Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

*******************************************************************
*  П Р О Б Л Е М Ы  Х И М И Ч Е С К О Й  Б Е З О П А С Н О С Т И  *
*******************************************************************
****       Х И М И Я *  И *  Ж И З Н Ь              ***************
*******************************************************************
**                      Сообщение UCS-INFO.927, 9 октября 2002 г. *
*******************************************************************
                                                Экология территорий

              РОТТЕРДАМ И РИГА: ЭКОЛОГИЯ ПОРТОВ

    Порт должен зарабатывать на городскую экологию
    На международном "Рижском форуме", собравшем в начале сентября
маститых экспертов по городскому развитию из десятка европейских
стран, особого внимания удостоился доклад Хенка де Брюйна, директора
департамента физического и экологического планирования и исследования
Роттердамского порта. Порт расположен в полутора километрах от центра
города. Вода в устье Рейна - некогда клоаки Европы - сейчас одна из
самых чистых в стране.
    Роттердамский порт расположен недалеко от центра города. Однако вода
в Рейне - одна из самых чистых в стране.
    В своем докладе, посвященном сотрудничеству города и порта, Хенк де
Брюйн привел любопытнейшую периодизацию отношений города и порта в
Роттердаме. С начала XX века и до конца Второй мировой город и порт
составляли единый и неделимый организм. С 1945-го до 1985-го в
законодательстве и портовом планировании возобладал изоляционизм -
"развод" во имя охраны природы. С середины 80-х наметилась тенденция
синтеза города и порта - взаимообогащение при сохранении высочайших
стандартов экологической безопасности. Похоже, тут Рига по уровню
мышления и инфраструктуры отстала лет на двадцать. "Час" расспросил г-на
де Брюйна о возможностях сотрудничества города и порта на примере Риги.
 - В Голландии Ригу часто называют "маленьким Парижем". Город не слишком
велик, очень много парков и достаточно места для порта. Порт дает городу
не только рабочие места, но и контекст, узнаваемость. Они неразделимы.
Мне кажется, ваша основная проблема в том, что портовики слишком мало
обсуждают свои замыслы и проблемы с горожанами и наоборот.
    Иногда думают, что можно развивать порт за счет простого увеличения
грузооборота вне широкого гуманитарного контекста. В Роттердаме мы
стараемся обдумывать каждый шаг и в бизнесе, и в вопросах охраны среды.
Не действовать автоматически, а привлекать к принятию решения широкие
круги населения и специалистов.
    Важны две вещи - обеспечение занятости в смысле рабочей силы и
задействования прогрессивной логистики, мышления. Например, для Риги
важен экспорт древесины. Но может быть, стоит переработать ее в бумагу
и заниматься бумажным экспортом? Добиваться увеличения стадий обработки,
повышения добавленной стоимости - вот что нужно городу и порту.
 - В устье Даугавы намечается строительство терминала нефтепродуктов.
Рядом птичий заказник, неподалеку исторические укрепления, рядом живут
люди. Могут ли сосуществовать птички, люди, памятники и транзит опасных
грузов - с точки зрения роттердамского опыта?
 - (Достает карту.) Вот порт и его расширение Maasvlakte . Cовсем рядом
очень интересная природная зона. Вначале окрестные жители протестовали
против расширения порта. Однако нам удалось разработать такой проект,
который оказался для них приемлем. Главное - найти общий язык с теми,
кто выступает за сохранность природы. Но если даже предположить, что в
Риге порт будет закрыт совсем, экологических проблем все равно с каждым
годом будет все больше.
 - ???
 - Современные экологические технологии требуют очень больших вложений, а
деньги нужно заработать. В Нидерландах был период, когда законодательство
поощряло отделение порта с его опасными терминалами от города. Но портовое
производство не опаснее городского. При строительстве новых терминалов
первый обсуждаемый вопрос - это безопасность. На это идет львиная доля
инвестиций. Поэтому в настоящее время порт является более безопасным
местом, чем иное городское производство. Это в первую очередь относится к
нефтяным и химическим терминалам.
    Цифры
    В 2001 году через порт Роттердама перевалено 314,647 млн. тонн грузов.
Нефть и другие жидкие продукты составили 150,931 млн. тонн.
             И.Ватолин, "Час" (Рига), 8 октября 2002 года
             http://www.chas-daily.com/win/2002/10/08/l_029.html?r=31

**************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"  *
*                       (http://www.seu.ru/members/ucs)      *
* Редактор и издатель Лев А.Федоров.   Бюллетени имеются на  *
* сайте:        http://www.seu.ru/members/ucs/ucs-info       *
* ***********************************                        *
*      Адрес:  117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83         *
*      Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru       *
**************************     Распространяется              *
* "UCS-PRESS" 2002 г.    *     по электронной почте          *
**************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

Подпишитесь на электронный бюллетень "Химия и жизнь"

Союз "За химическую безопасность"

Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность":
Проблемы химической безопасности. Химия и война
Экология и права человека

Периодические издания членов СоЭС

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность