Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Радиационная обстановка на территории России и сопредельных государств в 1996 г.

(Санкт-Петербург, Гидрометеоиздат, 1998, тираж 300 экз.)

Многие приведенные сведения представляют интерес для участников Программы по ядерной и радиационной безопасности СоЭС. Вот только некоторые из них:

“Максимальные концентрации цезия-137 в воздухе наблюдалась вблизи загрязненной при Чернобыльской аварии зоны России в апреле-октябре за счет ветрового подъема радиоактивной пыли с поверхности земли и хозяйственной деятельности населения, связанной с пылеобразованием на местности” (с.13). “Концентрация цезия-137 в Курске в начале февраля была в три раза выше, чем в январе и марте,…что, вероятно, было связано с деятельностью Курской АЭС”. “В Курске и Курчатове в течение года наблюдались случаи регистрации в пробах аэрозолей изотопов радиоактивного йода…”. В атмосфере городов Курска, Курчатова, Нововоронежа, Санкт-Петербурга и Обнинска в 1996 г. также наблюдались отдельные случаи появления в воздухе продуктов деления и нейтронной активации: Ba140, La140, Co60, Cs134. И хотя концентрации этих радионуклидов были на 5-6 порядков ниже допустимых, появление их, включая радий и йод, в атмосфере указанных городов однозначно связано с деятельностью таких радиационно-опасных объектов, как Курская АЭС, Нововоронежская АЭС, Ленинградская АЭС, ФЭИ и Фил. НИФХИ в г. Обнинске” (с.16-17).

“В течение 1996 г. в НИИАР был отмечен один случай превышения допустимого суточного выброса в атмосферу I-131…” (с.82).

Балаковская АЭС: “…из результатов гамма-спектрометрического анализа проб почв, отобранных в ходе экспедиционного маршрутного обследования, видно, что существуют локальные участки, где плотность загрязнения цезием-137 превышает фоновые уровни в 2-3 раза. Такие участки наблюдались в следующих пунктах: Алексеевка, Куликовка, Маянга, Еланка, Вольск…”(с.106).

Бета-активность, превышающая фоновую в 10 и более раз, наблюдалась в окрестностях Белоярской АЭС в Новоуральске, Двуреченске, Сысерти и Новом Заводе (с.107) “…максимальные выпадения цезия-137 наблюдались в среднем за год в Малиновке и Заречном (около 3 км от БАЭС). В среднем по 30-км зоне среднегодовые выпадения были в 4 раза выше, чем средние по Уральскому региону, что говорит о влиянии выбросов БАЭС”

(с.108). В Уральском регионе к районам с неблагоприятной радиационной обстановкой также относятся (кроме окрестностей ПО “МАЯК”) пос. Двуреченск Сысертского района (Ключевский завод ферросплавов). г.Новоуральск (Уральский электрохимический комбинат) и г. Лесной (комбинат “Электрохимприбор”) (с.149- 153).

В марте и июне 1993 г и в декабре 1995 года в Курске, в ноябре и декабре 1995 и феврале 1996 г. в г. Курчатове концентрации суммарной бета-активности увеличивались на порядок. Помимо цезия-137 в аэрозолях регулярно наблюдались продукты нейтронной активации цезий-134, кобальт-60, феррум-59, цирконий-95, ниобий-95. Радиойод в суточных пробах наблюдался в Курчатове 14 раз, в Курске- 11 раз. (с.112).

В 1996 г возросла мощность выбросов инертных радиоактивных газов и йода-131 (в 4 раза) Нововоронежской АЭС (с.117). Среднегодовая концентрация суммы бета-активных радионуклидов в воздухе Нововоронежа, вблизи АЭС, была в 3 раза выше, чем в Воронеже, максимальная среднесуточная концентрация была на порядок больше (с.119).

На Смоленской АЭС в 1996 г. было выброшено больше долгоживущих радионуклидов, чем в 1995г. Техногенные радионуклиды прослеживались на расстоянии до 8,5 км от АЭС (с.124-125).

В Санкт-Петербурге техногенные бета-радионуклиды из Соснового Бора наблюдались в июле 1996г. (с.130).

В Ежегоднике впервые подробно описано загрязнение тритием и другими техногенными радионуклидами территории Мордовии от производственных объектов Арзамаса-16 (с. 34-141).

В Ежегоднике неоднократно подчеркивается отрывочность имеющихся данных и недостаточная плотность и интенсивность наблюдений по многим радиационно-опасным территориям России.

Аналитическая группа Программы

[Содержание] [Главная страница]

 

О некоторых проблемах экологической безопасности России

(Из письма генерального прокурора России премьер-министру С.В. Кириенко)

Правоохранительными органами Российской Федерации обобщена практика исполнения законодательства, направленного на предупреждение незаконного ввоза, вывоза, захоронения, утилизации отработавшего ядерного топлива, радиоактивных, токсичных, химических и иных вредных для окружающей природной среды и здоровья населения зарубежных и отечественных промышленных отходов.

В ходе проверок выявлены многочисленные нарушения Законов Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", "О радиационной безопасности населения", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Практически не выполняются федеральные целевые программы "Обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и захоронение на 1996-2005 годы", "Отходы".

По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, на территории страны ежегодно образуется около 7 млрд. т отходов, из которых перерабатывается лишь одна треть. На объектах Министерства обороны Российской Федерации скопилось около 10 млн. т бытовых и более 850 тыс. т производственных отходов, причем 90% бытовых отходов вывозится на свалки. Только запрещенных к применению химических средств защиты растений на территории России скопилось свыше 20 тыс. т. Наибольшие антропогенные последствия испытывают водные объекты. В результате загрязнения ухудшается качество питьевой воды - около 50% населения России вынуждено использовать воду, не соответствующую в той или иной степени гигиеническим требованиям, т.е. представляющую опасность для здоровья человека.

В результате производственной деятельности предприятий атомной энергетики и промышленности, атомного флота на территории страны накоплено радиоактивных отходов с суммарной активностью около 1,5 млрд. кюри, а отработавшего ядерного топлива - с общей активностью около 4, 65 млрд. кюри.

По существу, страна превращается в свалку! Создается реальная угроза национальной безопасности России. Непринятие своевременных мер по предупреждению нарушений федерального законодательства, регламентирующего порядок хранения, утилизации и захоронения радиоактивных, химических и других вредных БН-П7-19807промышленных и бытовых отходов, в недалеком будущем может привести к экологическим и техногенным катастрофам.

Анализ имеющихся материалов свидетельствует, что наиболее острый характер приобрела проблема хранения и переработки отработавшего ядерного топлива, образующегося на объектах Министерства по атомной энергии и Министерства обороны Российской Федерации.

До настоящего времени не выполнено решение Правительства СССР, принятое в 1985г., о строительстве спецхранилищ на Северном и Тихоокеанском флотах для захоронения реакторных отсеков атомных подводных лодок. Не решен вопрос с утилизацией компонентов ракетного топлива старых систем. В этих условиях выведение из-под контроля Госатомнадзора России объектов Министерства обороны Российской Федерации представляется ошибочным.

Ни на одной атомной электростанции России не имеется полного комплекса установок для кондиционирования радиоактивных отходов, в связи с чем усугубляется проблема переработки и утилизации отработавшего ядерного топлива. На производственном объединении "Маяк", Сибирском химическом комбинате и Красноярском горно-химическом комбинате Минатома России около 400 млн. куб. м отходов находится в открытых водоемах и специальных бассейнах.

Учитывая актуальность вопросов, связанных с захоронением радиоактивных отходов, Правительство Российской Федерации постановлением от 29.07.95 №773 запретило ввоз на территорию России ядерного топлива с зарубежных АЭС, если страна-поставщик не соглашается принять образующиеся при его переработке отходы.

В последнее время обострилась обстановка с приемом, переработкой и хранением отработавшего ядерного топлива на единственном в России специализированном ПО "Маяк", технические возможности которого явно недостаточны.

Непосредственно на предприятиях Минатома России радиоактивные твердые отходы производства размещаются в могильниках, что не соответствует установленным требованиям. Между тем модульные хранилища для надлежащего захоронения таких отходов не создаются. Несмотря на важность и первоочередность эти мероприятия не финансируются.

Выявлены многочисленные нарушения порядка обращения с радиоактивными отходами в части превышения предельного двухлетнего срока их хранения в жидком состоянии. Повсеместно инженерно-технические средства защиты и контроля не отвечают элементарным требованиям поддержания безопасного функционирования важнейших производств.

Значительное накопление радиоактивных отходов, отсутствие необходимых технических средств и технологических возможностей для обеспечения безопасного обращения с этими отходами и отработавшим ядерным топливом создают реальную угрозу возникновения радиационных аварий. Так, в Читинской области гг. Болей и Краснокаменск в результате освоения уранового месторождения оказались в промышленной зоне предприятий. Однако до настоящего времени Правительством России, администрацией Читинской области меры к дезактивации так и не приняты.

В последние годы к традиционным видам экологических правонарушений добавились новые, в частности незаконный ввоз в Российскую Федерацию радиоактивных, токсичных, химических и иных опасных для окружающей природной среды и здоровья населения отходов зарубежного производства.

Так, предотвращена реализация незаконного контракта между НПО "Радон" и одной из тайваньских фирм на переработку радиоактивных отходов. Только благодаря принципиальной позиции органов Госатомнадзора России пресечен ввоз радиоактивных отходов иностранного производства московским АО "Синтез ЛТД". В Мурманской области приостановлен незаконный ввоз из Голландии 48 т запрещенных промышленных отходов. Такие факты неединичные.

С учетом политики ряда зарубежных государств, направленной на ликвидацию на своих территориях экологически вредных производств, инофирмы зачастую пытаются разместить мусоросжигающие заводы в России, при этом в качестве расчетов за их строительство перед Российской Стороной ставятся условия переработки на вводимых в эксплуатацию заводах иностранных отходов. Нередко органы местного самоуправления, на которые напрямую выходят представители фирм, не проводят экологические экспертизы данных проектов или не учитывают их результаты.

Прокуратурой Владимирской области опротестовано постановление главы администрации о землеотводе под строительство Центра технического захоронения промышленных и бытовых отходов по французской технологии, не прошедшей экологическую экспертизу. После вмешательства прокуратуры Приморского края предотвращено заключение договора между ОАО "Приморскуголь" и японской фирмой "Рюсуй" о захоронении отходов в законсервированных шахтах.

Имеются случаи обнаружения в составе отправляемого на экспорт металлолома радиоактивных отходов, а также повышенного радиационного фона. Таможенными органами Северо-Западного, Калининградского и других региональных таможенных управлений неоднократно пресекались попытки незаконного перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров с повышенным радиационным фоном. Однако пока таможенные органы не будут оснащены необходимым количеством аппаратуры радиационного контроля, потенциальная угроза ввоза, вывоза и транзита через территорию Российской Федерации радиоактивных отходов и товаров, имеющих повышенный радиационный фон, будет сохраняться.

Практика таможенного контроля свидетельствует о многочисленных нарушениях таможенного законодательства, допускаемых предприятиями, организациями, сфера деятельности которых - обращение с опасными отходами.

Например, на ПО "Маяк" за нарушение таможенного режима заведено 9 таможенных дел по характерным основаниям - недостоверное декларирование товаров. К уголовной ответственности привлечен директор изотопного завода ПО "Маяк" Калиновский А.А., который, являясь должностным лицом, используя служебное положение и подложные документы, неоднократно совершал контрабандные перемещения радиоактивных веществ.

Массовый характер приобрели нарушения законодательства при ввозе и дальнейшем использовании химических средств защиты растений, а также медицинских и ветеринарных препаратов с нарушенными сроками реализации или не зарегистрированных в России. Так, Госхимкомиссией Главхимзащиты Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации в нарушение установленного порядка выданы регистрационные удостоверения на химические средства защиты растений индийского производства без заключения экспертов о возможности их применения на территории России. После вмешательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации нарушения были устранены.

Повсеместно агрохимикаты и сельскохозяйственные удобрения по истечении срока использования не подвергаются уничтожению и надлежащему захоронению, часто хранятся под открытым небом, на складах, не соответствующих предъявляемым требованиям, что вызывает загрязнение земельных и водных ресурсов.

Практически не решается проблема со сбором, хранением, утилизацией и захоронением отечественных промышленных отходов. Промышленные отходы, не подлежащие использованию и переработке, в основном направляются на захоронение. Только в местах организованного захоронения, занимающих площадь свыше 14 тыс. га земельных угодий, размещено более 18 млн. т отходов.

В нарушение ст. 54 Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" токсичные, химические и иные опасные промышленные отходы размещаются на территориях предприятий. Например, на территории АО "Саранск инструмент" (Республика Мордовия) захоронено 22 т шлака, относящегося к 1 классу опасности.

В этой связи особо остро стоит проблема обеспеченности регионов мусоро-перерабатывающими и мусоросжигающими заводами, полигонами для промышленных (в том числе особо опасных) и бытовых отходов. Практически во всех субъектах Федерации, где проведены проверки, полигоны отсутствуют, а в тех регионах, где они есть, сроки их эксплуатации уже истекли, что приводит к широко распространенной незаконной практике вывоза промышленных и бытовых отходов в места несанкционированных свалок. По данным Госкомэкологии России, ежегодно, таким образом, размещается около 100 тыс. т отходов, пятая часть которых относится к 1 классу опасности. Несмотря на проделываемую работу природоохранных органов (Госатомнадзора, Госкомэкологии, Госкомзема, Минздрава России и др.) по контролю за обращением промышленных и бытовых отходов, необходимо констатировать, что принимаемые ими меры явно не соответствуют степени общественной опасности и распространенности экологических правонарушений.

Располагая конкретной информацией о нарушениях законодательства, контролирующие органы не принимают действенных мер к их устранению. Проверки соблюдения правил обращения с отходами проводятся нерегулярно, их эффективность крайне низка, отсутствует надлежащий контроль за устранением выявленных нарушений, виновные юридические и должностные лица не привлекаются к установленной ответственности, штрафные санкции принудительно не взыскиваются, а меры к возмещению ущерба не принимаются. Материалы о преступных нарушениях природоохранительного законодательства в правоохранительные органы не направляются. Зачастую сами органы контроля санкционируют незаконные действия, нарушают порядок привлечения виновных к установленной законом ответственности. Редко используется и такая мера пресечения правонарушений, как закрытие или приостановка деятельности предприятий. Вместе с тем имеются существенные недостатки и в работе правоохранительных органов. Многие из них на местах также заняли примиренческую позицию в отношении нарушений природоохранительного законодательства, неэффективно используют свои полномочия для привлечения злостных нарушителей к установленной законом ответственности.

Таким образом, нарушения законности приобрели массовый характер. Наносится огромный экономический ущерб стране, невосполнимый урон окружающей природной среде, ставится под угрозу существование будущего поколения россиян. Без срочного принятия кардинальных мер невозможно предотвратить экологические и техногенные катастрофы. В связи с этим на координационном совещании руководителей правоохранительных органов укрепление утвержден план мероприятий, направленных на правопорядка и усиление надзора в этой сфере, принято решение информировать Вас, Сергей Владиленович, о крайне неблагополучной обстановке при обращении промышленных и бытовых отходов и просить в целях обеспечения экологической безопасности Российской Федерации:

  • при разработке федерального бюджета ежегодно предусматривать выделение необходимых средств на финансирование федеральных целевых программ "Обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и захоронение на 1996-2005 годы", "Отходы", а также Федеральной целевой программы развития таможенной службы Российской Федерации на 1996-1997 годы и период до 2000 года;
  • предусмотреть комплекс мер, направленных на предотвращение незаконного вывоза и ввоза радиоактивных, химических, токсичных и иных вредных отходов производства, а также механизм государственного принуждения к возврату иностранному New поставщику отходов, ввезенных на территорию России незаконным, в том числе контрабандным путем;
  • проработать и утвердить механизм государственного экологического контроля за транзитом через территорию страны радиоактивных отходов;
  • ввести порядок обязательного государственного страхования радиоактивных, химических, токсичных и других опасных отходов при перемещении их через государственную границу;
  • создать систему жесткого государственного контроля за ввозом, реализацией и последующим использованием гербицидов и пестицидов, применяемых в сельском хозяйстве.

[Содержание] [Главная страница]

 

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность