Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

БЮЛЛЕТЕНЬ ПРОГРАММЫ ЯДЕРНАЯ И РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ №3-4 2000г.

В РЕГИОНАХ

 

О строительстве атомной станции теплоснабжения

(Из выступления на общественных слушаниях в ЗАТО. г. Северск. 25.01.2000 г.)

Ознакомившись с открытыми материалами технико-экономического обоснования строительства атомной станции теплоснабжения с реакторными установками АСТ-500 на Сибирском химическом комбинате и представляя интересы общественной организации, одним из основных направлений деятельности которой является осуществление общественного контроля за соблюдением законодательства об экологической безопасности, экспертизе, охране окружающей среды, жизни и здоровья населения, полагаю уместным изложить некоторые предварительные выводы, которые, я надеюсь, могут быть приняты во внимание при проведении государственной экологической экспертизы данного проекта. Экологическая безопасность в современных условиях рассматривается как неотъемлемая часть безопасности личности, общества и государства. (Рекомендательный законодательный акт “О принципах экологической безопасности в государствах Содружества” 29.12.92 г.). Проектирование и реализация проекта АСТ-500 предполагает проведение комплекса мер правового, организационного, инженерно-технического, санитарно-гигиеничес-кого, медико-профилактического, воспитательного и образовательного характера; соблюдение правил, норм и нормативов в области радиационной безопасности; информирование населения о радиационной обстановке и мерах по обеспечению радиационной безопасности (ФЗ “О радиационной безопасности населения”).

Общее впечатление о материалах ТЭО строительства АСТ-500 на Сибирском химическом комбинате - это материалы проекта Нижегородской (Горьковской) атомной станции теплоснабжения, разработанные в 80-е годы и не учитывающие современную нормативно-правовую базу в области использования атомной энергии, радиационной, промышленной, экологической безопасности. Федеральный закон “Об использовании атомной энергии” от 20 октября 1995 г., ФЗ “О радиационной безопасности населения” от 5 декабря 1995 г., “Правила принятия решений о размещении и сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения”, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14 марта 1997 г. № 306, Постановление Правительства РФ от 14 июля 1997 г. № 865 “Об утверждении Положения о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии” не нашли адекватной реализации в материалах ТЭО АСТ-500 и, по чисто юридическим критериям, заказчик встретится с юридическими проблемами при проведении государственной экологической экспертизы. (см. Приказ № 397 от 25 сентября 1997 г. Государственного комитета РФ по охране окружающей среды “Об утверждении перечня нормативных документов, рекомендуемых к использованию при проведении государственной экологической экспертизы, а также при составлении экологического обоснования хозяйственной и иной деятельности”, ст.14 ФЗ от 23 ноября 1995 г. “Об экологической экспертизе”, Положение об оценке воздействия на окружающую в Российской Федерации, утвержденного 18 июля 1994 г. № 222).

Кстати, о заказчике. По многотомным материалам ТЭО он не просматривается. В аннотации каждого тома указано, что разработка технико-экономического обоснования атомной станции теплоснабжения АСТ-500 на Сибирском химическом комбинате выполняется на основании: программы проработки вопросов, связанных с созданием на Сибирском химическом комбинате замещающих мощностей на основе атомных электростанций, утвержденных министром Российской Федерации по атомной энергии В.Н. Михайловым в 1995 г.; решения выездной коллегии № 6 Министерства РФ по атомной энергии от 21.11.95 г. “О создании энергомощностей, замещающих останавливаемые по международному соглашению атомные реакторы, расположенные в городах Северске и Железногорске”; приказа Министра РФ по атомной энергии № 586 от 29.12.95 г. “Об утверждении решения выездной коллегии МАЭ РФ № 6 от 21.11.95 г.; акта выбора площадки для строительства атомной станции теплоснабжения в г. Северске от 29.11.96 г., согласованного Главой администрации г. Северска и утвержденного Министром РФ по атомной энергии; задания на выполнение технико-экономического обоснования строительства атомной станции теплоснабжения на базе двух реакторных установок АСТ-500 на Сибирском химическом комбинате, утвержденным первым заместителем министра РФ по атомной энергии Л.Д. Рябевым 25.10.95 г.; плана-графика разработки технической документации строительства АСТ-500 с двумя реакторными установками на Сибирском химическом комбинате, утвержденном Первым заместителем министра РФ по атомной энергии Л.Д. Рябевым в 96 г. В аннотации каждого тома ТЭО указано, что атомная станция теплоснабжения на Сибирском химическом комбинате предназначена для выработки тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение жилищно-коммунальных и промышленных потребителей тепла г. Северска и промплощадок СХК. И только в день общественных слушаний 25 января 2000 года общественные экологические организации Томска и Томской области узнают из рекламного буклета пресс-службы СХК о том, что “выбор решения проблемы обеспечения города теплом был сделан администрацией города Северска и руководством Сибирского химического комбината в пользу строительства атомной станции теплоснабжения по ряду причин, в числе которых решающее значение имело наличие инвестора, так как ни администрация города, ни СХК средств на решение проблемы теплоснабжения не имеют. В данном случае в качестве инвестора строительства атомного источника тепла выступает концерн “РОСЭНЕРГОАТОМ”. Собрание народных представителей ЗАТО г. Северск своим решением № 34/6 от 3 марта 1999 года поддержало выбор атомной станции теплоснабжения для обеспечения города теплом.”. Порядок проведения государственной экологической экспертизы, установленный ст. 14 ФЗ “Об экологической экспертизе”, надеюсь, поможет установить истинного заказчика ТЭО АСТ-500, что, в свою очередь, позволит общественным экологическим организациям поставить вопрос о финансовом обеспечении предела ответственности эксплуатирующей организации, установленного ст. ст. 55 ,56 ФЗ “Об использовании атомной энергии”. Представленные для ознакомления материалы ТЭО АСТ-500 выполнены некорректно действующей на сегодняшний день нормативно-правовой базой. Не учтены требования к содержанию деятельности по оценке воздействия на окружающую среду (ст.3 Положения об оценке воздействия на окружающую среду в РФ). Для выявления и принятия необходимых и достаточных мер по предупреждению возможных неприемлемых последствий в процессе анализа и оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду разработчиком обосновывающей документации должны быть рассмотрены разумные альтернативы намечаемой деятельности.

Проект АСТ-500 рассматривается безальтернативно, что свидетельствует об ущербности в подходе к процедуре учета экологических требований законодательства Российской Федерации при подготовке и принятии решений о социально-экономическом развитии общества, населения региона. Весьма тенденциозным является выбор площадки для строительства атомной станции теплоснабжения. Не говоря уже о том, что место предполагаемого строительства АСТ-500 находится над разведанными запасами подземных вод, пригодных для питьевого водоснабжения жителей Томска и Северска, (а альтернативного источника питьевого водоснабжения ни у томичей, ни у северчан нет) и входит в предполагаемую границу развития воронки депрессии Томского городского подземного водозабора, площадка АСТ-500 находится в центре треугольника между первым и вторым подземным водозабором г. Северска и полигоном подземного захоронения жидких радиоактивных отходов Сибирского химического комбината. Для сторонников развития атомной энергетики данное обстоятельство никогда не имело значения (Сибирский химический комбинат производит закачку жидких радиоактивных отходов в подземные водоносные горизонты, не имея лицензии Госатомнадзора на данный вид деятельности), но подойдем к данной ситуации с другой стороны, с позиций основных требований к безопасности намечаемых к размещению и сооружению ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения. Согласно ст. 30 ФЗ “Об использовании атомной энергии”, решение о размещении и сооружении ядерной установки принимается с учетом “отсутствия угрозы безопасности ядерной установке, радиационному источнику или пункту хранения со стороны расположенных вблизи гражданских или военных объектов”.

В справке рабочей группы Совета Безопасности Российской Федерации в составе председателя Межведомственной комиссии Совета Безопасности по экологической безопасности А.В. Яблокова, консультантов МВК СБ В.Ф. Меньшикова, В.Ф. Шестакова, совместно с зам. председателя Госатомнадзора России Ю.Н. Зубковым и главным специалистом Минатома Г.И. Казько содержится следующая информация: “На территории СХК хранится 23 000 контейнеров с ядерно-делящимися материалами (ЯДМ). Для хранения возвращаемых ЯДМ используются не специально построенные склады, а приспособленные для этих целей зданиях”. В решении Томской областной Думы от 20 октября 1994 г. № 69 отмечается, что “на Сибирском химическом комбинате происходило накопление делящихся материалов (ДМ), извлеченных из атомных боеприпасов. Делящиеся материалы размещались в приспособленных комбинатом для этих целей имеющихся складских помещениях. Эти склады уязвимы при падении летательных аппаратов, диверсиях, терактах и других экстремальных ситуациях”. В официальном издании Государственного комитета по охране окружающей среды Томской области “Состояние окружающей среды в Томской области в 1997 году” содержится следующая информация: “На комбинате хранится около 23 000 контейнеров делящихся материалов, полученных из войсковых частей в связи с резким сокращением количества ядерных боеголовок в России.

По данным Госатомнадзора, перевозка металлических изделий осуществляется в контейнерах, не удовлетворяющих требованиям и потому не сертифицированных, склады для хранения построены более 30 лет назад, проектная документация на эти склады и акты их приемки отсутствуют” (стр. 117 официального издания). “Большую потенциальную опасность представляет также крупномасштабное подземное захоронение ЖРО (общая активность более 1 млрд Кюри), осуществляющееся более 30 лет в водоносные горизонты на глубину 280-400 м. Делящиеся материалы интенсивно сорбируются песчано-глинистыми породами и скапливаются в устье скважин. Учитывая, что вода является замедлителем нейтронов, это создает угрозу накопления критической массы, достаточной для возникновения самоподдерживающейся цепной реакции. СХК до сих пор не имеет разрешения Госатомнадзора на захоронение ЖРО в подземные горизонты по причине отсутствия обоснования ядерной безопасности данного процесса” (с. 117 официального издания). Из официального ответа начальника Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности Вишневского Ю.Г. от 06.10.99 г. следует: “До настоящего времени в Госатомнадзор России не представлено заявление СХК на получение лицензии, дающей право эксплуатации полигона подземного захоронения жидких радиоактивных отходов. Имеющиеся в Госатомнадзоре России материалы по обращению с радиоактивными отходами при их захоронении в глубокие геологические формации на площадке СХК, по нашему мнению, недостаточно полно обосновывают безопасность этой деятельности.

Что касается размещения на территории СХК ядерных делящихся материалов, высвобождающихся в процессе разоружения, то СХК не подавал в Госатомнадзор России заявления на получение лицензии на указанный вид деятельности и Госатомнадзор России не располагает информацией по данному вопросу”. Если о правовом статусе ЯДМ, высвобождающихся в процессе разоружения, месте и условиях их размещения можно высказывать различные теоретические позиции, то в отношении захоронения ЖРО в подземные водоносные горизонты можно констатировать: незаконно. Однако и то, и другое является источником экологической опасности планетарного масштаба и, применительно к основным требованиям к безопасности намечаемых к размещению и сооружению ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения может явиться юридическим основанием для отказа от реализации проекта строительства АСТ-500 на Сибирском химическом комбинате, либо отрицательного заключения государственной экологической экспертизы, либо повлечь юридические последствия, предусмотренные ст. 29 Федерального закона “Об использовании атомной энергии”.

К. Лебедев
“Эколого-правовой центр”, Томск, (elckonst@mail.tomsknet.ru)

 

[Содержание] [Главная страница]

 

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность