О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Экологический Союз Удмуртии 18 ноября 1998 г. в г. Ижевске состоялась отчетно - перевыборная конференция общественной организации Экологический Союз Удмуртии. На конференции были утверждены отчеты о проделанной организацией работе в 1997 и 1998 годах (прилагаются), внесены изменения в Устав организа- ции, выбрано новое руководство Экосоюза. Председателем организации был выбран Торгушин Александр Борисо- вич, сотрудник Удмуртского государственного университета, 1949 г.р., член Экосоюза с 1988 г. Заместителем председателя стал Красноперов Александр Владимиро- вич, 1963 г.р., руководитель подростковой экологической организации "Зеленка", являющейся коллективным членом Экосоюза. Секретарем избрана Красноперова Наталья Николаевна, 1979 г.р., студентка Удмуртского государственного университета. На конференции был представлен доклад Александра Торгушина "Общественная защита экологических прав граждан" (текст доклада прила- гается). Кроме того, конференция приняла два обращения. Первое, по просьбе граждан, защищающих свои экологические права в судебном процессе по незаконному строительству жилых домов в г. Ижевске по ул. Ворошилова на землях природоохранного назначения. Обращение направлено депутатам Госсовета Удмуртии с просьбой рассмотреть противозаконные действия председателя правительства республики и руководителей природоохранных органов. Второе обращение принято в связи с предстоящими выборами в Госсовет Удмуртской Республики. В нем участники конференции призвали избирателей соблюдать принцип разграничения властных полномочий и сме- нить во властных структурах тех людей, которые не доказали на деле своего профессионализма. О Т Ч Е Т о деятельности Экологического Союза Удмуртии за 1997 год. 1. Запрос в Министерство экологии копий статистических отчетов "Эко- фонд", с целью осуществления общественного контроля за расходованием средств экологических фондов. апрель - Торгушин А.Б. 2. Письмо в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды УР и главе местного самоуправления - мэру г. Ижевска с просьбой, при проведении экологической экспертизы работы "Градостроительная информа- ционная система: Генеральный план г. Ижевска", включить в состав эк- спертной комиссии представителей Экологического Союза Удмуртии. март - Торгушин А.Б. 3. Письмо в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды УР с просьбой обеспечить возможность участия представителей Экосоюза в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической эксперти- зы. март - Торгушин А.Б. 4. Участие в республиканской и городской научно-практических конферен- циях школьников с докладами по результатам исследований экологическо- го состояния рек Подборенка, Карлутка, Кильмезь. март-апрель - Красноперова Н.Н. Решетников А.В. 5. Оказание юридической помощи гражданам: 5.1. Гражданам, протестующим против строительства элитного жилого до- ма с гаражом рядом с территорией школы N 40. 5.2. Гражданам, проживающим в санитарно-защитной зоне предприятий Се- веро-восточного промышленного узла по ул. Танковской. 5.3. Гражданам, проживающим в санитарно-защитной зоне предприятия "Ижсталь" по переулку Буточному, с участием в судебном процессе. апрель-декабрь - Торгушин А.Б., Ямпольский Л.А. 6. Участие в российских парламентских слушаниях по теме "О государ- ственной политике в области охраны окружающей среды". 21-23 апреля - Торгушин А.Б. 7. Озеленение г. Ижевска (посадка деревьев на улице Молдавской). 8 мая - Ямпольский Л.А, Красноперов А.В. 8. Организация выставки фотографий и детских рисунков по теме: Эколо- гическое состояние малых рек г. Ижевска и Удмуртии. 9 мая - Красноперов А.В., ДЭО "Зеленка" 9. Проведение экологического лагеря с работой по расчистке реки Подбо- ренки и исследованием ее состояния. 3 июня-3 июля - Красноперов А.В., ДЭО "Зеленка". 10. Проведение экологических мероприятий для участников лагеря спор- тивного ориентирования. 7-15 июля - ДЭО "Зеленка" 11. Участие в акции, направленной на изменение политической ситуации в Удмуртской республике, способствующей процветанию коррупции во влас- тных структурах (обращение к Президенту России и к руководителям пра- воохранительных органов РФ). июль - Ямпольский Л.А., Торгушин А.Б., Красноперов А.В. 12. Организация и проведение экологической экспедиции по реке Кильмезь с целью изучения ее экологического состояния и обучения ребят - учас- тников экспедиции способам отбора проб ила, измерению радиационного фона и составлению отчета. 18-30 июля - Красноперов А.В., Решетников А.В. 13. Запрос на имя председателя Ижевского городского комитета по охране окружающей среды по проверке законности строительства дамбы на терри- тории а\к "Заря", в связи с затоплением зеленых насаждений в пойме ре- ки Подборенки. 29 июля - Красноперов А.В. 14. Сбор подписей граждан г. Ижевска под обращением в Государственную Думу РФ против строительства железной дороги Москва - Санкт-Петербург. май-июль - Красноперов А.В. 15. Обращение к министру экологии Удмуртской Республики по поводу сброса неочищенных канализационных стоков в реку Кильмезь. (В ре- зультате запроса и дальнейших переговоров выделены средства на продол- жение строительства очистных сооружений в селе Кильмезь). 6 августа - Решетников А.В. 16. Участие в спортивно-экологической экспедиции в республику Горный Алтай с работой по расчистке стоянок туристов от бытового мусора. 14-31 августа - Красноперова Н.Н., Репина А.В. 17. Пресс-конференция с обращением в поддержку депутата Госсовета Удмуртии М. Кокорина в его деятельности, направленной на выявление фактов коррупции в органах власти УР и на принятие мер по их искорене- нию. 7 октября - Торгушин А.Б., Ямпольский Л.А. 18. Организация филиала ДЭО "Зеленка" в школе N 56. 8 октября - Красноперова Н.Н. 19. Участие в озеленении г. Ижевска (посадка деревьев на ул. Молдав- ской, организованная редакцией газеты "Транспорт и Мы"). 18 октября - Ямпольский Л.А., Красноперов А.В. 20. Организация и проведение Дня памяти умерших от рака с панихидой в Троицкой церкви. 25 октября - Красноперов А.В. 21. Запросы в Комитет по охране окружающей среды УР и в Прокуратуру УР в связи со строительством без положительного заключения экологической экспертизы участка дороги Воткинск - Сарапул, проходящего через дерев- ню Докша. октябрь-ноябрь - Торгушин А.Б. 22. Участие в конференции "Экология и право" с докладами. 25-26 сентября - Стурман В.И., Ямпольский Л.А. 23. Запрос в прокуратуру УР по проблеме возбуждения уголовного дела против виновников незаконного строительства гаража на 230 автомобилей на территории школы N 5 г. Ижевска. декабрь - Торгушин А.Б. 24.Распространение экологической газеты "Берегиня". в течении года - ДЭО "Зеленка" 25. За 1997 год проведено 14 заседаний Координационного совета и одна конференция Экосоюза. Работа в средствах массовой информации. 1. "Зеленка" чистит Подборенку" (о проведении экологического лагеря по расчистке реки) "АиФ в Удмуртии", Надежда Гладыш, от 4 июля. 2. "Канализационные сбросы текут в единственную чистую речку республи- ки", "АиФ:", Н. Гладыш, август. 3. "Впечатления провинциала" А. Торгушин (о российских парламентских слушаниях по вопросу "О государственной политике в области охраны ок- ружающей среды") "Берегиня", август. 4. "Экологи решили отчитаться", А. Кирилин, "Удмуртская Правда", 13 августа. 5. "Упрямая "Зеленка" (об а\к "Заря" и об экспедиции по реке Кильмезь), "Транспорт и Мы", 19-25 сентября. 4. "Когда деревья станут большими" (об участии ДЭО "Зеленка" в посад- ке деревьев, организованной редакцией газеты "Транспорт и Мы") Отчет утвержден на Конференции Экологического Союза Удмуртии 18 нояб- ря 1998 г. Председатель Конференции С.Н. Селивановский Секретарь Н.Н. Красноперова О Т Ч Е Т о деятельности Экологического Союза Удмуртии за 1998 год. 1. Повторный запрос в прокуратуру УР в связи со строительством без по- ложительного заключения экологической экспертизы участка дороги Сара- пул - Воткинск, проходящего через д. Докша. январь - Никишин Ю.Н. 2. Ознакомление с материалами прокурорского раследования по заявлению граждан 11-го микрорайона г. Ижевска с просьбой возбудить уголовное дело по факту незаконного строительства гаража на 230 автомобилей на территории школы N 5. (Цель ознакомления - общественный контроль за привлечением к ответственности виновных должностных лиц). январь - Ямпольский Л.А. 3. Запрос материалов прокурорской проверки природоохранной деятельнос- ти Ижевской мебельной фабрики и Ижевского завода пластмасс. (Продолже- ние дела 1994 г. о незаконном открытии новых производств). январь - Торгушин А.Б. 4. Обращение к депутатам Городской Думы и к мэру г. Ижевска в связи с обсуждением проекта муниципальной целевой комплексной программы по ох- ране окружающей среды до 2000-го года. 27 января - Торгушин А.Б., Стурман В.И. 5. Обращение к Прокурору УР в связи с бездействием природоохранной прокуратуры при нарушении природоохранного законодательства. (Отсут- ствие контроля за строительством, без положительного заключения эколо- гической экспертизы, участка дороги Сарапул - Воткинск, проходящего через д. Докша, при неоднократных жалобах граждан). январь - Торгушин А.Б. 6. Поездка в деревню Докша представителя Экосоюза с целью общественно- го контроля за приостановкой незаконного строительства участка дороги Сарапул - Воткинск, проходящего через д. Докша. март - Красноперова Н.Н. 7. Обращение в газеты: "Удмуртская правда" и "АиФ в Удмуртии" по пово- ду статьи в "АиФ...", недостоверно освящающей деятельность главного редактора этой газеты Светлова во время судебного процесса, связанно- го со строительством гаражей на территории 5-ой школы. апрель - Торгушин А.Б. 8. Выход на речку Подборенку для ликвидации последствий езды автомоби- лей в прибрежной полосе реки. май - "Зеленка" 9. Организация и проведение трудового лагеря по расчистке реки Подбо- ренка. июнь - июль - "Зеленка" 10. Проведение субботника "День Подборенки" по расчистке верховья ре- ки Подборенки с привлечением местных жителей. 4 июня - "Зеленка" 11. Юридическая помощь по защите экологических прав с участием в су- дебном процессе гражданам, проживающим в доме по улице Ворошилова, в связи со строительством высотных домов в микрорайоне Автозавода на землях природоохранного назначения. июнь - декабрь - Торгушин А.Б. 12. Поход в село Селты с целью общественного контроля за проведением работ по строительству очистных сооружений. июль - "Зеленка" 13. Организация и проведение лагеря труда и отдыха на реке Кильмезь. июнь - август - "Зеленка" 14. Юридическая помощь жителям дома по улице Гагарина в связи с нару- шением их экологических прав (установка холодильного оборудования - источника повышенного шума в магазине на первом этаже этого дома). август - октябрь - Торгушин А.Б. 15. Ликвидациямусорных свалок около с\о "Металлург" в водоохранной зо- не реки Подборенки. сентябрь - "Зеленка" 16. Участие в проверке Горкомитета в природоохранной деятельности а\к "Огонск" и выявление нарушений требований экологического законода- тельства в районе улицы Танковской. август - Торгушин А.Б. 17. Озеленение города Ижевска. Посадка деревьев по улице Молодежной совместно с детской организацией "Родники" (93 дерева). 10 октября - Торгушин А.Б. Красноперов А.В. 18. Организация и проведение круглого стола с журналистами, посвящен- ного 10-летию Экосоюза. Тема: "Экологический Союз вчера, сегодня, зав- тра". 5 ноября - Торгушин А.Б. 19. Подготовка и подача заявки на грант для осуществления проекта по созданию телефильма по защите гражданских прав. ноябрь - Торгушин А.Б. 20. Подготовка и распространение брошюры института ЭКОЮРИС "Как защи- тить ваши экологические права: Руководство для граждан и неправи- тельственных организаций". в течении года - Селивановский С.Н. Торгушин А.Б. 21. Распространение экологической газеты "Берегиня". в течении года - Торгушин А.Б. ДЭО "Зеленка" 22. За 1998 г. проведено заседаний Координационного Совета и одна Конференция Экосоюза. РАБОТА В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 1. "На берегу очень тихой реки" (о загрязнении реки Подборенки и дея- тельности "Зеленки"). Денис Пушин, "МК в Ижевске", 21-28.05. 2. Радио "Столица" - выступление руководителя "Зеленки" Красноперова А.В. по поводу деятельности организации. 26 мая. 3. "Зеленые дела" (о проведении Дня Подборенки 4.06). Степан Медников, "За чашкой чая", 11.06. 4. "Зеленое лекарство для планеты" (о трудовом лагере на реке Подбо- ренке). "Инфо-панорама", 12.06. 5. "А что ты сделал для планеты ?" (освещение Дня Подборенки). "Инфо-панорама", Антонина Исаева, 10.06. 6. "Стоки вместо святой воды" (интервью с Торгушиным А.Б.). Старикова Л., "Карьера", 8.08. 7. "Зеленка" и тайны Арлети" (о лагере труда и отдыха на реке Кильмезь). "За чашкой чая", 13.10. 8. ГТРК, Передача "Аритмия" (посвященная проблеме переселения граждан деревни Танково из северо-восточной зоны промышленного узла). 15.10. 9. ГТРК, "Песочная - 13", Информация о десятилетнем юбилее Экосоюза. Е. Гафарова. 5.11. 10. Радио, Информация о деятельности Экосоюза с приглашением на конфе- ренцию. А. Торгушин. 17.11. 11. Пресс-конференция Координационного Совета, посвященная итогом от- четно-перевыборной конференции Экосоюза. 1.12. Отчет утвержден на Конференции Экологического Союза Удмуртии 18 нояб- ря 1998 г. Председатель Конференции С.Н. Селивановский Секретарь Н.Н. Красноперова "Общественная защита экологических прав граждан" Основные задачи общественного экологического движения и опыт Экологического Союза Удмуртии в деятельности по защите экологических прав граждан 1. Как известно, общественные организации, обьединения и движе- ния образуются, в основном, по двум причинам. Первая - это появление у группы людей или организаций коньюн- ктурных интересов. Обычно они выражаются в стремлении к власти или к государственным средствам, за счет которых можно удовлетворить свои материальные потребности и личные интересы. Власть, как самоцель, как удовлетворение своих амбиций - характерная черта большинства наших по- литических партий и движений. Стремление же удовлетворить свои мате- риальные потребности, а заодно и обеспечить занятие себе в удо- вольствие за счет общественных средств (например, экологических фон- дов) присуще многим обьединениям ученых и творческой интеллигенции. Здесь часто можно встретиться с фактами, когда по обоюдному согласию с чиновниками, распоряжающимися государственными средствами, такие об- щественные организации заключают договоры на финансирование неак- туальных или бесперспективных и абсолютно никчемных проектов и иссле- дований, семинаров и конференций. Причем обычно все это делается по очень завышенным ценам. Как правило, эти группы людей на определенном этапе обьединяют- ся, так как цели их родственны, успешно сочетаются и дополняют друг друга. Вторая причина, побуждающая граждан к обьединению, появляется в ситуациях, когда властные структуры, органы государственного контроля и правоохранительные органы не выполняют должным образом свои функции. При этом в различных сферах нашей жизнедеятельности образуются право- вые ниши, заставляющие граждан объединяться для защиты своих прав и прав общества в целом. 2. Экологические права граждан, их защищенность - это своего ро- да индикатор здоровья общественных отношений и показатель нравствен- ности власти. Деградация окружающей природной среды в Удмуртии, часто возни- кающие ситуации, когда гражданам приходится защищать свои экологичес- кие права от посягательств именно различных органов власти, ярко ха- рактеризует структуры управления в республике. С другой стороны, наличие в регионе только одной общественной организации на практике отстаивающих экологические права населения, ее малочисленность и иждивенческое отношение к ней показывают низкий уро- вень гражданственности этого населения. 3. Опыт деятельности общественной организации Экологический Союз Удмуртии, являющейся правопреемником Экологического Союза г. Ижевска, позволяет констатировать, что местные и республиканские органы власти, руководители предприятий, организаций и учреждений плохо соблюдают требования природоохранительного законодательства и при принятии хо- зяйственных и управленческих решений, как правило, не учитывают эколо- гические интересы граждан. Игнорируя постулат о том, что не бывает эф- фективных экономических решений, если они не являются экологичными, руководители показывают свою профессиональную непригодность, но при этом они еще наносят вред природной среде, здоровью граждан и экономи- ке своего района, города и республики. И здесь свою роль должны сыг- рать органы государственного контроля и правоохранительные органы. Но именно их бездействие зачастую порождает эколого-правовые проблемы на- селения. Примеры судебной практики по защите экологических прав граждан показывают, что на скамье ответчиков обычно сидят представители приро- доохранных органов и органов санитарно-эпидемиологического надзора. Поэтому именно они вынуждены защищать антиэкологические действия влас- тных структур. Это в очередной раз доказывает нелепость подчинения этих органов госконтроля исполнительной власти и безконкурсный способ назначения их руководителей. Судебные разбирательства по защите экологических прав проходят очень трудно и длительно, т.к. нет достаточной правовой базы. Многие нормативные акты в развитие основополагающих комплексных и отрасле- вых законов в области охраны окружающей среды на территории республи- ки не разработаны до сих пор. Это привело к ситуации, когда большинство этих законов не рабо- тает. Судебные дела по защите экологических прав граждан стали для ад- вокатов и профессиональных юристов неперспективными. Экологический союз неоднократно обращался с предложениями и при- зывами разработать такие нормативные акты, как земельный кадастр горо- да, комплексные схемы охраны водных объектов (и проекты водоохранных зон в том числе) и многие другие, без которых невозможно выполнить комплесную схему охраны окружающей среды города, а значит, и разрабо- тать, в соответствии с требованиями законов, генеральный план города и грамотные экологические и экономические программы. Однако власти города и республики не торопятся с разработкой нормативной базы. Создается впечатление что или их устраивает состоя- ние хаоса и беззакония, или они не понимают этой проблемы. Обеспечить правовую базу, позволяющую в полной мере применять федеральные законы на территории республики, - это первая и основная задача прокуратуры УР. Но нашей организации не известно ни одного фак- та, когда прокуратура обязала бы нашу власть выполнить требования фе- дерального руководства. Так, например, Постановление Правительства РФ N 622 от 25.08.92 г. требовало ввести на территории РФ Земельные ка- дастры нового образца с 1 января 1996 года. Уже заканчивается 1997 г., но о реакции прокуратуры по поводу неисполнения требований этого Пос- тановления нам ничего неизвестно. А ведь его отсутствие ущемляет пра- ва граждан, в т.ч. и экологические, создает благодатные условия для нечестных чиновников и уже нанесло и городу и республике колоссальный ущерб. То же самое происходит и с другими нормативными актами в облас- ти природоохранительного законодательства. Создается впечатление, что специализированная природоохранная прокуратура еще и не приступала к работе, несмотря на то, что создана она в 1991 году. Стоит ли вообще заниматься прокурорским надзором за соблюдением требований законода- тельства в области охраны окружающей природной среды, если изначально созданы все условия для их нарушения. Экосоюз не раз обращался в про- куратуру с этой проблемой, даже представлял необходимые материалы для ее решения в судебном порядке. Но все безрезультатно. Следует отме- тить, что Экосоз обращался в прокуратуру УР и с заявлениями по кон- кретным фактам нарушений природоохранительного законодательства, но ни разу прокуратура не приняла мер, исключающих такие нарушения впредь. В частности, это касается самозахватов земельных участков или их неза- конного отвода, а также строительства обьектов без положительного зак- лючения экологической экспертизы или с явно противозаконным положи- тельным заключением. Обычно нарушители подвергались небольшим штрафам и успешно продолжали свою деятельность. Виновные госчиновники, как правило, оставались вообще ненаказанными. Вместе с тем надо отметить, что взаимоотношения Экосоюза с про- куратурой - пример, показывающий слабость общественной организации, ни разу не обжаловавшей действия (а точнее бездействия) прокуратуры в су- дебном порядке. В сфере защиты экологических интересов граждан г.Ижевска есть отрицательные примеры и по взаимодействию Экосоюза с органами МВД. В частности, дело с незаконной вырубкой липовой рощи при самовольном расширении автокооператива "Нива". Исход следствия по этому делу бо- лее чем странным не назовешь: виновных не нашлось. У членов Экологического Союза есть основания предполагать, что не все законно и в деле расходования средств экологических фондов. Во всяком случае ни министерство экологии, ни городские власти и близко не подпускают к правлениям фондов представителей общественной органи- зации. При этом министр экологии, видимо, забыв, что это не его лич- ные средства, не удосуживает себя предоставлением информации о дея- тельности республиканского фонда, считая ее конфиденциальной. А пред- седатель комиссии Госсовета УР, курирующей вопросы экологии, солидар- на с ним. Администрация же города даже не сочла нужным ответить на письмо Экосоюза с просьбой ввести в состав правления городского фонда представителя организации. И здесь у Экологического Союза есть все ос- нования для обращения в суд. При таком правовом нигилизме со стороны власти, природоохранных и правоохранительных органов, конечно, основной задачей общественных экологических организаций является защита экологических прав граждан и общества. Не будет выполнена эта задача - трата сил и средств на ос- тальные бессмысленна. Так как в обществе, где гражданам надо защищать себя и своих детей от государства, никогда не будут решены другие эко- логические проблемы, будь то экологическое воспитание и образование или озеленение города. 4. Эффективная защита экологических гражданских прав обычно осу- ществляется двумя способами: парламентским и судебным. Парламентский предполагает деятельность общественной организации через своих пред- ставителей в депутатских комиссиях. Но практика показывает, что депу- татами от общественных экологических формирований должны быть люди проверенные, зарекомендовавшие себя до избрания в представительный ор- ган власти и связанные с организацией соответствующими обязательства- ми. К сожалению, Экосоюз сейчас не имеет своих представителей ни в го- родской Думе Ижевска, ни в Госсовете УР. Другие же депутаты пока не считают вопросы экологии приоритетными, иначе они бы давно уже налади- ли связь с Экологическим Союзом и хоть как-то себя проявили. О комис- сии или группе депутатов, занимающихся решением экологических проблем в Гордуме нам вообще ничего не известно. В Госсовете УР комиссия, ко- торая должна курировать вопросы экологии, представляет из себя такой гибрид (по социальной политике, труду, охране здоровья и защите окру- жающей среды), что обьяснить ее целесообразность, с позиции здравого смысла, очень сложно. Может поэтому она и не реагирует на конфликтные ситуации, требующие вмешательства депутатов. Как ни печально, но при- ходится констатировать, что гражданам, при защите своих экологических прав, ждать помощи от депутатского корпуса этого созыва бесполезно. Яркий пример этому - многомесячное и шумное судебное разбирательство по поводу незаконного строительства гаража на территории стадиона шко- лы N 5 г.Ижевска. Аналогичный конфликт по застройке стадиона 83 школы, городские депутаты прошлого созыва решили менее чем за час, не застав- ляя граждан таскаться по судам, прокуратурам и другим инстанциям. Но на очередных выборах граждане отдали предпочтение как раз тем чиновни- кам, от произвола которых приходится защищаться. 5. Судебная защита экологических прав граждан, как уже говори- лось выше, тоже имеет свои трудности. Среди субьективных не только не- полная нормативно-правовая база. К сожалению, приходится констатиро- вать, что есть суды и судьи проведение процессов у которых, мягко го- воря, становится нежелательным. И все таки это сейчас пожалуй един- ственный "мирный" путь решения экологических конфликтов. Задача общественных экологических организаций заключается не только в том чтобы выиграть процесс, защитить права граждан и общес- тва, но и в том чтобы научить людей отстаивать свои права в рамках действующего законодательства. Для этого очень важно, чтобы граждане сами участвовали в судебных процессах, во всех его стадиях, начиная с подготовки материалов, сбора доказательств и написания искового заяв- ления или жалобы до оглашения решения суда и контроля за его исполне- нием. Очень важно показать людям что защищать свои права можно и нуж- но. Не менее важная задача, создание условий, при которых чиновники будут бояться нарушать требования законов. Поэтому мало предотвратить экологическое нарушение, надо добиться того чтобы виновные, какие бы они должности не занимали понесли заслуженное наказание. Безнаказан- ность порождает безотвенность за дело и вседозволенность. Именно из-за уверенности в безнаказанности госчиновники спокойно и постоянно совер- шают экологические правонарушения а порой и преступления. И здесь опять ярким примером служат конфликты, связанные со строительством га- ража на территории 5-ой школы и с переселением граждан, проживающих в санитарно-защитной зоне предприятий Северо-восточного промышленного узла. В материалах этих судебных разбирательств зафиксированны явные признаки должностных преступлений: халатности, превышения полномочий и злоупотребления ими. Причем прокуратуре УР наверняка были известны, в отношении некоторых из этого числа чиновников, аналогичные факты, да- вавшие основание для возбуждения уголовного дела по повторности право- нарушений. Но опять все остались без наказания. Истцы и жители 11-го микрорайона, в первом случае, не проявили настойчивости, чем по сути дали согласие и впредь терпеть такие деяния этих же чиновников. Во втором же деле точка еще не поставлена. Также важно чтобы судебные процессы по защите экологических прав граждан проходили в условиях широкой гласности. Во-первых, это в ка- кой-то мере предохраняет от "поддавливания" на судей со стороны власть и деньги имущих. Во-вторых, сдерживает деятельность криминальных эле- ментов, которые, как правило, "завязаны" в таких делах и часто помо- гают ответной стороне "силовыми" незаконными методами. При этом надо следить за тем чтобы ваши выступления в средствах массовой информации не дали повода для возбуждения дела в защиту чести, достоинства и де- ловой репутации. Т.е. каждое ваше слово должно иметь документальное подтверждение или коллективное авторство. Немаловажно во время крупных судебных процессов обращать внима- ние граждан на преимущества коллективной защиты своих прав и интере- сов. Эта работа ведет к осознанию того, что каждый из нас является членом общества с едиными интересами в здоровой и благоприяной природ- ной среде. Кроме того, именно так можно приобрести союзников и попол- нить ряды своей организации. И.о. заместителя председателя Экологического Союза Удмуртии А. Торгушин Утверждено на конференции Экологического Союза Удмуртии 18 ноября 1998 года. Обращение Экологического Союза Удмуртии к депутатам Государственного Совета Удмуртской Республики Уже более года в г. Ижевске длится конфликт, связанный со строи- тельством высотных домов по ул. Ворошилова в районе Дома Быта. По мнению граждан, проживающих рядом с территорией новостройки, строительство незаконно и нарушает их экологические права. Это было подтверждено и результатами государственной экологической экспертизы. В отрицательном, запрещающем строительство заключении N 1589 от 23.01.98 г. констатируется, что выбор места застройки произведен на территории городского леса, в водоохранной зоне реки Старковки, т.е. на землях природоохранного назначения, что противоречит требованиям действующего законодательства. Кроме того, в заключении указано и на тот факт, что жилые здания пытаются разместить в зоне влияния вредных выбросов Северо-восточного промузла, превышающих предельно-допустимые для человека нормы концентраций, что также запрещено законодательством. Казалось бы, вопрос решен - стройка запрещена, т.к. повторное проведение экспертизы, согласно требованиям статьи 14 (п.8) Закона РФ "Об экологической экспертизе", возможно только на основании решения суда. Однако, 9.04.98 г. на свет появляется Протокол совещания N ПВ-2-2 по вопросу проектирования, прохождения государственной экологи- ческой экспертизы и строительства жилого многоэтажного комплекса 2-го микрорайона Автозавода по ул. Ворошилова в г. Ижевске. Протокол подпи- сан самим (!) Председателем правительства УР П.Н. Вершининым. В пун- кте 1 этого документа группе лиц, в которую входят и руководитель от- дела государственной экологической экспертизы, дается задание "до 10.04.98 г. разработать и утвердить график доработки и прохождения го- сударственной экологической экспертизы материалов" проекта, уже полу- чившего отрицательное заключение этой самой экспертизы (!), по причи- не того, что выбор места строительства не соответствует требованиям законодательства. Что может быть абсурдней такого решения? Это не что иное, как умышленное нарушение требований статьи 30 Закона РФ "Об экологической экспертизе", которой установлено, что "нарушениями законодательства РФ об экологической экспертизе должностными лицами государственных орга- нов исполнительной власти и органов федерального надзора и контроля, а также органов местного самоуправления являются:... 4) прямое или кос- венное вмешательство в работу специально уполномоченных государствен- ных органов в области экологической экспертизы, экспертных комиссий и экспертов экологической экспертизы в целях оказания влияния на ход и результаты проведения государственной экологической экспертизы..." Это распоряжение, судя по протоколу, безропотно восприняли как раз те должностные лица, которые получают деньги налогоплательщиков за то, чтобы стоять на страже закона и наших экологических прав: пред- седатель Госстроя УР и его заместитель, руководители природоохранных органов города и республики, заместитель главного Государственного са- нитарного врача УР. Есть в этом списке и председатель регионального отделения Международной общественной организации по правам человека, что вообще не укладывается ни в какие рамки общественной правозащит- ной деятельности. Во исполнение решения указанного совещания, председатель Гос- строя УР Батищев Г.П., явно превысив свои полномочия, направляет пред- седателю Комитета по охране окружающей среды УР Гурову В.Н. "для ис- полнения и руководства в работе" (!) график доработки и прохождения государственной экологической экспертизы названного проекта. И, самое удивительное, что председатель Комитета Гуров В.Н. старательно выпол- няет это распоряжение. 7.05.98 г. появляется уже положительное заклю- чение госэкспертизы, смысл которого таков: строить можно, потому что "нарушен порядок предоставления земельных участков под строительство", нарушены требования ст.41 Закона РСФСР "Об охране окружающей природ- ной среды" и ст. 28 Земельного Кодекса РФ, а остальные весьма противо- речивые обстоятельства не выяснены. Как Вам нравится такой профессио- нализм? Граждане вынуждены были прибегнуть к судебному разрешению кон- фликта. Но и здесь, как мы думаем не без вмешательства означенных лиц и сложившейся среди них традиции, создалась ситуация "вечного" судеб- ного процесса. Суд назначил гидрологическую экспертизу, но, оказывает- ся, найти независимых экспертов в нашем городе невозможно. Специалис- ты отказываются участвовать в экспертизе, мотивируя свой отказ бояз- нью дать заключение, не устраивающее руководителей города и республики. Уважаемые депутаты! Может, Вы разъясните нам и другим гражданам, что за ситуация беззакония и раболепского чинопоклонения сложилась в Удмуртии и ее столице? Почему руководители исполнительных органов власти и органов госконтроля в области охраны окружающей среды, сани- тарно-эпидемиологического надзора, строительства и землепользования постоянно нарушают законы? Почему граждане должны все время защищать свои права от этих чиновников? И долго ли руководители этих структур будут еще занимать свои посты, практически игнорируя свои должностные обязанности? Почему ни прокуратура, ни Вы не реагируете на такие факты? Мы просим Вас рассмотреть наше обращение на заседании постоянной комиссии Госсовета УР по законности, общественной безопасности и пра- вам граждан в присутствии представителей нашей организации и ответить на наши вопросы. Со своей стороны, мы, через своего представителя, будем доби- ваться признания протокола N ПВ-2-2 от 9.04.98 г. незаконным в судеб- ном порядке. Принято на конференции Экологического Союза Удмуртии 18 ноября 1998 г. Председатель конференции С.Н. Селивановский Секретарь Н.Н. Красноперова Обращение участников конференции Экологического Союза Удмуртии к гражданам республики Уважаемые граждане! Наша общественная организация уже не раз обращалась к властным структурам Удмуртии и ее столицы по поводу ухудшающегося состояния природной среды, постоянного роста нарушений природоохранного законо- дательства и посягательств на экологические права граждан. К сожале- нию, власть нас не слышит, мало того, с 1995 г., после ликвидации го- родской и республиканской депутатских комиссий по экологии, она вооб- ще устранилась от этих проблем, упоминая их только в предвыборных обе- щаниях. Именно в этот период природоохранные органы, оставшись вне де- путатского и общественного контроля, превратились в главных нарушите- лей экологического законодательства. Противозаконные согласования от- водов земельных участков, разрешение строительства и сдачи в эксплуа- тацию объектов, не прошедших экологическую экспертизу, бесконтрольное расходование средств экологических фондов на мероприятия, эффектив- ность которых никому не видна, и прочие нарушения стали обычным де- лом руководителей органов, которые должны защищать наши экологические интересы. Такое положение дел подтверждают жалобы граждан, материалы судебных процессов и сам факт постоянного присутствия представителей природоохранных органов в судебных разбирательствах в качестве ответ- чиков. Почему же эти руководители не несут никакой ответственности? По- чему не реагируют на их проделки прокуратура и депутаты? Опыт нашей правозащитной деятельности показывает, что именно та- кие чиновники и удовлетворяют нашу нынешнюю власть города и республи- ки. Именно ее интересы и интересы частного капитала они и защищают. Так, может, пора наконец сменить эту власть? Граждане! Весной следующего 1999 года пройдут выборы депутатов Государственного Совета Удмуртии. Предвыборная кампания уже началась. Уже мелькают с экранов телевизоров и со страниц газет будущие кандида- ты в депутаты. Вглядитесь, опять те же лица - "вечные депутаты", они же руководители исполнительных органов власти, директора предприятий и учреждений, банкиры и владельцы частных фирм. У них уже сосредоточены и власть, и деньги. Они живут совсем другой жизнью. Средства позволяют им покупать ваши голоса. Но для чего? Не для того ли, чтобы потом за счет ваших зарплаты, пенсий, стипендий окупить предвыборные затраты и с лихвой приумножить свой капитал. Мы уверены, что только смена существующей власти дает надежду на решение как экологических, так и социально-экономических проблем. Поэ- тому мы обращаемся ко всем избирателям: "Не дайте себя обмануть в оче- редной раз! Соблюдайте принцип разграничения властных полномочий - не давайте депутатский мандат тому, кто уже имеет полномочия руководите- ля. Не верьте, что руководитель-депутат спросит с себя по всей стро- гости за плохое руководство районом, городом, предприятием, учрежде- нием. Не верьте, что банкир, владелец фирмы в первую очередь будут за- щищать ваши интересы, а уж потом заботиться о своих прибылях. Не верьте, что ворующий может навороваться - такого еще никогда не было. Подумайте, для чего нужен депутатский мандат прокурору и чиновни- ку - у них уже достаточно полномочий для наведения порядка. Помните, если ничего в нашей жизни не меняется, власть надо менять - другого пути нет!" Принято на конференции Экологического Союза Удмуртии 18 ноября 1998 г. Председатель конференции С.Н. Селивановский Секретарь Н.Н. Красноперова |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |