О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Российский Научный Центр “КУРЧАТОВСКИЙ ИНСТИТУТ” Депутату Государственной Думы С.П. Шашурину Уважаемый Сергей Петрович! На Ваш запрос относительно предложенной Вами поправки к статье 50 “Закона о защите окружающей природной среды” сообщаю следующее: При работе ядерных реакторов атомных электростанций (АЭС), а также промышленных реакторов-наработчиков плутония, реакторов атомных подводных лодок (АПЛ), исследовательских и других ядерных реакторов происходит образование и накопление различных радиоактивных отходов (РАО) и отработавшего ядерного топлива (ОЯТ). Сегодня очевидно, что проблема обращения с РАО и ОЯТ является одной из ключевых проблем, определяющих перспективы развития ядерной энергетики во всем мире. Хотя объемы образующихся отходов в ядерной энергетике несоизмеримо меньше, чем, например, в химии или в обычной энергетике, именно они привлекают самое пристальное внимание общественности. В России накоплено большое количество РАО в основном, от военной деятельности, и ОЯТ. в основном, от работы АЭС. Похожей является также и ситуация с РАО и ОЯТ у США. Заниматься обращением с РАО и ОЯТ в полном объеме могут далеко не все страны. Обращение с РАО и ОЯТ требует использования высоких наукоемких технологий, наличия высококвалифицированного персонала, наличии достаточных территорий с нужными гидрологическими и геофизическими условиями, а также отсутствия политических ограничений, связанных с терроризмом и со странами, которые являются источниками обеспокоенности мирового сообщества. Россия имеет все необходимые технологии, персонал, возможности и огромный опыт, чтобы заниматься обращением с РАО и ОЯТ в полном объеме. Объем работ в области упорядочивания и. совершенствования обращения с РАО и ОЯТ в полном объеме чрезвычайно велик. Первые хранилища РАО были созданы в США и СССР в самом начале работ по созданию атомного оружия и заполнены еще в 40-х годах. Их возраст в настоящее время превышает 45-50 лет. Как показывает опыт эксплуатации хранилищ РАО. Во многих случаях ни конструкции хранилищ, ни площадки их размещения не удовлетворяют современным требованиям. В связи с приближением проектных сроков (30 лет) эксплуатации целого ряда АЭС, останова большинства промышленных реакторов-наработчиков плутония и вывода из действия более 100 российских атомных подводных лодок, возникла проблема переработки и захоронения большого количества ОЯТ, облученного оборудования, технологических конструкций и материалов ядерных реакторов и вспомогательных узлов. Расходы на эти работы весьма высоки. Например, объем финансирования подобных работ в США оценивается в 130-200 миллиардов долларов, а время, необходимое для очистки, дезактивации и восстановления территорий только ядерных комплексов в США составит более 20 лет. К сожалению, тяжелое экономическое положение не позволяет надеяться на то, что в ближайшие 15-20 лет Россия найдет собственные средства для решения основных проблем по обращению со своими РАО и ОЯТ. Решить проблему обращения со своими РАО и ОЯТ в отсутствии бюджетного финансирования можно единственным способом привлечением связанных инвестиций. Это позволило бы за счет предоставления Россией возможностей и услуг по решению проблем РАО и ОЯТ. имеющихся у наших зарубежных партнеров, получить достаточные средства для решения российских проблем с РАО и ОЯТ на самом высоком в мире научно-технологическом уровне. Особенно привлекательной была бы увязка решения проблем обращения с РАО и ОЯТ для наших зарубежных партнеров с поставкой им на долгосрочной основе российского свежего ядерного топлива. А наиболее перспективными зарубежными партнерами, в том числе с географической точки зрения, могли бы быть наши партнеры из Азиатско-Тихоокеанского региона. Решение упомянутых выше проблем позволило бы нам за счет заработанных средств решить множество тяжелых социальных задач и задач, связанных с совместным развитием высоких технологий. Чтобы представить себе емкость рынка обращения с ОЯТ, достаточно сказать, что, например, переработка 1 кг ОЯТ стоит около 1000 долларов, к 2000 году в мире будет накоплено свыше 220000 тонн ОЯТ. и уже сейчас из ядерных реакторов АЭС всего мира выгружается около 12000 тонн ОЯТ в год. Однако решение этой важнейшей для России проблемы связано с необходимостью изменения статьи 50 закона РФ об охране окружающей природной среды, по которой ввоз в целях хранения или захоронения радиоактивных отходов и материалов из других государств запрещается. По нашему мнению сегодняшняя редакция статьи 50 “Закона о защите окружающей природной среды” наносит ущерб как экономическим, так и экологическим интересам Российской Федерации и объективно не позволяет обеспечить надлежащий уровень обращения с накопленными радиоактивными отходами в нашей стране, как того справедливо требует общественность. В связи с изложенным предложение внести поправку в статью 50 “Закона с защите окружающей природной среды” с целью снятия ограничений, не позволяющих России решить проблемы РАО и ОЯТ без привлечения бюджетных средств, а также решить наиболее трудные социальные задачи и задачи, связанные с развитием высоких технологий на основе международной кооперации за счет средств, заработанных атомной наукой и индустрией, является своевременным и целесообразным. Для обеспечения точного соответствия формулировок предлагаемой Вами редакции пункта 3 статьи 50 “Закона о защите окружающей природной среды” целям, изложенным в настоящем письме, целесообразно обсудить указанную поправку с юристами. Кроме того, целесообразно обсудить с юристами вопросы непротиворечивости новой редакции пункта 3 статьи 50 “Закона о защите окружающей природной среды” возможностям организации ядерного лизинга. В случае необходимости специалисты РНЦ “Курчатовский институт” готовы участвовать в этих и любых других обсуждениях поправок и изменений к статье 50 “Закона о защите окружающей природной среды”. Р.S. Формально у нас есть Федеральные целевые программы развития работ в области РАО и ОЯТ. которые, как и многие другие такого рода программы практически, не финансируются. Отсюда возникает следующая ситуация: С одной стороны, негуманно, да и нереально требовать увеличения бюджетных ассигнований на решение проблем РАО и ОЯТ в то время когда миллионы пенсионеров, учителей, врачей, ученых и других работников бюджетной сферы месяцами не получают причитающиеся им ничтожные выплаты. С другой стороны, счастливое стечение обстоятельств позволят решить насущные проблемы РАО и ОЯТ без использования бюджетных средств, за счет привлечения зарубежных связанных инвестиций, но это противоречит действующему сейчас Российскому законодательству. Следует отметить особо, что нынешнее благоприятное стечение обстоятельств, когда потребности зарубежных партнеров в использовании передовых российских технологий для переработки ОЯТ и обращения с РАО могут быть непосредственно реализованы в виде многомиллиардных инвестиций, напрямую направленных на улучшение радиационно-экологического состояния в России, не может длиться долго. Уже через несколько лет следует ожидать всплеска конкуренции со стороны других стран, что приведет к необратимой утрате нынешнего лидирующего положения России в области высокотехнологичной переработки и обращении с РАО и ОЯТ и, что еще более опасно, к потере нами международного рынка стоимостью в десятки миллиардов долларов. И уж в этом худшем случае действительно, деньги на абсолютно необходимое всем нам улучшение радиационно-экологической ситуации в России придется неизбежно изыскивать в нашем скудном бюджете, чтобы перестать быть “ядерной свалкой” отечественных РАО. Президент РНЦ “Курчатовский институт”, [Содержание] [Главная страница]
|
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |