О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
БЮЛЛЕТЕНЬ ПРОГРАММЫ ЯДЕРНАЯ И РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ №3-4 2000г.В РЕГИОНАХЗаметки о строительстве атомной станции теплоснабжения в Томске-7. В вопросах строительства подобных объектов прежде всего следует руководствоваться не эмоциями, не профессиональными пристрастиями и наклонностями, а теми законодательными и нормативными актами, которые имеются в России сегодня. Я не против строительства АСТ, я - не за строительство, я – за точное соблюдение законов, норм и правил, принятых в России и действующих и на территории ЗАТО. Позволю себе напомнить, что к настоящему времени в России утверждены Постановлением Правительства РФ от 14 марта 1997 г. № 306 “Правила принятия решений о размещении и сооружении ядерных установок”, которые разработаны в соответствии со статьёй 28 Федерального закона “Об использовании атомной энергии”, т.е. в развитие указанного закона (далее - “Правила”). Из п. 4 “Правил” следует, что АСТ-500 – объект федерального значения (сооружается на территории ЗАТО). Из п. 5 “Правил”. Решения о сооружении объектов федерального значения принимает Правительство РФ. Решения о месте размещения указанных объектов принимаются совместно Правительством РФ и органами государственной власти субъектов РФ, на территории которых предполагается размещение объектов, т. е. совместно с администрацией Томской области. Из п. 6 “Правил”. Для обоснования решений о размещении и сооружении объектов устанавливается следующая последовательность подготовки документов: а) предложения о размещении и сооружении объекта исходят от заказчика, который на основании потребностей регионов, выявленных в схемах развития отраслей народного хозяйства, составляет ходатайство о намерениях; ходатайство содержит необходимую информацию о целях, источниках и возможностях инвестирования, вариантах местоположения, сроках строительства и ввода объекта в эксплуатацию, технико-экономических показателях, радиационной и экологической безопасности объекта; б) ходатайство о намерениях направляется заказчиком на рассмотрение: в федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие управление использованием атомной энергии, и органы исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых намечается размещение объекта, - для объектов федерального и регионального значений. По результатам положительного рассмотрения ходатайства о намерениях заказчик принимает решение о разработке в установленном порядке обоснования инвестиций. Разработка и согласование намеченных в обосновании инвестиций решений по сооружению объекта и условий предварительно согласованного места его размещения производится заказчиком или по его поручению разработчиками обоснования инвестиций; в) обоснование инвестиций с приложениями необходимых материалов согласований и решения о предварительном месте размещения объекта, соответствующих коммуникаций, а также, при необходимости, его санитарной зоны направляются заказчиком в орган исполнительной власти субъекта РФ для оформления акта выбора земельного участка, в соответствии с земельным законодательством РФ, законодательством РФ о недрах, законами и пр. Акт утверждается решением органа исполнительной власти субъекта РФ для объектов федерального и регионального значения; г) утверждение обоснования инвестиций заказчиком осуществляется на основе заключений государственных экспертиз, включая экологическую, заключений соответствующих федеральных органов исполнительной власти и решений органов исполнительной власти субъектов РФ о согласовании места размещения объекта; д) материалы обоснований инвестиций могут использоваться заказчиком для проведения социологических исследований, опросов общественного мнения и референдумов о возможности сооружения объекта; е) на основе утвержденных обоснований инвестиций заказчик принимает решение о разработке ТЭО, которое является основным проектным документом на сооружение объекта; ж) ТЭО по объектам федерального значения проходит необходимые согласования, государственные экспертизы, включая экологическую, осуществляемую в соответствии с Федеральным законом “Об экологической экспертизе”, и утверждается соответствующим федеральным органом исполнительной власти. И т.д. Обращаю ваше внимание на то, что ни один из вышеперечисленных пунктов “Правил” заказчиком не выполнен, а именно: отсутствует ходатайство о намерениях; потребности региона или неизвестны заказчику, т. е. СХК, или намеренно не согласованы с администрацией области; отсутствуют варианты местоположения объекта; обоснование инвестиций в Администрацию Томской области не направлялось и, соответственно, не согласовывалось; акт выбора площадки под строительство тоже не согласован с администрацией Томской области; акт выбора земельного участка не оформлен в соответствии с законодательством и не утвержден администрацией Томской области; обоснование инвестиций не утверждено должным образом, не прошло государственную экологическую экспертизу и не может являться основанием для разработки ТЭО. Таким образом, налицо целый букет явных нарушений российских законов, норм и правил. Хочу напомнить, что несоблюдение законов может привести к новым судебным процессам (а они уже имеются в Томске). Например, пункт 5.8 “Регламента проведения государственной экологической экспертизы”, утверждённого приказом Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 17 июня 1997 г. № 280, зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ 28 июля 1997 г., регистрационный № 1359, гласит: “При несогласии заказчика, общественных организаций и других заинтересованных лиц с заключением ГЭЭ результаты ГЭЭ могут быть оспорены в судебном порядке. Я думаю, что эти процессы не принесут пользы никому, ни СХК, ни Северску, ни Томску. По моему мнению, заказчик и разработчики должны вернуться немного назад и устранить перечисленные нарушения, в особенности касающиеся обоснования инвестиций. Относительно ТЭО АСТ-500. Времени на ознакомление даже с основными томами было очень мало, но сразу же бросились в глаза некоторые, мягко говоря, недоработки. Утверждается, что в радиусе 30 км от предполагаемого места строительства АСТ-500 не ведется интенсивное сельское хозяйство. Если это действительно так и такие крупные с/х организации, как, например, ГСП “Томское” - п. Светлый, АОЗТ “Томь” – п. Черная Речка, АОЗТ “Кисловское” – п. Кисловка, АОЗТ “Родина” – п. Нелюбино, ТОО “Кафтанчиково”, АОЗТ “Рыбаловское”, п/ф “Туганская” - п. Рассвет, ТОО “Заварзино”, АОЗТ “Степановское” и др., а также больше 250 садово-огородных кооперативов (несколько десятков тысяч участков) нельзя отнести к с/хозяйству, то в любом случае разработчики ТЭО обязаны были свои слова подтвердить справкой администрации Томского сельского района (в ТЭО указан только один садово-огородный кооператив и две птицефабрики). Из ТЭО совершенно невозможно определить, какова же радиационная обстановка на площадке под предполагаемое строительство. Глава с таким названием в ТЭО есть, а самой радиационной обстановки нет! Из плана-схемы видно, что на площадке расположены какие-то могильники, но что это такое – не расшифровывается. Неясно, кто проводил измерения, какими приборами, есть ли аккредитация и пр. Из ТЭО нельзя определить, кто из разработчиков имеет лицензии на соответствующий вид деятельности, а кто только подал заявки, а ведь работа без соответствующей лицензии - это опять-таки нарушение закона. Таких примеров можно привести много. Кроме того, в заключение хочу отметить, что в соответствии со статьями 11 и 14 Федерального закона “Об использовании атомной энергии”, общественные слушания по проблемам строительства АСТ-500 должны быть организованы на уровне субъекта федерации, то есть Томской области и г. Томска. Ю.Г. Зубков Начальник отдела радиационного мониторинга Томского Госкомитета экологии (zubkov@green.tsu.ru)
[Содержание] [Главная страница]
|
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |