![]() |
![]() |
О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
БЮЛЛЕТЕНЬ ПРОГРАММЫ ЯДЕРНАЯ И РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ №1-2 2000г.В РЕГИОНАХРостовская АЭС - противостояние сторон Проблема завершения строительства Ростовской АЭС давно находится в центре внимания общественности. Строительство, начатое еще в 1972 году, было прекращено в 1990-м, и с тех пор не утихают споры о судьбе РоАЭС. Бюллетень уже освещал позицию общественного экологического движения однозначно возражающего против продолжения строительства и пуска Ростовской АЭС. Минатом, однако, рассматривает завершение строительства и пуск Ростовской АЭС как одну из своих приоритетных задач. С сожалением необходимо отметить, что Госкомэкология в лице государственной экспертизы оказалась сторонником Минатома в этом споре. Ниже представлены материалы, отражающие драматическое противостояние сторонников и противников пуска Ростовской АЭС …объединенная энергетическая система (ОЭС) Северного Кавказа, в которую предполагают включить Ростовскую АЭС, обеспечивает энергоснабжение 11 субъектов Российской Федерации общей площадью 431,2 тыс. км 2 с населением 17,7 млн. человек.В ОЭС Северного Кавказа входят 10 энергосистем: Ростовская, Кубанская, Ставропольская, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Северо-Осетинская, Чеченская, Ингушская (ранее входила в состав Чечено-Ингушской энергосистемы), Дагестанская и Калмыцкая; а также три акционерных общества электростанций: Невинномысская, Новочеркасская и Ставропольская ГРЭС. Обеспеченность ОЭС Северного Кавказа собственными топливно-энергетическими ресурсами составляет только 56%. Анализ топливно-энергетического баланса региона показывает, что его потребность в органическом топливе не может быть полностью обеспечена даже в случае пуска Ростовской АЭС. Дефицит по газу может составить 2,75 млн. т.у.т. (тонн условного топлива). В случае отказа от завершения строительства и ввода Ростовской АЭС дефицит топлива в регионе может составить порядка 10 млн. т.у.т., в том числе дефицит природного газа - 4 млн. т.у.т. С каждым годом в ОЭС Северного Кавказа обостряется проблема с необходимостью технического перевооружения и реконструкции действующих тепловых электростанций, оборудование которых эксплуатируется свыше 30 лет. В период до 2010 г. демонтаж отработавшего свой ресурс оборудования приведет к сокращению выработки электроэнергии до 2,5 млн. кВт установленной мощности. Несмотря на снижение максимума нагрузки более чем на 2800 МВт и электропотребления почти на 20 млрд. кВтч по сравнению с 1990 г., ОЭС Северного Кавказа в настоящее время и в ближайшем будущем будет дефицитна как по установленной мощности, так и по выработке электроэнергии. Поэтому ОЭС Северного Кавказа даже в условиях нынешнего уменьшения электропотребления остается дефицитным объединением и получает электроэнергию из ОЭС Центра и в небольших количествах из ОЭС Украины. Сальдовое получение электроэнергии в 1998 году составило 5 млрд. кВт.ч (13% от потребности) при количестве часов использования располагаемой мощности ТЭС - 5360 часов. Резерв мощности в ОЭС Северного Кавказа в 1998 году составил 0,8 млн. кВт, или 10% от максимума нагрузки, что почти вдвое меньше нормативного. Необходимость строительства Ростовской АЭС для развития энергетики региона обоснована “Программой развития энергетики Ростовской области на период до 2010 г. (ОАО “Ростовэнерго”, г. Ростов-на-Дону, 1998 г.). Исследования перспектив развития электроэнергетики, атомной энергетики, ЕЭС России и ЕЭС Северного Кавказа, проведенные в Институте энергетических исследований РАН, Совете по изучению производительных сил Минэкономики РФ и Институте “Энергосетьпроект”, показали, что сооружение Ростовской АЭС является наиболее целесообразным как с энергетической, так и с экономической точек зрения (“Решение заседания РАО “АЭС России” совместно с секцией АЭС научного совета РАН по проблемам надежности и безопасности больших систем энергетики по рассмотрению работы института “Энергосетьпроект”, “Схема развития ЕЭС и ОЭС России на период до 2010 г.” от 24 июня 1999 г.). В условиях резкого сокращения подачи природного газа для выработки электроэнергии особенно на Северном Кавказе и в центральных районах России роль атомной энергетики существенно возрастает. В первую очередь это касается острейшей необходимости завершения строительства энергоблоков Ростовской АЭС (схема развития ЕЭС и ОЭС России на период до 2000 года от 24.06.99).Проектом кроме выработки электроэнергии предусмотрена возможность теплоснабжения г. Волгодонска и его промузла. …оценка необходимости строительства АЭС в Ростовской области в проекте не верна, так как анализ показал, что с 1994 г. ростовская энергосистема является избыточной, но с учетом оживления экономики ожидается рост энергопотребления в период 2000 - 2010 гг. в 1,5 раза. При этом планируемые к сооружению в этот период экологически эффективные электростанции на органическом топливе позволяют обеспечить положительный баланс мощности и энергии не только в Ростовской области, но и в ОЭС Северного Кавказа в целом (с учетом предстоящего вывода из эксплуатации энергооборудования, отслужившего свой срок). Проведенный анализ показателей проекта показал, что эксплуатация РоАЭС в сложившейся экономической ситуации будет либо убыточной, либо приведет к возрастанию стоимости электроэнергии в регионе. Проектная стоимость строительства РоАЭС занижена по сравнению с фактической весьма значительно. Возможные затраты, например, на ликвидацию радиоактивного заражения вод Дона превышают стоимость строительства РоАЭС в 2,5-3 раза или даже больше. Оценка рисков последствий потери рекреационных территорий Азовского побережья и Цимлянского водохранилища при эксплуатации РоАЭС в ОВОС вообще отсутствует. Получение прибыли от экспорта электроэнергии никак не апробировано, например, в связи с оценкой риска ущерба от потери продуктивности агроландшафтов юга России. Поскольку в сооружение РоАЭС уже вложены значительные средства, предложено несколько вариантов возможного ее перепрофилирования с максимально возможным использованием возведенных зданий и сооружений. В соответствии с Федеральным законом “Об использовании атомной энергии” (ст.30) решение о сооружении ядерных установок должно приниматься с учетом потребности в них для решения хозяйственных задач. Потребность в строительстве Ростовской АЭС была в достаточной степени обоснована в 70 – 80-х, когда Ростовская энергосистема испытывала большой дефицит в электрической энергии, сдерживающий развитие экономики области. Однако в настоящее время ситуация коренным образом изменилась и определяется следующими факторами: • с 1994 года в связи с падением объемов промышленного и сельскохозяйственного производства Ростовская энергосистема перестала быть дефицитной. В 1994 г. избыток произведенной электроэнергии составил 200 млн. кВтч, в 1996 г. - 396 млн. кВтч; • в Ростовской области открыт ряд малых местных месторождений природного газа, с использованием которых планируется сооружение экологически чистых газотурбинных и газодвигательных электростанций общей мощностью 295,5 МВт; • разработана технология использования отвальных пород угольных шахт в качестве топлива для электростанций. Выполнены обоснования инвестиций для сооружения таких электростанций единичной мощностью по 120 МВт; • разработаны проекты реконструкции действующих электростанций в Ростовской области с увеличением общей их мощности на 615 МВт; • разработаны проекты строительства новых тепловых электростанций в Ростовской области общей мощностью 1394 МВт; • разработаны коммерчески эффективные технические решения по использованию солнечной и ветровой энергии в Ростовской области, по использованию гидроэнергии малых рек и ручьев низкопотенциального тепла Азовского моря, Цимлянского и Пролетарского водохранилищ других водоемов, по применению тепловых насосов, биотехнологий. Определены технические и экономические потенциалы солнечной и ветровой энергии. Показано что их использование позволяет обеспечить покрытие пиковых нагрузок более 16 тыс. МВт и выработку электроэнергии более 20 млрд. кВтч/год при использовании всего 8-9 % территории бросовых земель в Ростовской области. • В последние годы отечественной промышленностью освоен серийных выпуск высокоэффективного энергосберегающего оборудования широкого спектра мощностей: противодавленческих турбин, газовых турбодетандеров, каталитических теплофикационных установок, преобразователей частоты для экономичного управления крупными асинхронными электродвигателями, компактных люминесцентных ламп, потребляющих в 5 раз меньшую мощность и имеющих в 10 раз больший срок службы, чем традиционные лампы накаливания и др. В Ростове-на-Дону имеется опыт технического перевооружения промышленных технологий, позволяющего в несколько раз сократить удельное потребление электроэнергии на единицу готовой продукции. В 1999 г. предложены структурные схемы нескольких возможных вариантов перепрофилирования Ростовской АЭС в тепловую или солнечно-топливную электростанцию. Выполнены предварительные расчеты технических характеристик перепрофилированных по этим вариантам энергоблоков РоАЭС. В настоящее время с экологической точки зрения признано целесообразным сооружение рассредоточенных генерирующих источников энергии относительно небольшой единичной мощности до 100 - 150 МВт для исключения существенных техногенных нагрузок на окружающую природную среду. После Чернобыльской катастрофы общественное мнение в Ростовской области настроено резко против ввода в действие атомной станции, несмотря на большие усилия, прикладываемые концерном “Росэнергоатом” по пропаганде безопасности АЭС и социальных благ, которые, по его оценке, даст пуск РоАЭС. Так, в 1990 г. газета “Волгодонская правда” опубликовала результаты проведенного ею опроса населения. Из более чем 4 тыс. человек только 84 высказались за ввод в действие РоАЭС, т.е. 97,9% было против ее пуска. В декабре 1999 г. наша экспертная комиссия начала производить опрос населения. Из 234 человек, подписавших к настоящему времени анкету опроса, только 7 человек высказались “за”, т.е. против пуска РоАЭС по-прежнему выступает 97%. Планирование ввода в действие Ростовской АЭС ведет, практически, к необходимости закрытия Новочеркасской ГРЭС и целого ряда угольных шахт, обеспечивающих ее работу. Это существенно обостряет социальную напряженность в Ростовской области из-за безработицы, грозящей многим тысячам людей, в том числе шахтерам, уже не раз устраивающим забастовки.
…для повышения устойчивости в условиях сейсмического воздействия обстройка и гермооболочка опираются на сплошную фундаментную плиту. Защитная оболочка выполнена из предварительно-напряженного железобетона с облицовкой изнутри листовой сталью и исключает утечку радиоактивных веществ наружу. При работе реакторной установки защитная оболочка обеспечивает защиту оборудования, находящегося внутри оболочки, от внешних воздействий как природных факторов (ветер, снег, смерчи, землетрясения и т.д.), так и воздействий, связанных с деятельностью человека (воздушная ударная волна, и т.д.). Массивные строительные конструкции обеспечивают надежную защиту персонала и населения от ионизирующего излучения. Согласно основным критериям и требованиям по обеспечению безопасности (п.3.4.5 ПБАЭ Г-03-33-93) РоАЭС не удовлетворяет требованиям действующих норм и правил атомной энергетики, поскольку вероятность различных видов тяжелых запроектных аварий, включая не рассмотренное в проекте хрупкое разрушение корпуса реактора ВВЭР-1000 модификации В-320, оценивается нашими экспертами в 10 -4 1/реактор-год при допустимом значении вероятности предельного аварийного выброса радиоактивных веществ 10-7 1/реактор-год (в проекте принято 10-5 1/реактор-год).Оценки последствий от проектных и запроектных аварий на РоАЭС и меры по их ликвидации, разработанные в 70-е г., не откорректированы с учетом современных нормативов. В частности, нормативное ограничение по возможности хрупкого разрушения корпуса реактора (ОПБ-88/97) завышено в проекте в 100 раз (т.е. сохранено таким, каким оно было в утратившем силу ОПБ-80). Техническое решение в проекте об отправке радиоактивных отходов на специальные полигоны длительного хранения или переработку невыполнимо, так как это еще не решенная проблема. Следовательно, при пуске РоАЭС хранение указанных отходов будет осуществляться на территории станции (как в настоящее время на Воронежской АЭС), что является грубейшим нарушением правил обращения с экологически опасными радиоактивными веществами. В проекте не учитывается, что сроки хранения оборудования превышают сроки хранения и эксплуатации, установленные ТУ заводов-изготовителей. Необходимо также учитывать и то, что многие предприятия, выпускавшие это оборудование, уже не работают или не в состоянии выпускать его в соответствии с требованиями нового законодательства. В связи с этим риск аварий на РоАЭС существенно возрастает, а их последствия могут иметь более катастрофические последствия, чем предполагается. Представленный проект не может быть практически реализован, так как по ряду систем и конструкций отсутствует проектная документация, содержащая технические решения; по ряду систем и конструкций описания технических решений выполнены на уровне предложений (идей) и не соответствуют требованиям ЕСКД и ЕСТД; по автоматизированной системе управления отсутствует цельное описание технического решения, соответствующего уровню решения задачи безопасной эксплуатации РоАЭС. Без разработки нового полного комплекта проектной документации, соответствующего специфическим условиям эксплуатации РоАЭС, вопрос о завершении строительства принципиально не может быть вынесен на рассмотрение. В сложившейся на Северном Кавказе социально-экономической ситуации надежность “человеческого фактора” приобретает критическое значение. Однако в обеспечении единой целевой функции - надежной работы РоАЭС - этот фактор проигнорирован. Контроль за психофизиологическим состоянием операторов не предусмотрен вообще. Реализация некоторых замечаний экспертной комиссии государственной экологической экспертизы (1995г) не была осуществлена заказчиком проектной документации. К таким замечаниям, например, относится п.4 раздела 3 “Результаты анализа представленных материалов” о параметрах проектного и максимального расчетного землетрясений (ПЗ и МРЗ): “…обоснование этих параметров в ОВОС сделано недостаточно и не отвечает требованиям современных нормативных документов. Необходимые по современным требованиям доисследования площадки следует провести...”. Такие доисследования не проведены и ныне. …Площадка АЭС расположена на левом берегу Цимлянского водохранилища, созданного в нижнем течении р. Дон в 1952 г. Площадь зеркала Цимлянского водохранилища при нормальном подпорном уровне 36,0 абс. м составляет 2700 км 2, а полный его объем близок к объему среднегодового стока р. Дон и составляет около 24 км3. Расстояние от главных корпусов до Цимлянского водохранилища около 2 км, так как граница водохранилища отделена от промплощадки дамбой водоема-охладителя.Размеры и привязка к площадке АЭС дамбы водоема-охладителя согласованы Министерством речного флота СССР при рассмотрении технического проекта. Геологическое строение на глубину до 12 км в рассматриваемом регионе характеризуется наличием двух структурных этажей: нижнего - кристаллического, сложенного породами докембрийского возраста с наличием разнообразных тектонических структур и региональных разрывных нарушений, и верхнего - осадочного чехла, состоящего из пород палеозойского и мезо-кайнозойского возраста. В нижней части зоны влияния фундаментов сооружений АЭС залегают майкопские глины, выше по разрезу - ергенинские пески, в верхней части – лёссовидные суглинки четвертичного возраста. В тектоническом отношении район АЭС приурочен к эпигерцинской Скифской плите, характеризующейся невысокой сейсмичностью. В структурно-тектоническом отношении район АЭС входит в состав наименее раздробленного блока кристаллического фундамента вала Карпинского. Новые результаты, полученные после государственной экологической экспертизы (1995г.) при дополнительном изучении сейсмотектонических и сейсмологических условий района и площадки станции, свидетельствуют о том, что в пределах пункта расположения АЭС породы мезокайнозойского комплекса залегают субгоризонтально и не затронуты тектоническими нарушениями. Ближайшая к площадке (25 - 30 км от АЭС) крупная тектоническая структура - Донбасско-Астраханский разлом на временных геофизических разрезах ОГТ (общих глубинных точек) в породах моложе каменноугольного возраста не проявляется, т.е. указанная структура на данном участке не является тектонически активной последние 300 млн. лет. Результаты сейсмоакустического профилирования, выполненного в 1999 г. на акватории Цимлянского водохранилища, подтвердили субгоризонтальное залегание пород кайнозойского и мелового возраста и их незатронутость дизъюнктивными нарушениями. В зоне предполагаемого пересечения Дон-басско-Астраханским разломом района Цимлянского водохранилища также не отмечено следов его активности в породах кайнозоя. На промплощадке дизъюнктивные тектонические нарушения геолого-геофизическими методами не обнаружены. Современные движения земной коры составляют 0 - минус 2 мм/год. Материалы изучения концентрации поля гелия в подземных водах и концентрации радона в почвенном воздухе подтверждают отсутствие тектонических нарушений. Фоновая сейсмичность с учетом близких (Северный Кавказ) и удаленных (восточные Карпаты, западный Копетдаг) очагов сильных землетрясений, соответствующая “проектному” землетрясению (ПЗ) с повторяемостью один раз в 500 лет, составляет 5 баллов. В соответствии с нормативными документами и с учетом сейсмических свойств грунтов район АЭС относится к зоне 6-балльных землетрясений с повторяемостью один раз в 5000 и 10000 лет. По результатам сейсмического микрорайонирования (1988г.), учитывая грунтовые условия промплощадки, в проекте принята интенсивность возможных сейсмических воздействий на 1 балл выше, и в расчетах конструктивных элементов АЭС заложено максимальное расчетное землетрясение (МРЗ) 7 баллов. Проведенное повторное (1999 г.) сейсмическое микрорайонирование промплощадки методом регистрации микросейм и сейсмических жесткостей позволяет не учитывать приращение балльности за счет грунтовых и гидрогеологических условий, что обеспечивает дополнительный запас сейсмоустойчивости сооружений АЭС. …в проектных материалах отсутствует обоснование по современным требованиям уровней проектного и максимального расчетного землетрясения (ПЗ и МРЗ), магнитуды, значения приращения балльности за счет учета грунтовых условий на основе реальных сейсмотектонических моделей с использованием исходных акселерограмм для регионов с действительно аналогичными геологическими условиями. Именно поэтому заказчик проектной документации предусмотрел определение ПЗ и МРЗ Институтом геоэкологии РАН и независимо Центром геофизических исследований Института физики Земли РАН, понимая необходимость установки достоверных параметров сейсмичности района РоАЭС. Результаты ожидаются в 2000 г. Гидрогеологические условия в районе размещения АЭС характеризуются наличием двух водоносных горизонтов. Первый от поверхности грунтовый водоносный горизонт в четвертичных эолово-делювиальных и делювиальных суглинках характеризуется широким, а на площадке АЭС повсеместным распространением. В связи с созданием в1952 г. Цимлянского водохранилища и подъемом уровня воды р. Дон в среднем на 26 м произошло повышение уровня грунтовых вод. В настоящее время грунтовые воды в районе залегают на глубинах от долей до 30 и более метров. В пределах площадки грунтовые воды во время изысканий были вскрыты на глубинах 0,2 - 0,5 м в северо-восточной части, 3,0 - 5,6 м в основании проектируемых ответственных сооружений, 10 - 18 м в юго-западной части площадки. Воды характеризуются сильной сульфатной агрессивностью по отношению к бетонам средней плотности и высокой коррозионной активностью по отношению к металлам. Второй от поверхности земли водоносный горизонт в неоген-четвертичных отложениях повсеместно распространен на левобережье Цимлянского водохранилища и в пределах Доно-Сальского междуречья. Воды напорные, абсолютные отметки пьезометрических уровней снижаются от 40 - 65 м на Доно-Сальском водоразделе до 30 - 36 м на берегу Цимлянского водохранилища и 15 - 25 м в долинах Дона и Сала. Пьезометрические уровни этого горизонта на площадке АЭС устанавливаются на глубинах от 6,8 до 39 м. За период развития подпора при заполнении Цимлянского водохранилища уровень в ергенинском водоносном горизонте также повысился. Повышение уровня воды до строительства АЭС привело к ухудшению качества подземных вод обоих водоносных горизонтов, повысилась минерализация и изменился качественный состав вод (прежде всего, увеличилось содержание сульфатов). В районе размещения АЭС отсутствуют источники водоснабжения с утвержденными запасами воды, используемые или намечаемые к использованию для питьевого водоснабжения. При изучении геологической среды в районе размещения АЭС выполнен обширный комплекс исследований, в том числе после государственной экологической экспертизы (1995 г.). Выявлены основные особенности структурно-тектонических, сейсмических, инженерно- геологических и гидрогеологических условий, с которыми согласуются ранее принятые проектные решения. К ним относятся: - на площадке и в непосредственной близости от нее отсутствуют неблагоприятные факторы и явления природного происхождения - активные разломы и другие тектонические структуры с возможным высоким сейсмическим потенциалом; - подтопленное состояние отдельных участков промплощадки за счет создания и функционирования Цимлянского водохранилища; - специфические неблагоприятные свойства (просадочность и набухание) эолово-делювиальных пылевато-глинистых грунтов, залегающих в верхней части сжимаемой толщи; - высокая коррозионная активность по отношению к металлам эолово-делювиальных и аллювиальных пылевато-глинистых грунтов и средняя - ергенинских пылеватых песков, их устойчивость к вибрации; - сильная сульфатная агрессивность грунтовых вод по отношению к бетонам средней плотности и высокая коррозионная активность по отношению к металлам; - интенсивность возможных сейсмических воздействий с учетом грунтовых условий промплощадки в проекте принята: ПЗ - 6 баллов, МРЗ - 7 баллов. …уровень подземных вод на площадке РоАЭС уже в 1998 г., до ввода ее в эксплуатацию, по данным наблюдательных скважин, достиг отметки +38,67 м, превысив максимальную прогнозную отметку +36,6 м. Это привело к подтоплению фундаментов и заглубленных частей зданий и сооружений, появлению воды, подвале реакторного отделения. В условиях постоянного подпора со стороны Цимлянского водохранилища и пруда-охладителя, с одной стороны, и напорного давления ергенинского водоносного горизонта, с другой стороны, а также с учетом большой мощности покровных слабопроницаемых грунтов, горизонтальный дренаж практически не осуществим. Комбинированный дренаж с разгрузочными скважинами, доведенными доергенинских песков, или вертикальный дренаж, снижающий напор полностью или частично, вызовет очень неравномерное оседание грунта, могущее привести к разрушению сооружений АЭС. Размещение АЭС выше водозаборных скважин, эксплуатирующих ергенинский водоносный горизонт - единственный источник водоснабжения значительного района - приведет к загрязнению водозаборов не только на площадке АЭС, но и значительно ниже вдоль долины реки Дон в связи с движением подземных вод вниз по уклону параллельно течению реки Дон. Следовательно, положительная оценка проекта строительства РоАЭС по вопросам геодинамики, гидрогеологии и инженерной геологии невозможна. При оценке проекта по вопросам водных ресурсов, тепловой нагрузки и климатологии в ОВОС не учтена уже существующая негативная экологическая обстановка в районе г. Волгодонска и в бассейне Нижнего Дона, охарактеризованная в “Экологическом атласе Ростовской области” (1996 г.) и в “Оценке состояния водных экосистем бассейна Нижнего Дона” (1996 г.). Не учтена также существующая в настоящее время техногенная перегруженность Донского водного бассейна и оценка воды питьевого назначения “как чрезвычайно грязная” (класс качества воды 5-4), представленная в “Ежегоднике качества вод РФ 1998 года”. Кроме того:
Для оценок в проекте использовались литературные данные о среднемировых уровнях содержания радионуклидов в атмосферном воздухе. Цимлянское водохранилище уже загрязнено тяжелыми металлами, фенолами, нефтепродуктами, радионуклидами. Высока вероятность загрязнения грунтовых вод и поражения людей ионизирующими излучателями выбросов АЭС. Особые метеорологические условия, которые являются важнейшим элементом учета при строительстве АЭС, согласно требованиям ПНАЭ-Г-03-33-93, абсолютно не были учтены в месте расположения РоАЭС, где ежегодно наблюдаются интенсивные пыльные бури и адвективные туманы, обложные осадки большой площади охвата. Расчетная величина туманообразования в г. Волгодонске в зимний период будет достигать 50 дней. Но природоохранные мероприятия по борьбе с туманами даже не запроектированы. Особенность ОВОС состоит в том, что сценарии МПА и запроектной аварии рассматриваются для всех компонентов экосистемы за исключением водохранилища. Его состояние подробно рассмотрено для случая нормативной работы РоАЭС. Менее подробно, преимущественно в табличной форме, проведено рассмотрение МПА. Наконец для случая запроектной аварии указано только, что питьевое водоснабжение персонала станции будет осуществляться из резервных артезианских скважин. Видимо, проблема Нижнего Дона, Азовского моря. Черноморского бассейна, стоять в этом случае не будет.Согласно исследованиям Донского Государственного аграрного университета, ландшафты, структуры почвенного покрова, почвы, агроэкосистемы Ростовской области теряют устойчивость и деградируют при неизмеримо меньших нагрузках, чем те, которые возникнут при тотальном радиоактивном загрязнении в случае запроектной аварии на РоАЭС. Этот вывод базируется на данных, полученных в процессе реализации работ по федеральной целевой программе “Интеграция” по проблеме “Естественные и антропогенные процессы и факторы формирования, функционирования и эволюции агроландшафтов юга России” на 1997 - 2001 гг. В регионе есть опыт устройства Цимлянского водохранилища по критериям рыборазведения и орошения; химизации земель - по критерию повышения плодородия почв; распашки территории - по критерию повышения валового производства продукции сельского хозяйства; реорганизации поймы Нижнего Дона - по критерию обеспечения условий работы Новочеркасской ГРЭС в отношении водоподачи и золоотвалов. Можно привести еще множество примеров крупных природно-трансформационных систем, замысел создания которых был якобы обоснован экономически, надежность реализации представлялась оптимальной, а результат реализации не соответствовал замыслу. Система во всех рассмотренных случаях оказывалась ограничено работоспособной в силу сложности неучтенных или недобросовестно, неквалифицированно учтенных при ее создании взаимосвязей компонентов, возникновения новых связей, психологической неготовности пользователей к реализации крупных проектов. Представляется, что имеющийся на Нижнем Дону отрицательный опыт создания крупных, слабо обоснованных и некорректно реализованных природно-трансформационных систем, к числу которых можно отнести РоАЭС, показывает, что с высокой степенью вероятности реализация проекта РоАЭС приведет к отрицательным результатам для региона. Таким образом, оценка проекта по вопросам водных ресурсов, теплового загрязнения и климатологии не позволяет дать ему положительную оценку. Расчет теплового баланса в пруде-охладителе выполнен только для среднемноголетних температур, и полученная расчетная температура воды при работе двух блоков (26,7°С) оказалась ниже, чем фактическая (29,9°С - 1997 г.) в Цимлянском водохранилище без работы АЭС. В июле расчетная температура воды в пруде-охладителе при работе двух блоков АЭС будет достигать 60°С. Поступление в прибрежную зону водохранили Не рассчитан ущерб, который будет нанесен рыбным запасам бассейна Нижнего Дона и Цимлянского водохранилища. За 15 лет существования пруда-охладителя рыбным запасам уже нанесен ущерб в размере 135,35 млн. руб. (в ценах 1983 г.). Ежегодно величина ущерба увеличивается за счет потери нерестилищ. Проектные решения АЭС разработаны с учетом особенностей природных условий района и площадки станции, включают полный комплекс систем безопасности, активные и пассивные защитные и локализующие устройства, устройства энерго- и водоснабжения, элементы контроля и управления и надежно обеспечивают экологическую безопасность при строительстве и эксплуатации АЭС. В проекте учтены особенности инженерно-геологических, гидрогеологических, структурно-тектонических и сейсмических условий промплощадки АЭС, приняты технические решения и разработаны мероприятия, снижающие или исключающие воздействие АЭС на окружающую природную среду до экологически допустимого и безопасного уровня при строительстве и эксплуатации. Завершение строительства и ввод в эксплуатацию энергоблоков Ростовской АЭС приведет к улучшению экономического положения региона, за счет развития и активизации промышленной деятельности, повышению уровня занятости, социального обеспечения населения Ростовской области. Численность персонала Ростовской АЭС, в том числе привлеченного при строительстве, согласно данным Министерства финансов Ростовской области, составит 7498 человек. При этом в первые годы произойдет увеличение рабочих мест на ОАО “ЭМК-Атоммаш” на 2700 человек. Согласно материалам комиссии, созданной по Постановлению Законодательного Собрания Ростовской области от 29.05.98 г. № 37, и распоряжению главы администрации Ростовской области от 29.06.98г. № 200 для рассмотрения вопроса о дальнейшей судьбе законсервированной Ростовской АЭС: - общая сумма налоговых поступлений в территориальный бюджет от Ростовской АЭС и предприятий стройиндустрии, монтажных, транспортных и других, занятых на строительстве и обслуживании Ростовской АЭС, составит по годам: 2000 г. - 87,0 млн руб.; 2001 г. - 101 млн руб.; 2022 г. - 112 млн руб.; - прогнозные отчисления в государственные внебюджетные фонды, исходя из расчетной численности занятых, согласованной с администрацией г. Волгодонска, возрастут с 10 млн. руб. до 28 млн. руб. за периоды с 1997 по 2002 гг.; - годовой экономический эффект от снижения уровня тарифов на полученную электроэнергию в случае полной закупки недостающей в Ростовской области электроэнергии у работающих энергоблоков Ростовской АЭС вместо фондового оптового рынка электрических мощностей (ФОРЭМ) составит 288,68 млн руб. Возможный экономический эффект должен быть направлен на социальные льготы для населения 30-километровой зоны и на снижение тарифов для потребителей области: - понижение тарифов для группы промышленных потребителей на 12,5%; - снижение стоимости энергоресурсов для учреждений бюджетной сферы на 71%; - предоставление льгот по тарифам на электроэнергию населению области, что составит для сельского населения 85,4 млн руб., для всего городского населения - 263,25 млн руб.; - прогнозируемое увеличение объемов производства промышленных предприятий при снижении тарифа на 12,5% составит 502,7 млн руб., а налоговых поступлений в бюджет области - 44,2 млн руб. Льготы и социальные гарантии для населения, проживающего в зоне наблюдения АЭС, предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 15.10.92 г. № 763. В первую очередь, это сооружение специализированными строительными организациями вокруг АЭС объектов социальной сферы для населения в размере 10 % капитальных вложений, выделяемых на строительство производственных объектов АЭС, сверх предусмотренных действующими нормативами в сводке затрат на жилищно-гражданское строительство, в том числе на создание медицинских диагностических центров и детских оздоровительных учреждений. Населению, проживающему в зоне наблюдения АЭС, предусмотрены льготные тарифы за пользование электроэнергией и теплом на бытовые нужды в размере 50 % от платы, определяемой в установленном порядке. Дополнительные меры по социальной защите и страхованию граждан, проживающих в зоне наблюдения АЭС, предусмотрены ст. 17 и 18 Федерального закона “Об использовании атомной энергии”. Статьями 53-60 этого Закона определена гражданско-правовая ответственность эксплуатирующей организации за убытки и вред, причиненные радиационным воздействием юридическим и физическим лицам, здоровью граждан. Электроснабжение от Ростовской АЭС позволит производителям промышленной и сельскохозяйственной продукции снизить ее себестоимость и повысить конкурентоспособность. Это приведет к оживлению производства и повышению занятости населения и стабилизации социального положения в области. Наполнение бюджета области облегчит проблему ликвидации задолженности по зарплате работникам бюджетной сферы. В г. Волгодонске будет увеличен объем жилищно-гражданского строительства и объектов социальных сфер на 671,1 млн. руб., а ввод в эксплуатацию Ростовской АЭС приведет к возрождению деятельности “Атоммаша” за счет увеличения заказов концерном “Росэнергоатом” на поставки оборудования для атомной энергетики в размере 100 млн. руб. ежегодно. В ценах 1991 г. общая сумма капитальных вложений в строительство РоАЭС при планируемой мощности 4000 МВт была определена в размере К=1 838,6 млн.руб. (см. ОВОС, Т. 5, Г. 35). В соответствии с данными, представленными в паспорте проекта РоАЭС, доля первой очереди строительства - N = 2000 МВт (энергоблоки 1 и 2) составляет 62,1 % от общей суммы, т.е. в ценах 1991 г. стоимость сооружения Ростовской АЭС в принятом сейчас варианте (два энергоблока) составляет:К1 = 1 836,9 х 0,621 – 1 141,8 млн руб. В эту сумму не включены затраты на консервацию АЭС, полноразмерные затраты на снятие АЭС с эксплуатации, на захоронение отработанного топлива, плата за землю и др. Но даже без учета этих затрат удельные капитальные вложения в ценах 1991 года равны: Куд = К1/N = 1 141 800/2000 = 570,9 руб./кВт. При официальном курсе доллара США, принятом для расчетов экономических показателей в базисных ценах 1991 года в размере 0,56 руб./ US$, удельные капвложения в долларовом исчислении равны: Куд$ =570,9/0,56 = 1 019,5 US$/кВт,Общая стоимость ввода новых мощностей, удовлетворяющих прогнозному сценарию развития экономики Ростовской области на период до 2010 г. без ввода в действие РоАЭС, составляет 2 342,7 млн. US$. По второму варианту - с пуском РоАЭС - общая сумма затрат составляет 2670,8 млн.US$. В рублевых ценах 1991 года эти затраты, соответственно равны:по варианту 1 - 2342,7 х 0,56 = 1 311,9 млн. руб.; по варианту 2 - 2670,8 х 0,56 = 1 495,6 млн. руб. Таким образом; вариант 1 является более выгодным с экономической точки зрения и может быть реализован без использования ядерных технологий. Как показано в материалах заключения общественной экспертизы, и себестоимость производства электроэнергии РоАЭС, даже без необходимого учета перечисленных дополнительных затрат, оказывается выше отпускных цен на ФОРЭМе, и ее эксплуатация либо будет убыточной, либо приведет к росту тарифов на электроэнергию в регионе. Поэтому утверждение в “Критическом анализе” о снижении тарифов на 12-15% после пуска РоАЭС так же, как и остальные доводы в пользу ввода в действие Ростовской АЭС не соответствуют истине. По данным, приведенным в ОВОС Т. 5, Г. 35, затраты, вложенные в сооружение энергоблоков 1 и 2 до момента прекращения строительства составили в ценах 1991 года 358,1 млн руб., т.е. для ввода их в действие необходимы еще инвестиции в размере 1 141,8 - 351,8 = 783,7 млн руб. В текущих ценах на 1.01.2000 при официально опубликованном индексе цен по отношению к базисным ценам 1991 года для отрасли электроэнергетика, равном 12,604, требуемая сумма составляет: 783,7 x l2,604 = 9877,8 млн руб.В долларовом исчислении, при курсе 27,0 руб./ US$ на 1.01.2000 необходимый объем капитальных вложений для ввода РоАЭС равен 9 877,8 / 27,0 = 365,8 млн US$.Если часть этих средств использовать в 2000 - 2002 г.г. для первоочередных затрат по варианту 1, то при вводе мощностей более 1000 МВт возможно иметь еще резерв в сумме 365,8 - 310,9 = 54,9 млн. US$. Эти средства могут быть использованы для проведения НИОКР и ПИР по перепрофилированию РоАЭС, а также для развития энергосберегающих технологий и нетрадиционной энергетики в Ростовской области.Оценивая медико-демографическую обстановку в зоне наблюдения АЭС, и прежде всего в г. Волгодонске до ввода АЭС в эксплуатацию, следует отметить снижение рождаемости по сравнению с Ростовской областью и Россией, что связано с уменьшением количества браков за счет ухудшения социальных показателей жизни населения. В то же время показатели общей смертности населения г. Волгодонска значительно ниже аналогичных показателей по Ростовской области и Российской Федерации. Возможно, это связано с тем, что среди населения г. Волгодонска преобладают лица молодого возраста. Первое место по причинам смерти занимают заболевания сердечно-сосудистой системы, на втором месте - смертность от злокачественных новообразований органов пищеварения и дыхания, на третьем - травмы и отравления. Однако по количеству трудопотерь травмы и отравления занимают первое место, оставляя позади сердечно-сосудистые и онкологические заболевания. Это в определенной мере следствие недостаточной занятости трудоспособного населения в общественном производстве. В последние годы (1997 - 1998 гг.) в г. Волгодонске умирает населения больше, чем рождается, в связи с чем создается неблагоприятная демографическая ситуация - снижается естественный прирост населения: 1996 г. (-0), 1997 - (-0,6), 1998 - (-1,2) на 1000 человек. Отрицательный естественный прирост населения в последние годы наблюдается как в Ростовской области, так и в Российской Федерации. Важно подчеркнуть, что природно-климатические условия в Ростовской области вполне благоприятны для жизни. Таким образом, сложившаяся неблагополучная медико-демографическая ситуация в г. Волгодонске и его окружении до ввода АЭС в эксплуатацию может быть объяснена снижением экономического уровня жизни населения: недостаточное количество рабочих мест, низкая заработная плата, упадок социальной сферы - здравоохранение, социальное обеспечение, образование. Такая же картина складывается и по Ростовской области в целом. Если сопоставить демографические показатели и показатели состояние здоровья населения в зоне наблюдения действующих атомных станций с аналогичными показателями по г. Волгодонску, где АЭС еще не действует, то эти показатели лучше в городах Нововоронеж, Удомля и Курчатов, расположенных вблизи действующих энергоблоков. Это объясняется более благоприятными социально-экономическими условиями жизни населения в зоне проживания Нововоронежской, Калининской, Курской и других атомных станций. Пуск Ростовской АЭС позволит: вывести из эксплуатации экологически вредные промышленные предприятия, работающие на угле и органическом топливе; использовать энергетические мощности для очистки воды в регионе, а также для очистки сточных вод и т.д. Не произведена оценка медико-биологической характеристики районов, примыкающих к строящейся АЭС (по ряду районов вообще отсутствует информация о заболеваемости детского и взрослого населения за последние годы). В настоящее время население районов, прилегающих к РоАЭС, живет в условиях, близких к экологической катастрофе. Нарастают выбросы токсичных веществ в атмосферу, не обеспечивается очистка сточных вод, воды Дона и Цимлянского водохранилища не соответствуют гигиеническим нормам (по уровню загрязнения вода относится к грязной и предельно грязной), содержание урана-238 превышает фоновое значение в десятки раз (в донных отложениях содержание урана повысилось в сотни раз - с 3 до 643 Бк/кг). Все это уже обусловило резкое снижение рождаемости и рост смертности, особенно среди детей.В прилегающих к РоАЭС районах у жителей повышена частота моногенных синдромов, заболеваний органов кроветворения, почек и онкологических, поэтому ввод РоАЭС в эксплуатацию значительно увеличит заболеваемость этими опасными болезнями. Состав экспертных комиссий: Государственная Руководитель д.г.м.н., проф., акад. РАН В.И. Осипов; заместители руководителя д.ю.н., проф., чл.-корр. РАН, акад. РАЕН О.С Колбасов, д.г.м.н., акад. МАМР, засл. Геолог России В.А. Грабовников; ответственные секретари д.м.н. Г.Н. Метляев, Е.Ю. Вершинина, члены комиссии - д.г.н., проф. А.И. Алексеев; д.т.н. А.Е. Асарин; д.э.н., проф. Ю.В. Бабина; д.б.н, проф. Е.И. Барабанов; д.г.н. А.П. Белоусова; д.т.н. М.В. Болгов; д.э.н., проф. В.П. Браилов; д.т.н., проф.,акад. АПЭ, Б.К. Былкин; д.т.н., проф. А.Л. Великанов; д.т.н., проф. И.А. Енговатов; д.г.м.н., проф. Р.С. Зиангиров; д.м.н., проф., вице-президента и акад. ОАС и ЭЗЖК Г.А. Зубовский; д.т.н., проф., акад. президента АПЭ М.Г. Ибрагимов; д.б.н., проф. А.А. Иноземцев; д.ю.н., проф., засл. Юриста России А.И. Иойрыш; д.б.н., проф. Л.О. Карпачевский; д.г.м.н., проф. И.Г. Кисейн, д.ф.м.н., проф. В.А. Климанов, д.т.н., проф. В.Ф. Козлов; д.б.н., проф., чл.-корр. РАЕН И.П. Коренков; д.ф.м.н., проф. Е.А. Крамер-Агеев; д.г.м.н., проф. В.М. Кутепов; д.м.н., проф., акад. АПЭ В.Т. Мазаев; д.г.м.н., проф.В.И. Макаров; д.г.н., проф. З.М. Маховер; д.м.н., проф. В.Н. Морозов; д.б.н., проф. В.Н. Павлов; д.х.н., проф. акад. РАО В.А. Попков; д.т.н., проф. В.Г. Пряжинская; д.т.н., проф. А.М. Резниковский; д.э.н., проф. В.А. Рыльский; д.ю.н. Г.П. Серов; д.т.н., проф., акад. АПЭ Ю.С. Степанов; д.ф.м.н.,проф., чл.-корр. АН Узбекистана В.И. Уломов; д.ф.м.н, проф. В.В. Хромов; д.т.н., проф., акад. АПЭ А.А. Хрулев; д.ф.м.н., проф. С.Г. Цыпин; д.б.н.,проф. И.И. Пелевина; чл.-корр. АПЭ В.В. Киселев; к.м.н. С.А. Андросова; к.т.н. В.А. Беляев; к.ю.н. И.Ю. Бортник; к.г.н. З.В. Волкова; к.б.н., доцента. А.Н. Луферов; к.г.м.н. В.А. Манукян; к.г.м.н. Б.Г. Самсонов; к.г.м.н., доцента А.Н. Степанов; к.г.м.н. В.П. Стрепетов; к.б.н., доцента Л.А. Телитченко; к.э.н. В.И. Чемоданов; к.м.н, доцента П.В. Чесалин; к.т.н. Р.Б. Шарафутдинов; к.м.н., доцент Т.Г. Шлепнина; И.Н. Чепурин; В.А. Шифрина; засл. геолога России Ю.К. Шипулин. Общественная Сопредседатели - д.г.-м.н. Е.В Мовшович, инженер гидротехник - мелиоратор В.В. Лагутов, заместители сопредседателей: д.т.н. В.Д. Карминский и к.т.н. И.П., Янченко, члены комиссии: к.т.н. А.А. Чернявский, д.т.н. О.А. Пенязев, д.т.н. В.А. Потопахин, д.т.н В.А. Шестаков, д.т н. М.Н. Слепцов, д.т н. С.О. Версилов, к. г.н. В. Т. Богучарсков, д.т.н. Е. В. Лыков, д.г-м.н. В.И. Коробкин, д.г-м.н. Г.И. Лебедько, к.с.-х.н. Н.С. Козловская, И.К. Акуз, к.г-м.н.В.И. Рево, Г.М. Истомин, д.т.н. В.С. Лапшенков, инженер-метеоролог В.С. Матвеев, д.б.н. В.В. Приваленко, к.х.н. Н.А. Агринская., д.т.н. Н.С. Серпокрылов, д.т.н. В.Д. Карминский, инженер-геолог В.Г. Бадаев, д.м.н. В.И. Русаков, д.м.н. М.Ф. Поляничко, к.м.н. Ю.А. Чалов, к.м.н. Б.М. Зайдинер, д.ф.е.н. Э.М. Геллерштейн, д.б.н. Л.Ф. Трохимчук, врач С.А. Курчавая, д.б.н. В.А. Миноранский, д.б.н. В.П. Калиниченко, к.б.н. Э.В. Макаров, д.б.н. С.И. Гвозденко, д.х.н. А.Д. Семенов, к.с.-х.н. А.В. Кириченко, к.с.-х.н. Б.А. Музыченко, ихтиолог Н.П. Сушкова инженер-гидротехник В.В, Лагутов, растениевод-виноградарь Н.П. Лукьянов, д.т.н. В.Л. Гапонов, В.Л. Зяблин, к.ф.-м.н. Ю. П. Степаненко, к.т.н. В.П. Свечкарев, к.т.н. И.П. Янченко, к.т.н. В.Г. Ушаков, инженер электротехник Н.В. Жилкин, психофизиолог И.В. Коротун, Ю.В. Гуда, юрист В.А. Агафонов, юрист А.А. Корнев, к.т.н А.В. Иванов, Н.А. Горнеева, к.т.н.В.А. Максимовский, к.т.н. В.Н. Шалимов, д.т.н. В.С. Лапшенков, инженер-геодезист Г.А. Карпов, И.И. Чернышева.
Из пресс-релиза общественной экологической экспертизы (Комментарии к Заключению государственной экологической экспертизы) Заключение содержит общие пожелания в необходимости продолжения строительства и пуска РоАЭС без проведения обоснований и доказательств ее экологической безопасности и экономической целесообразности. Выводы государственной экспертизы находятся в явном противоречии с ныне действующим законодательством, что подтверждается в письме Генеральной прокуратуры от 12.01.1998 г. № 7/4-1-1400-97. Результаты общественной экспертизы, проведенной силами ученых и специалистов Ростовской области параллельно нынешней государственной экспертизе полностью опровергают ВСЕ ВЫВОДЫ государственной экспертной комиссии. Причем заключения отдельных экспертов, а также групповые и сводное заключение общественной экспертизы членами государственной экспертизы полностью проигнорированы. К доводам общественных экспертов на заключительном заседании государственной экспертизы комиссия не прислушалась, приняв заранее заготовленный проект без всякой правки по итогам обсуждения безоговорочно и единогласно. По своему доказательному уровню заключение государственной экспертизы оказалось явно более слабым, чем приведенные в доработанном варианте оценки воздействия РоАЭС на окружающую среду, разработанном самими атомщиками совместно с их ведомственными научно-исследовательскими и проектными организациями. Особая натяжка наблюдается по геологии и сейсмотектонике. По экономическому обоснованию необходимости ввода АЭС и по возможности перепрофилирования, а также развития альтернативной энергетики Дона не было представлено убедительных выводов. В проекте сводного заключения государственной экспертизы никак не учитывается то, что в расчетах степени экологического воздействия заложены произвольные или недостаточно обоснованные исходные данные. Например, по определению ширины прибрежной защитной зоны, по величине плотности населения в зоне расположения АЭС. Нормативные документы, регламентирующие понятия зоны расположения АЭС, зачастую противоречат друг другу и поэтому допускают вольную трактовку этого понятия, что и было реализовано в сводном заключении государственной экспертизы, сделавшей попытку доказать абсолютную безопасность РоАЭС для населения крупных городов Волгодонска и Цимлянска и других населенных пунктов. По отношению к указанным городам РоАЭС расположена с подветренной стороны, и, следовательно, основная доля радиоактивных выбросов в атмосферу будет приходиться на наиболее густонаселенные части территории 30-километровой зоны. Этот факт полностью проигнорирован экспертами государственной экспертизы. Состав государственных экспертов был подобран тенденциозно, о чем свидетельствует отклонение всех кандидатур ростовских ученых и специалистов из состава государственной экспертной комиссии, предложенных Законодательным Собранием области. Кроме того, в составе государственных экспертов комиссии работали ученые и специалисты, связанные с Минатомом договорными, научными и иными взаимоотношениями. Это дает право поставить под сомнение научную достоверность и объективность работы данной комиссии в судебном порядке, а также обратить на это внимание депутатов ЗС Ростовской области, депутатов Думы Волгоградской области Государственной Думы и Правительства РФ, Президента РФ. В наши ближайшие планы входит работа по инициированию вседонского плебисцита. Власть не должна быть безвластной. Параллельно с этим мы будем настаивать на проведении всеобъемлющей и действительно независимой технической и строительной экспертиз уже готовых сооружений и систем РоАЭС в соответствии с решением ЗС от 21.07.98 г. № 49. Необходимость такой экспертизы продиктована тем, что Минатом и дирекция РоАЭС ограничились лишь ведомственными проверками сооруженных объектов, а также заключениями надзорных организаций. Представленные экспертные оценки получены в основном путем визуального осмотра возведенных зданий и сооружений на площадке РоАЭС, выборочного ознакомления с проектной документацией, материалами ранее выполненной экспертизы и обследования лишь отдельных конструктивных элементов. В некоторых случаях инспекционные проверки сводились к формальному составлению актов без систематизированного анализа многочисленных предписаний и замечаний авторского надзора на первом этапе строительства объектов РоАЭС в 1980 - 1985 гг. Полностью материалы представлены в брошюре: “Материалы экспертной комиссии общественной экологической экспертизы по проекту Ростовской АЭС (официальные документы). Волгодонск. 2000. 68 с. [Содержание] [Главная страница]
|
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:![]() ![]()
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |