О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Проблемы РАО глазами Минатома и не только...
Письмо Г.Н. Селезнева Председателю Правительства Российской Федерации Письмо экс-министра труда Японии Председателю Правительства Российской Федерации
Министерство Российской федерации по атомной энергии ознакомилось с Заявлением Социально - экологического СоюзаПервый Заместитель Министра Российской Федерации по атомной энергии Генеральная прокуратура Российской Федерации Программа ядерная и радиационная безопасность Министерство Российской федерации по атомной энергии ознакомилось с Заявлением Социально - экологического Союза “Минатом готов превратить Россию в международную ядерную свалку”. С целью избежать излишней эмоциональности, свойственной нашим оппонентам и выражающейся в привязанности к разного рода антиядерным лозунгам, мы хотели бы сразу приступить к четким ответам на поставленные в Заявлении вопросы. В настоящее время Минатом России действительно проводит маркетинговое исследование, направленное на изучение мирового рынка услуг по обращению с отработавшим ядерным топливом (далее - ОЯТ) зарубежных АЭС (текущие поставки ОЯТ осуществляются с АЭС Венгрии, Болгарии, Словакии, Украины). Здесь следует отметить, что отработавшее ядерное топливо не классифицируется как радиоактивные отходы; содержащиеся в нем в значительных количествах уран и плутоний могут быть регенерированы и возвращены в ядерно-топливный цикл. В этой связи Минатом России считает не только целесообразным, но и обязательным изучение различных альтернативных возможностей на рынке услуг по обращению с ОЯТ. В рамках данного маркетингового исследования изучается зарубежный опыт, выясняются планы различных стран, использующих атомную энергетику, в отношении накопленного ОЯТ. В случае, если зарубежные партнеры проявляют заинтересованность в двустороннем сотрудничестве с Российской Федерацией в данной области, намерения потенциальных поставщиков ОЯТ в отношении объемов топлива и условий его вывоза (включая финансовую сторону) фиксируются в форме двусторонних протоколов о намерениях, записей бесед и подобных документов предварительного характера, не ведущих к возникновению каких-либо обязательств ни для одной из сторон. Какое - либо иное толкование данных документов, кроме консультативного обмена мнениями с фиксированием потенциальных возможностей для последующего рассмотрения в органах законодательной и исполнительной власти, исключено. Со своей стороны Минатом России всегда подчеркивал и подчеркивает, что действующее законодательство Российской федерации строго регламентирует условия приема ОЯТ. Основанием для приема ОЯТ служат заключаемые международные Соглашения между Правительствами Российской Федерации и страны - поставщика ОЯТ (страны - контрагента). Основными условиями приема ОЯТ являются обязательная переработка ОЯТ после регламентного хранения и возврат стране - контрагенту образующихся радиоактивных отходов. Какие-либо изменения в приведенных условиях возможны только в случае соответствующих изменений в действующем законодательстве. Чтобы перейти к фактам, подтверждающим изложенное выше, направляем Вам на рассмотрение копию Протокола о намерениях от 17.09.98 г., подписанного с представителями швейцарских энергокомпаний при участии немецкой фирмы “Интернекско”. Обращаем Ваше внимание, что данный документ не имеет никаких грифов секретности, что еще раз подтверждает его консультативный характер. Ремарка о конфиденциальности переговоров сделана прежде всего по причине наличия в Протоколе коммерческой тайны - цен, указанных швейцарской стороной. По этой же причине, мы вынуждены исключить эти данные из направляемого текста. Следует только отметить, что финансовое предложение швейцарской стороны никоим образом нельзя расценивать как необоснованно низкое. При необходимости, Минатом России готов в рабочем порядке предоставить в Генеральную Прокуратуру Российской федерации полную информацию о ценовом уровне. Если отвлечься от границ, установленных действующим российским законодательством, и говорить о возможных решениях проблемы ОЯТ, то следует сказать, что согласно имеющимся конъюнктурным материалам и поступающим коммерческим заказам в стоимостном выражении рынок по хранению ОЯТ потенциально можно оценить в 21,9 млрд. долл. США (34,4 млрд. долл. США на перспективу), в то время как рынок по переработке ОЯТ - в 4,7 млрд. долл. США. И здесь чрезвычайно важно отметить, что рынок услуг по переработке практически сложился и поделен между основными предприятиями по переработке в Великобритании, Франции и России, в то время как рынков услуг по долгосрочному хранению зарубежного ОЯТ формально не существует. Указанные выше стоимостные оценки, сделаны без учета возможных положительных тенденций, которые можно ожидать на рынках экспорта российских услуг по переработке уранового сырья, экспорта свежего ядерного топлива российского происхождения, экспорта, в целом, российских технологий в страны, как уже достигшие значительного уровня развития атомной энергетики, так и только начинающие осваивать свои национальные ядерные программы. Безусловно, эти возможные изменения значительны по своему стоимостному выражению, но достаточно трудны для точной экономической оценки, чтобы быть приведены здесь корректным образом. Отдельно следует подчеркнуть, что возможная реализация новых услуг не потребует изыскания дополнительных финансовых резервов, отрицательно влияющих на сбалансированность национального бюджета, или использования каких-либо иных видов целевого финансирования со стороны государства. Напротив, протекционистская политика государства в данной области позволит не только расширить сферу внешнеэкономической деятельности Российской Федерации в области торговли высокотехнологичными изделиями и услугами, и как следствие существенным образом изменить имеющуюся в настоящий момент структуру экспорта - импорта в сторону более характерную для стран с развитой экономикой, но и главное - решить сложную внутреннюю задачу по финансированию природоохранных мероприятий в рамках действующих Федеральных программ по обращению с радиоактивными отходами, утилизации выведенных из эксплуатации реакторов, ОЯТ судов атомного флота и атомных подводных лодок, радиационной реабилитации населения и территорий, работ по повышению безопасности российских атомных электростанций и совершенствованию национальной системы обращения с ОЯТ и утилизации радиоактивных отходов. Еще раз подчеркиваем - в случае принятия изменений в действующем законодательстве, расширяющих возможности России на рынке услуг по обращению с ОЯТ. Минатом России будет выходить с предложением об обязательной подконтрольности поступающих финансовых средств и их первоочередном использовании в природоохранных мероприятиях. Однако, “экологические” силы непреднамеренно, как хочется верить, проводят политику дезинформации в СМИ, направляют петиции в органы контроля и всячески дискредитируют Минатом России в глазах общественности. В качестве примера достаточно вернуться к рассматриваемому Заявлению:
В этой связи, мы хотели бы высказать пожелание Социально-экологическому Союзу уделять большее внимание реальной деятельности, направленной на повышение социально-экологических условий жизни населения Российской федерации, вместо более привычных для данной организации, но, к сожалению, не несущих пользы, публичных обвинений в непатриотичности. Со своей стороны, Министерство по атомной энергии Российской Федерации всегда готово оказывать необходимое содействие в реализации действительно насущных экологических программ. С уважением В.Б. Иванов [Содержание] [Главная страница]
|
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |