Сети МСоЭС
Дела МСоЭС
СоЭС-издат
|
Первому Заместителю Министра Российской Федерации по атомной энергии В.Б. ИвановуКопия: Генеральная прокуратура России Прокурору управления по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов Т.И.Костоеву На №02-951 от 02.03.99
Уважаемый г-н Первый Заместитель Министра! Мы несколько удивлены тем, что первым адресатом Минатома в его ответе на Заявление Социально-Экологического союза “Минатом готов превратить Россию в международную ядерную свалку” является Генеральная прокуратура России – туда СоЭС не направлял пока своих заявлений по поводу незаконных, с нашей точки зрения, действий Минатома. Мы с сожалением констатируем, и теперь уже обращаем внимание и Генеральной Прокуратуры Российской Федерации на то, что Вы в своем ответе полностью подтвердили наши опасения относительно противозаконных планов Минатома организовать “рынок услуг по долгосрочному хранению зарубежного ОЯТ” (с.2 Вашего письма) – деятельность, специально запрещенную ст. 50 закона “Об охране окружающей среды” (1991). Подтвердили Вы и послужившую одной из главных причин нашего Заявления тенденцию в деятельности Минатома – “отвлекаться от границ, установленных действующим российским законодательством” (там же). Мы считаем, что Минатом России, как и любое другое юридическое или физическое лицо, не имеет права “отвлекаться” от российского законодательства в своей деятельности. Такие действия Минатома - нарушение самих основ государственного управления. Вызывает удивление Ваше утверждение, что хранение ОЯТ может рассматриваться как “высокотехнологическая” услуга, “более характерная для стран с развитой экономикой”. Ни одна страна в мире не считает возможным оказывать такие коммерческие услуги не из-за их технологической сложности, а исходя, в первую очередь, из соображений национальной безопасности. Вы пишите, что “Минатом России будет выходить с предложением об обязательной подконтрольности поступающих средств и их первоочередном использовании в природоохранных мероприятиях” (там же). Значит ли это, что Минатом пересмотрел свою, неоднократно заявленную, позицию о первоочередном использовании средств, которые могут быть получены от хранения ОЯТ, на завершение строительства РТ-2 (не менее 4 млрд. долларов!) и решение социальных проблем? Вы считаете “информацию о переговорах Минатома со Швецией” “абсолютно недостоверной”, и на этом основании Вы обвиняете авторов Заявления в “непрофессионализме” и “элементарном незнании существа вопроса” (с.2 п.2 письма). Мы не можем принять этих обвинений, поскольку, по сообщениям и российской и шведской печати, такие переговоры велись несколько лет назад, и - если Вы не сможете найти соответствующие документы в архивах Минатома, - мы постараемся достать их и представить Вам. В п.3 на с.2 письма утверждается, что в нашем Заявлении “необоснованно приводятся цены, не имеющие никакого отношения к реальным”. И в этом Вы ошибаетесь: нами приведены цены на переработку ОЯТ одной из зарубежных стран (Украины), неоднократно публиковавшиеся в российской прессе и, насколько нам известно, не опровергавшиеся Минатомом. Поскольку Вам “совсем непонятна логика авторов” (с.2, п.4 письма), которые утверждают, что политика Минатома способствует распространению расщепляющихся материалов в мире, обращаем Ваше внимание на статьи В. Орлова “Что выгодно Минатому…” (Московский Центр Карнеги, 1997) и А. Яблокова “Об опасных последствиях внешнеполитической деятельности Минатома” (журнал “Ядерный контроль”, 1997), где приведены многочисленные факты и документы, обосновывающие нашу критику внешнеполитической деятельности Минатома, как противоречащей национальным интересам России. Вы утверждаете, что Минатом “всегда готов оказывать необходимое содействие в реализации действительно насущных экологических программ”. Ниже мы перечисляем только некоторые из кажущихся нам “действительно насущными” экологических программ (имеющих ядерно-радиационную компоненту) по которым можно было наладить конструктивное взаимодействие общественных организаций системы Социально-Экологического Союза с соответствующими организациями Минатома: - разработка норм и правил экологически безопасной космической деятельности;
- подготовка и издание Атласа радиационного загрязнения России (“ядерного наследия”);
- разработка мероприятий по предотвращению радиационного загрязнения Енисея в результате деятельности полигона “Северный”;
- подготовка и проведение международного круглого стола по экологическим проблемам плавучих атомных станций;
- разработка системы мероприятий по реабилитации радиационно-загрязненных территорий и усилению экологической безопасности Белоярской АЭС.
В заключение отметим, что нас беспокоит постоянное нарушение Минатомом ст. 14 закона “Об использовании атомной энергии” (1995), согласно которой общественные организации должны иметь возможность организовать обсуждение всех без исключения проектов законодательных актов и программ по ядерно-радиационной проблематике, в котором могли бы принять участие и заинтересованные граждане. Такого обсуждения не было в отношении программы развития атомной энергетики (1998), не было и в отношении программы развития ядерной энергетики в космосе (1998), не было в отношении рассматривающейся сейчас под руководством Минатома проекта поправки к ст. 50 закона “Об охране окружающей природной среды” (которая и послужила причиной нашего Заявления). Не проведено Минатомом общественного обсуждения и проекта Концепции по обращению с РАО, находящегося сейчас на согласовании в министерствах и ведомствах. Сопредседатели СоЭС: С. Забелин, А. Яблоков Координатор Программы “Ядерная и радиационная безопасность” Е.Крысанов Москва, 23 марта 1999 г.
[Содержание] [Главная страница]
|
Специальные проекты
Информационные партнёры:
|