Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

*******************************************************************
*  П Р О Б Л Е М Ы  Х И М И Ч Е С К О Й  Б Е З О П А С Н О С Т И  *
*******************************************************************
****       Х И М И Я *  И *  Ж И З Н Ь              ***************
*******************************************************************
**                      Сообщение UCS-INFO.901, 9 августа 2002 г. *
*******************************************************************
                                                    Отходы и доходы

    И ВНОВЬ О МУСОРНЫХ ДЕЛАХ С.-ПЕТЕРБУРГА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

    ТОКСИЧНЫЕ ОТХОДЫ
    Ученые бросили отходы на дороги
    Ресурсосберегающая технология, разработанная в Петербурге,
позволяет перерабатывать токсичные промышленные отходы в безопасные
продукты, которые можно использовать, в частности, как технологическую
добавку для дорожных покрытий.
    Пилотный проект осуществлен на Березниковском химическом заводе.
Отходы, переработанные на заводе в нетоксичные соединения, пущены на
строительство автодорог в Петербурге, Ленинградской области. В частности,
на улице Партизана Германа на участке от Петергофского шоссе до улицы
Чекистов, автомобильных дорог Дружноселье - Перевозное, в Красносельском
и Выборгском районах, в Архангельской области, в районе Северного Урала,
в Республике Коми.
    Вылетают в трубу
    В Петербурге несколько сотен предприятий утилизируют токсичные отходы,
или сливают в канализацию, или выбрасывают на свалку, а то и вовсе где
придется.
    "Полностью переработать сырье при производстве органических веществ
невозможно, - отмечает заведующая кафедрой современного естествознания и
экологии Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического
университета Ирина Масленникова. - Как минимум 20-30% идет в отходы,
которые отравляют водоемы, почвы, воздух. В настоящее время только в
Петербурге более 200 несанкционированных свалок. Наметившийся рост
производства только увеличит количество отходов".
    На предприятиях химической промышленности тоннами образуются смолистые
отходы, на предприятиях металлургической промышленности - целые горы солей
тяжелых металлов. Даже если предприятие пытается утилизировать отходы, то
делает это старыми, дедовскими способами: отходы вывозят на заводскую
свалку и периодически сжигают. Проку от этого нет никакого: во-первых,
загрязняется воздух, во-вторых, ценные органические соединения, которые
могли бы найти применение в народном хозяйстве, просто-напросто "вылетают
в трубу". То же самое и с жидкими стоками: устаревшие технологии не
позволяют ликвидировать их без вреда для окружающей среды, не говоря о
том, что многие предприятия и вовсе выливают их в канализацию.
    Отходы - в доходы
    Ирина Масленникова разработала и запатентовала новую технологию
переработки отходов. Она предложила эти отходы не сжигать и не закапывать
в землю, а использовать для синтеза нетоксичных соединений, которые затем
можно пустить в дело. Например, добавлять в асфальтобетонные смеси,
использовать при технической мелиорации глинистых грунтов и т.д.
    "Мне удалось установить, что очень токсичный анилин хорошо связывается
железистыми соединениями, а именно эти вещества сейчас и идут на свалку", -
говорит Ирина Масленникова. Технология очень проста. Для переработки отходов
нужна чаша с мешалкой. Затем требуется подобрать нужное соотношение анилина
и железа и можно браться за дело. Отходы без всякого нагревания
крепко-накрепко связываются друг с другом и превращаются в твердые
соединения, которые можно пустить в дело, а именно в создание дорожного
полотна. Сейчас на эти цели идут местные породы - очень глинистые и влажные.
На морозе они вспучиваются, и в результате петербуржцы становятся
свидетелями того, как выложенный 2 года назад асфальт начинает трескаться
и идти "по швам". Применение соединений из отходов позволяет широко
использовать местные породы для устройства земляного полотна; уменьшает
расход кондиционных материалов - песка, гравия, щебня; экономить
дефицитное вяжущее - портланцемент.
    Введение добавок из отходов в глинистый грунт не вызывает загрязнений
окружающей среды, так как они растворяются только в сильных кислотах и
щелочах.
    Первопроходцы
    Пилотный проект внедрили на Березниковском химическом заводе
(г.Березники Пермской обл.). Отходы этого завода смешали в определенной
пропорции с отходами соседнего Березниковского титано-магниевого комбината.
Получили 2 тонны продукта, которые пустили на дорожное строительство.
    Специалисты Санкт-Петербургского научно-исследовательского института
гигиены труда и профессиональных заболеваний провели исследования и
подтвердили нетоксичность соединения. В справке Березниковского филиала
научно-исследовательского института химикатов для полимерных материалов
(НИИХИМПОЛИМЕР) отмечается, что "анализ опытной партии аминокомплексного
соединения показал отсутствие в ней свободного анилина. Эти соединения не
представляют опасности для человека при вдыхании и при загрязнении кожи.
Можно полагать, что практическое применение не требует специальных мер
соблюдения техники безопасности, отличающихся от общих правил при работе
с цементом".
    Новое соединение прошло испытания в Санкт-Петербургском государственном
университете, Санкт-Петербургском государственном горном институте
(университете), Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном
университете, Всероссийском научно-исследовательском институте гидротехники
им. Б.Е.Веденеева, Ленфилиале РосдорНИИ, Орегонском государственном
университете (США).
    Испытания показали, что добавка из отходов резко изменяет состояние
высоковлажных глинистых грунтов, устраняет их повышенную липкость, полностью
предотвращает морозное пучение, передает им крупноагрегатную структуру, что
облегчает возможность дальнейшей обработки вяжущими материалами.
    Добавка не утрачивает своих свойств при длительном складском хранении.
Новый метод можно использовать при переработке отходов производства
химической, металлургической промышленности, а также в других отраслях
народного хозяйства.
    Э.Усманова, "Деловой Петербург", 21 января 2002 г.

    БЫТОВУХА
    ПОКА ЧИНОВНИКИ РАЗМЫШЛЯЮТ, КОММЕРСАНТЫ НАЧАЛИ ВНЕДРЯТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИ
БЕЗОПАСНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПО ОБРАЩЕНИЮ С БЫТОВЫМИ ОТХОДАМИ
    7 августа 2002 г. Санкт-Петербург. Сегодня на станции перегруза
бытового мусора одного из автопарков "спецтранс" был проведен пробный пуск
линии по сортировке твердых бытовых отходов (ТБО). Начало промышленной
эксплуатации линии намечено уже на конец августа - начало сентября.
    Коммерсанты, не ожидая пока городские чиновники доработают Концепцию
обращения с отходами, начали внедрять технологии сортировки отходов,
которые являются не только безопасным, но и наиболее выгодным направлением
решения "мусорной" проблемы Санкт-Петербурга.
    Переоборудование станций перегруза в мусоросортировочные комплексы в
точности соответствует направленным в июне 2002 г. в Администрацию
Санкт-Петербурга предложениям Гринпис по совершенствованию системы
обращения с отходами города.
    Согласно предложениям Гринпис, на комплексах должно происходить
отделение всех полезных фракций отходов и прессование оставшейся части с
целью снижения объемов, подлежащих захоронению. Такие меры представляются
хорошей альтернативой  строительству в городе мусоросжигательного завода:
при тех же (или лучших) показателях по уменьшению объемов захораниваемых
отходов, сортировочные комплексы могут давать прибыль и не производят
токсичных выбросов.
    Предложения Гринпис были переданы разработчику Концепции обращения с
отходами Санкт-Петербурга - Санкт-Петербургскому Научному центру РАН для
учета при формировании окончательного варианта. Представители Администрации
высказались за то, чтобы предложения Гринпис выносились на общественные
обсуждения совместно с "официальной" концепцией. Обсуждения планируется
провести осенью 2002 г.
    В тоже время, в ответах, полученных из Администрации Санкт-Петербурга,
предложения Гринпис признаны "заслуживающими внимания", но, по ряду весьма
спорных причин, непригодными к реализации в полном объеме.
    В последние месяцы в прессе многократно публиковались высказывания
официальных лиц о том, что сжигание - наилучший способ решения "мусорных"
проблем Санкт-Петербурга, несмотря на очевидную экологическую опасность и
нерентабельность подобного предприятия. Пока что Администрация города
размышляет о том, как бороться с ТБО - сжигать или не сжигать. И, если
сжигать, то где взять десятки миллионов долларов на строительство
дорогостоящего мусоросжигательного завода.
Отцы города думают, а коммерческое предприятие на практике подтверждает
верность идеи: "ТБО - ценное сырье".
             Санкт-Петербургское отделение ОМННО "Совет Гринпис",
                         info@greenpeace.org.ru, 9 августа 2002 г.

    КРИМИНАЛ
    ЭКОЛОГИЧЕСКИ И ВЗРЫВООПАСНЫЙ ГРУЗ С ПРИЧАЛОВ ЛОМОНОСОВА ВЫВОЗЯТ,
НО УГОЛОВНОЕ ДЕЛО УЖЕ ВОЗБУЖДЕНО
    Главная военная прокуратура РФ возбудила уголовное дело в отношении
руководства ЗАО "Балтийские грузовые линии" по признакам преступления,
предусмотренного ст.247, ч.2 УК РФ - нарушение правил обращения
экологически опасных веществ и отходов. Как стало известно корреспонденту
АЖУРа, речь идет о ненадлежащем хранении большого количества аммиачной
селитры на территории Ломоносовского военного порта.
    По информации, полученной в пресс-службе Главного управления МВД РФ в
СЗФО, в ходе спецоперации сотрудники Оперативно-розыскного бюро управления
совместно с УФСБ и военной прокуратурой Кронштадтского гарнизона eстановили,
что владельцем несанкционированной свалки удобрений является ЗАО "Балтийский
грузовые линии". Возглавляет его 45-летний Сергей Булько. По данным
правоохранительных органов, "БГЛ", арендовавшее причалы порта, осуществляло
складирование и хранение нитрата аммония не имея разрешения местных властей
и санитарно-эпидемиологического надзора.
    В конце декабря прошлого года на причалах No 27,28 ЛВП, где ненадлежащим
образом хранились около 6,5 тысяч тонн селитры (500 тонн из них были
рассыпаны по причалам), специалистами контрольной природоохранной службы
был осуществлен забор проб воды, снега и грунта. Эксперты установили, что
пределы допустимых норм содержания аммиачной селитры в окружающей среде
превышаются почти в 3 тысячи раз, что создает угрозу для жизни и здоровья
людей.
    К настоящему времени установлено, что часть селитры уже отгружена на
суда дальнего плавания, которые направляются покупателю. Между тем, в
соответствии с действующими нормативами, токсичные отходы, которые
хранились с нарушением правил, приравниваются к отходам повышенной
опасности. Кроме того, нитрат аммония является взрывоопасным веществом и
при наличии специальных условий также представляет собой опасность.
    В настоящее время проводятся оперативно-следственные мероприятия по
установлению других лиц, которые могут быть причастны к деятельности "БГЛ".
    Е.Гусаренко
           Агентство Журналистских Расследований (АЖУР):
                     Лента новостей, 16 января 2002 г.

**************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"  *
*                       (http://www.seu.ru/members/ucs)      *
* Редактор и издатель Лев А.Федоров.   Бюллетени имеются на  *
* сайте:        http://www.seu.ru/members/ucs/ucs-info       *
* ***********************************                        *
*      Адрес:  117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83         *
*      Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru       *
**************************     Распространяется              *
* "UCS-PRESS" 2002 г.    *     по электронной почте          *
**************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

Подпишитесь на электронный бюллетень "Химия и жизнь"

Союз "За химическую безопасность"

Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность":
Проблемы химической безопасности. Химия и война
Экология и права человека

Периодические издания членов СоЭС

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность