О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
БЮЛЛЕТЕНЬ ПРОГРАММЫ ЯДЕРНАЯ И РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ №3-4 2000г.ДОКУМЕНТЫ
Проблемы регулирования и обеспечения ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии (по материалам Госатомнадзора, май 2000 г., с сокращениями) Федеральный закон “Об использовании атомной энергии” определил правила взаимоотношений участников в области использования атомной энергии: создал правовые основы системы государственного управления использованием атомной энергии и системы государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии; установил права, обязанности и ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления, эксплуатирующих организаций и иных юридических лиц и граждан в области использования атомной энергии. На основе положений, определенных Федеральным законом “Об использовании атомной энергии”, Госатомнадзором России совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами Российской Федерации был разработан ряд нормативных правовых актов, которые в основном сформировали систему государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии в России. Тем не менее есть еще ряд нерешенных проблем. I. В области законодательства Отсутствует федеральный закон, конкретизирующий механизм гражданско-правовой ответственности за убытки и вред, причиненные радиационным воздействием, в случае аварии при использовании атомной энергии. Проект Федерального закона “О гражданско-правовой ответственности за причинение ядерного вреда и ее финансовом обеспечении” принят Государственной Думой в первом чтении в сентябре 1998 года. Однако требуется помощь для вынесения его на второе чтение. Необходимо принятие Федерального закона “Об обращении с радиоактивными отходами”. Согласительная комиссия Президента Российской Федерации, Государственной Думы и Совета Федерации его рассмотрела и одобрила новую редакцию. Необходимо в соответствии с Федеральным законом “Об использовании атомной энергии” установление административной ответственности организаций и лиц за нарушения требований по безопасности и реализация этих мер. Это позволит осуществлять профилактические меры по предупреждению нарушений требований по безопасности. Для реализации требования Федерального закона “Об использовании атомной энергии” о том, что выполнение определенных видов деятельности работниками объектов использования атомной энергии может осуществляться только при наличии у них разрешений, выдаваемых органами государственного регулирования безопасности, Госатомнадзором России разработан Перечень должностей работников объектов использования атомной энергии, получающих разрешения Госатомнадзора России, который утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.97 г. № 240. Разработанные Госатомнадзором России на основании указанного постановления нормативные правовые акты, устанавливающие порядок выдачи разрешений, работникам, объектов использования атомной энергии, находящихся в федеральной собственности, согласованы с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, утверждены и представлены на государственную регистрацию в Минюст России. Однако Минюст России, необоснованно требуя согласования документов на уровне субъектов Российской Федерации, затягивает процесс государственной регистрации этих документов., не принимая во внимание то, что рассматриваемые объекты использования атомной энергии находятся исключительно в федеральной собственности. Согласиться и направить документы на согласование в субъекты — это значит в очередной раз ослабить вертикаль власти. Сдерживающим фактором при реализации лицензирования деятельности в области использования атомной энергии является отсутствие в настоящее время решения Правительства Российской Федерации о наделении федеральных органов исполнительной власти полномочиями по осуществлению государственного управления использованием атомной энергии. Минатом России, ответственный за подготовку этого нормативного правового акта, неоправданно затянул работу по его подготовке, при этом разрабатывает проекты этого документа с нарушением требований Федерального закона “Об использовании атомной энергии” и не воспринимает конкретные предложения по исключению таких нарушений. Требует завершения работа по созданию проекта Федерального закона “О государственном регулировании ядерной и радиационной безопасности”. К сожалению, работа над этим проектом закона приостановлена в связи с активным противодействием того же Минатома, который не заинтересован в появлении такого закона. II. Технические и организационные проблемы 1. Государственный учет и контроль ядерных материалов Недостаточными темпами проводятся мероприятия по созданию системы государственного учета и контроля ядерных материалов, предусмотренные указом Президента Российской Федерации от 15.09.94 г. №1923, постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.98 г. № 764. Положение о государственном учете и контроле ядерных материалов до сих пор не утверждено (установленный срок IV квартал 1998 г.), в связи с этим задерживается разработка положения о надзоре за государственным учетом и контролем. Отсутствует общий технический проект системы государственного учета и контроля ядерных материалов. Не созданы межведомственные” советы для координации деятельности по функционированию, методическому обеспечению и совершенствованию системы государственного учета и контроля ядерных материалов. Нет положения и других нормативных и распорядительных документов, определяющих структуру и порядок функционирования федерального информационного центра по учету ядерных материалов. И самое главное — разрабатываемая система государственного учета и контроля ядерных материалов распространяется только на гражданскую область и, таким образом, не соответствует Концепции системы государственного учета и контроля, одобренной постановлением Правительства от 14.10.96 г. № 1205 предусматривающей государственный учет и контроль ядерных материалов, предназначенных для использования как в мирных, так и в оборонных целях. Соответствующие замечания Госатомнадзора России по этому вопросу были направлены в Минатом России, но без объяснений им отвергнуты. 2.Проблемы обращения с радиоактивными отходами на объектах ядерного топливного цикла и накопления отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) На объектах ядерного топливного цикла к настоящему времени накоплено жидких и твердых радиоактивных отходов (РАО) общей активностью приблизительно 2-4 миллиарда кюри (без учета активности отработавшего ядерного топлива), которые размещены на 416 объектовых пунктах хранения РАО. Кроме того, имеется 24 объектовых пункта хранения отработавшего ядерного топлива. Указанные объекты представляют громадную потенциальную опасность, а обращение с РАО на этих объектах связано со значительными проблемами обеспечения безопасности регионального и глобального масштабов. Страна несет большое бремя по поддержанию приемлемого уровня безопасности существующих хранилищ РАО, однако наблюдаемая тенденция несвоевременного решения существующих проблем приведет к неизбежности передачи огромного числа проблем обращения с РАО грядущим поколениям. Среди наиболее важных примеров сегодняшних проблем обращения с РАО следующие: - открытые поверхностные водоемы — хранилища жидких РАО, в том числе оз. Карачай и теченский каскад водоемов (ПО “Маяк”); - подземные хранилища жидких РАО (ГХК, СХК, НИИАР), в том числе “линза” под оз. Карачай; - поверхностные железобетонные емкости — хранилища жидких высокоактивных отходов; - приповерхностные хранилища твердых РАО, сооруженные без соблюдения современных нормативных требований безопасности; - отсутствие технологии переработки некоторых видов РАО, в том числе взрыво-пожароопасных органических материалов. Для выхода из создавшегося кризисного положения необходимо: - ускорить введение федерального закона “Об обращении с радиоактивными отходами” и обеспечить его реализацию; - завершить формирование нормативной базы регулирования безопасности; - добиться создания устойчивого механизма финансирования мероприятий по обращению с РАО, включая вывод объектов из эксплуатации, реабилитацию загрязненных территорий и другие природоохранные задачи, и обеспечить надлежащий контроль за расходованием материалов и денежных средств, предназначенных для деятельности в области регулирования безопасности, как того требует статья 25 Федерального закона “Об использовании атомной энергии”. На АЭС России, в хранилищах предприятий ядерного топливного цикла, в пунктах утилизации атомных подводных лодок скопилось большое количество отработавшего ядерного топлива. Количество ОЯТ АЭС с реакторами разного типа составляет: - ВВЭР — около 5600 тонн топлива; - РБМК — около 8000 тонн топлива; - АМБ и ЭГП — около 500 тонн топлива. Емкость имеющихся хранилищ при современных темпах поступления ОЯТ будут исчерпаны через несколько лет (2004 — 2008 гг.). При сохранении существующего состояния дел должное обеспечение ядерной и радиационной безопасности на АЭС и в местах хранения ОЯТ будет значительно осложнено. 3.Транспортирование отработавшего ядерного топлива Имеются также проблемы, связанные с обеспечением транспортирования ОЯТ в места их долговременного хранения и переработки. Российская организация “Конструкторское бюро специального машиностроения” (КБСМ) г. Санкт-Петербург разрабатывает транспортный упаковочный контейнер (ТУК) на базе металлобетонного контейнера для транспортирования и сухого хранения отработавшего ядерного топлива. К настоящему времени разработаны технические проекты на ТУК-104 (для ОЯТ реакторов РБМК-1000 Ленинградской АЭС), ТУК-108 (для ОЯТ судов Военно-Морского Флота) и ТУК-109 (для ОЯТ реакторов РБМК-1000 Курской АЭС). Беспокойство Госатомнадзора России вызывает то, что работы по созданию ТУК-104 и ТУК-108 осуществлялись с нарушением нормативных требований. Изготовление опытных образцов ТУК было начато до завершения конструкторской организацией работ над техническими проектами. В результате этого опытные образцы не соответствуют конструкциям, заложенным в технические проекты. В случае с ТУК-104 был испытан образец ТУК, имеющий значительные отличия от ТУК-104 (отличаются размеры, толщина стенок, типы сталей и другие важные для безопасности характеристики), а сами испытания не соответствовали требованиям действующих в Российской Федерации правил перевозки ОПБЗ-83. По этим причинам Госатомнадзор России не имеет оснований рассматривать результаты испытаний как доказательство соответствия конструкции ТУК-104 нормативным требованиям. В случае с ТУК-108 испытания опытного образца также были проведены задолго до завершения работ над техническим проектом. Программа испытаний с Госатомнадзором России не согласовывалась, а межведомственная комиссия не создавалась. В настоящее время Минатомом России и организацией МКЦ “Нуклид”, через которую осуществляется финансирование работ по разработке ТУК-108, делаются попытки запретить конструкторской организации КБСМ представлять технический проект на ТУК-108 в Госатомнадзор России под надуманным предлогом, что якобы работы по созданию ТУК-108 не подпадают под действие Федерального закона “Об использовании атомной энергии”. Одновременно делаются попытки начать серийное производство ТУК-108. В случае реализации этих планов ситуация станет тупиковой ввиду невозможности использования при перевозках ОЯТ по дорогам общего пользования ТУК, безопасность которых не подтверждена в соответствии с действующими нормативными требованиями. На наш взгляд, основной причиной многочисленных нарушений является неправомерная передача Минатомом России организации МКЦ “Нуклид” функций государственного заказчика в рамках Федеральной целевой программы “Обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и захоронение на 1995 - 2005 годы”. Эти функции были переданы с нарушением требований законодательства Российской Федерации без оформления необходимого в этом случае решения Правительства Российской Федерации. 4. Конверсия активных зон российских уран-графитовых двухцелевых ядерных реакторов В 1995 году достигнуто соглашение между Россией и США о прекращении производства оружейного плутония, предназначенного для изготовления ядерных боеприпасов. Плутоний оружейного качества нарабатывается в процессе эксплуатации трех двухцелевых уран-графитовых реакторов - двух - в Северске. (Томск-7) и одного - в Железногорске (Красноярск-26). Сложность ситуации с прекращением производства оружейного плутония состоит в том, что тепловая энергия, вырабатываемая этими реакторами, служит основным источником отопления для 300 - 400. тыс. жителей городов Томска, Северска и Железногорска. Выдвинута и зафиксирована в соглашении между Россией и США идея конверсии активных зон, т.е. переделки действующих реакторов так, чтобы их работа и генерация тепла не приводили к производству плутония оружейного качества при одновременном повышении безопасности. Реализация соглашения между Россией и США по конверсии активных зон реакторов в Северске и Железногорске характеризуется следующими основными проблемами: предложенная РНЦ “Курчатовский институт” конверсионная загрузка активной зоны реакторов имеет ряд принципиальных замечаний с точки зрения обеспечения безопасной эксплуатации этих реакторов. Эта загрузка не обладает достаточной теплотехнической надежностью; ряд теплотехнических параметров находится вблизи допустимых пределов, не обеспечивается должного запаса до критических значений. Надежность заглушения ядерной реакции предложенной решеткой стержней-поглотителей не обоснована в достаточной степени. Отсутствует четкая координация и контроль за качеством выполнения работ в рамках проекта. Не решен в полной мере вопрос обоснования выбора материалов для технологических каналов (алюминий или цирконий). Ряд расчетов в обоснование безопасности не учитывает реальное состояние реакторных установок, обусловленное их длительной эксплуатацией (например, при расчете устойчивости графитовой кладки, рассматриваются “свежие” графитовые блоки и т.п.). Отсутствуют аттестованные в установленном порядке расчетные коды, используемые при обосновании безопасности (из предполагаемых к использованию кодов аттестовано не более 15 - 20%), что делает такие расчеты ненадежными. Программы экспериментального обоснования проектных решений по важнейшим параметрам отсутствуют. Есть серьезные опасения, что данное соглашение будет сорвано, и в основном по вине России. 5.Утилизация российского оружейного плутония путем его использования в топливных загрузках (МОКС-топливо) реакторов АЭС В рамках соглашений о сотрудничестве между Российской Федерацией и США, Российской Федерацией, Францией и Германией Минатомом России разворачиваются работы по утилизации российского плутония, извлекаемого из ядерного оружия и использованию его в виде МОКС-топлива для реакторов различного типа. Предстоит переход от ограниченного объема практически используемых технологий обращения с плутонием, извлекаемым из боеприпасов, к крупномасштабным работам по разборке боеприпасов, растворению плутония, по конструированию, изготовлению МОКС-топлива, его промышленному использованию на АЭС, обращению с отработавшим МОКС-топливом и образующимися при этом РАО, а также к регулярным перевозкам плутоний - содержащих материалов. Федеральные нормы и правила обеспечения ядерной и радиационной безопасности при реализации перечисленных работ практически отсутствуют. Ведомственная нормативная база не может быть использована, так как носит закрытый характер (“секретно” и “совершенно секретно”) и охватывает узкий круг технологий (оружейного характера), не предусматривавших использование оружейного плутония в качестве компонента топлива АЭС. Вопрос обеспечения ядерной и радиационной безопасности при утилизации плутония (в том числе контроль состояния защиты персонала, населения, окружающей среды) изучен недостаточно. Особого внимания требует вопрос об обращении с радиоактивными отходами, содержащими соединения оружейного плутония. 6.Проблемы физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов Требования к обеспечению физической защиты определены Правилами физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 7 марта 1997 г. №264. Этим постановлением федеральным органам исполнительной власти и организациям было поручено принять до 1 января 1999 года меры, обеспечивающие приведение физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов в соответствие с требованиями Правил, а также разработать и утвердить соответствующие ведомственные нормативные акты. Однако, анализ результатов инспекций фактического состояния физической защиты ядерно-опасных объектов, проведенных Госатомнадзором России в 1999 году, свидетельствует, что постановление Правительства Российской Федерации к настоящему времени не выполнено. Сроки выполнения мероприятий по совершенствованию физической защиты и приведению ее в соответствие с требованиями Правил в планах мероприятий большинства ядерно-опасных объектов самовольно перенесены на 2004 - 2005 годы. К наиболее характерным проблемам, не решенным до настоящего времени на уровне министерств, ведомств и эксплуатирующих организаций в рамках выполнения требований Правил, относятся: необходимость замены 50—90% инженерно-технических средств физической защиты, которые выработали свой ресурс; отсутствие на большинстве ядерных установок средств обнаружения проноса (провоза) ядерных материалов, взрывчатых веществ, систем оптико-электронного наблюдения за периметрами охраняемых зон, контрольно-пропускными пунктами, охраняемыми зданиями, сооружениями и помещениями, противотаранных устройств на транспортных контрольно-пропускных пунктах, средств защиты охраны от поражения стрелковым оружием; слабая защищенность объектов со стороны акваторий; отсутствие автоматизированных систем доступа на объекты и в особо важные зоны; отсутствие на значительном числе объектов служб безопасности — основного структурного подразделения, обеспечивающего в соответствии с Правилами организацию и функционирование систем физической защиты; размещение на охраняемой территории ряда объектов предприятий и коммерческих структур, в том числе совместных с иностранными фирмами, не имеющих отношения к основной деятельности этих объектов; невыполнение положения Правил об обеспечении постоянного ведомственного контроля за состоянием и функционированием системы физической защиты на подведомственных объектах. Госатомнадзор России, учитывая повышенную угрозу возможных террористических актов в отношении ядерно-опасных объектов, подготовил и представил в марте и сентябре 1999 года в Правительство Российской Федерации доклады по результатам государственного надзора за физической защитой. По обоим докладам Правительством Российской Федерации были даны поручения соответствующим министерствам и ведомствам о принятии мер и ускорении выполнения постановления Правительства Российской Федерации от 7 марта 1997 года, однако адекватной реакции не последовало. 7.Проблемы сбора и захоронения радиоактивных отходов, образующихся при использовании атомной энергии в народном хозяйстве Система спецкомбинатов (СК) “Радон” создана в 60-х годах для сбора и захоронения радиоактивных отходов, образующихся вне ядерного энергетического и военного комплекса. В настоящее время централизованное управление деятельностью СК “Радон” фактически разрушено:
Захоронение радиоактивных отходов на СК “Радон” осуществляется в соответствии с проектными решениями 60—70-х годов, что не обеспечивает в полной мере радиационной безопасности населения и защиты окружающей среды. Работы по модернизации и развитию системы СК “Радон”, выбору площадок для создания новых хранилищ, включенные в Федеральную целевую программу “Обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и захоронение на 1996 - 2005 годы”, не проводятся, так как предусмотренные на них средства Государственным заказчиком программы (Минатом России) не выделяются. В отношении организаций народного хозяйства, обслуживаемых СК “Радон”, не реализовано также и положение статьи 34 Федерального закона “Об использовании атомной энергии” в части создания специального фонда для финансирования затрат, связанных с выводом из эксплуатации (захоронением) отработавших свой ресурс радиационных источников. Проблема финансирования СК “Радон” может быть частично решена путем: включения в стоимость выпускаемых радиоактивных веществ и радиационных источников затрат на их будущее захоронение за счет установления залоговой цены; создания централизованных внебюджетных фондов, отчисления в которые производятся из средств организаций, в результате деятельности которых образуются радиоактивные отходы.
8. Попытки деформирования системы государственного регулирования безопасности Считаем необходимым отметить, что со стороны Минатома России и Минобороны России предпринимаются регулярные попытки деформировать сложившуюся, определенную законодательными и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации систему регулирования ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии. Указанными министерствами осуществляются действия, направленные на отход от одного из основополагающих общепризнанных принципов государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, который устанавливает независимость органов государственного регулирования безопасности от других государственных органов, а также от организаций, деятельность которых связана с использованием атомной энергии, подтверждаемого мировой практикой (см., например, Конвенцию о ядерной безопасности (1994 г.), Объединенную конвенцию о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами (1997 г.), Международные основные нормы безопасности для защиты от ионизирующих излучений и безопасности источников излучений (1996 г.). Должностные лица Минатома России и Минобороны России препятствуют Госатомнадзору России в выполнении его задачи, предусмотренной Положением о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности, осуществлении надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в части обеспечения безопасности ядерных энергетических установок кораблей, переданных на утилизацию предприятиям промышленности. Ссылаясь на Межведомственное Решение (Минатом России и Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации) должностные лица Минатома России и Минобороны России произвольно ограничивают сферу действия статьи 4 федерального закона “О радиационной безопасности населения” в части информирования населения о радиационной обстановке и мерах по обеспечению радиационной безопасности. Учитывая перечисленные действия, а также исповедуемый в настоящее время Минатомом России правовой нигилизм, приводящий к многочисленным нарушениям положений Федерального закона “Об использовании атомной энергии”, принятию правовых нормативных актов, противоречащих законодательным положениям, целесообразно поручить Госатомнадзору России рассмотреть, направленный Минатомом России в Правительство Российской Федерации проект Положения о лицензировании деятельности по использованию радиоактивных материалов при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях, и представить заключение по результатам его рассмотрения.
[Содержание] [Главная страница]
|
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |