Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Российский Научный Центр “КУРЧАТОВСКИЙ ИНСТИТУТ”

Депутату Государственной Думы С.П. Шашурину

Уважаемый Сергей Петрович!

На Ваш запрос относительно предложенной Вами поправки к статье 50 “Закона о защите окружающей природной среды” сообщаю следующее:

При работе ядерных реакторов атомных электростанций (АЭС), а также промышленных реакторов-наработчиков плутония, реакторов атомных подводных лодок (АПЛ), исследовательских и других ядерных реакторов происходит образование и накопление различных радиоактивных отходов (РАО) и отработавшего ядерного топлива (ОЯТ). Сегодня очевидно, что проблема обращения с РАО и ОЯТ является одной из ключевых проблем, определяющих перспективы развития ядерной энергетики во всем мире.

Хотя объемы образующихся отходов в ядерной энергетике несоизмеримо меньше, чем, например, в химии или в обычной энергетике, именно они привлекают самое пристальное внимание общественности. В России накоплено большое количество РАО в основном, от военной деятельности, и ОЯТ. в основном, от работы АЭС. Похожей является также и ситуация с РАО и ОЯТ у США. Заниматься обращением с РАО и ОЯТ в полном объеме могут далеко не все страны.

Обращение с РАО и ОЯТ требует использования высоких наукоемких технологий, наличия высококвалифицированного персонала, наличии достаточных территорий с нужными гидрологическими и геофизическими условиями, а также отсутствия политических ограничений, связанных с терроризмом и со странами, которые являются источниками обеспокоенности мирового сообщества. Россия имеет все необходимые технологии, персонал, возможности и огромный опыт, чтобы заниматься обращением с РАО и ОЯТ в полном объеме.

Объем работ в области упорядочивания и. совершенствования обращения с РАО и ОЯТ в полном объеме чрезвычайно велик. Первые хранилища РАО были созданы в США и СССР в самом начале работ по созданию атомного оружия и заполнены еще в 40-х годах. Их возраст в настоящее время превышает 45-50 лет. Как показывает опыт эксплуатации хранилищ РАО. Во многих случаях ни конструкции хранилищ, ни площадки их размещения не удовлетворяют современным требованиям. В связи с приближением проектных сроков (30 лет) эксплуатации целого ряда АЭС, останова большинства промышленных реакторов-наработчиков плутония и вывода из действия более 100 российских атомных подводных лодок, возникла проблема переработки и захоронения большого количества ОЯТ, облученного оборудования, технологических конструкций и материалов ядерных реакторов и вспомогательных узлов. Расходы на эти работы весьма высоки. Например, объем финансирования подобных работ в США оценивается в 130-200 миллиардов долларов, а время, необходимое для очистки, дезактивации и восстановления территорий только ядерных комплексов в США составит более 20 лет.

К сожалению, тяжелое экономическое положение не позволяет надеяться на то, что в ближайшие 15-20 лет Россия найдет собственные средства для решения основных проблем по обращению со своими РАО и ОЯТ.

Решить проблему обращения со своими РАО и ОЯТ в отсутствии бюджетного финансирования можно единственным способом привлечением связанных инвестиций. Это позволило бы за счет предоставления Россией возможностей и услуг по решению проблем РАО и ОЯТ. имеющихся у наших зарубежных партнеров, получить достаточные средства для решения российских проблем с РАО и ОЯТ на самом высоком в мире научно-технологическом уровне. Особенно привлекательной была бы увязка решения проблем обращения с РАО и ОЯТ для наших зарубежных партнеров с поставкой им на долгосрочной основе российского свежего ядерного топлива. А наиболее перспективными зарубежными партнерами, в том числе с географической точки зрения, могли бы быть наши партнеры из Азиатско-Тихоокеанского региона.

Решение упомянутых выше проблем позволило бы нам за счет заработанных средств решить множество тяжелых социальных задач и задач, связанных с совместным развитием высоких технологий.

Чтобы представить себе емкость рынка обращения с ОЯТ, достаточно сказать, что, например, переработка 1 кг ОЯТ стоит около 1000 долларов, к 2000 году в мире будет накоплено свыше 220000 тонн ОЯТ. и уже сейчас из ядерных реакторов АЭС всего мира выгружается около 12000 тонн ОЯТ в год.

Однако решение этой важнейшей для России проблемы связано с необходимостью изменения статьи 50 закона РФ об охране окружающей природной среды, по которой ввоз в целях хранения или захоронения радиоактивных отходов и материалов из других государств запрещается. По нашему мнению сегодняшняя редакция статьи 50 “Закона о защите окружающей природной среды” наносит ущерб как экономическим, так и экологическим интересам Российской Федерации и объективно не позволяет обеспечить надлежащий уровень обращения с накопленными радиоактивными отходами в нашей стране, как того справедливо требует общественность.

В связи с изложенным предложение внести поправку в статью 50 “Закона с защите окружающей природной среды” с целью снятия ограничений, не позволяющих России решить проблемы РАО и ОЯТ без привлечения бюджетных средств, а также решить наиболее трудные социальные задачи и задачи, связанные с развитием высоких технологий на основе международной кооперации за счет средств, заработанных атомной наукой и индустрией, является своевременным и целесообразным.

Для обеспечения точного соответствия формулировок предлагаемой Вами редакции пункта 3 статьи 50 “Закона о защите окружающей природной среды” целям, изложенным в настоящем письме, целесообразно обсудить указанную поправку с юристами. Кроме того, целесообразно обсудить с юристами вопросы непротиворечивости новой редакции пункта 3 статьи 50 “Закона о защите окружающей природной среды” возможностям организации ядерного лизинга.

В случае необходимости специалисты РНЦ “Курчатовский институт” готовы участвовать в этих и любых других обсуждениях поправок и изменений к статье 50 “Закона о защите окружающей природной среды”.

Р.S. Формально у нас есть Федеральные целевые программы развития работ в области РАО и ОЯТ. которые, как и многие другие такого рода программы практически, не финансируются. Отсюда возникает следующая ситуация:

С одной стороны, негуманно, да и нереально требовать увеличения бюджетных ассигнований на решение проблем РАО и ОЯТ в то время когда миллионы пенсионеров, учителей, врачей, ученых и других работников бюджетной сферы месяцами не получают причитающиеся им ничтожные выплаты.

С другой стороны, счастливое стечение обстоятельств позволят решить насущные проблемы РАО и ОЯТ без использования бюджетных средств, за счет привлечения зарубежных связанных инвестиций, но это противоречит действующему сейчас Российскому законодательству.

Следует отметить особо, что нынешнее благоприятное стечение обстоятельств, когда потребности зарубежных партнеров в использовании передовых российских технологий для переработки ОЯТ и обращения с РАО могут быть непосредственно реализованы в виде многомиллиардных инвестиций, напрямую направленных на улучшение радиационно-экологического состояния в России, не может длиться долго. Уже через несколько лет следует ожидать всплеска конкуренции со стороны других стран, что приведет к необратимой утрате нынешнего лидирующего положения России в области высокотехнологичной переработки и обращении с РАО и ОЯТ и, что еще более опасно, к потере нами международного рынка стоимостью в десятки миллиардов долларов. И уж в этом худшем случае действительно, деньги на абсолютно необходимое всем нам улучшение радиационно-экологической ситуации в России придется неизбежно изыскивать в нашем скудном бюджете, чтобы перестать быть “ядерной свалкой” отечественных РАО.

Президент РНЦ “Курчатовский институт”,
академик Е.П. Велихов

[Содержание] [Главная страница]

 

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность