Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

*******************************************************************
*  П Р О Б Л Е М Ы  Х И М И Ч Е С К О Й  Б Е З О П А С Н О С Т И  *
*******************************************************************
****       Х И М И Я *  И *  Ж И З Н Ь              ***************
*******************************************************************
**                     Сообщение UCS-INFO.956, 15 декабря 2002 г. *
*******************************************************************
                                                 Отходы без доходов

                ЧТО РЕГИСТРИРУЕТ РЕЕСТР ВЫБРОСОВ
                       (взгляд с Украины)

    Призывы защищать и улучшать окружающую среду, которые всё чаще
звучат в эфире и появляются на страницах газет, - это отголоски
политических событий, которые происходят как в мире, так и в Украине.
    Одним из таких событий стало собрание в начале 1991 года министров
охраны окружающей среды стран Организации Экономического Сотрудничества
и Развития (ОЭСР). Тогда министры провозгласили, что сокращение
загрязнения окружающей среды является приоритетной задачей и основные
усилия в этом направлении следует сосредоточить на уменьшении выбросов
из существующих источников загрязнения. Для решения этих проблем была
создана Рабочая группа по вопросам предупреждения и контроля
загрязнения ОЭСР.
    Группа сосредоточилась в первую очередь на внедрении экономических,
рыночных инструментов влияния. Она начала с разработки механизмов сбора,
обработки и распространения сведений о выбросах и перемещении
загрязнителей - создания Реестра выбросов и перемещения загрязнителей
(РВПЗ). Ныне эта система существует в Австралии, Англии, Канаде, Чешской
Республике, Мексике, Нидерландах, Норвегии, Швейцарии, Венгрии и США.
Представители промышленности и экологически сознательные группы населения
этих стран отмечают, что РВПЗ оказался более влиятельным механизмом, чем
другие программы регулирования, несмотря на то, что РВПЗ не устанавливает
никаких обязательных показателей. Например, в Канаде с 1988 года выбросы
87 опасных веществ сократились на 70%.
    Инициативу подхватил Комитет по экологической политике Организации
Объединенных Наций, который на встрече Сторон, подписавших Орхусскую
Конвенцию, создал Рабочую группу Реестров выбросов и перемещения
загрязнителей с целью разработки обязательного для выполнения правового
документа о РВПЗ. Проект документа готовится к принятию на Киевской
конференции министров в 2003 году и будет иметь статус протокола к
Орхусской конвенции. Этот Протокол будет предложен к внедрению всем
странам-участницам Конвенции и открыт для присоединения стран,
которые не являются членами ЕЭК или сторонами Конвенции.
    К этому процессу активно привлечена общественность, идет активное
обсуждение положений Протокола в тематической рабочей группе Эко-Форума.
По инициативе Агентства США по международному развитию (USAID) в Украине
создана Рабочая группа по внедрению проекта "Реестры выбросов и перемещения
загрязнителей в Украине", в которой, в частности, активно работает
Украинский центр менеджмента земли и ресурсов (УЦМЗР).
     В тех странах, где РВПЗ уже внедрены, от предприятий обычно требуют
периодически (как правило - один раз в год) предоставлять сведения о
выбросах (сбросах) и перемещении химических веществ по определенному
государством перечню химических веществ, но соблюдая при этом
коммерческую тайну.
    Введение системы РВПЗ разрешает ответить на вопрос: "Кто, где, когда,
какие именно и в каком количестве вырабатывает потенциально вредные
отходы, и куда они перемещаются?" После обработки этой информации
государство получает возможность отслеживать перемещения загрязнителей
в пространстве и времени, а распространяя эти сведения, реализует право
граждан на доступ к экологической информации, закрепленное Орхусской
Конвенцией, которая была подписана Украиной 25 июня 1998 г.,
ратифицирована 6 июля 1999 г. (Закон Украины No 832-XIV) и вступила в силу
30 октября 2001 г.
    Система РВПЗ предоставляет информацию местного, регионального,
национального и международного масштаба, что позволяет провести тщательную
оценку источников выбросов и/или перемещений химических веществ, определить
их объем и географическое распределение на всех уровнях. В свою очередь,
эта информация будет способствовать более обоснованному установлению
приоритетов и принятию более взвешенных решений в сфере государственной
природоохранной политики.
    По мнению украинской Рабочей группы относительно внедрения РВПЗ, в
Украине в целом существует правовая база, которая обеспечивает систему
учета выбросов (сбросов) и перемещение загрязняющих веществ, а также
положение относительно информирования общественности в этой сфере.
Однако для использования ее с целью создания РВПЗ, отдельные элементы
этой системы требуют определенных изменений и дополнений. В частности,
для эффективного функционирования РВПЗ должны содержать перечень
элементов, а именно, данные о:
 * источнике (преимущественно, предприятии, цехе или установке);
 * химических веществах, упомянутых в реестре;
 * среде, в которую эти вещества поступают (вода, почва, воздух);
 * пунктах назначения отходов, которые как вывозятся за границы
   предприятия, так и перемещаются в его границах;
 * периодичности отчетности (обычно ежегодно);
 * механизме доступа общественности к информации.
    Большинство вышеуказанных элементов уже существуют в рамках
действующей нормативно-правовой базы, но они рассредоточены в разных
нормативных актах. Поэтому существует необходимость их интеграции, а в
отдельных случаях модификации и дополнения.
    Таким образом, для создания РВПЗ на Украине необходимо использовать
существующую систему отчетности и возможности получения информации. Для
этого, не изменяя значительно существующую систему и не вводя новые формы
отчетности, следует изучить возможность отбора данных, необходимых для
РВПЗ, из существующих баз данных или Реестров и сведение их в единый
Реестр (базу данных). Для этого варианта наиболее подходит статистическая
отчетность (формы государственной статистической отчетности 2-ТП (водхоз),
2-ТП (воздух), форма No 1 - тяжелые металлы и т.п.), но, к сожалению, эти
формы не соответствуют требованиям РВПЗ. Первую отчетность ведут областные
подразделения Госводхоза. Два другие - подразделения Госкомстата.
Использование в РВПЗ такой информации возможно лишь при условии ее
существенной модификации. Так, во-первых, необходимо перейти на
использование международных классификаторов химических соединений,
во-вторых, определиться с качественным составом, рассмотреть
количественный аспект.
    Пространственное (географическое) положение источника выброса имеет
чрезвычайно важное значение, в особенности, на региональном уровне.
Использование данных РВПЗ может проводиться не только во временном срезе,
но и в пространственном -  лишь тогда их использование поможет реально
решать задачи экологического управления. Анализ заграничных систем РВПЗ
свидетельствует, что ныне ни в одной стране нет пространственной привязки
источников эмиссии загрязняющих веществ ни на региональном, ни даже на
локальном уровне.
    Организационные основы являются не менее важными и сложными при
создании РВПЗ, поскольку стоит вопрос о том, кто должен собирать и
накапливать информацию: государственные или негосударственные органы?
Каким образом получить действительно объективную информацию и проверить
ее достоверность? Анализ РВПЗ в США, Великобритании, Венгрии, Чешской и
Словацкой республиках показывает, что ведущая роль при этом принадлежит
локальному и региональному уровням, особенно на начальных стадиях
организации и внедрения РВПЗ.
    Учитывая вышеупомянутое, для создания РВПЗ в Украине необходимо
внести изменения в уже существующие законодательные акты, а также
разработать подзаконные нормативные акты, которые определяли бы порядок
сбора, обработки и распространения информации и детально определили
механизмы создания и работы РВПЗ. Наиболее приемлемым было бы внести
отдельные изменения в указанные выше законодательные акты, а также
разработать и принять Постановление Кабинета Министров (поскольку
такими полномочиями в соответствии с указанными нормативными актами
наделен именно Кабинет Министров Украины), в которой определить порядок
создания РВПЗ и его функционирование. Постановлением необходимо определить
порядок обработки и распространения информации, но также нужно внести
изменения в другие нормативные акты с целью согласования данных из разных
систем сбора информации. Уже на ранних этапах разработки национального
РВПЗ нужно определить критерии и принципы внесения данных: список
химических веществ, виды промышленности, величина предприятия (количество
работающих), предельные величины выбросов и перемещений, количество
химических веществ, которыми оперирует предприятие и т.п.
    Распространение информации
    Вопрос распространения информации является одним из исключительно
важных критериев эффективности применения РВПЗ. Разрабатывать план
распространения информации следует, исходя из того, что эти данные будут
использованы для защиты окружающей среды и здоровья человека.
    Правительство может взять на себя обязательства по распространению
информации и обеспечить равноправный доступ к ней всех заинтересованных
сторон (государственные структуры, наука, бизнес, неправительственные
организации, граждане и СМИ).
    Разрабатывая план по распространению информации, следует учесть:
 цели и задачи распространения данных РВПЗ;
* объемы информации;
* технологические и ресурсные возможности страны и потребителей информации;
* технические возможности использования полученной информации
  потенциальными потребителями;
* взаимосвязь между РВПЗ и природоохранной политикой;
* понимание необходимости развития и усовершенствования системы РВПЗ;
* учет конфиденциальности и коммерческой тайны;
* необходимость предоставлять информацию в доступной широким массам форме;
* возможность использования средств массовой информации (СМИ);
* возможность использования геоинформационных систем (ГИС);
* необходимость привлечения неправительственных организаций;
* необходимость предоставления информации на периодической основе;
* своевременность и достоверность информации;
* наличие средств на распространение.
    Каждая страна разрабатывает свой план распространения информации,
учитывая национальные особенности. По форме это может быть национальный
или региональный отчет, доступный как на бумажных носителях, так и в
электронном виде. Информация относительно РВПЗ может предоставляться
через горячие телефонные линии, Интернет и т.п. В соответствии с
Орхусской конвенцией, информация про РВПЗ должна предоставляться и
распространяться бесплатно.
    Преимущества внедрения и использования системы РВПЗ для разных
потребителей информации
    Общественность. Используя данные РВПЗ, члены общин смогут
идентифицировать и оценить возможный риск для собственного здоровья и
окружающей среды путем определения источников и объемов потенциально
вредных выбросов и их перемещения в разные естественные среды (вода,
воздух, почва), сделать экологически обоснованный выбор относительно
трудоустройства, более сознательно принимать участие в процессе
принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся
окружающей среды, побуждать заинтересованные стороны к диалогу по решению
местных, региональных и даже национальных проблем. В долгосрочной
перспективе использование системы РВПЗ повысит уровень экологической
осведомленности сообщества. Следует отметить, что в странах, где эта
система уже действует, именно НПО являются одними из ключевых участников
процесса распространения информации.
    Правительство. Полученные данные можно использовать при установлении
экологических приоритетов и определении  экологических проблем
и рисков, которые могут возникать, а следовательно, обеспечить наиболее
эффективное использование дефицитных ресурсов. Ценная информация, которую
содержат РВПЗ, также позволяет оценить существующие экологические программы
и усовершенствовать регулятивную систему путем обеспечения данными о
показателях загрязнителей и определение прогресса при использовании
программ снижения загрязнения. Сравнение эмиссий на конкретных предприятиях,
в определенных областях или местностях позволяет определить экологические
"горячие точки". В то время, как существующие системы сбора экологической
информации ориентированы на отдельные составные окружающей среды (воздух,
вода, почва и т.п.), РВПЗ дают возможность получить комплексные данные
и согласовать, упорядочить существующую отчетность о загрязнении. Кроме
того, РВПЗ могут использоваться как модель для сбора данных, измерения и
отслеживания природоохранного прогресса.
    Промышленность. Выбросы являются не только источником загрязнения - они
также источник потери доходов. Огромное производственное предприятие - это
ряд технологических процессов, сотни работников и, несомненно, тысячи
отдельных источников загрязнения. Сбор и обработка данных позволяет
обнаружить ценную информацию для процесса усовершенствования, поскольку
использование РВПЗ фокусирует внимание предприятия на изменении или
модернизации производственных процессов, переходе на другие химические
вещества или продукцию, экологически благоприятные технологические процессы.
    РВПЗ также дают предприятию возможность установления экологических
приоритетов и документирования прогресса. Он может быть чрезвычайно
эффективным средством в определении возможностей для предупреждения
загрязнения и позволяет предприятиям избежать существенных затрат. Кроме
того, РВПЗ может быть полезным для иллюстрации беспрерывного
усовершенствования, что требуется стандартами ISO 14000 и EMAS.
    В условиях рыночных отношений РВПЗ становится мощным инструментом для
усовершенствования производства, минимизации и предотвращения загрязнения
окружающей среды, а также внедрения экологически безопасного оборудования.
Преимущества использования РВПЗ, отмеченные как особо важные для стран
Центральной и Восточной Европы и Новых независимых государств, включают:
 * данные, которые могут использоваться для определения потенциальных
экологических проблем и рисков к моменту достижения ими критической
точки, например, горячих точек;
 * измерение прогресса при добровольном использовании предприятием
программ по снижению загрязнения;
 * обеспечение данными для выявления трансграничных экологических
проблем, которые беспокоят страны, имеющие общую границу или
природные ресурсы;
 * содействие продуктивному диалогу между правительством,
промышленностью и общественностью и лучшему сотрудничеству между
всеми группами;
 * повышение уровня знаний и понимание работниками своего предприятия
и его выбросов.
    Система РВПЗ способствует также воспитанию экологически сознательных
граждан. Например, инвесторы и заинтересованные стороны имеют возможность
получить дополнительную информацию о производителях, использующих
экологически благоприятные и энергосберегающие технологии. Даже сам факт,
что информация о выбросах и перемещении загрязнителей становится
общедоступной, принуждает предприятия прибегать к профилактическим
мероприятиям.
    На определенном этапе развития общества руководитель задумывается над
имиджем своего предприятия и не хочет, чтобы общественность воспринимала
его как сознательного разрушителя окружающей среды или как одну из причин
возможного отрицательного влияния на здоровье населения.
    Таким образом, РВПЗ становится мощным стимулом, побуждающим
предприятия сокращать выбросы загрязнителей. Словом, от предупреждения
потенциально вредных выбросов и/или перемещений выиграют все.
    Л.Гринкевич, ассистент координатора Водной кампании ВЭОО
                "МАМА-86", член рабочей группы по внедрению проекта
                "Реестры выбросов и перемещения загрязнителей
                (РВПЗ) в Украине".

    ТЕРМИНЫ
 1. Реестр выбросов и перемещения загрязнителей - это каталог или база
данных, содержащая информацию о потенциально вредных выбросах (сбросах)
или перемещении загрязнителей в окружающую среду (воздух, воду и почву)
из разных источников загрязнения. Он также содержит информацию о
транспортировании отходов в места их переработки или захоронении.
 2. Загрязнитель - любой химический, физический или биологический фактор
(вещество или соединение), потенциально опасный для окружающей среды и
здоровья людей.
 3. Перемещение - транспортировка  потенциальных загрязнителей за границы
предприятия для использования, повторного использования, сохранения,
переработки, получения энергии или захоронения.
 4. Выброс - любое высвобождение загрязнителей во внешнюю среду в
результате антропогенной деятельности.

          Источник: журнал "Киев-2003", No 2
          Прислал О.Листопад, salad@ukr.net

**************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"  *
*                       (http://www.seu.ru/members/ucs)      *
* Редактор и издатель Лев А.Федоров.   Бюллетени имеются на  *
* сайте:        http://www.seu.ru/members/ucs/ucs-info       *
* ***********************************                        *
*      Адрес:  117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83         *
*      Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru       *
**************************     Распространяется              *
* "UCS-PRESS" 2002 г.    *     по электронной почте          *
**************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

Подпишитесь на электронный бюллетень "Химия и жизнь"

Союз "За химическую безопасность"

Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность":
Проблемы химической безопасности. Химия и война
Экология и права человека

Периодические издания членов СоЭС

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность