоприятными как для бюджета, так и для внешнеторгового баланса России. Однако, ситуация представляется несколько иной, если мы примем во внимание долгосрочные экономические интересы России. Инвестиции Ирана в ядерную энергетику нужно рассматривать в свете того факта, что недра этой страны изобилуют нефтью и газом. Сокращая использование этих видов топлива в собственном энергообеспечении, Иран идет на увеличение их доли в своем экспорте. Это обстоятельство выглядит весьма пикантно ввиду того, что Россия и Иран являются прямыми конкурентами на мировом рынке нефти и газа. Особую остроту столкновение их интересов приобретает в странах СНГ, многие из которых не чужды соблазна найти альтернативу топливной зависимости от России. На роль подобной альтернативы Иран может претендовать в силу не только политических и религиозных, но и чисто географических факторов. Было бы нелишним узнать о том, какой позиции по данному вопросу придерживается Министерство экономики. Да существует ли вообще такая позиция? А до тех пор, пока она неизвестна, кажется весьма вероятным, что наша скороспелая выгода от продажи ядерных установок и технологий не может идти ни в какое сравнение со стратегическим выигрышем Ирана в долгосрочной перспективе, - и, соответственно, точно таким же проигрышем России. Не пришлось бы нам когда-нибудь кусать локти оттого, что мы собственными руками вскормили себе могучего и безжалостного конкурента. Тиражирование риска и ухудшение состояния здоровья персонала и населения. Экспорт “мирного атома” в 70-ые и 80-ые годы работал на полную мощь. Атомные станции строились Советским Союзом и там, где это можно делать, как, например, в Финляндии, и там, где это делать крайне опасно, например, на Кубе, в Ливии и в Ираке. Кроме того, с помощью СССР были запущены в эксплуатацию ядерные исследовательские центры в Ливии и Северной Корее. Проблема безопасности ядерного сотрудничества с зарубежными странами имеет военно-политический, кадровый и технологический аспекты.
В первом полугодии 1998 году на 29 энергоблоках АЭС в России произошло подлежащих учету 42 нарушений в работе, против 34 за аналогичный период 1997 г. Нарушения в работе на ВВЭР происходят, несмотря на то, что вот уже который год продолжает действовать предписание Госатомнадзора России по ограничению до 90 % номинальной мощности на Балаковской АЭС, т.е. на тех станциях, где эксплуатируется энергоблоки, аналогичные тем, которые будут построены в Иране. Все это говорит о том, что Минатом России пытается зарабатывать валюту на тиражировании и продаже самых опасных технологий, не останавливаясь ни перед чем и, продолжая пренебрегать как окружающей средой, так и здоровьем населения стран - импортеров ядерных технологий. Было бы излишним приводить здесь тот аргумент, что, увеличивая ядерный риск в глобальном масштабе, Россия понижает и свою собственную безопасность, что убедительно показала авария на Чернобыльской АЭС. От радиационных загрязнений (воздушных, водных, пищевых и т.д.) нельзя отгородиться границами. Опасность исходит не только от возможного загрязнения окружающей среды, она существует и на предприятиях Минатома для своего же персонала и населения уже сейчас. В Постановлении Правительства от 22 февраля 1997 г. N 191 отмечено ухудшение отдельных показателей здоровья как лиц, непосредственно занятых в особо опасных производствах Минатома России, так и населения прилегающих местностей. В картине профессиональной заболеваемости работников системы Минатома России 58% занимают болезни, вызванные воздействием радиоактивных веществ. За последние 5 лет рост заболеваемости злокачественными новообразованиями среди работников, занятых на отдельных предприятиях Минатома России, составил 28%, из числа всех лиц, обслуживаемых Федеральным управлением медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения Российской Федерации. При этом резко увеличилось число больных, впервые выявленных в запущенной стадии, снизился процент выявления этих заболеваний на медосмотрах. На предприятиях ядерного топливного цикла Минатома России зарегистрировано около 2 тыс. лиц - носителей плутония и доказана прямая связь между плутонием и заболеваемостью раком легких. Первичная заболеваемость психическими расстройствами среди работающих на ряде предприятий Минатома России за последние 3 года возросла почти на 50%. Это - серьезная предпосылка к росту риска возникновения аварийной ситуации на особо опасных предприятиях по вине работников этих предприятий. Снижается продолжительность профессиональной деятельности высококвалифицированного персонала особо опасных производств. Среди работников имеются лица, получившие сверхнормативные дозы ионизирующего облучения и воздействия вредных химических веществ, а также страдающие профессиональными заболеваниями. У 80% работников особо опасных производств отмечается развитие вторичных иммунодефицитов, осложняющих течение профессиональных заболеваний. Неблагоприятны и общие показатели здоровья населения, проживающего в районах размещения особо опасных предприятий. Общая смертность населения закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО), на территории которых расположены предприятия Минатома России, за последние годы возросла в полтора раза, а 1994 год характеризовался отрицательным естественным приростом населения. Распространенность врожденных аномалий среди детей в возрасте до 14 лет, проживающих в ЗАТО, вдвое превышает аналогичный показатель по России. Проблема контроля Для того чтобы оценить все последствия заключения ядерных сделок для безопасности России, необходимо уделить некоторое внимание проблеме контроля и учета ядерных материалов (ЯМ) в нашем государстве. Согласно высказываниям заместителя начальника департамента Минатома РФ Н. Редина в период с 1992 по 1995 гг., зафиксировано около 30-ти хищений ядерных материалов с объектов Минатома РФ (ИТАР-ТАСС, 28.10.98 г.). Кроме этого, Председатель Государственного таможенного комитета В. Драганов сообщил, что в 1998г. российские таможенники предотвратили несколько попыток перемещений через границы РФ ядерных материалов. В ряде случаев подобные действия совершались под прикрытием дипломатического иммунитета. Причем указанные материалы не вывозились из РФ, а следовали транзитом через российскую территорию (“Интерфакс”, 26.01.99 г.). Существующая, исторически сложившаяся система физической защиты ядерных материалов в России основывается, прежде всего, на обеспечении охраны предприятий по периметру их ограждений, чем обеспечивается так называемый режим секретности. Однако, при этом невозможно контролировать ЯМ при перемещениях их внутри самих предприятий. Система учета ЯМ не обеспечивает полной гарантии того, что они не будут использованы для несанкционированных целей. Из всего этого следует один простой вывод: если страна не может контролировать ядерные технологии у себя дома, то тем труднее ей будет сделать это в других странах. Таким образом, довольно призрачной выглядит уверенность российской стороны в том, что ей удастся предотвратить оседание в Иране плутония, который будет нарабатываться в процессе эксплуатации атомной станции. Не имеют под собой надежной основы и ссылки на контроль со стороны МАГАТЭ, которое уже показало свой неэффективный контроль за нераспространением ядерного оружие в Пакистане, Израиле, Индии и ЮАР. Никак не удается отделаться от подозрения, что заключаемая сделка является крупным вкладом в ядерную программу Ирана, - если и не в сегодняшнюю (о наличии которой есть основания подозревать), то, по меньшей мере, в будущую, которая может сформироваться по мере становления технологической и кадровой базы, связанного с использованием пока еще “мирного атома”. В этой связи необходимо затронуть вопрос об авторитете России на международной арене. Если она унаследует от СССР статус главного экспортера ядерных загрязнений, то ей будет очень трудно рассчитывать на укрепление своего влияния и престижа в мире. Очевидно, что мировое лидерство в XXI веке будет иметь, не только узко-прагматический, но и моральный аспект. Успех страны, претендующей на мировое влияние, будет зависеть не только от ее могущества, но и от ее вклада в решение глобальных проблем человечества. Пока же все идет к тому, что Россия будет вносить вклад не в решение, а в увеличение и усугубление таких глобальных проблем как распространение ядерных технологий и расползание источников радиоактивного загрязнения. Безопасность России: Прогноз развития геополитической ситуации России не может не учитывать ее некоторые особенности. Тот факт, что споры о принадлежности России к Западу тянутся уже не одно столетие, сам по себе свидетельствует о множестве точек пересечения между российской и западной ветвями цивилизации. Но что представляется бесспорным, так это отсутствие каких-либо оснований отождествлять Россию с цивилизацией исламской. Между тем, многочисленные ученые и философы давно уже прогнозируют, что основная линия напряженности в XXI веке будет пролегать между западным и исламским миром. Если этот прогноз верен, то России предназначена уже знакомая ей роль: служить водоразделом и буфером в противостоянии Запада и Востока, защищая первый и подвергаясь сокрушительным ударам последнего. Надежда на то, что России удастся избежать участия в “войне миров” - в случае, если таковая разразится, - выглядят наивно. Слишком много геополитических факторов противопоставляют ее исламскому югу. Речь идет в первую очередь о борьбе за влияние на Азербайджан, Чечню и Среднюю Азию. Такие страны, как Турция, Иран и Пакистан уже сейчас располагают достаточными ресурсами для усиления этого влияния - и не только идеологическими (религиозными), но также экономическими и военными. В случае успеха на этом направлении геополитические аппетиты ислама уже не будут ограничиваться пределами бывших республик СССР, - под прицелом окажутся религиозно родственные регионы России. Степень участия исламских стран в чеченской войне пока еще до конца не ясна, но то, что известно, нельзя не расценивать как грозное предвестие. Задачу исламизации огромных пространств, прилегающих к России с юга, облегчают две тенденции: ослабление интеграции в рамках СНГ и демографический взрыв исламского населения (в том числе и в самой России), бурно разрастающегося на фоне падения рождаемости русских. Демографическое давление рано или поздно становится фактором геополитики, - особенно в странах с сильным аграрным укладом; рост населения порождает потребность в новых землях, а отсюда - только один шаг до земельных притязаний. Вообще, если брать в расчет демографический взрыв, то исламские страны - отнюдь не единственная опасность, угрожающая России с востока. Китай, безусловно, представляет собой демографическую бомбу многократно большей разрушительной силы. Экспансия китайского населения в приграничные районы России уже стала очевидной реальностью, и это в ситуации, когда китайскому руководству удается осуществлять жесточайший контроль рождаемости. По-видимому, мы еще не до конца осознали, какую угрозу для России и всего мира представляет весьма возможная в недалеком будущем демократизация Китая, которая неизбежно повлечет за собой резкое ослабление демографического контроля, увеличение китайской иммиграции в Россию и вследствие этого - усиление земельных и прочих притязаний. Суммируя все сказанное, можно смоделировать весьма опасный геополитический сценарий, при осуществлении которого Россию ожидает роль страны, испытывающей мощнейшее давление на двух различных отрезках своих границ. Если учесть, что сходство интересов ведет к сотрудничеству, то можно прогнозировать дальнейшее сближение Китая с исламским миром - и не в последнюю очередь на почве соперничества с Россией. В свете подобного сценария нельзя не принять во внимание тот факт, что кооперация между Ближним и Дальним Востоком имеет место уже сейчас - как в военной сфере, так в области использования ядерных материалов. Совершенно очевидно, что контракты по строительству атомных станций, которые сегодня заключаются Москвой с Пекином, Тегераном и Дели (Индия в этой связи очень опасна, после проведения этой страной испытаний ядерного оружия и отказ от присоединения к “Договору о запрещении испытаний ядерного оружия”), представляют собой прямое вливание в ядерную мощь потенциальных геополитических соперников России, способных образовать крайне неприятный для нее альянс. О наличии подобного вливания нельзя судить, исходя из одного лишь частного вопроса о возможности наработки в реакторах АЭС оружейного плутония. Речь в первую очередь идет о вкладе России в развитие ядерной инфраструктуры этих стран, а также в накопление их интеллектуального и технологического потенциала. В конечном счете, дело не в том, сколько граммов плутония останется во владении Ирана, а в том, какой объем знаний будет усвоен его специалистами, которых, кстати, Минатом России намеревается обучать. За творческим применением этих знаний дело не станет, тем более, что помощи можно ожидать от коллег из Китая и Северной Кореи. Ввоз радиоактивных отходов: Со всех зарубежных АЭС, построенных по советским проектам, отработавшее топливо всегда направлялось на переработку в СССР. Эта традиция сегодня не только получает второе дыхание, но и приобретает черты долгосрочного стратегического проекта. Все преграды, которые могут возникнуть на пути его реализации, каждый раз беспощадно сметаются Минатомом. Примером этого является последнее специально подписанное в ноябре 1998 г. Постановление Правительства России по ввозу из Венгрии очередной партии отработавшего ядерного топлива, что является нарушением - статьи 50-ой пункта 3 “Закона об охране окружающей среды”, запрещающей ввоз на территорию России радиоактивных отходов. В настоящее время духу и букве этой статьи противоречат десятки контрактов, заключенных российским правительством с зарубежными партнерами. Здесь мы имеем дело с тем случаем, когда нарушение закона действительно равносильно тяжкому преступлению. Россия сегодня явно не готова к широкомасштабному импорту отработавшего топлива. Экологическая безопасность в местах размещения предприятий ядерного топливного цикла находится в катастрофическом состоянии. Так, например, суммарная активность РАО, образующихся при добыче урановых руд, производстве ядерного топлива, переработке отработавшего ядерного топлива, оборонных программ, использовании источников ионизирующего излучения и т.д., составляет приблизительно 1,8 миллиарда кюри. Основной объем отходов сосредоточен на Сибирском химическом комбинате (Томск-7), Горно-химическом комбинате (г. Железногорск) и на ПО “Маяк” (Челябинск-65). Всего же на территории предприятий ядерно-топливного цикла накоплено около 440 млн. куб. м жидких радиоактивных отходов и 200 млн. куб. м твердых отходов. Система обращения с твердыми РАО практически не учитывает наличие плутония и трансурановых элементов, хранение которых требует специальных жестких мер. Так, на заводе по производству гексафторида урана в Томске-7 масса плутония в твердых захороненных отходах превышает 70 кг. Обоснование ядерной безопасности отсутствует. Такая же ситуация и на других могильниках во всех перечисленных выше географических точках. Наибольшую радиационную опасность представляет система обращения с жидкими РАО всех уровней активности. Высокоактивные отходы хранятся в емкостях или закачиваются в глубинные пласты-коллекторы, обоснование ядерной безопасности которых также отсутствует. Емкости-хранилища высокоактивных отходов требуют постоянного и повышенного внимания, так как протечки, разрушения или тепловые взрывы в них могут привести к серьезным радиационным авариям, подобным аварии на ПО “Маяк” в 1957 г. В открытых бассейнах-хранилищах жидких РАО в придонном иле содержится плутоний, масса которого превышает десятки килограммов. Особую тревогу вызывает положение на радиохимических предприятиях, - как из-за большого объема накопившихся отходов, так и по причине их концентрации в открытых природных средах, что привело к утрате контроля за их распространением и грозит обернуться экологической катастрофой. Ко всему этому надо добавить еще и проблемы, связанные с транспортировкой высокотоксичных отходов через огромные пространства России. Таким образом, мы видим, что экспорт “мирного атома” представляет ощутимую угрозу не только для стран его импортирующих, но в первую очередь для самой России. Было бы излишним в очередной раз говорить о последствиях радиоактивных загрязнений для здоровья нынешнего и многих будущих поколений. Но существует аспект, который в этой связи все же хотелось бы затронуть. Вопрос стоит очень ясно: станет ли переработка и хранение радиоактивных отходов постоянной обязанностью России в международном разделении труда? Для такого рода озабоченности существуют очень веские основания. Уже заключенные или только планируемые ядерные контракты России с Китаем, Ираном, Индией и рядом европейских стран (не говоря уже о странах СНГ) послужили в какой-то мере причиной, а в какой-то - также и целью возобновления строительства в г. Железногорске (Красноярск-26) завода по переработке отработавшего ядерного топлива РТ-2. Специалистами уже подсчитано: для того, чтобы завод был рентабельным, 80 % перерабатываемых им отходов должно поступать из-за рубежа. Иными словами: экспансия Минатома за пределы России влечет за собой крупномасштабные вливания в инфраструктуру переработки отходов внутри страны. Эта деятельность осуществляется под самыми благовидными предлогами. Строительство радиохимических производств типа РТ-2 ведет к увеличению числа рабочих мест (оставим в стороне экологические последствия); для их поддержания необходима полная загрузка мощностей; отсюда - императив: нужны новые контракты по экспорту ядерных установок, которые в свою очередь требуют новых инвестиций в инфраструктуру, т.е. все новых и новых заводов. Примерно так работает механизм расширения одной из самых могущественных империй нашего времени - империи Минатома. Цена, которую Россия может заплатить за усиление этой империи, выражается не столько в денежных суммах, сколько в направлении ее цивилизованного развития. Одной из основных характерных особенностей современного мира является углубление международного разделения экономических функций, при котором за развитыми странами Запада закрепляется разработка высоких и экологически чистых технологий, а на так называемый “третий мир” приходится добыча сырья и развитие “грязных” производств, губительных для окружающей среды. Уже в настоящее время можно констатировать, что многообразные экологические успехи западных стран были достигнуты за счет вытеснения токсичных технологий и отходов в развивающиеся страны. В этом отношении Россия представляет для запада особый интерес как сравнительно отсталая страна, не только богатая сырьевыми ресурсами, но и располагающая обширной инфраструктурой атомной промышленности. Прецеденты использования ее в этом последнем качестве уже существуют. Примером тому является подписанный в 1993 г. контракт на поставку из России в США пяти килограммов плутония-238 на сумму шесть миллионов долларов, который предполагается использовать для реализации американских космических программ. Интересно то, что плутоний-238 используется в бортовых энергетических системах космических кораблей предназначенных для спутников-шпионов, ввиду небольших размеров летательного объекта (а интересно шпионить они за нами будут). Производство плутония-238 сосредоточено у нас в России на ПО “Маяк”. Нет необходимости гадать, почему США отказались использовать для выработки этого высокотоксичного металла собственные мощности. С большим сожалением приходится констатировать, что это далеко не единственный случай использования России “по назначению” - в качестве страны третьего мира. Окажется ли Россия на мировых задворках, или все-таки сумеет вернуть себе статус глобального лидера? Погоня за сиюминутной экономической выгодой подталкивает нынешнее российское руководство к выбору первого пути. Свидетельство тому - резкое увеличение доли сырьевых отраслей в нашей экономике и те неслыханные успехи, которых достигают отдельные ведомства, поставившие своей целью превратить Россию в свалку радиоактивных отходов и мировой заповедник высокотоксичных технологий. В.М. Кузнецов Международный институт гуманитарно-политических исследований. [Содержание] [Главная страница]
|
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |