![]() |
![]() |
О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
БЮЛЛЕТЕНЬ ПРОГРАММЫ ЯДЕРНАЯ И РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ №1-2 2000г.ОБЗОРЫОбеспечение радиационной безопасности при обращении с радиоизотопными термоэлектрическими генераторами Радиоизотопные термоэлектрические генераторы (далее- РИТЭГ) применяются как долговременные автономные источники электроэнергии. Единственной в России организацией, которая разрабатывает, изготовляет, осуществляет капитальный ремонт, модернизацию и продление сроков службы РИТЭГов, является Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики и автоматизации (ВНИИТФА). РИТЭГи поставлялись ВНИИТФА различным ведомствам, организациям и предприятиям. Основными заказчиками РИТЭГов являлись Министерство обороны (МО), Минтранс, Госкомгидромет и Мингео. Так, в Гидрографическом предприятии департамента морского транспорта Минтранса России в настоящее время имеется 386 РИТЭГов, используемых для обеспечения электроэнергией в удаленных и труднодоступных местах побережья Арктики береговых средств навигационного обеспечения безопасности мореплавания- светящиеся навигационные устройства (маяки, створы и пр.), радиомаяки и др. В МО России их 535, в том числе 415 в Главном управлении навигации и океанологии. Кроме того, по данным издания “Изотопы в СССР” (№ 55, 1979 г., стр. 4) на конец 1978 г. в СССР из более 300 находящихся в эксплуатации РИТЭГов значительная часть использовалась Госкомгидрометом для питания автоматических радиометеорологических станций. Все перечисленные организации финансируются из бюджета. Радионуклидные источники тепла (РИТ) во всех РИТЭГах изготовлены на основе стронция-90 (период радиоактивного полураспада - 29,1 года). В зависимости от типа РИТЭГа в каждом из них содержится от 5000 до 170000 Ки (от 1,85· 1014 Бк, до 6,29·1015 Бк), общая активность выпущенных РИТЭГов с учетом дочернего радионуклида иттрия-90 составляет около 100 млн Ки (3,7·1018 Бк). Для сравнения, суммарная активность всех радионуклидов, выпавших на землю в результате аварии на Чернобыльской АЭС, составила порядка 50 млн Ки.Специалисты ВНИИТФА считают, что конструкция как РИТ, так и РИТЭГ обеспечивают радиационную безопасность обслуживающего персонала в течение всего срока эксплуатации, в том числе и в условиях, эквивалентных серьезной аварии (большой пожар, затопление и т. п.) и “абсолютно исключает возможность радиоактивного загрязнения окружающей среды”. Кроме того, технического обслуживания РИТЭГов за весь период эксплуатации фактически не предусматривается. По утверждению ВНИИТФА, максимальная доза облучения посторонних лиц, случайно оказавшихся вблизи РИТЭГа, “в течение всего реально возможного времени их контактирования с РИТЭГом не может превысить предельно допустимой дозы для персонала”, что вызывает сомнения. Так например, начальник Государственного Гидрографического предприятия, собственника РИТЭГов в Минтрансе, в своем письме от 10.07.97 г. № 25/5-11-7 отмечает, что “эксплуатация РИТЭГов в Арктике требует ежегодного их посещения для проведения технического обслуживания, мелкого ремонта, замены неисправных блоков накопления энергии, проведения замеров уровней радиации на поверхности изделия и в районе ограждения, восстановления защитного ограждения, как этого требуют правила, утвержденные Госатомнадзором и Санэпидслужбой”. По истечении срока службы (10 лет) должна производиться проверка технического состояния с целью установления пригодности РИТЭГа для дальнейшего использования по прямому назначению. По результатам проверки срок службы может быть увеличен до 15 лет совместным решением представителей завода-изготовителя, предприятия-разработчика и эксплуатирующей организации или может быть составлен акт о снятии изделия с эксплуатации и передаче его ВО “Изотоп” на утилизацию. На настоящий момент около 30% находящихся в эксплуатации РИТЭГов выработали свой срок службы и требуют обследования с принятием решения о продлении срока эксплуатации, необходимости капитального ремонта или снятия с эксплуатации и сдачи на утилизацию. Оценка реального состояния дел по всей России по обращению с РИТЭГами с точки зрения обеспечения радиационной безопасности затруднительна, так как сводные данные по этому вопросу практически отсутствуют. Однако результаты обследования в 1997 г. объектов Провиденской гидрографической базы (ПГГБ), профинансированного Минтрансом РФ только после принятия Правительством РФ специального поручения, позволяют утверждать, что в практике обращения с РИТЭГами имеются серьезные нарушения как требований основополагающих законов, так и норм и правил, действующих в России в области обеспечения радиационной безопасности населения и окружающей среды. Из-за отсутствия на гидрографическом судне плавсредств для высадки членов комиссии на берег в так называемых прибойных зонах (зонах наката) из 85 числящихся за ПГГБ РИТЭГов было обследовано только 52. Программа обследования включала:
В результате обследования было установлено следующее: 1. Для 47 из 52 обследованных РИТЭГов превышен назначенный срок эксплуатации в 10 лет; При этом по документам на 01.01.2000 г. пригодным по срокам эксплуатации останется лишь 1 РИТЭГа, на 01.01.2001 г. - ни одного. 2. 4 РИТЭГа находятся в аварийном состоянии. 3. Один из РИТЭГов расположен в 3м от края разрушающейся скалы высотой 100 м (конструкция РИТЭГа рассчитана на падение с высоты 9м), еще один погрузился в песок непосредственно в полосе прибоя на 3/4 своей высоты. 4. Уровни излучения на корпусах 4 РИТЭГов при норме 200 мР/ч достигают 5,5 Р/ч. В трех случаях зафиксировано превышение допустимого уровня излучения на расстоянии 1м - до 34 мР/ч (норма 10 мР/ч). 5. Более половины обследованных пунктов использования РИТЭГов носят отчетливые следы пребывания людей (следы гусеничной техники и пр. в нескольких метрах от РИТЭГов), два из них являются местами игр детей. 6. Физическая защита (предотвращение несанкционированного проникновения и доступа, хищения или порчи и т. д.) частично обеспечена лишь на трех устройствах за счет их практической недоступности. Требования по оборудованию площадок размещения РИТЭГов соблюдены только для четырех. 7. На четырех объектах выявлено отсутствие РИТЭГов на штатных местах. По уточненным данным, три из них (два с 1992 г.) размещены на хранение на других объектах, даже не внесенных в список радиационно-опасных. Установлен случай нахождения на одном из объектов РИТЭГа, числящегося по документации совершенно на другом объекте. При этом все перемещения РИТЭГов были произведены без требуемых согласований с районной администрацией и надзорными органами и без соответствующих записей в формулярах РИТЭГов. 8. На части РИТЭГов обнаружены нарушения целостности корпусов и охранной тары. По опросам служащих выявлено сокрытие случаев транспортных аварий с данными РИТЭГами. Ни в одном случае факты аварий (происшествий), повлекшие повреждения, документально не зафиксированы. 9. На значительной части обследованных РИТЭГов отсутствуют маркировочные таблицы с заводскими номерами, что серьезно затрудняет или полностью исключает учет и контроль за их перемещением. 10. Текущая документация по РИТЭГам (приходно-расходная, инвентаризационная, демонтажа, технических осмотров, контрольных измерений уровней излучения и пр.) в ПГГБ фактически не ведется уже много лет. 11. До 90-х гг. активность РИТ в паспортах изготовителя не учитывала активность итрия-90 -дочернего продукта распада стронция-90, занижая этим активность РИТов вдвое. 12. В ведомственных Правилах гидрографической службы Минобороны (ПГС № 23 1990 г. 65) активность РИТов во всех типах РИТЭГов занижена на несколько порядков. 13. РИТЭГи, принадлежащие Минобороны и не являющиеся “ядерным оружием или ядерными энергетическими установками военного назначения”, в нарушение требований ст. 1 Федерального закона “Об использовании атомной энергии” до сих пор выведены из-под контроля государственной власти субъектов Федерации и федеральных надзорных органов. По результатам проверки надзорными органами Чукотского Автономного округа поставлен вопрос о лишении Провиденской гидрографической базы санитарного паспорта и права работать с РИТЭГами. Очевидно, что и на других ГГБ (например. Архангельской) ситуация с РИТЭГами аналогична. Кроме того, известны случаи утери РИТЭГов при их транспортировке вертолетом и при ликвидации баз и экспедиций геологоразведки. Количество и качество выявленных по результатам обследования грубейших нарушений позволяет утверждать, что подобная ситуация, видимо, сложилась и в других ведомствах, использующих РИТЭГи. Учитывая уровни активности РИТов и свойства стронция-90 (через 300 лет количество стронция-90 в них будет находиться на уровне сотен Кюри), возможные радиационные последствия сложившейся системы обращения с РИТЭГами могут привести: 1. К частичной или полной утрате контроля за высокоактивными в течение сотен лет источниками радиоактивного излучения. 2. К чрезвычайно высоким уровням облучения населения при нарушении конструкции РИТЭГа и оболочки РИТа (нельзя исключить несанкционированные перемещения, разрушение при падении с высот, смыв в водную среду, погружение в грунт и т.п., и вряд ли проектант и изготовитель РИТов и РИТЭГов дадут гарантию, что и через десятки лет их корпуса и матрицы РИТов не разрушатся и сохранят при этом свою монолитность). 3. К высоким уровням загрязнения объектов окружающей среды при тех же условиях. Даже сохранившейся через 300 лет части активности одного РИТа достаточно для загрязнения десятков квадратных километров территорий и акваторий до уровня зоны отселения (более 20 Ки/км 2). Учитывая, что на побережье Арктики вдоль трассы Северного морского пути, перспективного для добычи нефти, газа и других полезных ископаемых, РИТЭГи располагаются на расстоянии нескольких десятков километров друг от друга, через какое-то время может возникнуть полоса достаточно обширных участков высокого радиоактивного загрязнения тем же долгоживущим 90Sr.Вопрос о необходимости принятия решения по РИТЭГам уже неоднократно поднимался представителями Госатомнадзора России. Так, 28.09.94 г. в ответ на запрос Администрации Магаданской области, подготовленный представителями местной инспекции ГАН РФ, с предложениями по вариантам решения данного вопроса № 5-17/713 к заместителям Минатома и Минтранса, а также VIII ВС РФ обращался первый заместитель Председателя Госатомнадзора России А.Т. Гуцалов. Но только в 1997 г., когда сотрудникам местного, территориального и федерального органов ГАН РФ уже совместно с Центром ГСЭН Чукотского автономного округа и Администрацией Магаданской области удалось добиться поручения Правительства РФ по возможным негативным последствиям потери контроля за РИТЭГ в Чукотском автономном округе (от 11.06.97 № БВ-П10-18281), Минтранс профинансировал описанные выше работы по обследованию РИТЭГов Провиденской гидрографической базы (ПГТБ). Решение проблемы обращения с РИТЭГами уперлось в отсутствие финансовых средств. В частности, всеми участниками, задействованными в обследовании ПГГБ, отмечалась очень высокая стоимость утилизации РИТЭГов на специализированном предприятии Минатома России ПО “Маяк” Челябинской области или их восстановления на предприятии-изготовителе ВНИИТФА - с учетом транспортировки от 90 до 100 и от 60 до 300 тыс. руб. за один РИТЭГ соответственно. В итоге можно констатировать, что сложившаяся к настоящему времени система обращения с РИТЭГами не обеспечивает практическую реализацию требований федеральных законов России, норм и правил, действующих в области использования атомной энергии и обеспечения радиационной безопасности населения и окружающей среды. (См. также Бюллетень №6. 1999 г.) М.И. Рылов Межотраслевой экспертно-сертификационный, [Содержание] [Главная страница]
|
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:![]() ![]()
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |