Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

ВСТРЕЧА В МИНАТОМЕ

Встреча состоялась по инициативе Совета Программы по ядерной и радиационной безопасности Социально-экологического союза 7 октября 1998 г. в Министерстве РФ по атомной энергии (Старомонетный пер. 26). Со стороны общественных организаций в ней приняли участие О. Бодров (“Зеленый мир”), Е. Крысанов (координатор Программы), Л. Попова (Центр ядерной экологии и энергетической политики СоЭС), В. Сливяк (Антиядерная Кампания), И. Форофонтов (Гринпис), А. Яблоков (СоЭС) и В. Якимец (Центр экологической политики России). Вместе с Министром были его заместитель по строительству АЭС Е. Решетников, Л. Ильин. А. Гуськова, Р. Алексахин, С. Ярмоненко, несколько других специалистов, а также пресс-секретарь Министра Ю. Беспалько.

В начале встречи Е. Адамов подробно остановился на главных современных проблемах атомной энергетики:

  • Безопасности реакторов. По его словам, разработан проект безопасных реакторов, которые исключают ядерные аварии.
  • Радиоактивных отходов. (РАО). Расчеты показывают, что радиационный баланс в атомной энергетике (уменьшение искусственной радиоактивности до уровня радиоактивности взятого из земли ядерного топлива – урана и тория) может наступить уже через 200-400 лет при условии осуществления замкнутого топливного цикла.
  • Нераспространения. Разрабатываются технологии производства атомной энергии, которые исключат существующую сегодня возможность создания атомного оружия на базе использования АЭС.
  • Экономике. В обозримом будущем атомная энергетика может стать более дешевой, чем тепловая.
  • Министр представил участникам встречи “Белую книгу по атомной энергетике”

    В ходе встречи, которая продолжалась более полутора часов, на все заранее переданные Министру вопросы, были получены ответы.

    • Вопрос: Почему Минатом не представляет все свои разработки на государственную экологическую экспертизу?
    • Ответ: Проект плавучей АЭС будет представлен на экспертизу в конце ноября, все остальные проекты по мере их подготовки также будут представляться на государственную экологическую экспертизу.

    Примечание: В ходе дискуссии сложилось впечатление, что в Минатоме не вполне знакомы с законодательными требования о проведении государственной экологической экспертизы не только проектов, но и технико-экономических обоснований.

    Договорились попробовать организовать на каком-нибудь проекте общественную экологическую экспертизу (при условии, что она должна быть компетентной и проводиться по заранее определенным и известным обеим сторонам правилам).

    • Вопрос: Почему Россия не возвращает РАО в страну, откуда поступает на переработку отработавшее ядерное топливо (ОЯТ) или на обогащение уран? С другой стороны, не стоит ли запретить возвращать делящиеся материалы, получаемые в ходе переработки?
    • Ответ: Росси выгодно брать ОЯТ на переработку. При цене в 1000$ за килограмм (без учета транспортных расходов) возникнет возможность даже выделения средств на реабилитацию радиоактивно загрязненных территорий. Сейчас Россия получает от 300 (Украина) до 800 (Восточная Европа) долларов за килограмм ОЯТ взятого на переработку). Уран и плутоний, получаемые в ходе переработки ОЯТ, будут использованы в замкнутом топливном цикле, а РАО не надо возвращать, поскольку в будущем будет достигнут радиационный баланс.
    • Вопрос: Зачем перерабатывать ОЯТ и получать плутоний, когда можно организовать длительное хранение ОЯТ? Означает ли принятие программы по МОКС-топливу обязательное строительство новых АЭС?
    • Ответ: Программа МОКС-топлива навязана нам США, которым важно таким способом сделать менее доступным оружейный плутоний. Это - политическое решение. С энергетической точки зрения МОКС-топливо в 4-5 раз менее выгодно по сравнению с обычным топливом.
    • Вопрос: Каким образом Минатом собирается решать вопросы реабилитации загрязненных территорий?
    • Ответ: Минатом не рассчитывает на бюджетные ассигнования и собирается зарабатывать деньги для проведения реабилитации территорий, загрязненных в прошлом при производстве атомного оружия.
    • Вопрос: Почему Минатом игнорирует мнение населения территорий при планировании строительства АЭС?

    • Ответ: Начиная с конца 80-х годов, политика Минатома при выборе мест для строительства АЭС неизменна и заключается в том, что АЭС надо строить только на тех территориях, которые заинтересованы в таком строительстве.

    Примечание: О проходящем в Костроме судебном процессе по отмене результатов Костромского референдума ни Министр, ни его заместитель по строительству, ничего не знают, и Минатом в этом не участвует. Министр был бы заинтересован в ознакомлении с документами, показывающими участие министерства в этом процессе.

    • Вопрос: Где и у кого можно получить данные по структуре тарифа на вырабатываемую АЭС энергию и по другим аспектам экономики атомной энергетики?
    • Ответ: В прошлом такие данные были закрытыми, сейчас их можно получить через пресс-секретаря.
    • Вопрос: Какова политика Минатома в области конверсии?
    • Ответ: Масштабы проводившихся оружейных работ должны быть уменьшены вдвое. При этом соблюдается жесткое требование, чтобы специалистам в чувствительных областях не снижалась зарплата.
    • Вопрос: Считает ли Минатом этически оправданным экспорт атомной энергии, при котором неизбежно будет расти радиационное загрязнение России?
    • Ответ: Такой экспорт является желательным, а радиационный баланс в перспективе будет соблюден.

    Примечание: имеется ввиду, что баланс будет достигнут через 200-400 лет при условии осуществления замкнутого топливного цикла. (См. выше).

    • Вопрос: Какова позиция Минатома в отношении продолжения подземного захоронения жидких РАО?
    • Ответ: Хотя убедительных данных по опасности таких захоронений нет, Министр лично против такой практики.
    • Вопрос: Какова позиция Минатома в отношении разработки новых типов ядерного оружия и проведения ядерных испытаний?
    • Ответ: Новых типов ядерного оружия в России не разрабатывается и не планируется разрабатывать. Проведение субкритических испытаний необходимо для поддержания безопасности имеющегося оружия. Тактическое ядерное оружие , в отличие от США, России необходимо для обеспечения безопасности.
    • Вопрос: Почему Минатом задерживает принятие законов о ядерном страховании и об экологической безопасности?
    • Ответ: Проект закона о ядерном страховании одобрен Минатомом и передан в Правительство для предоставления в Думу в ноябре. Проект закона об экологической безопасности не задерживался Минатомом.

    Примечание: Президентское вето на закон об экологической безопасности было основано, в том числе, и на позиции Минатома, представитель которого в согласительной комиссии активно возражал против включения в перечень запрещенных технологий проведение подземных ядерных взрывов в мирных целях. Е.О. Адамов отметил, что это не может быть позицией Минатома, которое строго соблюдает приоритет международных соглашений, в соответствии с которыми такие взрывы запрещены.

    • Вопрос: Какие могут быть формы взаимодействия общественных организаций с Минатомом?
    • Ответ: Через пресс-секретаря можно организовать как получение информации, так и встречу с руководителями соответствующих подразделений. Подобную сегодняшней встречу с Министром можно организовать через год, но если возникнут какие либо конкретные срочные вопросы – то и раньше. Встречу специалистов с общественностью по проблемам ядерной и радиационной безопасности можно было бы организовать уже в январе 1999 г.
    • Вопрос: Не целесообразно ли создать рабочую группу совместно с общественными организациями для определения понятия "Экологическая информация”, чтобы избежать в будущем таких ситуаций, как дела Никитина и Пасько?
    • Ответ: Целесообразно самой общественности начать этот процесс и представить в Минатом свои предложения по формулировке понятия “экологическая информация”.

    Примечание: В ответ на вопрос, какие основания были у Министра называть Никитина шпионом, Е.О. Адамов ответил, что он не называл его шпионом, но был ознакомлен с собранной Никитиным информацией по технико-тактическим характеристикам атомных реакторов подводных лодок, которая, по его мнению, носит разведывательный характер.

    В завершение встречи Министру были переданы информационные материалы о Программе по Ядерной и радиационной безопасности СоЭС, ее целях, задачах и участвующих в ней общественных организациях.

    [Содержание] [Главная страница]

     

    Специальные проекты

    ЭкоПраво - для Природы и людей

    ЭкоПраво

    Экорепортёр -
       Зелёные новости

    Система добровольной сертификации

    Система
       добровольной
       сертификации

    Ярмарка
       экотехнологий

    За биобезопасность

    Общественные
       ресурсы
       образования

    Информационные партнёры:

    Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность